Учет хлоридной коррозии при прогнозировании срока службы железобетонных пролетных строений
Учет
хлоридной коррозии при прогнозировании срока службы железобетонных пролетных
строений
Маринин А.Н.
Практически все конструкции, в
том числе и мостовые, подвержены изнашиванию, «старению», то есть происходит
изменение их механических свойств, которое отражается на работе конструкций.
Скорость «старения» зависит от многих факторов: типа конструктивных элементов,
применяемых материалов, качества строительства, влияния агрессивных факторов и
т.д.
В последние годы возникла
проблема определения срока службы железобетонных мостов, т.к. первоначальные
заявления о том, что железобетонные мосты способны простоять 80-100 и более лет
оказались опровергнутыми реконструкциями, заменами таких пролётных строений.
Недавно была разработана и
рекомендована к применению Министерством транспорта РФ "Методика
расчётного прогнозирования срока службы железобетонных пролётных строений
автодорожных мостов" [1]. При прогнозировании учитывается
месторасположение моста, конструкция мостового полотна, фактическое
климатическое воздействие, интенсивность и состав движения. Пример
использования этой "Методики..." при прогнозировании долговечности
реально существующего предварительно напряжённого железобетонного пролётного
строения длиной 24,0 м приведён в [2].
В книге [3] также приведены
методы прогнозирования долговечности с учётом вероятностных процессов,
некоторые из которых были использованы при составлении [1].
Но в [1] и [3] не учитывается
явно воздействие хлоридов на материал пролётного строения, хотя
хлоридсодержащая среда является одной из достаточно распространённых
агрессивных сред. Под действием этой среды происходит разрушение и бетона, и
арматуры, а так как она либо является технологической, либо проявляется при
борьбе с гололёдом, либо присутствует в атмосфере, то её наличия и активного
воздействия на конструкцию - не избежать [4].
Поэтому возникает важная
проблема учёта поведения инженерных конструкций в условиях воздействия
агрессивных сред, в том числе и хлоридсодержащей.
В работе [5] приведена
зависимость, позволяющая оценивать глубину проникания фронта хлоридов во
времени:
Эта модель позволяет оценить
только глубину проникновения хлоридов и время до начала коррозии арматуры.
На рисунке 1 показана модель
разрушения конструкции под воздействием хлоридов.
Рисунок 1. Процесс ухудшения
железобетона из-за внешнего воздействия хлоридов
Время начала коррозии можно
определить из известного уравнения диффузии:
где C(x,t) - концентрация
хлоридов на глубине x через время t; CS - концентрация хлоридов на поверхности;
erf - функция ошибок Гаусса; DC - коэффициент диффузии хлоридов, зависящий от
окружающей среды, твердения и возраста бетона; t - время воздействия хлоридов.
В работе [6] предлагается
формулу (2) аппроксимировать выражением
где В - некоторая константа,
характеризующая скорость распространения хлоридов в бетоне, которая
определяется при критическом значении С(x,t).
В работе [7] выражение (2)
записывается в виде
где Ci - начальная концентрация
хлоридов в железобетонной конструкции (принимается постоянной во времени).
Откуда, время начала коррозии
составляет
где Ccr - критическая
концентрация хлоридов, при которой начинается коррозия (в нашей стране принято
0,4% от массы цемента при неполной карбонизации защитного слоя и 0,2% - при
карбонизации защитного слоя бетона); хС - толщина защитного слоя; n - фактор
старения.
Пример расчёта железобетонной
предварительно напряжённой железобетонной двутавровой балки с учётом уравнений
(4) и (5) приведён авторами статьи [7].
Недостаток такого подхода
заключается в том, что необходимо иметь данные о состоянии конструкции (наличие
хлоридов, их концентрация и т.п.).
Другой способ, предложенный в
работе [8], предполагает, что поверхностная концентрация хлоридов зависит от
агрессивности внешней среды и может быть принята по таблицам 1 и 2.
Таблица 1. Определение
агрессивности окружающей среды
|
Агрессивность окружающей
среды
|
|
Высокая
|
Средняя
|
Низкая
|
Уровень хлоридов в стали
(% от веса цемента)
|
> 1,0%
|
0,3-1,0%
|
< 0,3%
|
Использование солей для
удаления льда
|
Часто
|
Средне
|
Редко
|
Таблица 2. Определение
поверхностной концентрации хлоридов
|
Агрессивность окружающей
среды
|
|
Высокая
|
Средняя
|
Низкая
|
Cs, % /год
|
0,5
|
0,1
|
0,05
|
Таблица 3. Определение качества
бетона
|
Качество бетона
|
|
Высокое
|
Среднее
|
Низкое
|
Водоцементное отношение
|
0,5
|
Внешнее состояние
|
Нет видимых ухудшений
|
Трещины
|
Разрушение
|
Таблица 4. Определение
коэффициента диффузии
|
Качество бетона
|
|
Высокое
|
Среднее
|
Низкое
|
DC , мм2/год
|
5
|
50
|
500
|
Во всех вышеперечисленных
работах существует несколько недостатков. Во-первых, область применения
ограничена лишь равномерным распределением хлоридсодержащей среды по
поверхности железобетонной конструкции. Но в действительности такое
распределение практически не встречается. На различных частях мостовых
конструкций концентрация хлоридов разная. Также, значение С(x,t) определяет
только инкубационный период (время до начала коррозии арматуры), а дальнейшие
процессы, происходящие в железобетоне, не описывает, хотя процесс деструкции
бетона и арматуры продолжается.
Недостатки предыдущих работ были
частично устранены в [4] и [9]. Здесь, для описания основных эффектов,
сопровождающих процесс взаимодействия элементов конструкции из железобетона с
хлоридсодержащей средой, используется параметр, характеризующий объёмное
распределение влияния агрессивной среды. То есть, учитывается неравномерность
концентрации хлоридов в различных точках объема конструкции и, соответственно,
наведенная неоднородность механических свойств бетона. Был разработан
программный комплекс на ЭВМ, который учитывает это при расчётах. Приведены
примеры, описывающие поведение конструктивных элементов (стержней, балок и
плит), подвергающихся воздействию агрессивной хлоридсодержащей среды.
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод о том, что при прогнозировании срока службы новых мостов и
определении остаточного ресурса эксплуатируемых, необходимо, наряду с расчётом
по [1], проводить расчёт напряженно-деформированного состояния железобетонных
конструкций и кинетики его изменения с учётом хлоридсодержащей среды. Затем,
анализируя полученные данные, можно установить более реальный срок службы.
Список
литературы
Маринин А.Н. О прогнозировании
срока службы железобетонного пролётного строения.// Молодые специалисты -
железнодорожному транспорту: Тезисы докладов студенческой научно-практической
конференции./ Под ред. А.А. Сатарова.- Саратов: Изд-во "Надежда",
2002.- 140 с., С.38-42.
Иосилевский Л.И. Практические
методы управления надёжностью железобетонных мостов.- М.: Науч. -изд. центр
"Инженер", 2001.- 296 с.
Овчинников И.Г., Раткин В.В.,
Землянский А.А. Моделирование поведения железобетонных элементов конструкций в
условиях воздействия хлоридсодержащих сред. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т,
2000.- 232 с.
Потапкин А.А. Оценка ресурсов
мостов с учётом дефектов и повреждений.// Вестник мостостроения. 1997. №3,
С.22-23
Васильев А.И. Вероятностная
оценка остаточного ресурса физического срока службы железобетонных мостов. Труды
ЦНИИС. Вып. 208.- М.: ЦНИИС, 2002, С.101-120
Ciampoli M., Giovenale P., Petrichella L. Probability-Based Durability
Design Of Reinforced Concrete Structures. IAMAS, Barcelona, 2002.
Anstice D., Roberts M. A Deterioration Model For Reinforced Concrete Bridges
Subjected To De-Icing Salts. IAMAS, Barcelona,
2002.
Овчинников И.Г., Раткин В.В.,
Гарибов Р.Б. Работоспособность сталежелезобетонных элементов конструкций в
условиях воздействия хлоридсодержащих сред.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
2002.- 156 с.
|