Пластичные смазки
Пластичные смазки
О.Л. Жиглов, С.Л. Билов, В.Г. Смотрухин
Назначение
смазочных материалов Смазочные материалы предназначены для надежного разделения
поверхностей трущихся деталей в условиях граничной, гидродинамической и эластогидродинамической
смазки. Одновременно они должны снижать силу трения, интенсивность изнашивания,
а также демпфировать удары и вибрацию[1-5 и др.]. Смазочные материалы и системы
смазки должны удовлетворять следующим требованиям: гарантированно смазывать узел
трения в заданных техническими условиями эксплуатации интервалах температуры,
давления и скорости скольжения; поддерживать установленные значения
функциональных показателей узла трения в пределах определенного срока
эксплуатации и хранения; не оказывать вредного воздействия на контактирующие с
ними материалы; быть экологически и пожаро-, взрывобезопасными; обеспечивать
заданный температурный режим объекта смазки. По агрегатному состоянию смазки
делятся на жидкие, пластичные (консистентные) и твердые. Жидкие смазки-масла -
считают вязкими (ньютоновскими) жидкостями. Они предназначены для использования
в циркуляционных системах смазки. Пластичные смазки применяются для смазывания
подшипников качения и шарниров в отсутствие циркуляции. Они закладываются при
сборке в полости узлов трения. Твердые смазки используются в узлах, работающих
обычно в экстремальных условиях: при высоких температурах, контактных
давлениях, в глубоком вакууме, при заметном уровне радиации и др.
Смазочные
масла, их физико-механические свойства и методики оценки характеристик По своей
природе масла (жидкие смазки) делятся на нефтяные (минеральные), синтетические,
растительные и смешанные. Минеральные масла состоят из продуктов перегонки
нефти, полученных методами дистилляции из соответствующих фракций нефти либо
остаточных после отгонки легких и маловязких фракций. Синтетические масла
получают методами химического синтеза на основе силоксанов, эфиров фосфоновых
кислот, фтор-, спирто-, глицериновых смесей и т.д. Такие масла обладают специфическими
свойствами, например, огнестойкостью, сохранением текучести при низких
температурах, слабой испаряемостью, неагрессивностью и др. По своему назначению
масла можно разделить на четыре группы: моторные - для двигателей внутреннего
сгорания и газотурбинных двигателей; трансмиссионные - для смазывания зубчатых,
цепных и других видов передач; индустриальные - для смазывания узлов трения
промышленного оборудования: станков, прессов, прокатных станов и т.д.; масла
специального назначения: промывочные, компрессорные, холодильные, турбинные,
веретенные, трансформаторные, консервационные и т.д. Кроме того, имеются группы
гидравлических и смазочно-охлаждающих жидкостей. Поскольку масла должны
обеспечивать гидродинамический режим трения, их важнейшим показателем является
вязкость. В связи с тем, что во время запуска и остановки узла трения, а также
в зоне верхней и нижней «мертвых точек» поршня двигателей внутреннего сгорания
имеет место граничное трение, ответственной характеристикой является их
задиростойкость, т.е. смазка должна предотвратить схватывание - самый опасный
из видов износа. В технике масла считаются ньютоновскими жидкостями, поэтому
силу трения в смазочном слое рассчитывают без учета сжимаемости
Важнейшим
показателем является смазывающая способность, т.е. способность создавать на
поверхности детали тонкую защитную пленку, препятствующую непосредственному
контакту, а следовательно, адгезии, задиру и заеданию при металлическом
контакте. Смазывающую способность в основном обеспечивают противозадирные,
противо-износные и антифрикционные присадки. Если смазывающая способность
исчерпывается, то резко возрастают трение, износ, разрушение рабочих
поверхностей вследствие схватывания и заедания.
Состав
масел и механизм смазочного действия. Роль функциональных присадок к смазочным
маслам Различают масла базовые и товарные. Базовые масла (по ГОСТ 18283-72)
являются основой для получения товарных масел путем введения в них присадок
различного назначения. Как правило, базовые масла представляют собой продукты различного
происхождения: дистиллятные или остаточные минеральные масла, фракции нефтей
асфальтового основания, высокополимерные соединения, синтетические и
растительные масла. Так, например, моторное масло М-6 (?t = 100 ?С = 11 мм2/с)
содержит 50 % дистиллятного и 50 % остаточного компонента. Соотношение между
обоими компонентами определяет вязкость и индекс вязкости. В последние годы с
учетом того, что смазки на нефтяной и синтетической основе и технологии их
производства экологически опасны, проявляется большой интерес к экологически
чистым маслам растительного происхождения (рапсовое, соевое, кокосовое,
подсолнечное и др.). Для обеспечения служебных свойств смазочных масел разного
назначения в базовые масла вводят присадки. Присадки бывают маслорастворимые
органического происхождения и тонкоизмельченные твердые порошки органического и
неорганического происхождения (наполнители), образующие гелеобразные структуры.
Присадки снижают износ, силу трения, предотвращают схватывание, заедание,
определяют ряд других служебных показателей. В качестве антифрикционных и
противоизносных присадок широко используются поверхностно-активные вещества в
виде жирных кислот и их солей - мыл. На рис. 17.5, а, б показана схема
взаимодействия молекулы ПАВ с металлом (Ме).
Пластичные
смазки, которые также называют консистентными, представляют собой густые мази,
предназначенные для смазывания подшипников качения различных типов, шарниров,
рычажных, кулачково-эксцентриковых систем и др. В отличие от жидких масел,
пластичные смазки обладают сдвиговой прочностью
Пластичные
смазки обладают следующими достоинствами: удерживаются на наклонной и
вертикальной поверхностях, не выдавливаются из контакта, обладают хорошей
смазочной способностью в довольно широком интервале температуры, способны
герметизировать узел, обеспечивают малый расход смазки, позволяют упростить
конструкцию узла, снизить металлоемкость, сократить затраты на обслуживание. К
числу недостатков относят низкую теплопроводность, накопление продуктов
изнашивания и др. Пластичные смазки больше, чем жидкие масла, склонны к
окислению и распаду. Пластичными смазками набиваются полости узлов трения.
Замена смазки производится во время техобслуживания. В ряде узлов предусмотрено
пополнение запаса смазки с помощью пресс-масленок.
Основой
пластичных смазок служат нефтяные, синтетические или растительные масла. По
типу загустителей они делятся на 4 группы: - на мыльных загустителях; - на
неорганических загустителях; - на органических загустителях; - на
углеводородных твердых маслорастворимых загустителях (парафины, церезины,
битумы). В первом случае используются соли жирных кислот - мыла, содержащие
небольшое количество воды. Во втором и третьем случаях используются
колоидно-дисперсные порошки минералов и полимеров. На поверхностях частиц
сорбируются слои макромолекул смазки. Частицы вместе с прикрепившимися к ним
активными группами молекул смазки связываются друг с другом за счет
промежуточных молекул. В результате возникает гелеобразная структура. В состав
смазок входят жидкие масла (50 - 90 %), загустители, модификаторы, присадочные
добавки и наполнители. В качестве модификаторов, предназначенных для
стабилизации структуры, используются смолы, жирные кислоты, вода. Присадки
обеспечивают смазывающее действие и играют ту же роль, что и в маслах.
Наполнители - это твердые смазки (халькогениды металлов) дисульфиды,
диселениды, дителлуриды, а также тальк, слюда, порошки мягких металлов (свинца,
олова, кадмия, меди). Применение порошков мягких металлов позволяет создать на
поверхностях трения защитные пленки, предохраняющие сопряжения от схватывания и
заедания. Ту же функцию выполняют твердые смазки. Ряд смазок имеет специальное
назначение: электроконтактные (проводящие), судовые (стойкие к речной и морской
воде), резьбовые, шахтные, канатные, консервационные и т.д. Наиболее часто на
автотранспорте применяется смазка «ЛИТОЛ-24», представляющая собой смесь
нефтяных масел, загущенную литиевым маслом. Масло содержит противозадирные,
противопиттинговые и другие присадки. «ЛИТОЛ-24» применяется для смазки
подшипников качения, шарниров, тихоходных подшипников скольжения и зубчатых
передач. Смазки «Фиол-1», «Фиол-2у» разработаны фирмой «Фиат» и предназначены
для смазки игольчатых подшипников и шлицевого соединения карданного вала. Они
содержат дисульфид молибдена, применяются в автомобилях, выпускаемых ВАЗом.
Смазка «Шрус-4» содержит антиокислительную, противоизносную, противозадирную
присадки, а также твердосмазочную добавку. Используется для смазывания
шарнирных соединений автомобилей ВАЗ, КрАЗ и др. Наиболее распространенная
пластическая смазка общемашиностроительного назначения «Солидол-С» представляет
собой нефтяную жидкую основу, загущенную мылом. Модификатором структуры
является вода, содержание которой составляет 2 - 4 %. Применяется для смазки тихоходных
передач, подшипников, шарниров, ползунов, эксцентриков и т.д. В настоящее время
по своим параметрам «Солидол-С» является технически устаревшей смазкой.
Твердосмазочные материалы (ТСМ). К твердосмазочным материалам относятся
вещества, наносимые на поверхность деталей в виде пленок, имеющие сдвиговую
прочность значительно меньшую, чем у материала детали. Иными словами, эти
вещества должны обеспечить положительный градиент сдвиговой прочности в
направлении внутренней нормали к границе твердой поверхности: d?/dn>0. В
качестве твердых смазок используют: слоистые вещества с резкой анизотропией
прочности, обусловленной особенностями кристаллического строения; тонкие пленки
мягких металлов, их окислов; пленки пластмасс; химические соединения, образованные
на поверхности детали путем обработки активными реагентами, содержащими хлор,
фосфор, азот, серу и др. ТСМ применяются: при работе в условиях, когда жидкие и
пластичные смазки не применимы из-за специфики эксплуатации узла, например, в
агрессивных средах; в сопряжениях, работающих в условиях малых скоростей
скольжения и высоких контактных давлений; при высоких температурах, когда масла
разлагаются, а также при низких температурах (криогенных), когда масла
замерзают; в условиях, когда недопустимо загрязнение окружающего пространства,
при работе в жидких средах, в вакууме; когда необходимо смазывать
неметаллические поверхности, например, керамику; в скользящих электрических
контактах с использованием проводящих материалов (графит, легкоплавкие мягкие
металлы); при воздействии радиации. Наиболее распространенным типом ТСМ
являются слоистые материалы: графит, дисульфиды, деселениды молибдена и др.
Требования
к смазочным системам транспортных машин Смазочные системы должны обеспечивать
успешное функционирование узла трения: надежный подвод масла на всех режимах
работы двигателей ко всем трущимся деталям, охлаждаемым маслом поверхностям и
устройствам, в которых масло используется в качестве рабочего тела
(серводвигатели реверсирующих устройств двигателей, нагнетателей и регуляторов,
гидравлические муфты приводов вентиляторов систем охлаждения и др.); работу
двигателей и их агрегатов в различных условиях окружающей среды и на всех
эксплуатационных режимах; заданную длительность работы двигателя без остановок
для заправки маслом, регулировки и устранения недостатков в смазочной системе,
очистки от отложений примесей, шлама и нагара на поверхностях деталей
двигателей и их агрегатов; длительную работу масла и малый его расход. Кроме
того, они должны быть компактными, простыми и нетрудоемкими в обслуживании,
иметь невысокую стоимость. Исходя из условий работы двигателей, их типов и
назначения степень удовлетворения этим требованиям может быть различной, что
определяет сложность, стоимость, компактность смазочных систем и их элементов.
Следует отметить четкую тенденцию конструктивного усложнения смазочных систем
на всех типах двигателей не только вследствие расширения функций масла в
силовых установках, но и для повышения надежности работы элементов двигателей,
автоматизации обслуживания, повышения срока службы масла, снижения его расхода.
Основной характеристикой смазочной системы является циркуляционный расход масла
в единицу времени Gм. Эту характеристику назначают по количеству теплоты Qм,
которое масло должно переносить как хладоагент.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://masters.donntu.edu.ua
|