Проектирование привода к цепному конвейеру
Проектирование привода к цепному конвейеру
Расчётно-графическая работа по механике
Выполнила: ст-ка гр. ЭТТ-32 Макеева Е.А.
Саратовский государственный технический университет
Саратов 2006
ЗАДАНИЕ
№6 ВАРИАНТ №4
Дано:
P3=8,5 кВт, W3=1,4*π об/мин, Lh=5 лет.
I. Кинематический
расчет привода.
Выбор
электродвигателя.
Двигатель
является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его
мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные
характеристики рабочей машины и ее привода.
1.1 Требуемая мощность рабочей машины:
Ррм=8,5
кВт.
Мощность
двигателя зависит от требуемой мощности рабочей машины, а его частота вращения
— от частоты вращения приводного вала рабочей машины.
Общий
коэффициент полезного действия (КПД) привода:
где
ηз.п – закрытой передачи (ηз.п=0,75…0,85=0,8);
η
о.п – открытой передачи (нет);
ηм.
– муфты (ηм.≈0,98);
ηп.к.
– подшипник качения (ηп.к.=0,99…0,995=0,993);
ηпод.с.
– подшипник скольжения (ηпод.с.=0,98…0,99=0,985).
η=0,8*0,98*0,993*0,985=0,767,
Требуемая
мощность двигателя, кВт:
Pдв=
Pдв=кВт.
Номинальная
мощность двигателя Рном, кВт:
Значение
номинальной мощности выбираем из стандартной таблицы по величине большей, но ближайшей
к требуемой мощности Pдв ≤ Рном
Рном=13
кВт
1.5
Выбираем тип двигателя в соответствии с асинхронной частотой вращения: АО2-62-6
– частота вращения 870 об/мин.
2. Определение общего передаточного числа привода и
разбивка по ступеням.
Передаточное
число привода и определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя
nном к частоте вращения приводного вала рабочей машины nр.м. при номинальной
нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой uз.п. и открытой uо.п
передач:
U=,
2.1 Частота вращения приводного вала рабочей машины
W= об/мин,
2.2 Требуемая частота вращения вала электродвигателя
nтреб ,об/мин:
nтреб=
nвых* uцеп.п.* uзуб.п .* uчерв.п
nтреб=42*(2…4)*(10…
31,5)
nтреб
max=5292 об/мин
nтреб
min=840 об/мин
Таким
образом, выбираем двигатель АО2-62-6 с частотой вращения
n
= 870 об/мин
2.3 Общее передаточное число привода:
uпр=,
uпр=
2.4 Передаточное число редуктора uред
Uчерв.=8
– из ряда стандартных чисел.
3.Определение основных параметров привода по валам.
3.1 Распределение мощностей по валам P, кВт:
Pдв.ст=P1=13
кВт,
P2=P1
* ηм.* ηпод.к =13*0,993*0,98=12,6 кВт
P3=
P2 * ηз.п.* ηпод.к =12,6*0,8*0,993=10,04 кВт
Распределение
частот вращения по валам n, об/мин:
nдв=
n1=870 об/мин
n2= об/мин
n3= об/мин
3.3 Распределение угловой скорости W, 1/с:
W1=
1/с
W2=
1/с
W3=
1/с
3.4.Распределение вращающих моментов Т, н*м:
3.5. Выбор муфты.
T=Tн*k,
k=1.2…1.5 – коэффициент режима.
Муфты
подбирают по диаметру валов.
T=T1*1.3=142,76*1.3=185,58
H*м.
II. Расчет
тихоходной закрытой передачи.
1. Выбор материала червяка и червячного колеса.
Материал-БрА10Ж4H4
σв=700 н/мм2, σт=460 н/мм2.Способ отливки - центробежный.
Для
нашей передачи с целью повышения КПД принимают закалку ТВЧ
До
твердости Н 245 HRC3, шлифование и полирование витков червяка. Сталь 40Х
терообработка – улучшение + ТВЧ. Dпред=125 мм. Sпред=80 мм.
1.1Ожидаемая скорость скольжения VS, м/с:
VS= м/с.
T2
– вращающий момент на валу червячного колеса, T2 =1107,2 н*м;
W2
– угловая скорость тихоходного вала, W2=11,38 рад/с;
Uч.п.
– передаточное число, Uч.п=8.
VS= м/с
2. Определение допускаемых напряжений.
2.1 Определение допускаемых контактных напряжений
[σ]н, Н/мм2:
[σ]н=
300-25 VS, [σ]н= 300-25*4,076=198,1 Н/мм2;
2.2 Определение допускаемых изгибных
напряжений[σ]F ,Н/мм2 :
[σ]F=
KFL*(0,08* σв+0,25* σт) ,
где
KFL- коэффициент долговечности, ,
где
N-число циклов нагружения зубьев червячного колеса за весь срок службы-
наработка. N=573*W2*Lh,
Lh-срок
службы привода (ресурс),ч
W2
– угловая скорость тихоходного вала, W2=11,38 рад/с;
Lh=t*kг*365*24*kсут,
Lh=5*0,8*365*24*0,32=11212,8
часов.
N=573*11,38*11212,8=73115753,47.
KFL
=.
[σ]F=0,62*(0,08*700+0,25*460)=106,02
Н/мм2
3. Определение межосевого расстояния передачи аw , мм:
мм.
Подученное
значение межосевого расстояния aw для нестандартной передачи округляем до
ближайшего нормального линейного размера (ГОСТ 66.36-69).Принимаем аw=200 мм.
4. Подбор основных параметров передачи.
Число
витков червяка z1:
z1=4,
т.к. z1 зависит от передаточного числа редуктора изп=8 .
Число
зубьев червячного колеса: z2= z1*uчерв..
z2=4*8=32.
Модуль
зацепления m, мм:
,
где
аw- межосевое расстояние, аw=200 мм.
z2
- число зубьев червячного колеса, z2=32
мм,
Принимаем
m=10 мм. (ГОСТ 66.36-69).
Коэффициент
диаметра червяка из условия жесткости q:
q≈(0,212…0,25)*z2,
z2
- число зубьев червячного колеса, z2=32
q≈0,24*32=7,68,
Принимаем
q=8. (ГОСТ 66.36-69)
Коэффициент
смещения инструмента x:
аw-
межосевое расстояние, аw=200 мм;
m
- модуль зацепления, m=10 мм;
q
- коэффициент диаметра червяка, q=8;
z2
- число зубьев червячного колеса, z2=32.
По
условию неподрезания и незаострения зубьев колеса значение х допускается до — 1
<х <+ 1 .
4.6
Определить фактическое передаточное число Uф и проверить его отклонение ∆U
от заданного U:
,
.
4.7
Фактическое значение межосевого расстояния aw, мм:
aw=0,5*m*(q+z2+2*x),
aw=0,5*10*(8+32+2*0)=200 мм.
5.
Основные геометрические размеры передачи, мм.
При
корригировании исполнительные размеры червяка не изменяются; у червячного
колеса делительный d2 и начальный dw2 диаметры совпадают, но изменяются
диаметры вершин da2 и впадин df2.
Основные
размеры червяка:
делительный
диаметр d1=q*m:
d1=8*10=80
мм, начальный диаметр dw1=m*(q+2*x):
dw1=10*(8+2*0)=80
мм, диаметр вершин витков dа1 =d1+2* m:
dа1=80+2*10=100
мм,
диаметр
впадин витков d f1=d1—2,4*m:
d
f1=80-2,4*10=56 мм,
делительный
угол подъема линии витков : ,
длина
нарезаемой части червяка b1=(10+5,5*│x│+z1)*m+ С, где
х
-коэффициент смещения При х=0 С= 0,
z1
- число витков червяка z1=4;
m
- модуль зацепления, m=10 мм;
b1=(10+5,5*0+4)*10+0=140
мм,
Подученное
значение округляем до ближайшего нормального линейного размера (ГОСТ 66.36-69).
Принимаем b1=145 мм.
Основные
размеры венца червячного колеса:
делительный
диаметр d2 = dw2= m*z2
d2=10*32=320
мм,
диаметр
вершин зубьев da2 = d2+ 2*m(1 + х):
da2=320+2*10*(1+0)=340
мм,
наибольший
диаметр колеса daм2 ≤ da2+6*m/(z1+2):
daм2≤340+6*10/(4+2)≤350
мм,
диаметр
впадин зубьев df2 = d2 - 2*m(1,2 — х):
df2=320-2*10*(1,2-0)=296
мм,
ширина
венца при z1 = 4 bг = 0,315* aw:
bг=0,315*200=63
мм.
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем bг=63 мм,
радиусы
закруглений зубьев Rа= 0,5*d1 - т; Rf= 0,5*d1 + 1,2т:
Rа=0,5*80-10=30
мм,
Rf=0,5*80+1,2*10=52
мм,
условный
угол обхвата червяка венцом колеса 2δ:
sinδ=
sinδ=.
Угол
2δ определяется точками пересечения дуги окружности диаметром
d'=
dal - 0,5*т с контуром венца колеса и может быть принят равным 90... 120°
d'=100-0,5*10=95
мм.
6.
Проверочный расчет.
6.1
Коэффициент полезного действия передачи:
η=
где
γ - делительный угол подъема витков червяка; φ – угол трения.
Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения
vs=
где
Uф – фактическое передаточное число, Uф=8
w2
– угловаяскорость соответствующего вала, w2=11,38рад/с
d1
– делительный диаметр, d1=80 мм
γ
– делительный угол подъёма линии витков, γ=21,8°.
vs= м/с→
φ=1º29´
η=.
6.2
Контактные напряжения зубьев колеса σн, Н/мм2:
,
где
— окружная сила на колесе, Н:
Н,
k—
коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса
vs= м/с
vs= м/с
При
vs<3 м/с, то К=1.
- допускаемое
контактное напряжение зубьев колеса, =214,87 Н/мм2
Н/мм2
176,77≤214,87
Получили
недогрузку материала (σн≤[σ]н), а эта разница не превышает 15%,
т.е. условие прочности выполняется.
6.3
Напряжение изгиба зубьев колеса σF, Н/мм2
,
где
k— коэффициент нагрузки, k=1;
m
– модуль зацепления, m=8 мм;
b2
– ширина венца, b2=50.4 мм;
Ft2
– окружная сила на колесе, Ft2=6920 H;
YF2
— коэффициент формы зуба .Определяется интерполированием в зависимости от
эквивалентного числа зубьев колеса zv2=
zv2=, где γ –
делительный угол подъёма линии витков червяка, т.к. zv2=41,02 → YF2=1,403
- допускаемое
напряжение изгиба зубьев колеса, =106,02 Н/мм2
Н/мм2,
11,37≤106,02.
При
проверочном расчете , т.к.
нагрузочная способность червячных передач ограничивается контактной прочностью
зубьев червячного колеса.
Таблица
1
Проектный расчет
|
Параметр
|
Значение
|
Параметр
|
Значение
|
Межосевое расстояние aw
|
200
|
Ширина зубчатого венца колеса b2
|
63
|
Модуль зацепления m
|
10
|
Длина нарезаемой части червяка b1
|
140
|
Коэффициент диаметра червяка q
|
8
|
Диаметры червяка:
делительный d1
начальный dw1
вершин витков da1
впадин витков df1
|
80
80
100
56
|
Делительный угол витков червяка γ, град
|
21,8
|
Угол обхвата червяка венцом колеса 2γ, град
|
83,05
|
Диаметры колеса:
Делительный d2=dw2
вершин зубьев da2
впадин зубьев df2
наибольший dам2
|
320
340
296
350
|
Число витков колеса z1
|
4
|
Число зубьев колеса z2
|
32
|
III. Расчет валов редуктора.
Редукторные
валы испытывают два вида деформации — изгиб и кручение. Деформация кручения на
валах возникает под действием вращающих моментов, приложенных со стороны
двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в
зубчатом (червячном) зацеплении закрытой передачи и консольными силами со
стороны открытых передач и муфт. Основными критериями работоспособности
проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость. Они
испытывают сложную деформацию — совместное действие кручения, изгиба и
растяжения (сжатия). Но так как напряжения в валах от растяжения небольшие в
сравнении с напряжениями от кручения и изгиба, то их обычно не учитывают.
Расчет
редукторных валов производится в два этапа: 1-й – проектный (приближенный)
расчет валов на чистое кручение , 2-й — проверочный (уточненный) расчет валов
на прочность по напряжениям изгиба и кручения.
1.
Определение сил в зацеплении закрытых передач.
В
проектируемых приводах конструируются червячные редукторы с углом профиля в
осевом сечении червяка 2а = 40° .Угол зацепления принят α= 20°.
а)
на колесе:
1.1
Окружная сила Ft2, Н:
Ft2=
где
T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, T2 =1142.35 н*м;
d2
– делительный диаметр колеса, d2=320 мм.
Ft2= Н
1.2
Радиальная сила Fr2, Н:
Fr2=
Ft2*tgα, где Ft2 - окружная сила, Ft2=6920 H,
Fr2=6920*0,25=1730
Н,
1.3.
Осевая сила Fa2, Н:
Fa2=
Ft1= где d1 –
делительный диаметр червяка, d1=80 мм;
T1
– вращающий момент червяка, T1=142,76 н*м.
Fa2=Н.
б)
на червяке:
Окружная
сила Ft1, Н:
Ft1=Fа2=3569
Н;
Радиальная
сила Fr1, Н:
Fr1=Fr2=1730
Н;
Осевая
сила Fa1, Н:
Fа1=Ft2=6920
Н.
Выбор
материалов валов.
Сталь
СТ40Х
σн=900
Н/мм2,
σт=750
Н/мм2,
σ-1=410
Н/мм2.
Термообработка
улучшение.
3.
Выбор допускаемых напряжений на кручение.
Проектный
расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т.
е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и
переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации
приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение
применяют заниженными: [τ]к=40 Н/мм2— для тихоходных валов.
4.Предварительный
выбор подшипников.
Определяем
тип, серию и схему установки подшипников:
Для
тихоходного вала червячной передачи подбираем роликовые конические подшипники
типа 7312. Серия – средняя. Угол контакта α=12º.
Выбираем
типоразмер подшипников по величине диаметра d2 внутреннего кольца, равного
диаметру второй d2 и четвертой d4 ступеней вала под подшипники.
Основные
параметры подшипников: геометрические размеры — d=60 мм, D=130 мм, Т=33,5 мм,
b=31 мм,c=27 мм, r=3,0 мм, r1=1,2 мм динамическую Сr=80 кН и статическую С0г=62
кН грузоподъемности. Здесь D — диаметр, наружного кольца подшипника; Т— осевой
размер роликоподшипников. Факторы нагрузки е=0,30; Y=1,97; Yo=1,08.
5.
Определение геометрических параметров ступеней валов.
Редукторный
вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры
ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал
деталей.
Проектный
расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой
ступени вала: ее диаметр d длину l.
5.1
Под элемент открытой передачи:
,
где
Мк=Т2=крутящий момент, равный вращающемуся моменту на валу, Т2=1107,2 Н*м.
[τ]к
- допускаемые напряжения на кручение, [τ]к=20 Н/мм2
мм,
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем d1=52 мм.
l1=(1…1,5)*
d1=1,1*52=57,2 мм,
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем l1=58 мм.
5.2
Под уплотнения крышки с отверстием и подшипник:
d2
=d1+2*t,
где
t — значение высоты буртика определяется в зависимости от диаметра d1.
Если
d1=52 мм, то значение t=3
d2=52+2*3=58
мм.
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем d2=60 мм.
l2≈1,25*
d2,
l2≈1,25*60=75
мм.
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем l2=78 мм.
Под
колесо:
d3
=d2+3,2*r,
где
r — координаты фаски подшипника определяются в зависимости от диаметра d1.
Если
d1=52 мм, то значение r=3
d3=60+3,2*3=69,6
мм.
По
ГОСТу 66.36-69 принимаем d3=70 мм.
l3
определяется графически на эскизной компоновке.
l3=lст+(18…20)=78+20=98мм.
5.4
Под подшипник:
d4
=d2=60мм,
Обозначение
7312 – средняя серия d=60мм → T=34,0мм и c=27 мм.
l4=Т+с,
l4=34+27=61
мм.
6.
Расчетная схема валов редуктора.
Если
D=130 мм, то выбираем крышку (ГОСТ 18512-73) →H=23 мм.
6.1
Реакции опоры в вертикальной плоскости :
∑МА=0
∑МВ=0
Проверка:
6.2
Реакции опоры в горизонтальной плоскости:
∑МА=0.
∑МВ=0
Проверка:
6.3
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:
МА=МВ=0,
М1=
Ry1*x1, 0<x1<l1→0<x1<68,75
Mx1=0=0;
Mx1=l1=52,7*68,75=-3623,125
кН*мм.
6.4
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости:
МА=МВ=0,
6.5
Радиальные нагрузки в подшипниках:
,
,
6.6
Суммарные радиальные нагрузки:
кН*мм,
кН*мм.
кН*мм.
7.
Эпюры изгибающих и крутящих моментов.
8.
Проверочный расчет валов.
8.1Намечаем
опасные сечения вала.
Опасное
сечение вала определяется наличием источника концентрации напряжений при
суммарном изгибающем моменте Мсум: одно—на 3-й ступени под колесом; второе— на
2-й ступени под подшипником опоры, смежной с консольной нагрузкой .
8.2.
Определяем источники концентрации напряжений в опасных сечениях.
а)
Опасное сечение 2-й ступени тихоходных валов определяют два концентратора напряжений
— посадка подшипника с натягом и ступенчатый переход галтелью r между 2-й и 3-й
ступенью с буртиком t= (d3 — d2)/2 :
t=
(70-60)/2=5.
б)
Концентрацию напряжений на 3-й ступени для тихоходных валов определяют— посадка
колеса с натягом и шпоночный паз.
8.3
Определяем напряжения в опасных сечениях вала, Н/мм2.
а)
Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда
напряжений σа равна расчетным напряжениям изгиба σи:
,
где
М=997924,94 Н*м — суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении,
— осевой момент сопротивления сечения вала,
мм3.
мм3,
Н/мм2
б)
Касательные напряжения изменяются по отнулевому циклу, при котором амплитуда
цикла τа равна половине расчетных напряжений кручения τк:
,
где
Мк=T2 =1107.2 Н*м — крутящий момент, ,
— полярный момент инерции сопротивления
сечения вала, мм3.
мм3,
Н/мм2.
8.4
Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для
расчетного сечения вала, с поверхностным упрочнением:
,
где
Кσ=1,7 и Кτ=2 — эффективные коэффициенты концентрации напряжений. Они
зависят от размеров сечения, механических характеристик материала и выбираются.
Kd=0,67—
коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
Kf=1,0—
коэффициент влияния шероховатости.
Ky=2.1
,
.
8.5
Определяем пределы выносливости в расчетном сечении вала, Н/мм2:
(σ-1)D
=σ-1/(Кσ)D,
(τ-1)D
=τ-1/(Кτ)D,
где
σ-1 =410 Н/мм2и τ-1≈0,58* σ-1=237,8 Н/мм2 — пределы
выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения,
(σ-1)D
=410/1,19=344,5 Н/мм2,
(τ-1)D
=237,8/1,4=169,8 Н/мм2.
8.6
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным
напряжениям:
8.7
Определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
≥[S],
где
[S] допускаемый коэффициент запаса прочности. [S]=1,6…2,1.
IV
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ.
Проверить
пригодность подшипника 27312 тихоходного вала червячного редуктора.
Подшипники
установлены по схеме в распор:
а)
Определяем составляющие радиальных реакций:
Н
Н,
где
e –коэффициент влияния осевого нагружения, e=0.3;
R1,
R2 – реакции в подшипниках,
Rs
– осевая составляющая радиальной нагрузки подшипника.
б)
Составляем осевые нагрузки подшипников, так как Н,
Н,
где
Fа – осевая сила в зацеплении, Fа=3569Н,
Rа
– осевая нагрузка подшипника, Н.
в)Определяем
соотношения: ;
, где V –
коэффициент вращения, V=1 – при вращающемся внутреннем кольце подшипника.
г)
По соотношениям: и выбираем соответствующие формулы для
определения RE:
Н
Н,
где
Kσ – коэффициент безопасности, Kσ=1;
KT
– температурный коэффициент, KT=1,0;
X
– коэффициент радиальной нагрузки, X=0,4;
Y
– коэффициент осевой нагрузки, Y=1.97.
д)
Определяем динамическую грузоподъёмность по большему значению эквивалентной
нагрузки:
Н<Cr
Cr=80
кН;
RE
– эквивалентная динамическая нагрузка, RE2=9893,7Н;
m
– показатель степени, m=3.33 – для роликовых подшипников;
а1
– коэффициент надёжности, а1=1;
а23
– коэффициент учитывающий качества подшипников и качества по эксплуатации,
а23=0,6…0,7 – для роликовых конических подшипников;
Lh
– требуемая долговечность подшипников, Lh=11212,8 ч.
д)
Определяем долговечность подшипника:
L10h=a1
V
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА.
1.Обод.
Наибольший
диаметр колеса:
dам2=350
мм,
Внутренний
диаметр колеса:
Dв=0,9*d2-2,5*m,
Dв=0,9*320-2,5*10=263
мм,
Толщина
колеса:
S≈0,05*d2,
S≈0,05*320=16 мм,
Sо≈1,2*S,
Sо≈1,2*16=19,2 мм,
h=0,15*b2,
h=0,15*63=9.45 мм,
t=0,8*h,
h=0,8*9.45=7.56 мм.
Ширина
колеса b2=63 мм.
2.Ступица.
Диаметр
внутренний d=d3=70 мм,
Диаметр
наружный dст = l,55*d,
dст
= l,55*70=108.5мм,
Толщина
δ ст =0,3*d,
δ
ст =0,3*70=21 мм,
Длина
lст=(l...l,5)*d,
lст=l,1*70=78
мм. Примем lст=78 мм.
2.Диск:
Толщина
С = 0,5(S + δ ст )≥ 0,25* b2,
С
= 0,5(16+21)≥0,25*63,
C=18.5≥15.75,
Радиусы
закруглений и уклон R≥10.
Отверстия
d0 ≥ 25 мм;
n0=4...6.
VI
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОК.
Призматические
шпонки, применяемые в проектируемых редукторах, проверяют на срез и смятие.
Условие
прочности ,
где
Ft – окружная сила на шестерне или колесе,
Aсм
=(0,94*h-t1)*lр – площадь смятия, мм; lр=l-b – рабочая длина шпонки со
скруглёнными торцами, мм (l – полная длина шпонки, определённая на
конструктивной компоновке), b,h,t1 – стандартные размеры.
Список литературы
Лекции
по курсу механика.
Шейнблит
А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. Изд-е 2-е - Калининград, 1999. –
454с.
Анурьев
В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. – М.: Машиностроение,
1979. – 559 с.
|