Основы организации и безопасности дорожного движения
Основы организации и безопасности дорожного движения
Контрольная работа
Выполнил студент
ДИТИН С.В.
Вологодский государственный технический университет
г. Череповец 2006 г.
ГИБДД-задачи и основные направления работы.
Формирование
правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения
эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних
дел.
В
выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел
значительная
роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой
административно-правовыми средствами.
В
обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного
движения,
в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных
средств, деятельность по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий
является очень многоплановой и многообразной.
Особую
актуальность приобретает вопрос о выявлении системы в этой деятельности, в
которой нашли бы своё определённое место каждое ведомство организация,
предприятие, должностное лицо и каждый человек, имеющий отношение к обеспечению
безопасности дорожного движения.
Проблема
обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще
до
появления автомобиля, но только с его рождением встала перед обществом со всей
остротой.
Вместе
с положительным значением автомобилизации возрастала и угроза увеличения
человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью
на
дорогах. В этих условиях особое значение принимала деятельность по
предупреждению гибели людей и получения ими увечий в результате ДТП. Особая
роль в этом принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного
движения.
Днем
рождения Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года - дата выхода
Постановления Совета Народных Комиссаров № 1182.
1.
Организация и тактика надзора за соблюдением ПДД
Становление
и развитие России на современном этапе невозможно представить без все нарастающего
процесса внедрения и использования автотранспорта во всех сферах
народнохозяйственного комплекса.
Поэтому
за последние 5 лет президентом и правительством РФ приняты
меры
направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности
дорожного
движения.
Так,
в положении о Государственной автомобильной инспекции МВД
РФ,
утверждённом постановлением правительства РФ от 15 июня 1998 года
№7111
определена главная задача ГИБДД, которая заключается в обеспечении соблюдения
министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями,
независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными
лицами, а также гражданами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан,
повышения пропускной способности автотранспортных средств.
Государственная
инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и
разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На
Государственную инспекцию возлагается следующие обязанности:
а)
контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых
актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми в
частности, устанавливаются требования:
к
проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений,
железнодорожных переездов, линий городского электрического
транспорта,
к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных
сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации
технических средств организации дорожного движения, к конструкции и
техническому состоянию находящиеся в эксплуатации автомототранспортных средств,
прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, к изменению
конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных
средств и прицепов к ним, к перевозкам в пределах компетенции Государственной
инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
Основным
нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного движения,
являются правила дорожного движения, контроль за
соблюдением
которых возложен на ДПС. Основная задача данной службы -
обеспечение
безопасности дорожного движения, которое обеспечивается ее силами:
специализированными полками, отдельными батальонами, отдельными ротами,
отдельными выводами. В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты,
взводы, в том числе моторизованные, или группы дорожного, движения.
2.
Государственный надзор за автотранспортом.
Приказом
МВД РФ утверждены «правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов
к ним в государственной автомобильной инспекции, в соответствии с которыми
устанавливается единый на всей территории Российской Федерации, порядок
государственной регистрации в Государственной автомобильной инспекции
автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и
максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним
предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и
принадлежащих организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо
от организационно-правовых
форм,
гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам,
лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в
других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6
месяцев, а также регистрации залога транспортных средств, зарегистрированных в
ГИБДД.
В
ГИБДД не регистрируются транспортные средства, изготовленные
из
составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей,
которые не прошли сертификацию на соответствие действующим в Российской
Федерации правилам, нормативам и стандартам в порядке, установленном Системой
сертификации ГОСТ РФ, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 31
марта 1993 г. N 71.
3.
Надзор за техническим состоянием АМТС
В
соответствии с Указом президента Российской Федерации «О дополнительных мерах
по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998г. надзор за
техническим состоянием АМТС осуществляется в двух направлениях:
Первое
направление – в соответствии с Положением о ГИБДД участвует
в
разработке правил, стандартов и других нормативов безопасности на
конструкции
автомототранспортных средств и контролирует их соблюдение
всеми
предприятиями, учреждениями, организациями отдельными гражданами.
Контроль
осуществляется на всех стадиях разработки конструкции — как при составлении
технического задания и проектной документации, так и при проведении испытаний
новых образцов автомототранспорта, ибо безопасность конструкции – это один из
основных аспектов международных норм, определяющих требования к современному
автомобилю.
Второе
направление — контроль за, технической исправностью автомототранспорта,
находящегося в эксплуатации. В процессе осуществления данного вида контроля
подразделения ГИБДД проверяют деятельность предприятий, учреждений и
организаций, а также министерств и ведомств по выполнению ими мероприятий,
направленных на поддержание транспортных средств в технически исправном
состоянии.
В
контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в
эксплуатации
транспортных средств осуществляются:
-
проверка документов;
-
проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих
требования
к конструкции и техническому состоянию транспортных средств;
-
оформление результатов контроля.
Перечень
документов, которые подлежат проверке при контроле за конструкцией и
техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств,
определяются соответствующими нормативными правовыми актами:
-
при осуществлении регистрационных действий - Правилами регистрации
автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного
движения и инструкцией о порядке производства работ по регистрации транспортных
средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного
движения;
-
при проведении государственного технического осмотра - Правилами
проведения
государственного технического осмотра транспортных средств Государственной
инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации;
-
при надзоре за дорожным движением - Правилами дорожного движения
Российской
Федерации.
Проверка
соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих
требования
к конструкции транспортных средств, проводится путем осмотра
транспортных
средств.
4.
Контроль за подготовкой водительских кадров
Современный
уровень автомобилизации, повышение интенсивности
транспортных
потоков, проблемы в оптимальной организации дорожного движения, высокий уровень
аварийности требуют более высокого уровня подготовки водительский кадров.
Основными формами контроля за подготовкой водительских кадров, осуществляемого
регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, являются:
—
регистрация учебных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров
и контроль, за ходом этой подготовки,
—
прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения
транспортных средств;
—
выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных
категорий.
Лица,
желающие получить квалификацию водителя, должны пройти:
специальное
медицинское обследование; обязательное обучение в школах или на курсах по
подготовке водителей; безупречно знать Правила дорожного движения; иметь
необходимые практические навыки вождения соответствующего транспортного
средства.
Проверку
знаний Правил дорожного движения осуществляют регистрационно-экзаменационные подразделения
ГИБДД.
Послеаварийная
безопасность автомобиля.
Послеаварийная
безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после
остановки и предотвращать возникновение новых аварий. Она обеспечивается
средствами противопожарной безопасности, надежной конструкцией дверных замков,
эвакуационными люками, аварийной сигнализацией и др.
Согласование
эксплуатационных свойств автомобиля с требованиями
послеаварийной
безопасности достигается, в первую очередь, обеспечением возможности быстрого
выхода или эвакуации людей из аварийного автомобиля, пожарной безопасности
автомобиля за счет правильного размещения и надежной герметизации топливных баков
и топливных коммуникаций. Послеаварийная безопасность автомобиля в значительной
степени зависит также от степени возгораемости внутренней отделки салона и от
содержания токсичных веществ в
продуктах
ее горения.
Организация
предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в автохозяйствах.
Законодательство
возлагает на организации и предпринимателей, эксплуатирующих автомобили,
обязанность проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Минздрав
разработал Методические рекомендации по организации таких осмотров.
Обязанность
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения
предрейсовые медицинские осмотры водителей возложена на организации и
индивидуальных предпринимателей ст.20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения".
Для
того чтобы оказать помощь работодателям в правильной организации медицинских
осмотров Министерство здравоохранения РФ письмом от 21.08.03 N 2510/9468-03-32
утвердило Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения" (Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств) (далее - Методические
рекомендации).
В
первую очередь необходимо обратить внимание на то, что предрейсовые медицинские
осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих
автомобильный транспорт, вне зависимости от того, находятся транспортные
средства в собственности организации или во временном пользовании на основании
договора аренды.
Медицинские
осмотры водителей могут проводиться как медицинским работником, зачисленным в
штат организации, так и медицинскими работниками учреждений здравоохранения на
основании заключаемых с ними договоров. Необходимо учитывать, что работы и
услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей относятся к
лицензируемым видам деятельности (подп.06.034 приложения 1 к приказу Минздрава
России от 26.07.02 N 238 "Об организации лицензирования медицинской
деятельности").
В
связи с этим предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить только
медицинский персонал, имеющий соответствующий сертификат, или медицинское
учреждение, имеющее лицензию на этот вид деятельности.
К
медицинским работникам, которые вправе проводить предрейсовые медицинские
осмотры, относятся врачи, фельдшеры и медицинские сестры.
Для
получения сертификата медработникам необходимо пройти специальное обучение.
Таким
образом, организации, принимающей на работу медицинского работника для
проведения предрейсовых медицинских осмотров, необходимо удостовериться в
наличии у него соответствующего сертификата, а при отсутствии такого документа
- направить на обучение.
Предрейсовые
медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником (организации или
медицинского учреждения) как в самой организации, так и в условиях медицинского
учреждения.
Основной
целью проведения таких осмотров является выявление у водителей:
-
признаков различных заболеваний,
-
признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных
препаратов,
-
остаточных явлений после принятия алкоголя (похмельного синдрома),
-
утомления.
В
Методических рекомендациях подробно изложен порядок проведения осмотра,
приведены рекомендации для выявления у водителей вышеперечисленных признаков.
Результаты
медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал, который должен
быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации или учреждения
здравоохранения.
Если
в ходе проведения предрейсового медицинского осмотра будут выявлены признаки
употребления водителем алкоголя, наркотических средств или других психоактивных
веществ, медицинский работник обязан провести такому водителю контроль
трезвости.
При
этом в обязательном порядке составляется протокол контроля трезвости
установленной формы в двух экземплярах, один из которых остается у
медработника, а второй выдается руководителю организации.
Кроме
того, каждый случай контроля трезвости должен быть зарегистрирован в
специальном журнале. Журнал контроля трезвости также должен быть пронумерован,
прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения.
Водители
не допускаются к управлению автомобилем при следующих случаях:
-
заболевании работника, а именно, при наличии симптомов острого заболевания или
обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37
градусов C, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную
боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости
и т.п.), а также повышении или урежении частоты сердечных сокращений и
изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для
осматриваемого водителя;
-
положительной пробе на алкоголь, другие психотропные вещества и наркотики в
выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
-
выявлении признаков воздействия наркотических веществ;
-
выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно
влияющих на работоспособность водителя.
Если
водитель благополучно прошел медицинский осмотр, он допускается к работе и на
путевых листах ставится штамп "Прошел предрейсовый медицинский
осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.
Отметим,
что у организации расходы на оплату работникам времени, связанного с
прохождением медицинских осмотров, уменьшают налоговую базу по налогу на
прибыль, так как включаются в состав расходов на оплату труда (подп.7 ст.255 НК
РФ).
Руководителям
организаций рекомендуется ежемесячно проверять результаты предрейсовых
медицинских осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы
водителей, употребляющих алкоголь и наркотики.
Если
медицинский осмотр проводится в помещении организации, необходимо учитывать,
что к таким помещениям, а также к их оснащению предъявляется ряд требований.
Во-первых,
помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения
осмотров и для отбора биологических сред.
Во-вторых,
помещение как минимум должно быть оснащено следующими медицинскими приборами,
оборудованием и мебелью:
-
кушеткой медицинской;
-
письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для
верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;
-
приборами для определения артериального давления (2 шт.), термометрами (3 шт.),
стетофонендоскопами (2 шт.);
-
приборами для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.);
-
алкометрами, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в
количестве: алкометры (2 шт.), экспресс-тесты на наркотики (10 шт.);
-
столиком для медицинского оборудования (1 шт.);
-
шпателями медицинскими (10 шт.);
-
сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи (1
шт.);
-
оборудованная комната для отбора биологических сред.
Кроме
того, помещение должно быть оборудовано средствами связи.
Затраты,
связанные с оборудованием помещений для проведения предрейсовых медицинских
осмотров, а также затраты, связанные с исполнением договора с медицинским
учреждением на проведение предрейсовых медицинских осмотров, включаются в
прочие расходы, связанные с производством и реализацией на основании подп.7 п.1
ст.264 НК РФ, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по
технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы,
связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся
непосредственно на территории предприятия.
В
заключение отметим, что медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях,
предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество
проведенного предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске
водителей к управлению транспортным средством.
Статья
12.32 КоАП РФ устанавливает ответственность за допуск к управлению транспортным
средством водителя, находящегося в состоянии опьянения.
В
соответствии с этой статьей допуск к управлению транспортным средством
водителя, находящегося в состоянии опьянения, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое
состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 МРОТ.
В
соответствии с частью третьей ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской
деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от
300 до 400 МРОТ.
Эта
статья применяется к организациям, чья предпринимательская деятельность
основана на эксплуатации транспортных средств, для осуществления которой
требуется получение соответствующей лицензии. Это перевозки:
-
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд организации или предпринимателя);
-
пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
-
грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3, 5 тонны (за
исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд организации или предпринимателя).
В
числе лицензионных требований для осуществления таких видов деятельности
названо выполнение требований, установленных федеральными законами, в частности
Законом "О безопасности дорожного движения".
Поэтому
если предприятие, имеющее соответствующую лицензию нарушит требования,
установленные Законом "О безопасности дорожного движения", в
частности требование о проведении предрейсовых медицинских осмотров, на само
предприятие и его должностных лиц может быть наложен административный штраф в
соответствии с частью третьей ст.14.1 КоАП РФ.
Список литературы
1.Устройство
и эксплуатация автотранспортных средств. Учебник водителя /Роговцев В.Л.,
Пузанков А.Г. М.Транспорт 2000/
2.
Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте: Учебник. Изд-е 2-е
доп-е. -Ростов/Д: Феникс 2002
3.Автомобили.
Бухарин Н.А. Прозоров В.С. Учебное пособие для ВУЗов «Машиностроение» 1973.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
|