|
Методические указания: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, для студентов всех форм обучения, специальности 061100 «Менеджмент организации»
министерство труда
и социального развития
российской федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г.Пятигорске
Н.а.Зиновьев
Управление персоналом
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИе МАТЕРИАЛы
для студентов всех форм обучения
специальности 061100 «Менеджмент организации»
Пятигорск 2003
ББК Ф
Учебно-методические материалы подготовлены: к.э.н. доц. Н.А.Зиновьевым
Рецензент : к.э.н.,доц.Коргова М.А.
Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры
экономических и математических дисциплин
29.08.2002 г.протокол №.1
(Зиновьев Н.А,.)
(Управление персоналом для студентов всех форм обучения специальности 061100
«Менеджмент организации»): Учеб.-метод, материалы. - Пятигорск.: Изд-во МГСУ
«Союз». 2003. – 20 с.
БК
©Издательство МГСУ «Союз». 2003
© (Зиновьев Н,А,.). 2003
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по дисциплине «Управление персоналом»
В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого
фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и
предпринимательские способности работников рассматриваются как основной
ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического
развития деловых организаций.
Учебный курс «Управление персоналом» является базовой специальной
дисциплинойдля специалистов- менеджеров, нацеленной на формирование у
студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми
отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями
планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой
деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и
трудовых споров.
Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Теория
организации», «Социология», «Организационное поведение», «Трудовое право».
Программа курса составлена в соответствии с требованием Государственного
образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» и
аккумулирует достижения мировой и отечественной теории и практики управления
персоналом.
В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические
занятия, деловые игры, тестирование, конференции.
Рубежный контроль знаний включает проведение итоговой конференции и сдачу
экзамена.
Специалист должен:
Знать | Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом» .Механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие. | Уметь | Проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы. | Иметь представление | Об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте. | Уметь использовать информацию в ситуациях; и т.д. | Современные концепции управления трудом в деловых организациях. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Управление персоналом»
Специальность 061100 «Менеджмент организации»
Количество часов по 5-летнему плану:
Дневное отделение – 10 6
№ | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | Всего | Самост работа | Аудиторные занятия | Всего | лекционные | Группо-вые | лабора-торные | контр раб | КУРсов раб | зачет | экзамен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом | | | | 2 | 1 | | | | | | 2 | ТЕМА 2. Кадровая политика. | | | | 2 | 1 | | | | | | 3 | ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. | | | | 2 | 1 | | | | | | 4 | ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. | | | | 2 | 1 | | | | | | 5 | Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. | | | | - | 1 | | | | | | 6 | ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство. | | | | 4 | 1 | | | | | | 7 | Модели лидерства. | | | | - | 1 | | | | | | 8 | Партнерство. (Деловая игра Common). | | | | - | 1 | | | | | | 9 | ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. | | | | 4 | 1 | | | | | | 10 | Технология имиджа менеджера. | | | | - | 1 | | | | | | 11 | Организация труда руководителя. | | | | - | 1 | | | | | | 12 | ТЕМА 7. Управление группой. | | | | 4 | 1 | | | | | | 13 | ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. | | | | 4 | 1 | | | | | | 14 | Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции. | | | | - | 1 | | | | | | 15 | ТЕМА9. Управление конфликтами. | | | | 4 | 1 | | | | | | 16 | Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении. | | | | - | 1 | | | | | | 17 | ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом. | | | | 4 | 1 | | | | | | 18 | Мотивация как функция управления. | | | | - | 1 | | | | | | 19 | Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур. | | | | - | 1 | | | | | | Итого часов по курсу: | 106 | 58 | 48 | 32 | 16 | | | | | 8 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Управление персоналом»
Специальность 061100 «Менеджмент организации»
Количество часов по 5-летнему плану:
Заочное отделение - 102
№ | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | Всего | Самост работа | Аудиторные занятия | Всего | лекционные | Группо-вые | лабора-торные | контр раб | КУРсов раб | зачет | экзамен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | TЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом | 6 | 5 | 1 | 1 | | | | | | | 2 | ТЕМА 2. Кадровая политика. | 5 | 5 | | | | | | | | | 3 | ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента. | 6 | 5 | 1 | 1 | | | | | | | 4 | ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия. | 7 | 6 | 1 | 1 | | | | | | | 5 | Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала. | 6 | 6 | | | | | | | | | 6 | ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство. | 7 | 6 | 1 | 1 | | | | | | | 7 | Модели лидерства. | 6 | 6 | | | | | | | | | 8 | ТЕМА 6, Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя. | 7 | 6 | 1 | 1 | | | | | | | 9 | Технология имиджа менеджера. | 6 | 6 | | | | | | | | | 10 | Организация труда руководителя. | 4 | 4 | | | | | | | | | 11 | ТЕМА 7. Управление группой. | 5 | 4 | 1 | 1 | | | | | | | 12 | ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива. | 5 | 4 | 1 | 1 | | | | | | | 13 | Психология толпы. Внеколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции. | 4 | 4 | | | | | | | | | 14 | ТЕМА9. Управление конфликтами. | 5 | 4 | 1 | 1 | | | | | | | 15 | Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении. | 4 | 4 | | | | | | | | | 16 | ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом. | 5 | 4 | 1 | 1 | | | | | | | 17 | Мотивация как функция управления. | 4 | 4 | | | | | | | | | 18 | Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур. | 5 | 4 | 1 | 1 | | | | | | | Итого часов по курсу: | 106 | 97 | 9 | 9 | | | | | | 8 |
ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Управление персоналом»
ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления
персоналом
Содержание темы:
Менеджмент и его типы. Управление персоналом как тип менеджмента. Цели и
задачи управления персоналом. Концепция управление персоналом в организации.
Система управления персоналом. Принципы и методы построения системы
управления персоналом. Отбор и оценка кадров. Планирование карьеры. Власть и
основные формы ее реализации. Власть и ответственность.
Литература:
- Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
-
Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
-
Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
- Кадровое обеспечение
государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
- Философия
власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
- Янов А. Истоки автократии //
Октябрь, 1999 г. - №8.
ТЕМА 2. Кадровая политика.
Содержание темы:
Сущность кадровой политики. Планирование потребности в персонале. Структура
кадров системы управления. Переподготовка и повышение квалификации кадров.
Отбор, оценка и расстановка кадров. Требования к кадром. Развитие
коммуникативных возможностей персонала. Ротация и продвижения кадров.
Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
Литература:
- Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М.,
1998 г. – С. 217 – 350
- Хостинг А. Курс предпринимательства. – М.,
2001 г. – С. 228 – 230
- Розенбаум Ю.А. Формирование
управленческих кадров. – М., 2000 г.
- Тичин Н., Девана М.А.
Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
- Якокка Ли. Карьера
менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и
менеджмента.
Содержание темы:
Управленческая психология как наука. Взаимосвязь управленческой психологии с
другими науками управленческого цикла. Психологические трудности переходного
периода. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации,
народа к новым условиям социальной среды. Положительные результаты адаптации
и ее отрицательные результаты. Социально-психологическая адаптация населения
к рынку как 1) смена парадигмы экономического сознания; 2) смена «вершинной»
и «глубинной» экономической психологии, особенно ценностей и идеалов; 3)
смена «психологии хозяйственных эпох».
Адаптация как проблема мотивации. Смена или коррекция ценностей. Поиск своего
пути создания нового общества. Социально-психологические факторы поиска.
Психологические законы функционирования рыночной экономики. Создание новой
«душевной» Структуры человека как приоритетная проблема формирования нового
общества, Необходимость создания социально-психологической службы населения.
Литература:
1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
-
Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
- Попов
В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
-
Кэмбелл Р., Маккони, Стэнли Л. Бюро Экономика: принципы, проблемы, понятия.
В 2-х томах. – М., 2000 г. Т.1. – С. 18, 23, 27, 36.
ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
Содержание темы:
Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
Индивидуально-психологические, общественно-психологические и научно-
мировоззренческие качества личности. Необходимость индивидуального подхода к
личности в управлении. Проблема совместимости психологии личности и методов
управленческого воздействия (технология индивидуальной работы с персоналом).
Пути повышения продуктивности индивидуальных методов работы. Методы «техника»
познания личности. Психодиагностика как область психологического знания.
Области применения и возможности использования психодиагностики в
управленческой деятельности и кадровой работе.
Литература:
- Бизнес и менеджер: все о маркетинге. В 2-х томах. –М., 2002 г.
-
Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США – М., 2000 г.
-
Пронников В.А, Ладанов И.Д. «Управление персоналом в Японии» -М., 2000 г.
-
Филиппов А.В. Работа с кадрами (психологический аспект) М., 2001 г.
-
Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1999 г.
ТЕМА 5. Руководство: власть, влияние и партнерство.
Содержание темы:
Руководство в организации. Управление и лидерство. Лидерство как способность
оказывать влияние на людей для достижения поставленных целей. Теории
лидерства. Понятие лидерства. Качества лидера Лидер и менеджер: общее и
особенные черты. Развитие лидерского потенциала. Власть как возможность
влияния на поведения людей. Основы власти руководителя (власть принуждения,
власть компенсации, власть информации и т.д.). Виды власти. Баланс власти.
Власть как функция взаимодействия. Партнерство руководителя и подчиненных.
Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к
участию в управлении. Их сильные и слабые стороны. Условия и способы,
эффективного использования руководителем инструментов влияния.
Литература:
- Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. -
№4
- Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
- Роль лидеров в
реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
- Тичи Н.И.,
Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.
Содержание темы:
Стиль руководства как категория управления. Классификация стилей руководства,
зависимость стиля руководства от степени зрелости подчиненных. Субъективная
составляющая стиля руководства. Модель личности современного руководителя.
Имидж руководителя. Создание и перестройка имиджа. Профессиограмма и
социально-психологический портрет руководителя. Биографические
характеристики, способности, черты личности, менеджерские характеристики.
Организация труда руководителя: секретариат. Технические средства управления,
самоменеджмент руководителя. Культура Управленческой деятельности.
Литература:
- Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя –
практика – М., 2001 г.
- Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика
рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
-
Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г.
- Корнеги Д. как завоевать
друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990 г.
- Шемль В.М.
Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
- Шемль В.М. Управленческая
этика. – М., 1999 г.
- Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового
этикета.
- Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя:
эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
-
Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
-
Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. –
М.: Экономика, 1999 г.
- Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М.,
2002 г.
ТЕМА 7 .Управление группой
Содержание темы:
Групповые методы работ с персоналом. Типы групп в управлении. Большие и
малые группы. Формальное и не формальное структура групп. Развитее не
формальных организаций и их характеристик. Основные причины вступление людей в
не формальные организации. Проблемы, с вязанные с возникновением не формальных
групп, возможность их преодоления с пользой для организаций. Повышения
эффективности функционирования формальных групп и организаций. Факторы,
влияющие на эффективность выполнения командными группами поставленных целей.
Ролевое поведение и регулирование. Межгрупповые отношения. Особенности
организации межгрупповых отношений. Психологические трудности общения и
психотехнология их преодоления. Психологические принципы эффективной
коммуникации.
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998 г.
-
Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М., 1999 г.
-
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 2000 г.
-
Шибутани Т. Социальная психология. – М.. 1998 г.
- Дизель П.М.,
Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. – М., 2002 г.
-
Зазыпин В., Ланг Л. Руководить без понедельников. – М., 2000 г.
-
Зазыпин В.Г., Чернешев А.П. Менеджмент: Психоаналитические секреты
профессии.
- Роберт М.А., Тильман Д. Психология индивида и
группы., - М., 2000 г.
ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
Содержание темы:
Взаимосвязь и противоречия коллективного и личного. Формирование коллектива.
Качество персонала. Управление подбором персонала. Построение коллектива.
Руководством коллектива. Этапы построение коллектива. Преимущество и
недостатки коллективной работы. Менеджер как воспитатель коллектива.
Литература:
- Вудкюк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2001 г.
-
Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – М., 2000 г.
-
Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 2001 г.
-
Кричевский Р.А. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 2000 г.
-
Менеджмент в организации / Учебное пособие / Румянцев З.П., Соломатин Н.А.
– М., 2000 г.
- Сайман Герберт А. Менеджмент в организациях. – М.,
2000 г.
- Старобинский Э.Е. Как упровлять персоналом. – М., 2001
г.
- Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1999 г.
-
Шредер Герман А. Руководить своеобразно ситуацией. Пер. с нем. – М., 1999
г.
ТЕМА 9 . Управление конфликтами.
Содержание темы:
Природа и виды конфликта. Проблемы изучения конфликта науки. Движущие силы
конфликтов и формы их протекания. Социальное напряженность и конфликт.
Стратегии и техника управления конфликтами. Анализ и способы разрешения
конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Конструктивные и деструктивные
конфликты. Практика использования конфликтов в управлении.
Литература:
- Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999
г.
- Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. -
С. 189 -204
- Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
-
Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
ТЕМА10. Мотивация работы с персоналом.
Содержание темы:
Мотивация как функция управленческого цикла. Роль мотивации в достижении цели
управлении. Иерархия потребностей и мотивация личности. Эволюция идей в
мотивации. Классическая теория в мотивации (Маслогд, Геруберг, Ман-Кмиланд и
д.р.). Современные теории мотивации. Системы эффективного стимулирования
труда, материальное стимулирования, мотивация трудом и карьеры, мотивация
средой. Обновления мотивов. Адекватные вознаграждение и теория ожиданий.
Психологические аспекты мотивации. Зарубежный опыт психологического подхода к
стимулированию труда. Особенности мотивации и стимулирование персонала
государственной службы.
Литература:
1. Каволев В.И. мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г.
2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность
производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г.
3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М.,
2001 г.
4. Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480
5. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175
6. Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г.
7. Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг /
пер. с англ. – М., 1999 г.
8. Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г.
9. Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г.
ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Семинар I. ТЕМА 1. Управление персоналом как тип менеджмента.
Сущность управления персоналом.
Вопросы для обсуждения:
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением
персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
-
Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее
реализации.
Темы докладов/рефератов:
- Управление деловой карьерой в организации.
- Специфика
управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература:
- Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001 г.
-
Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000 г.
-
Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999 г. - №3
- Кадровое обеспечение
государственной службы. – Ростов на Дону, 1999 г.
- Философия
власти – М.: изд-во МГУ, 2002 г.
- Янов А. Истоки автократии //
Октябрь, 1999 г. - №8.
Семинар 2. ТЕМА 2. Кадровая политика.
Вопросы для обсуждения:
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы
управления.
- Развитие коммуникативных возможностей персонала.
-
Ротация и продвижения кадров.
- Кадровая служба: функции, организация,
ответственность.
Темы докладов/рефератов:
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. – М., 1998 г. – С.
217 – 35
- Хостинг А. Курс предпринимательства. – М., 2001 г. – С. 228 – 230
-
Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000 г.
-
Тичин Н., Девана М.А. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 2002 г.
-
Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000 г.
Семинар 3. ТЕМА 3. Управленческая психология. Психологические проблемы
бизнеса и менеджмента.
Вопросы для обсуждения:
- Управленческая психология как наука.
- Взаимосвязь
управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
-
Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
-
Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к
новым условиям социальной среды.
Темы докладов/рефератов:
- Адаптация как проблема мотивации.
- Психологические законы
функционирования рыночной экономики.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады
Литература:
- Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4. –С 207 -212
-
Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001 г.
- Булгаков С.Н. Философия
хозяйства. – М., 2000 г. – С.187
- Франки В. Человек в поисках
смысла – М., 1999 г. –С 10 -11
- Попов В.Д. Адаптация населения к
рынку // Человек и труд. – 2001 г. -№3
Семинар 4. ТЕМА 4. Личность как объект управленческого воздействия.
Вопросы для обсуждения:
- Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
-
Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
-
Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого
воздействия.
- Психодиагностика как область психологического
знания.
Темы докладов/рефератов:
- Области применения и возможности использования психодиагностики в
управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
- Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999 г.
-
Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002 г.
- Аванесов
В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000 г.
- Бодалев
А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000 г.
- Берлочук Л.Ф.
Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999
г.
- Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999 г.
-
Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г.
-
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
-
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности. – М 1999 г.
- Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
-
Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
Практическое занятие 1.ТЕМА 4. Социальный психоанализ, психокоррекция
поведения персонала.
Вопросы для обсуждения:
- Предмет психодиагностики как области психологического знания.
-
Методы и техника психодиагностики:
а) тесты, опросники;
б) проективная техника;
в) школьная техника;
г) диалогическая техника, и д.р.
Темы докладов/рефератов:
1. Области применения и возможности использования психодиагностики в
управленческой деятельности и кадровой работе.
Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование
Формы контроля самостоятельной работы студентов: рефераты
Семинар 5 .ТЕМА5. Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства.
Вопросы для контроля знаний:
- Руководство в организации.
- Управление и лидерство.
-
Теории лидерства.
- Партнерство руководителя и подчиненных.
-
Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников
к участию в управлении.
- Базовые подходы к изучению проблемы
лидерства.
- Лидерство в механизме осуществления власти.
Темы докладов/рефератов:
- Лидер и менеджер: общее и особенные черты.
- Власть как
возможность влияния на поведения людей.
- Качества современного
лидера.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
- Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999 г. -
№4
- Качество элиты // Деловой мир, 2001 г.
- Роль лидеров в
реорганизации предприятия // Кадры. – 2000 г. - №2
- Тичи Н.И.,
Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002 г.
Практическое занятие 2.ТЕМА 5. Партнерство. (Деловая игра Common).
Вопросы для обсуждения:
- Ознакомление с правилами игры.
- Пробная игра.
- Игра.
- Подведение итогов игры.
Темы докладов/рефератов:
- Модели лидерства.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
СЕМИНАР 6.ТЕМА 6. Стиль руководства. Социально-психологический портрет
руководителя.
Вопросы для обсуждения:
- Стиль руководства как категория управления.
- Классификация
стилей руководства.
- Субъективная составляющая стиля руководства.
-
Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
Темы докладов/рефератов:
1. Модель личности современного руководителя.
Формы текущего контроля знаний: опрос, решение задач
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Литература:
- Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность
использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
- Осипов
Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
-
Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
- Шемль В.М.
Управленческая этика. – М., 1999 г.
СЕМИНАР-конференция 1. ТЕМА 6. Технология имиджа менеджера.
Вопросы для занятий:
- Роль имиджа в политики, бизнесе, управлении.
- Общие условия
формирования личного обаяния.
- Некоторые специфические условия и
приемы овладения имиджем (Официальная переписка, стратегия и тактика
ведения переговоров, официальные приемы и т.п.)
Темы докладов/рефератов:
- Авторитет руководителя.
- Имидж организации.
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература:
1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя –
практика – М., 2001 г.
2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для
советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
3. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001 г.
4. Корнеги Д. как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.,
1990 г.
5. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000 г.
6. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
7. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
СЕМИНАР 7, ТЕМА 6. Организация труда руководителя.
Вопросы для занятий:
- Необходимость организации труда руководителя.
- Планирование
рабочего времени.
- Тренировка памяти.
- Быстрое чтение.
-
Управлением стрессом.
- Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов,
специфика помещения и его оборудования).
- Работа с документами.
Темы докладов/рефератов:
- Временной ресурс руководителя.
- Тренировка интеллекта и
выработка креативного мышления.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность
использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000 г.
2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999 г.
3. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого
труда. – М.: Экономика, 1999 г.
4. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002 г.
СЕМИНАР 8, ТЕМА 7. Управление группой
Вопросы для занятий:
- Групповые методы работ с персоналом.
- Типы групп в
управлении.
- Формальное и не формальное структура групп.
-
Основные причины вступление людей в не формальные организации.
-
Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
Темы докладов/рефератов:
- Психологическая совместимость в малых группах.
- Психологические
аспекты эффективной коммуникации.
- Психологические аспекты эффективных
инноваций.
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
- Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя –
практика – М., 2001 г.
- Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика
рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000 г.
-
Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
- Гриман Л.П.
Общение собой – М. 2001 г.
СЕМИНАР 9 ТЕМА 8. Управление формированием и развитием коллектива.
Вопросы для занятий:
- Формирование коллектива.
- Качество персонала. Построение
коллектива.
- Построение коллектива. Этапы построение коллектива.
-
Преимущество и недостатки коллективной работы.
- Менеджер как
воспитатель коллектива.
Темы докладов/рефератов:
- Формирование команд.
- Роль менеджера в воспитании коллектива.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
1. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 –
104
2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998
г. - №12. – С 104 – 112
3. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000 г.
4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999 г.
5. Борунов А.Ф. Карманная энциклопедия делового этикета.
СЕМИНАР 10. ТЕМА 8. Психология толпы. В неколлективные формы массового
поведения людей и способы их коррекции.
Вопросы для занятий:
- Массовые формы внеколлективного поведения.
- Феномен толпы. Психология толпы.
Темы докладов/рефератов:
- Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное
поведение
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г.
- Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999 г.
-
Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 19998 г. - №12. – С. 102 – 104
-
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999 г.
-
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности. – М 1999 г.
- Общая психодиагностика. – М., 2000 г.
-
Практикум по Экспериментальной и прикладной психологии. – М., 2001 г.
СЕМИНАР 11. ТЕМА 9 Управление конфликтами.
Вопросы для занятий:
1. Природа и виды конфликта.
2. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
3. Стратегии и техника управления конфликтами.
4. Анализ и способы разрешения конфликтов.
Темы докладов/рефератов:
- Методы разрешения конфликтов.
- Практика использования конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999 г.
2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. - С. 189
-204
3. Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
4. Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
5. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898 г.
СЕМИНАР 12. ТЕМА 9. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в
деловом общении.
Вопросы для занятий:
1. Типология и характеристика конфликтов делового общения.
2. Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом
общении.
3. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
4. Условия и возможности саморегуляции в общении.
Темы докладов/рефератов:
1. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
- Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999
г.
- Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г. -
С. 189 -204
- Василюк В.Е. «Психология переживания» - М., 1998 г.
-
Гриман Л.П. Общение собой – М. 2001 г.
- Петровский А. Синдром толпы //
Литературная газета 1999 г.
- Фрейд З. Психология масс и анализ
человеческого Я // Диалог. – 1998 г. - №12. – С 104 – 112
СЕМИНАР 13. ТЕМА 10. Мотивация работы с персоналом.
Вопросы для занятий:
1. Мотивация как функция управленческого цикла.
2. Роль мотивации в достижении цели управлении.
3. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
4. Психологические аспекты мотивации.
Темы докладов/рефератов:
- Особенности мотивации и стимулирование персонала .
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1.Каволев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999 г.
2.Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность
производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000 г.
3.Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001 г.
4.Как добиться успеха / под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002 г. С 460 – 480
Семинар 14, ТЕМА 10. Мотивация как функция управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента.
Классические теории мотивации.
2. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных
систем.
3. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
4. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
5. Тестирования по оценке собственных мотивационных тенденций.
Темы докладов/рефератов:
1. Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Литература:
1.Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика – Т.2. – М., 2000 г. – С. 156 – 175
2.Проников В.А., Ладанов И.Д. Упровление персоналом в Японии – М., 1999 г.
3.Роджерс Ф., - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с
англ. – М., 1999 г.
4.Управление по результатам / пер. с финского – М., 1998 г.
5.Шегель В.М. Управленческая психология, - М., 2000 г.
СЕМИНАР-конференция 2. ТЕМА 10. Методы обучения персонала государственных и
коммерческих структур.
Вопросы для занятий:
1. Цели и способы оценки управленческого персонала.
2. Подготовка программы Центра оценки персонала.
3. Проведение мероприятий по оценке персонала.
4. Обработка и способы использования результатов.
Темы докладов/рефератов:
1. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение
социального партнерства.
2. Зарубежные модели социального партнерства.
3. Подготовка кадров и повышение их квалификации.
4. Планирование кадровой работы с использованием АСУП,
Формы текущего контроля знаний: опрос, дискуссия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады.
Литература:
- Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки
управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М.,
2002 г.
- Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001 г.
вопросы
для подготовки к экзамену
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением
персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
-
Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее
реализации.
- Специфика управления персоналом в различных
национальных моделях менеджмента.
- Сущность кадровой политики.
-
Структура кадров системы управления.
- Кадровая служба: функции,
организация, ответственность.
- Управленческая
психология как наука.
- Положительные результаты адаптации и
ее отрицательные результаты.
- Личность как субъект и
«универсальный ресурс» рыночной экономики.
- Необходимость
индивидуального подхода к личности в управлении.
- Проблема
совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
-
Психодиагностика как область психологического знания.
- Предмет
психодиагностики как области психологического знания.
- Области
применения и возможности использования психодиагностики в управленческой
деятельности и кадровой работе
- Управление и лидерство.
-
Теории лидерства.
- Партнерство руководителя и подчиненных.
-
Виды влияния, обеспечивающие партнерство
- Базовые подходы к
изучению проблемы лидерства.
- Лидерство в механизме осуществления
власти.
- Качества современного лидера.
- Модели лидерства.
-
Стиль руководства как категория управления.
- Классификация стилей
руководства.
- Субъективная составляющая стиля руководства.
-
Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
-
Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
- Необходимость организации
труда руководителя.
- Планирование рабочего времени.
-
Управлением стрессом.
- Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов,
специфика помещения и его оборудования).
- Работа с документами.
-
Групповые методы работы с персоналом.
- Типы групп в управлении.
-
Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
-
Психологические аспекты эффективной коммуникации.
- Психологические
аспекты эффективных инноваций.
- Формирование коллектива.
-
Качество персонала. Построение коллектива.
- Преимущество и недостатки
коллективной работы.
- Менеджер как воспитатель коллектива.
-
Природа и виды конфликта.
- Движущие силы конфликтов и формы их
протекания.
- Стратегии и техника управления конфликтами.
-
Типология и характеристика конфликтов делового общения.
- Пути и
средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
-
Мотивация как функция управленческого цикла.
- Эволюция идей в
мотивации. Классическая теория в мотивации.
- Психологические
аспекты мотивации.
- Проблемы мотивации в трудах основоположников
научного менеджмента. Классические теории мотивации.
- Современные
системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
-
Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
- Перспективы
совершенствования систем стимулирования труда.
Типы экзаменационных задач.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
|