Критерий качества продукции и показатель успешности хозяйственной деятельности предприятия
Критерий качества продукции и показатель успешности
хозяйственной деятельности предприятия
Роман РЕЗНИКОВ
В
условиях неуклонного приближения момента вступления Российской Федерации в ВТО
вопросы конкурентоспособности продукции российских предприятий приобретают
первостепенную значимость. Наиболее объективным и часто применяемым показателем
оценки конкурентоспособности продукции является соотношение "цена/качество"
товара. В рамках данной статьи мы только несколько коснемся вопросов
оптимизации цены на автомобили, уделив основное внимание вопросам их качества.
В
настоящее время товары российского производства пользуются спросом именно из-за
доступности их цены среднему потребителю. Это в полной мере касается и
автомобилей. Ни для кого не секрет, что качество российских автомобилей часто
не удовлетворяет клиента. Крупные зарубежные автоконцерны активно разворачивают
автомобильное производство в странах СНГ и Восточной Европы: Чехии, Польше,
Румынии, Узбекистане, на Украине. Созданы и работают совместные предприятия в
Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Набережных Челнах и других городах России.
Стратегия захвата рынка для вновь создаваемых предприятий - при сопоставимой
или несколько более высокой цене на автомобили обеспечить существенное
повышение их качества.
Этот
девиз наших конкурентов можно взять на вооружение и нам, условно разделив на
две взаимосвязанные части:
продавать
автомобили необходимо по существующим ценам (рост цен не должен превосходить
инфляционного роста цен), так как грустный опыт сентября 1997 - августа 1998
гг. показал, что при приближении долларового эквивалента стоимости автомобиля к
мировому уровню наши автомобили покупать перестают;
у
российской автомобильной промышленности есть небольшой запас времени
(максимально год-два), чтобы принять меры к улучшению показателя
"цена/качество" за счет существенного повышения качества автомобилей.
Необходимо
отметить, что большинство руководителей российских промышленных предприятий
сохранило до настоящего момента стойкое мнение: для того чтобы повысить
качество, достаточно издать приказ по заводу, изучить опыт западных компаний и
начать премировать или штрафовать (как вариант, увольнять) за качество
продукции. Главная ошибка - попытка рассматривать качество как технологический
показатель, нежелание вкладывать деньги в качество. Для улучшения качества
необходимы такие же капиталовложения, как и для повышения производительности
предприятия, а иногда и большие. Но, увы, у российской автомобильной
промышленности сегодня нет достаточных средств для крупномасштабных денежных
вложений.
Для
решения этой дилеммы необходимо вспомнить, что затраты на качество можно
разделить на две большие группы: затраты на обеспечение качества (схема) и
затраты на устранение последствий отказов в связи с низким качеством продукции.
В настоящее время на большинстве российских предприятий эти две группы затрат
соотносятся как 1 : 10 в пользу второй группы. Поэтому мы предлагаем взять
средства на улучшение качества из самого процесса производства продукции и
последующей ее доработки, гарантийного ремонта, замены брака на годную
продукцию.
Опыт
применения некоторыми поставщиками автомобильных комплектующих западных методов
создания системы качества показывает, что простое копирование приводит к
ситуации, когда на предприятии есть сертифицированная (в том числе такими
авторитетными западными сертификационными организациями, как Регистр Ллойда,
Бюро Веритас, TUV CERT) система качества, однако качественную продукцию это
предприятие не выпускает. Безусловно, в стране есть предприятия, успешно
использующие заимствованный зарубежный опыт, но создавались они с самого начала
на основе идеологии качества. Это, как правило, небольшие компании,
ориентированные на западный рынок. По нашему мнению, большинство менеджеров
крупных компаний должны разрабатывать или адаптировать инструменты и методы
создания систем качества сами, исходя из соображений экономической
целесообразности и эффективности.
Безусловно,
создание системы требований (какой является документированная система качества)
важно, однако необходимо создать эффективную систему вовлечения персонала в
работу по созданию качественных автомобилей или других товаров. Система
качества без увлеченного, заинтересованного персонала - не более чем
дорогостоящий набор толково написанных документов. Для вовлечения персонала в
работу необходимо создание эффективной системы мотивации персонала. На
большинстве российских предприятий системы мотивации персонала вполне
соответствуют той поре, когда был изобретен конвейер. Методы мотивации,
изложенные в современных учебниках менеджмента, никогда широко в России не
применялись. Недостаточная адаптация описываемых в научной литературе
инструментов качества к практике работы российских промышленных предприятий
вызывает трудности при внедре-нии современных методов мотивации персонала.
Существующие
ныне идеологии управления производством основываются на четырех основных
моделях построения систем управления: традиционная ("тейлоровская"),
модель построения системы качества в соответствии с требованиям стандартов ИСО
серии 9000 версий 1994 и 2000 гг.; японская модель и модель всеобщего
управления качеством (TQM), являющаяся адаптацией японского опыта к условиям США
и Западной Европы; и модель делового совершенства. Первая из них целиком
ориентирована на технологические процессы; вторая особый упор делает на систему
качества (по МС ИСО:2000 с процессным уклоном), третья определяет главным
фактором производства - человеческий фактор и воспитание идеологии персонала;
четвертая призвана способствовать гармоничному развитию предприятия.
Модель
делового совершенства основывается на принципах TQM и учитывает все аспекты
деятельности организации, в том числе технологические (оборудование, помещения,
технологии, методы регулирования технологии), финансовые (бухгалтерские,
инвестиционные, инновационные показатели), и, самое главное, эта модель уделяет
особое внимание персоналу, климату в коллективе, потенциалу руководителей, отношению
организации к обществу.
Анализ
существующих моделей управления производством и примеров их реализации на
предприятиях - производителях автокомпонентов показал, что, несмотря на
перспективность модели делового совершенства, лишь отдельные предприятия строят
свои системы менеджмента на этих принципах. Систематизация существующих
инструментов построения систем качества и управления процессами позволяет
сделать вывод, что большинство из них не соответствует требованиям модели
делового совершенства. Кроме того, многие методики и инструменты мало известны
менеджерам российских предприятий и не полностью применимы в сложившейся в
стране финансово-экономической ситуации. Возникает необходимость разработать
методологию сбора данных о процессах, предложить новые, связанные с
экономическими параметрами инструменты управления процессами и исключить
возможность субоптимизации процессов. Одной из наиболее распространенных ошибок
промышленных предприятий, начинающих оптимизировать свои системы управления
(производством, качеством, продажами), является процесс субоптимизации. В этом
случае каждое подразделение или процесс отдельно достигает наилучших
результатов, а организация в целом терпит убытки.
Как
избежать подобной ситуации? Что является целевой функцией оптимизации? Каковы
методы и инструменты воздействия на процессы, позволяющие исключить
субоптимизацию по отдельным параметрам и обеспечить оптимальное значение
целевой функции?
На
наш взгляд, такой целевой функцией является конкурентоспособность продукции. Вопрос
в том, как ее оценить.
Определимся
с целевой функцией оптимизации процесса производства конкурентоспособной
продукции. Возможны различные подходы к оценке конкурентоспособности продукции,
однако все они имеют достоинства и недостатки
Поставив
себе задачу создать простой и по возможности комплексный метод оценки
конкурентоспособности продукции, а также определить пути ее улучшения, мы взяли
за основу оценку результатов хозяйственной деятельности предприятия.
В
качестве критерия (безразмерного коэффициента) выберем производительность
капитала. Производительность капитала - одна из наиболее объективных
характеристик степени успешности и конкурентоспособности промышленного
предприятия. Перечислим несколько важных критериев, характеризующих работу любой
организации, действующей на рынке товаров (или услуг):
объем
продаж продукции;
эффективность
использования материалов, оборудования и прочих ресурсов;
целесообразность
использования денежных средств предприятия.
Совершенно
очевидно, что все перечисленные характеристики сведены в данном показателе.
Производительность
капитала = (объем продаж - материалы - операционные расходы) / капитал
Кратко
рассмотрим каждую из величин. Будем считать знаменатель величиной постоянной и
оказывать воздействие на показатели, стоящие в числителе приведенной формулы.
Объем
продаж. О том, каким образом фирме повысить объем продаж своей продукции,
написаны сотни книг и научных трудов, которые можно объединить одним понятием
"маркетинг". Однако, в общем, объем продаж зависит от трех
параметров: соотношения "цена/качество", качества и развернутости
сети продаж и качества сервисного обслуживания проданного товара. В рамках
данной статьи остановимся на двух из них: соотношении "цена/качество"
и качестве сервисного обслуживания автомобилей. Эти показатели тесно привязаны
к выделенным нами ранее ключевым процессам закупок, производства, контроля и
технического обслуживания.
Материалы
(или, точнее, затраты на материалы, сырье, покупные комплектующие). Для
уменьшения затрат на материалы нами выбраны следующие стратегии.
Улучшение
качества поставляемых изделий и материалов. В настоящее время, по данным
предприятий автомобилестроительной отрасли, до 70% всех затрат из-за отказов
изделий в гарантийный период приходится на долю изделий внешней поставки.
Необходимо отметить, что в работе с поставщиками предприятию надо добиваться
улучшения качества не любой ценой, а путем внедрения управления процессами у
поставщиков под патронажем служб качества закупок покупателя, путем проведения
аудитов, развития партнерских отношений. Обеспечение качества путем 100%-ной
сортировки и доработки (даже с возмещением затрат) неэффективно. Затраты на
несоответствующую продукцию поставщиком будут заложены в цену поставляемых
изделий.
Снижение
издержек при обработке поступившей продукции: введение сквозной идентификации и
прослеживаемости продукции, отказ от входного контроля. Принятие решения об
отказе от входного контроля требует оценки экономических и технических
последствий, анализа рисков.
Снижение
издержек при хранении продукции. Оптимизация складских запасов, переход на
работу с консигнационных складов, поставка точно в срок позволяют уменьшить
объем средств, замораживаемых в страховых запасах, исключить вынужденный запуск
изделий, имеющих отклонения (запуск таких изделий неизбежно приводит к
дополнительным затратам на их доработку). Уменьшение складских запасов
позволяет избежать неизбежной порчи продукции от ее длительного хранения
(например, коррозия сортового металла), а также уменьшить объем связанных,
"омертвленных" оборотных средств.
Безусловно,
для оптимизации затрат на материалы существует множество других путей,
например, развитие альтернативных поставщиков, частичная кооперация и т.п.
Операционные
затраты. Их можно условно разделить на две группы: затраты на процесс и затраты
на персонал. В идеологии процессного подхода понятие "затраты на
процесс" равнозначно понятию "затраты на обеспечение качества",
куда входят затраты на: наладку, ремонт и замену оборудования, контрольно-мерительный
инструмент, расходные и технологические материалы. Затраты на персонал можно
условно разделить на три группы: затраты на оплату персонала, на его поощрение
и на подготовку и обучение персонала.
Капитал.
Возвращаясь к формуле производительности капитала, укажем, что знаменатель
содержит как основной, так и рабочий капитал (оборотные средства). Возможности
оптимизации заложены именно в процессе управления оборотными средствами.
Подобный
подход применим не только в целом для предприятия, но и к отдельным процессам
жизненного цикла продукции, когда качество процесса определяется эффективностью
работы инвестиций, вложенных в этот процесс. Наиболее наглядна комплексная
численно-графическая система анализа результатов работы отдельных процессов и
всего подразделения в целом. При этом компонентами многомерного вектора,
характеризующего результаты работы предприятия в целом, являются результаты
работы каждого из выделенных ключевых процессов.
При
этом длиной вектора является значение производительности капитала, а его направление
определяется сочетанием результатов деятельности предприятий по отдельным
направлениям. Такая методика позволяет оценить, насколько общее направление
деятельности компании совпадает с результатами наиболее успешных компаний.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://masters.donntu.edu.ua
|