Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Морально-психологические основы военной службы

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2 г. Красногорска

Московской области

Реферат на тему:

«Морально-психологические основы военной службы»

Выполнила

ученица 10 «Б» класса

Сидорина Юлия

Проверил(а)

Учитель____________

___________________

2005 год

г. Красногорск

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………...2

§1. Патриотизм – источник духовных сил воина…………………….................3

§2. Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина……….....7

§3. Психологическая готовность воина к бою…………………………………13

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Введение.

Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является

долгом и обязанностью ее граждан. Она требует от военнослужащих огромного

напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования

морально-духовных качеств.

Великие полководцы и военачальники неизменно подчеркивали

первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых

боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что «духовные силы

относятся к физическим как три к одному». Исключительно большое внимание

укреплению моральных сил войск придавал А.В. Суворов, что в значительной

степени способствовало его победам в крупных сражениях.

Г.К. Жуков отмечал: «Никто не может провести четкую грань между ролью

собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск.

Однако бесспорно, что при прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые

войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе,

осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они

идут в бой».

Поэтому целью написания этого реферата стала попытка выяснить, какие

же силы, источники питают героизм, мужество российских воинов, укрепляют их

морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной

военной службе и на войне. Это тема тем более актуальна в настоящее время,

что среди многих призывников, молодых людей и российских граждан в целом

авторитет армии значительно упал.

§1. Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимают

любовь к родине, высочайший патриотизм. Дух патриотизма, как беззаветной

любви к Родине, своему Отечеству, лежит в основе и венчает всякую

современную военную систему. «Выше всего, - отмечал видный военный педагог

М.И. Драгомиров, - стоит готовность страдать и умирать, т.е.

самоотвержение… оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву

высшей любви».

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед

Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их

деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический,

гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский; к товарищам –

товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с

общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками.

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные

качества личности. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг,

и ты узнаешь, что в тебе есть».

Если любовь к Родине – это проявление патриотизма, то защита

Отечества – это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства

любви к родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить

тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения

своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее

время среди призывников стало немало.

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с

презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и

крах. Известный военный теоретик Г. Жомини отмечал: «Горе тем странам, в

которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться

мундиру храброго воина, посвятившего обороне родины свою жизнь, свое

здоровье или свое имущество».

Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу.

Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и даже девушки,

еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов, стремясь

стать защитниками Родины.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина

глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского

владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-

боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками

повышать боевую готовность, крепит боевую мощь страны, а если потребуется –

встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример, ведь в

летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского

и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда

знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще

и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и

храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали

военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие

государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и

иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге,

так как для этих людей не существовало самого понятия родины. Их моральный

дух было настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент

опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового

перехода наемников на сторону противника, выигравшего сражение.

И в наши дни не перевелись наемники. Они имеются, в частности, в

армиях некоторых стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Но эти воины

имеют лишь одну цель – деньги, а некоторых из них, кроме того, влечет идею

религиозного фанатизма…

Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя

преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и

накапливали боевые традиции, преумножали славу отцов.

По мере накопления опыта в защите Отечества военный героизм обрел

силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для

российского воинства. Основой военного героизма, его источником являются

патриотизм, любовь к России, верность воинскому долгу.

Чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью

и наиболее убедительным смыслом службы в армии реформируемого Российского

государства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не

ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало,

выражается в конкретных благородных делах и героических поступках.

Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины

каждодневно доказывают в поле, на стрельбищах и танкодромах, в классах и за

пультами боевых машин, в ходе караульной и внутренней службы, а при

необходимости и в боевой обстановке, как это происходило в Чеченской

Республике.

Любовь к родине, верность воинскому долгу неразделимы с воинской

честью и достоинством. Обладать честью во все времена считалось

необходимостью для людей, связанных с ратным делом. При всех остальных

хороших служебных качествах авторитет воина резко падал, если он своим

действием или бездействием бросал тень на честь мундира.

Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достоин

мундира. Эта мысль с самого начала утверждалась в русской армии,

пронизывала все воинские законы и уставы Петра I. Так, в «Уставе ратных и

пушечных дел» подчеркивалось, что «…лучше есть честно умерети, нежели с

бесчестием житии…». Чувство чести, по мнению А.В. Суворова, было главной

пружиной, двигавшей воинов на ратные дела.

Исстари считалось, что воинская честь – это главная добродетель

солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам.

Так, один из военных писателей отмечал: «Честь – святыня… она высшее благо…

честь – награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и

облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей: делает

лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит

никакого пятна».

Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была превыше

всего для молодого бойца и многоопытного фронтовика. Во имя успеха боя,

выполнения приказа российские войны преодолевали любые преграды и

трудности. И чем труднее складывалась обстановка, тем ярче проявлялось

стремление сохранить честь и достоинство. Например, гвардии рядовой Ю.

Смирнов был распят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не

запятнал своего имени предательством.

Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни.

Для воина это означает быстро и без страха действовать в ходе учений,

строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких

условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую

дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: «Действуй по уставу,

завоюешь честь и славу». Отступление же от требований устава, от правил

чести по малодушию, трусости, разгильдяйству или другим причинам ведет к

моральным травмам или даже к нравственной смерти, которая для многих бывает

страшнее физической.

В российской армии всегда презиралась трусость, паникерство,

предательство. Они осуждались также в народе и влекли за собой суровое

наказание.

Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению

к окружающим, в том числе к поверженному противнику и населению побежденных

стран. «Обывателя не обижай! Он тебя поит и кормит. Солдат – не разбойник»,

- неоднократно подчеркивал А.В. Суворов. И авторитет суворовских солдат был

исключительно высок.

Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех

бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной

территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители

европейских городов встречали наших воинов-освободителей с радостью и

цветами, что являлось признанием их высоких моральных качеств и доверия.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет

другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и

преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому

долгу, честность и достоинство…

§ 2. Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий

боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле

боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальники, который

не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности,

исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской

доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской

службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик

М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность

всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы

офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению…». Многие

высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся в трудах

полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского

и др.

Вся героическая история отечественных вооруженных сил убедительно

свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов

совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной

присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного

долга.

Традиции дисциплинированного поведения воинов армии и флота множатся

и сегодня в ходе ратного труда.

Ныне роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств

вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с

огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением

обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащениями

коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых

возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и

флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой

подготовки. Прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектива в этих

условиях является рациональное использование учебного времени, экономия

средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы,

которые в наибольшей степени отвечают современным требованиям.

Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и

боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют

строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого

количества воинов самых разных специальностей, организованности,

технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной

исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности

подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и

флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный

действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь

подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и

качество боевой учебы.

Но что же такое воинская дисциплина, каковы ее содержание и основные

требования?

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий

сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или

иной организации. В соответствии со сферами проявления она может

подразделяться на государственную, производственную, общественную,

техническую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной

дисциплины, имеет свою специфику и особенности. Она соответствует

предназначению Вооруженных Сил, характеру и условиям их деятельности. Суть

воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил

Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть

строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил,

установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров

(начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим

воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его

личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

V быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы

Российской Федерации;

V выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно

изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

V стойко переносить трудности военной службы, не щадит своей жизни для

выполнения воинского долга;

V быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

V поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений

между военнослужащими, крепит войсковое товарищество;

V оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать

правила воинского приветствия и воинской вежливости;

V с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и

удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести

и достоинства граждан.

В этих глубоких и четких уставных положениях отражается весь спектр

требований к воину со стороны государства, народа. Глубокое понимание всеми

воинами общественной значимости уставных требований, приказов командиров

делает воинскую дисциплину особенно прочной. История нашей армии и флота

богата героическими подвигами. Если проанализировать истоки любого из них,

то легко увидеть, что в основе их были глубокая осознанность действий,

стремление честно и до конца выполнить свой воинский долг, приказ

командира.

Воинская служба сложна и сурова. Она не прощает никаких отступлений от

требований дисциплины. «Военная организация, - писал М.В. Фрунзе, - это

специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости,

точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех

распоряжений…»

Душой воинской дисциплины является повиновение, то есть беспрекословное,

сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов,

распоряжений, команд. Воинские уставы подчеркивают, что начальник имеет

право отдавать приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан

беспрекословно выполнять их. Обсуждение приказа недопустимо, а

неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским

преступлением. Потому исполнительность – важнейшее требование дисциплины.

Особенно в боевых условиях. В бою все построено на исполнительности каждого

воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном выполнении каждым

своих обязанностей. Малейшее нарушение установленного порядка, плана

действий может привести к невыполнению задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает проявления разумной

инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в

сложных ситуациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя

ответственность за их исполнение, искать выход из трудного положения.

Однако следует всегда помнить, что приказ командира имеет для

военнослужащего силу закона. В суровую военную пору родилась поговорка6

«Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ». С полным основанием можно

сказать, что и в мирное время строгое и точное выполнение приказа командира

является первой солдатской и матросской заповедью.

Каждый солдат и матрос обязан помнить, что без крепкой воинской

дисциплины немыслима высокая боевая готовность подразделения, части,

корабля. Развитие способов боевых действий, наличие сложнейших коллективных

систем оружия и боевой техники, требующих строго согласованных,

последовательных действий, усиливают личную ответственность каждого воина

за выполнение своих обязанностей, приказов и распоряжений командиров. Чтобы

обеспечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие

действия каждого члена экипажа и расчета, умение понимать друг друга с

полуслова, все подчинять интересам коллектива.

В современных условиях наряду с возросшим значением общего воинского

порядка и организованности неизмеримо повысилась роль таких важнейших

условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, когда от личного

состава требуется наивысшее напряжение духовных и физических сил,

дисциплина времени, дисциплина полетов, дисциплина грамотной эксплуатации

боевой техники и т.п.

Говоря о дисциплине времени, важно отметить, что фактор времени ныне

имеет исключительное значение для боевой готовности. Если в прошлом на

приведении войск в боевую готовность отводились продолжительные сроки, то

теперь огромные скорости полета ракет и самолетов ограничивают это время до

считанных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых

задач и нормативов ведется непрерывная борьба за выигрыш каждой секунды, за

быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисциплина грамотной

эксплуатации боевой техники. Она включает в себя высокую культуру и

своевременность ее обслуживания, четкие и умелые действия в ходе

регламентных работ, настройки и регулировки аппаратуры. Даже малейшее

отступление от требований инструкций и наставлений, правил ее эксплуатации

может привести к выходу из строя сложной боевой техники.

Значительно возросшие возможности современного оружия и боевой техники

повысили причастность рядовых воинов к решению крупных и ответственных

задач, подняли роль и значение самостоятельности каждого из них. Воинская

дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяют

воинам научиться концентрировать свои духовные и физические силы на

преодолении трудностей, воспитать в себе высокие морально-психологические и

боевые качества, способствующие выполнению любой поставленной задачи.

Таким образом, понятие воинской дисциплины исключительно емко. Это и

неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное

выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний занятий,

распорядка дня, и хорошо налаженная служба войск и твердый уставной

порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и твердого порядка –

задача очень сложная и может быть решена усилиями всех военнослужащих на

основе следования уставным правилам поведения.

§ 3. Психологическая готовность воина к бою.

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия

главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в

современных условиях во многом зависят от морально-психологического

состояния личного состава, его способности военные тяготы и лишения,

преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата

к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин

должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя

психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой

обстановки.

Боевые действия, угроза для жизни оказывают на воина сильное

воздействие, требуют от военнослужащего психологической устойчивости,

стойкости, инициативы и дисциплины. У психологически подготовленных

военнослужащих в боевой обстановке появляется характерное боевое

возбуждение, обостряющее внимание, память и мышление, что способствует

активности и целеустремленности действий. У воинов, недостаточно

подготовленных в психологическом и профессиональном отношениях, под

влиянием возникающих в бою отрицательных чувств и общего состояния психики

может замедляться реакция, нарушаться координация и устойчивость движений и

действий, ослабляться внимание и память. Это снижает и ставит под угрозу

результативность их деятельности.

Среди важнейших факторов морально-психологического и психических

свойств, определяющих поведение солдата в бою, можно выделить: степень

физического и душевного переутомления; воздействие стресса; наличие чувства

страха; боевой настрой.

В боевых условиях воины должны помнить несколько правил, проверенных

на практике и обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости:

1) По возможности необходимо своевременно и калорийно питаться.

2) Соблюдать норму потребления жидкости. Избыточное количество жидкости

усиливает усталость.

3) Использовать время, отведенное на отдых, только по назначению. Отдых

снимает усталость и психическую нагрузку.

4) Избегать применения лекарств. В случае болезни необходимо лечиться в

медицинских учреждениях.

5) Умственную усталость можно снять беседой с товарищами. Углубление в

свои проблемы в одиночестве только усилит усталость. Необходимо

своевременно поддерживать товарищей.

Важнейшими задачами подготовки личного состава к боевым действиям

являются преодоление страха и паники. Также укрепление дружбы и

товарищества в отделениях, расчетах, экипажах, которые служат основой

поддержания боевого духа и психологической устойчивости войск.

Страх – это врожденное свойство человека, связанное с подсознанием и

чувством самосохранения. Стремление уклониться от опасности часто

происходит инстинктивно. Полностью преодолеть страх невозможно, ему

подвержены все. У 90% военнослужащих он имеет явно выраженные формы во

время боевых действий. Более того, в условиях длительного пребывания в

условиях опасности не уменьшает, а увеличивает страх.

В разные времена использовались различные способы борьбы со с трахом на

войне. У солдат воспитывалось чувство боевого товарищества и взаимовыручки

в бою, ненависть к врагу. Командование прибегало к награждению отличившихся

и использовало угрозу смертной казни за трусливое поведение. Однако в

современной войне подобное принуждение малоэффективно.

Наиболее эффективным средством борьбы со страхом сегодня остаются

дисциплина, добросовестность и товарищество. Боязнь выглядеть трусливым в

глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и

победить страх. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости

личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их

духовная готовность и способность переносить испытания войны и добиваться

победы над врагом…

В целом, психологическая подготовка военнослужащего представляет

собой комплекс мероприятий по формирования у него психологической

устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения

боевой задачи. Позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость

психологических и физических нагрузок, приобрести умение действовать в бою

самоотверженно, активно, инициативно.

Опыт показывает, что не всегда профессиональная подготовка

военнослужащего в должной мере проявляет себя тогда, когда это необходимо.

То, что еще вчера в повседневной спокойной обстановке выполнялось хорошо и

отлично, сегодня в бою либо не выходит совсем, либо получается наполовину.

Это проявление недостаточной подготовки воина в психологическом отношении.

Психологическая подготовка военнослужащих должна отвечать современным

требованиям и быть направлена на повышение боевой готовности и

боеспособности Вооруженных Сил.

Бой предъявляет очень жесткие требования к умению военнослужащего

быстро реализовывать свой профессиональный потенциал. Цена этому часто –

жизнь его самого, его товарищей, выполнение боевой задачи.

Способность же военнослужащего выполнить свою задачу так, как он

умеет (проявить боевое мастерство), зависит прежде всего от внутренних

факторов: убеждений человека; его способности эффективно действовать в

ситуациях опасности, внезапности, дефицита времени и т.д.; эмоционального

состояния воина в данный момент времени; состояние его здоровья и т.д.

Совокупность всех этих факторов получила название «психологической

готовности».

Психологическая готовность воина к бою – один из основных компонентов

готовности подразделения к немедленным боевым действиям. Она предполагает,

во-первых, осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных,

близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии, во-

вторых, желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости,

добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности воина к бою являются:

отсутствие суетливости либо замкнутости, расчетливое, ровное поведение;

четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное

физиологическое состояние (частота пульса, дыхание, цвет лица и т.д.).

Выделяют три уровня состояния психологической готовности к бою:

низкий, средний и высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него

отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив

либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других

с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин

допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое

состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений,

стремление испытать себя, добиться победы над противником. На таком уровне

психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают

защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно воинам уметь поддерживать у себя и других перед

боем средний уровень. А при переходе к боевым действиям добиваться высокого

уровня психологической готовности.

Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные

знания, формировать у себя боевые навыки и умения – основу уверенности в

себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать

у себя психологическую готовность к немедленным боевым действиям.

Заключение.

Военная служба позволяет максимально объективно оценить самого себя,

свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но

и Родине, Отечеству, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг,

и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен». Каждый

гражданин, честно исполнивший свой воинский долг, приобретает ничем не

восполнимое моральное право – прямо и открыто смотреть в глаза

соотечественников, не отворачивая стыдливо взгляд ни от убеленного сединами

ветерана, ни от своего сверстника, ни от младшего брата. Отслужив в армии,

человек сделает то, что должен и обязан был сделать по совести и по закону.

Несомненно, прошедший военную службу больше приобретает, чем теряет. Прежде

всего, солдат проходит школу духовного, нравственного и физического

возмужания; армейская служба – это один из самых трудных и потенциально

опасных видов человеческой деятельности.

Среди армейских приобретений, жизненно необходимых любому деятельному

человеку, на одном из первых мест стоит привычка к исполнительности,

точности, порядку, одним словом – дисциплинированность.

…Служить честно, завершить службу достойно – значит стать человеком,

окрыленным чувством исполненного долга и устремленным в будущее, личностью,

способной достигать самых высоких жизненных целей…

Список использованной литературы.

1. Гражданином быть обязан: об истории Российского государства и его

Вооруженных Силах,

традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы.

/Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011