|
Доклад: Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске
Комплексная программа антикризисной стабилизации и социального развития
города на среднесрочную перспективу (2001 – 2005 г.г.).
4. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по антикризисной
стабилизации и социальному развитию населения города Энска.
4.4. Состояние информированности местного сообщества о действиях местных
органов самоуправления по развитию социальной сферы.
КОНЦЕПЦИЯ
повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных
органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске.
(краткий доклад концепции)
Разработал студент 3 его курса ф-а соц. управления | Овчинников Василий |
Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях
местных органов самоуправления по развитию социальной сферы.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА
О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЭНСКЕ
3. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
4. ШАГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО
СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Я позволю себе начать с парадоксального заявления: с моей точки зрения,
право на информацию – это наименее охотно востребуемое нашими
гражданами право в сегодняшних условиях и обстоятельствах, в отличие,
например, от права на свободное передвижение. Главная угроза для всех нас
состоит в чрезвычайно низком уровне понимания всеми нами важности того, что
происходит вокруг, в каком мире мы живем, что происходит на соседней улице,
и что делает наше руководство для решения социальных проблем и проблем
повышения уровня жизни населения.
Успешная работа городской администрации всех уровней, развитие местного
самоуправления во многом зависят от эффективности их информационного
взаимодействия с населением.
Первой проблемой я ставлю оценку взаимодействия администрации и населения, и
повышение показателей: уровня информированности населения о событиях
городской и местной жизни, работы самой администрации по решению социальных
проблем, интенсивность использования для этой цели многообразных источников
информации и оценки местным сообществом работы администрации по информированию
населения.
Отдельная проблема - отказ в предоставлении информации. 90% опрошенных
журналистов отметили, что регулярно сталкиваются с ситуацией, когда им
отказывают в предоставлении информации. На первом месте по отказам опять же
оказались органы местной исполнительной власти
[1]. Здесь требуется отдельное исследование и разработка отдельной концепции
решения проблемы. Потому как причины этого могут находится очень глубоко, а
причиной многие считают: некомпетентность руководства, и (или) их
коррупционность чиновников местной власти. И по большому счету эта проблема
сводит на нет все усилия по воплощению предлагаемой мною концепции.
Следует вести работу по обоим направлениям и начать без условно стоит с
последнего, но в этой концепции будет лишь рассмотрена первая проблема, и
предложен механизм ее решения. С абстрагированием от проблемы отказа
предоставления информации.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО
СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЭНСКЕ
Крупных исследований по анализу информированности местного сообщества о
деятельности органов местного самоуправления, в Москве и Московской области не
проводилось с 1998 года. Тогда Социологический факультет МГУ представил итоги
социологического исследования "Информированность населения о
деятельности органов власти г. Москвы" на результаты которого я буде
здесь ссылаться.
Поэтому на первом этапе разработки проблемы рекомендую провести исследование
по следующим направлениям:
- Выяснить уровень информированности населения о деятельности
администрации органов местного самоуправления
- Установить
источники информирования населения о деятельности администрации
-
Узнать оценку местного сообщества работы администрации по информированию
населения
Для проверки результатов и сравнительного анализа можно использовать
результаты пилотажных исследований проводимых перед выборами кандидатами
повторно блотирующиеся в депутаты Московской Областной Думы, и в руководители
местных органов власти.
Но и не проводя достаточно крупных исследований в Московской области, и не
обладая специальной информацией и знанием ясно, что существует проблема не
достаточного, а скорее полного отсутствия информации о деятельности органов
муниципальной власти, т.к. исследование[2]
в достаточно благоприятной (в сфере информированности) Москве - показали, что
- Население муниципальных районов в той или иной степени
информировано об интересных, важных мероприятиях, делах, которые
осуществлялись администрацией всех уровней управления, но степень такой
информированности о работе администрации района и округа невысокая. Данная
ситуация в равной мере характерна для всех социальных групп населения.
Следовательно информационная среда районов имеет еще небольшую
насыщенность информацией о событиях местного значения.
-
Средний рейтинг работы администрации муниципальных районов и округов ближе
к плохой оценке.
Причем большую часть, если не всю, информацию о событиях местного значения,
население получает от слухов, своих соседей, друзей знакомых, и доверяют ей в
наибольшей степени.
Ориентироваться на выводы этого исследования следует лишь частично, т.к.,
опять же повторюсь, в Московской области подобных исследований не
проводилось.
3. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Главным вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от
власти, повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений
касающихся вопросов местного сообщества. По средствам их достаточной
информированности о деятельности как органов местного самоуправления в целом,
так и конкретных чиновников в частности.
Также абсолютно равнозначна проблема повышения информированности власти о
состоянии дел в местном сообществе, желание власти держать перед населением
совет и отчет определяет сегодня суть самой власти. Населения во многом не хуже
чиновника разбирается в проблемах городского общежития, их истоках и путях
разрешения. Он в состоянии очистить зерна от плевел.
4. ШАГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО
СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Исходя из информации, что жители испытывают недостаток в организованной и
достоверной информации о деятельности администрации местного самоуправления.
· Важно поднять уровень районных и городских газет, сделав их для
населения столь же значимыми, как и федеральная пресса.
· Необходимо дальнейшее расширение и насыщение сети информационных
стендов, выпуск информационных бюллетеней и листовок, регулярность
поступления в почтовые ящики нужной для жителей информации.
· Следует перевести на регулярную основу и в строго установленное
время выступления администрации города и районов в прямом эфире (радио,
телевиденье), использование "горячей линии" для связи с жителями.
- Требуется наладить постоянное информирование глав районных управ,
для того чтобы повысить их осведомленность и желание активно информировать
жителей о своей деятельности.
- Создание доступной
(Глобальная Компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ) электронной базы данных событий,
принятых решений и их результатов деятельности органов местного
самоуправления, их оценка жителями. Также, возможно по средствам сети
ИНТЕРНЕТ, следует обеспечить полную прозрачность деятельности органов
местной власти. (В Приложение №1 рассмотрена схема проекта
завязки всех информационных потоков на Интернет-портале.)
- Провести научно-практический семинар по обозначенной проблеме, с
приглашением специалистов этой области, а также всех желающих жителей
местного сообщества.
- Перенять и использовать опыт
повышения уровня информированности населения о деятельности местного
самоуправления муниципального района Крылатское города Москвы. Где
заметно выше среднего рейтинг информированности, причем по всем видам
информирования – о работе администрации района, округа и города.
[3]
При выполнение всех шагов необходимо не забывать о том что информация должна
исходить не только из официальных источников СМИ принадлежащей частично или
полностью администрации местной власти, а в основном из независимых газет,
телеканалов, Интернет-сайтов. Ведь только таким образом можно получить
независимую точку зрения, реальную оценку событий, и анализ предпринятых или
не предпринятых действий.
Источники властных структур чаще всего скрывают от журналистов факты, документы
и статистические материалы. Чуть чаще делятся планами и значительно чаще -
оценками и мнениями. О достоверности информации при таких условиях говорить не
приходится[4], а о информированности
населения и подавно.
- Создание Администрацией города благоприятных условий для появления
и интенсивного развития различных независимых местных СМИ. Т.е.
качественное изменение отношения к работе независимых СМИ и предоставление
им информации.
Главным шагом на пути реализации программы повышения информированности населения
города, будет в первую очередь изменение отношения самой власти к проблеме
необходимости информирования местного сообщества о своих действиях и
планах. А также понимания и представления о современных методах управления и
требований времени.
Приложение №1.
Концептуальная инновационная схема проекта завязки информационных потоков
деятельности местной власти и событиях имеющих значение для местного
сообщества на Электронные СУБД и доступ к ним через Информационный Интернет-
портал.
Собирается по возможности вся информация: события (в максимально подробном
виде), планы, мнения, желания, успехи, неудачи и т.д. При этом необходимо
обеспечить возможность любого из субъектов местного сообщества высказать
свое мнение и прокомментировать любую информацию.
| | | | | Магазины, кафе, фирмы и др. коммерческие организации |
| | ТСЖ и др. не коммерческие организации |
| |
Соответственно необходимо обеспечить большую часть населения дешевым или по
возможности бесплатным доступом доступам к сети Интеренет, через школы,
почты, предприятия, организации и т.д.
Для аудитории не имеющей возможности выходить в Интрнет, возможно регулярное
печатное издание (Информационный бюллетень) с Информацией собранной
Интернет-порталом, за какой-либо отчетный период.
Во многих спальных районах Москвы к Локальным компьютерным сетям подключены
более 35% населения района. И ограничение в реализации такой программы в
основном лежит на администрации района, их не желанием сотрудничать в виду
необъяснимых обстоятельств.
Попытка в какой-то мере реализовать отчасти такую программу осуществлялись в
микрорайоне Жулебино ЮВАО г.Москвы, но увенчалось неудачей (отказом участия
Администрации), даже при условиях полного финансирования организации третьей
стороной[5].
При достаточном проценте доступа жителей города к Информационному порталу.
Возможен переход на уровень схемы, при которой местные органы власти будут
выходить к населению с предложениями своих действий, а населению будет дана
возможность проголосовать в пользу того или иного решения или действия.
Причем количество и частота подобных обращений ограничена только реакцией и
интересом местных жителей к проблеме.
С помощью Интернет портала можно обеспечить феноменальную оперативность сбора
информации и управления. Т.к. он будет использоваться как посредник в обмене
информацией (и служебной в частности) между структурными подразделениями
органов власти и всеми субъектами управления.
[1] Из выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя Комиссии по свободе доступа к
информации И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО. Парламентские слушания Угрозы и вызовы в сфере
информационной безопасности Российской Федерации
( http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm )
[2] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ По итогам
социологического исследования "Информированность населения о деятельности
органов власти г. Москвы". Московский государственный университет им.
М.В.Ломоносова. Социологический факультет, Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm )
[3] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ По итогам
социологического исследования "Информированность населения о деятельности
органов власти г. Москвы". Московский государственный университет им.
М.В.Ломоносова. Социологический факультет, Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm )
[4] Из выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя Комиссии по свободе доступа к
информации И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО. Парламентские слушания Угрозы и вызовы в сфере
информационной безопасности Российской Федерации
( http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm )
[5] Районный Интернет-портал Жулебино.RU (www.zhulebino.ru )
|
|
|