Карьерные автомобильные дороги
Карьерные автомобильные дороги
Реферат выполнил студент:
Сергуня
Петрозаводский государственный
университет Костомукшский филиал
Республика Карелия, 2009 год
Параметры карьерных автомобильных дорог
Наибольшее распространение в мире по количеству
карьеров и объему перевозок занимает автомобильный транспорт. Особенно широкое
распространение автотранспорт получил в карьерах по добыче цветных и железных
руд, горно-химического сырья, строительных материалов. Причем автомобильный
транспорт используется и, как основной вид транспорта, и в комбинации с
конвейерным и железнодорожным.
В качестве основного вида автомобильный транспорт
получил распространение: при строительстве карьеров, при разработке
месторождений, имеющих включения пустых пород; при разработке месторождений
малой и средней мощности; при сравнительно небольших расстояниях
транспортирования (до 3-4 км);
при разработке месторождения, расположенного вдали от магистральных дорог и
мощных энергетических ресурсов.
Схемы движения автотранспорта определяются
горнотехническими условиями разработки месторождения и направлением
транспортирования полезных ископаемых и вскрышных пород. Связь рабочих
горизонтов с поверхностью может осуществляться прямыми, спиральными, петлевыми
съездами и их комбинацией.
При разработке месторождений с горизонтальным и
слабонаклонным залеганием полезного ископаемого при небольшой глубине, а также
на нагорных карьерах применяются прямые съезды. В глубоких карьерах с
ограниченными размерами в плане получили распространение спиральные съезды. При
значительной глубине и при разработке месторождений на склоне горы, когда
достигнуть заданных отметок прямым съездом не удается, используются петлевые
съезды. В большинстве карьеров распространение получили комбинированные съезды,
причем чаще комбинация спиральных и петлевых.
Автодороги в карьерах разделяют:
- по характеру перевозимого груза – на
производственные (технологические, служащие для транспортирования полезного
ископаемого к пунктам разгрузки и вскрыши в отвалы) и служебные (хозяйственные
– для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов и оборудования);
- по условиям эксплуатации – на постоянные
(стационарные), рассчитанные на длительный срок эксплуатации, и временные со
сроком службы до трех лет, перемещаемые вслед за продвижением фронта работ.
Главным признаком, характеризующим конструкцию и
параметры автодороги является грузонапряженность (количество груза с учетом
всех видов перевозки в тоннах, переводимое по данному участку дороги в единицу
времени), в зависимости от которой дороги подразделяются на три категории:
Грузонапряженность (млн.т
брутто в год)
при использовании
автосамосвалов грузоподъемностью
|
Категория дороги
|
до 75 т
|
более 75 т
|
свыше 15
|
свыше 25
|
I
|
5 + 15
|
8 + 25
|
II
|
до 5
|
до 8
|
III
|
Основные параметры и конструкция дорог разных
категорий должна соответствовать требованиям действующих СНиП 2.05.07-91
«Промышленный транспорт».
Примерное распределение карьерных автодорог по
категориям и средней скорости движения приведено в таблице:
Характеристики и назначение
дороги
|
Время существования
|
Средняя скорость движения
км/ч
|
Категория дороги
|
Постоянные дороги
|
Главные дороги, связывающие
карьер с обогатительной фабрикой, складом, перегрузочным пунктом и т.д.
|
Срок разработки
месторождения
|
до 50-60
|
I
|
Главные съезды и заезды в
карьер
|
То же, но с изменением
длины по мере разработки
|
до 20-25
|
I
|
Магистральные от главных
съездов в карьер до отвалов
|
Срок существования отвала
(8-10 лет)
|
до 30-40
|
I
|
Заезды на отвалы
|
То же
|
до 15-20
|
II
|
Дороги на поверхности
отвала, связывающие ряд участков
|
Срок отработки группы
горизонтов (3-5 лет)
|
до 20-25
|
II
|
Временные дороги
|
Проезды по уступам и заезды
к экскаваторам
|
Срок эксплуатации горизонта
(1-2 года)
|
до 10-15
|
III
|
Проезды на отвалах и
дорогах на отсыпаемых участках
|
Срок эксплуатации
отсыпаемого участка
|
до 10-15
|
III
|
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна с
искусственными сооружениями, проезжей части и обочин. Устойчивость земляного
полотна достигается укладкой его из прочных грунтов и устройствами для отвода
поверхностных и грунтовых вод.
Ширина земляного полотна складывается из ширины
проезжей части и ее двух обочин. Ширина проезжей части карьерных автомобильных
дорог определяется в зависимости от скорости движения, габаритов автомобилей и
схемы движения.
В карьерах могут быть следующие схемы движения:
встречное по одной полосе автодороги, встречное по двум полосам и кольцевое.
При двухполосном движении ширина проезжей части Ш
постоянных автодорог определяется по формуле:
Ш = 2 ЕКν + ∆Ш
где Е – ширина автомобиля, м;
Кν – коэффициент, учитывающий суммарную скорость
встречных автомобилей
(при V = 20-30 км/ч, Кν = 1,6 – 1,9);
∆Ш – величина, учитывающая габариты автомобиля.
Для достижения высоких технико-экономических
показателей работы карьерных самосвалов рекомендуются следующие значения ширины
дороги (Ш, м) для встречного двухполосного движения:
Грузоподъемность автосамосвала, т
|
Ширина автодороги, м
|
Минимальная ширина, м
|
цементно-бетонное покрытие
|
щебеночное
покрытие
|
грунтовое
покрытие
|
27-30
|
10,5-14,00
|
10,2-13,8
|
10,0-13,3
|
9,5
|
40-42
|
11,4-15,3
|
11,1-15,1
|
10,8-15,0
|
10,0
|
75
|
14,4-20,2
|
14,4-20,1
|
14,0-19,4
|
14,0
|
110-120
|
18,3-24,5
|
18,0-24,2
|
17,3-24,0
|
15,5
|
170-180
|
22,8-30,1
|
22,5-29,7
|
21,9-29,4
|
18,5
|
Рекомендуемая ширина проезжей части представлена ее
граничными значениями. Минимальная ширина определяется условиями безопасности
движения, максимальная – требованиями наиболее полного использования тяговых
качеств автосамосвалов.
При однополосном движении ширина полотна – БелАЗ-7540
– 5,5-6,0 м;
БелАЗ-7548 – 5,8-6,6 м;
БелАЗ-549 – 8-9,8 м;
БелАЗ-7519 – 8,3-10,6 м;
БелАЗ-7521 – 10,4-12,8 м.
На криволинейных участках трассы проезжая часть
выполняется с уширением (ш, м), размер которого определяется выражением:
ш = l2R-1 + 0,1VR-0,5
где V – скорость движения км/ч;
R – радиус кривой по оси дороги, м;
l – колесная база автомобиля, м.
Уширение производится постепенным (по длине не менее 20 м) уменьшением ширины обочины
(при этом ширина обочины должна оставаться не менее 1 м).
Продольные уклоны главных откаточных дорог
устраиваются с подъемом в грузовом направлении до 80‰, реже до 100‰, а в
порожняковом направлении до 120‰, реже до 150‰.
Для обеспечения благоприятного режима движения
самосвалов в тех случаях, когда это технически допустимо, длину участков с
большими подъемами следует ограничивать:
Величина уклона, ‰
|
60
|
80
|
100
|
Максимальная длина подъема, м
|
300
|
160
|
100
|
При
криволинейных траншеях и радиусах менее 200 м необходимо производить смягчение
продольного уклона на величину ∆I (‰).
Величина поперечного уклона автодороги зависит от типа
дорожного покрытия, ширины, водопроницаемости, скорости движения и составляет
20-40‰. Дороги на уступах выполняются с поперечным уклоном в 20‰ в сторону
вышележащего уступа. Величина продольного уклона временных дорог принимается в
пределах 60-80‰.
Величина радиуса горизонтальных кривых автодорог в
значительной степени влияет на скорость движения и устойчивость автомобиля при
движении. Минимальные радиусы кривых автодорог (м) для автосамосвалов различной
грузоподъемности приведены в таблице:
Дорожные условия
|
Грузоподъемность автосамосвала, т
|
10-20
|
25-30
|
40-45
|
70-80
|
110-120
|
170-180
|
Постоянные дороги в карьере
|
30
|
50-60
|
50-60
|
50-60
|
50-60
|
50-60
|
Серпантинные и круговые кривые
|
15-20
|
20-30
|
30-35
|
35-40
|
35-40
|
40-45
|
Временные автодороги в карьере
|
10-12
|
12-15
|
12-15
|
15-20
|
17-20
|
20-25
|
Петлевые заезды под погрузку
|
7-10
|
10-11
|
12-13
|
12-14
|
14-15
|
18-20
|
Поверхность
проезжей части выполняют двух- и односкатной. Двухскатные дороги устраивают на
прямолинейных участках капитальных траншей и на поверхности. На закруглениях
принимают односкатный профиль с уклоном к центру кривой, что увеличивает
устойчивость автомобиля против бокового опрокидывания и скольжения под
действием центробежной силы. Уклон виража зависит от радиуса поворота.
Проезжая часть дороги покрывается дорожной одеждой.
Дорожная одежда выполняется в один или несколько конструктивных слоев.
Многослойная дорожная одежда устраивается, как правило, на постоянных дорогах и
имеет следующие основные конструктивные слои:
Покрытие – верхний слой дорожной одежды, который в
свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его
истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.
Основание – несущая часть дорожной одежды,
обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или
непосредственно на грунт земляного полотна.
Дополнительный слой основания – нижний конструктивный
слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное
полотно также функции морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего и других
слоев.
Слои одежды располагаются по принципу снижения их
прочности в соответствии с уменьшением напряжений по глубине.
Основные типы дорожных покрытий или дорог разных
категорий:
Категория дорог
|
Типы покрытий
|
Материалы покрытий
|
I
|
Усовершенствованные
|
А. капитальные
Б. облегченные
|
Цементобетонные (монолитные и сборные),
асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии, из прочных
щебеночных материалов, обработанных вяжущими битумами.
Из щебеночных и гравийных материалов,
обработанных жидкими органическими, вяжущими веществами, из холодного
асфальтобетона, из грунта, обработанного вяжущими битумами
|
II
|
Переходные
|
Щебеночные из каменных материалов и
шлака, грунтов и местных слабых минералов, обработанных жидкими, вяжущими
органическими веществами, мостовые из булыжного и колотого камня
|
III
|
Низшие
|
Грунтовые, укрепленные различными
местными материалами
|
Материалами для
основания служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими
веществами, а для дополнительного слоя – крупнозернистый песок, гравелистые
грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.
На временных забойных и отвальных дорогах устраивается
обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой
щебеночного или гравийного материала. Для скользящих съездов соединительных и
хозяйственных дорог устраивается однослойное покрытие из гравия или взорванной
скальной вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров, которое разравнивается
бульдозерами и автогрейдерами и укатывается движущими автомобилями. Из
капитальных покрытий распространение нашли железобетонные и цементообразные
покрытия, которые обладают высокой износостойкостью и удовлетворительными
характеристиками по сцеплению. Толщина таких покрытий принимается в зависимости
от осевой нагрузки: 100-120 кН (машины типа КрАЗ) – 22 см; до 340 кН (БелАЗ-7522,
БелАЗ-75401, БелАЗ-7526) – 29-39
см; до 480 кН (БелАЗ-7548, БелАЗ-7523, БелАЗ-7527) – 40-45 см; до 760 кН (БелАЗ-7509)
– 48-58 см.
Нижний слой таких дорог делают из песка, ракушечника,
щебня, металлургического шлака, песчанно-гравийной массы, а также из породы,
обработанной битумом или цементоми. Толщина подстилающего слоя должна быть не
менее 15 см.
Для уменьшения температурных напряжений
цементобетонные покрытия устраивают из отдельных плит (длиной 6-9 м), разделенных между собой
швами сжатия (с упругими прокладками) и расширения, заливаемые битумными
мастиками. Получили распространение в карьерах и монолитные цементобетонные
покрытия.
Для автосамосвалов грузоподъемностью 110-180 т с
высокими нагрузками на ось целесообразно устройство покрытий нового типа –
цементобетонных из струно-бетона. При этом толщина их составляет для машин
грузоподъемностью 110-180 т – 60-70
см.
Асфальтобетонные покрытия из-за быстрого износа
удовлетворительно работают при движении автомобилей грузоподъемностью менее 25
т.
Получили распространение в карьерах одно- и
двухслойные покрытия из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные и
гравийные, обработанные черными вяжущими веществами. В двухслойной одежде
верхний слой устанавливается из: дробленого щебня, гравия хорошего качества,
отходов обогащения. Толщина таких одежд при эксплуатации автомобилей
грузоподъемностью 110-180 т превышает 1 м.
Исследования позволяют рекомендовать конструкции
дорожных покрытий для самосвалов грузоподъемностью 27-180 т:
Породы земляного
полотна
|
Грузоподъемность автосамосвала, т
|
27
|
40
|
75
|
110
|
180
|
Рыхлые
|
Толщина покрытия, см
|
10-15
|
10-15
|
15-20
|
15-20
|
15-20
|
Крупность щебня, мм
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
Толщина основания, см
|
40-50
|
50-60
|
60-70
|
80-85
|
100-105
|
Крупность щебня, мм
|
70-40
|
70-40
|
70-40
|
150-120
|
150-120
|
Скальные и полускальные
|
Толщина покрытия, см
|
10-15
|
10-15
|
10-15
|
15-20
|
15-20
|
Крупность щебня, мм
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
40-20
|
Толщина основания, см
|
20
|
25-30
|
30-35
|
30-40
|
30-40
|
Крупность щебня, мм
|
70-40
|
70-40
|
70-40
|
70-40
|
70-40
|
На временных
дорогах (а также при устройстве дорог в холодное время года и на неустойчивых
грунтах) целесообразно устройство железобетонных покрытий (сплошных и
колейных).
Пропускная способность полосы П (автомобиль/ч)
автодороги в одном направлении
П = 60(К∂tм)-1 = 1000ν(К∂S)-1
где К∂ - коэффициент неравномерности движения К∂
= 1,25÷1,75;
tм – интервал времени между автомобилями, мин;
S – расстояние между автосамосвалами, м
Расстояние между самосвалами должно быть не менее
тормозного пути.
S ≥ 0,278 V
tp + 3,9 ·δV2/(1000ψm + ω0± i) + lм
где tp – время реакции водителя и время приведения
тормозов в действие (tp = 1÷2 с);
lм – длина машины, м
δ – коэффициент, учитывающий инерцию вращающихся
масс автомобиля (для автомобилей с гидромеханической трансмиссией при движении
с грузом δ = 1,03÷1,01; при движении порожняком δ =
1,085÷1,07; для автомобилей с электромеханической трансмиссией δ =
1,1÷1,15);
ψm – коэффициент сцепления колеса с дорогой при
торможении;
i – уклон автодороги в ‰.
ω0 – удельное основное сопротивление движению
автомобиля, Н/кН:
Дороги
|
Тип покрытия
|
ω0, Н/кН
|
Главные откаточные
|
Бетонное, асфальтобетонное,
гидронизированное шоссе, брусчатка
|
15-20
|
Гравийное покрытие
|
25-30
|
Щебеночное покрытие
|
30-45
|
Забойные и отвальные дорожные проезды
|
Грунтовые укатанные проезды в забоях
|
50-80
|
Грунтовые укатанные проезды на отвалах
|
До 150
|
Грунтовые неукатанные проезды
|
250-300
|
Провозная способность дороги Ма (т/сутки)
определяется:
Ма = Пуq/fp
где Пу – пропускная способность ограничивающего
участка дороги (автомобилей/сутки);
fp – коэффициент резерва пропускной способности (fp =
1,75÷2);
q – грузоподъемность автомобиля, т
Содержание и ремонт дорог в карьерах
Содержание и ремонт дорог в карьерах находится в
ведении дорожной службы, в задачу которой входит обеспечение запланированных
прочности и ровности покрытий дорог, сцепления колес автомобиля с покрытием и
пылеподавление при эксплуатации покрытий переходного и низшего типов.
Прочность дорожной одежды достигается восстановлением
слоя износа, ровность – ликвидацией неровностей, сцепление колес с покрытием –
удалением снега и грязи, посыпка песком, мелким щебнем и т.д. Обеспыливание
производится обработкой покрытий черными вяжущими веществами (битум, дорожный
деготь) и пылесвязывающими материалами (универсин, растворы хлористых солей и
т.д.). Ровность покрытия определяет скорость движения автомобилей и является
важным условием обеспечения требуемой производительности автосамосвала.
Содержание дорог включает работы по уходу за дорогой и
дорожными сооружениями.
В весеннее-осенний период важным является поддержание
поперечного профиля земляного полотна, обеспечивающего сток воды по
водоотливным сооружениям, очистка дорог от грязи, просыпавшейся горной породы и
т.д. С этой целью в этот период осуществляется периодическое профилирование
карьерных дорог (1-4 раза в месяц). В летний период асфальтобетонные, черные
щебеночные и черные гравийные покрытия размягчаются и становятся пластичными, в
зимний – появляются трещины. Переменные нагрузки от колес с различной
интенсивностью движения вызывают волны и сдвиги на покрытии. В летний период
важное значение имеет предотвращение пыли на дорогах, т.к. пыль ухудшает
условия работы водителей и повышает износ автомобилей.
В целях обеспыливания рекомендуется обработка разливом
пылесвязывающего вещества (хлористого кальция, универсина и др.) на
предварительно выровненную сухую поверхность покрытия поливочными машинами.
Расход пылесвязывающих веществ составляет 0,5-1,5 л на 1 м2 покрытия, а
продолжительность обеспыливания 15-100 суток в зависимости от типа материала.
В зимний период особое значение имеют работы по
очистке дорог от снега и борьба с гололедицей. Причем необходимо обеспечить
коэффициент сцепления колес с дорогой не менее 0,3. Уборка выпавшего снега
осуществляется бульдозерами, грейдерами, снегоочистителями, из которых роторные
и фрезерно-роторные наиболее эффективны, т.к. способны разрабатывать
слежавшиеся массы снега. Борьба с оледенением осуществляется рассыпкой сыпучих
материалов (песка, золы, котельного шлака, гравия и т.д.) с примерным расходом
материалов – 0,1-0,4 м3
на 1000 м2
покрытия или обработкой химическими веществами, разрушающими кристаллическую
структуру льда (поваренная соль, хлористый кальций и т.д. в составе 50 г/л) с
расходом раствора – 120-200 л/м2 (для предупреждения коррозии машин и
механизмов в растворы вводятся до 7% антикоррозийных добавок).
К текущему ремонту относятся работы по предупреждению
и устранению мелких повреждений дороги и дорожных сооружений: заделка трещин и
выбоин, исправления просадок, засыпка выбоин, профилирование дороги,
исправление повреждений земляного полотна.
Средний ремонт проводится 1-2 раза в год и включает в
себя работы по ликвидации износа дороги: поверхностная обработка
асфальтобетонных, черных, щебеночных и гравийных покрытий, замена отдельных
плит, выравнивание покрытий с добавлением щебня или гравия, поверхностная
обработка дороги.
Капитальный ремонт производится 1 раз в 10-12 лет и
заключается в устранении износа всех элементов и сооружений дороги, доведении
всех параметров дороги до норм, соответствующих определенной категории.
При обслуживании и ремонте дорог обычно применяются те
же машины, что и на основных работах в карьере. Это экскаваторы, бульдозеры и
т.д., используемые на крупных ремонтных работах. Применяются также и
специальные машины: грейдеры, катки, поливочные машины, снегоочистители и т.д.
Список литературы
Потапов М.Г. Карьерный трансорт. Учебник для
техникумов. - М.: Недра, 1990.
СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт». Строительные
нормы и правила
Шешко Е.Е. Эксплуатация и ремонт оборудования
транспрортных комплексов карьеров. – М.: Изд-во Московского государственного
горного университета, 1996.
Васильев М.В. Транспортные процессы и оборудование на
карьерах. – М.: Недра, 1996.
Транспорт на горных предприятиях. Под общ.ред.проф.
Б.А.Кузнецова. – М.: Недра, 1986.
Интернет:
1. http://www.vashdom.ru/snip/20507-91/
2. http://dik.academic.ru/
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://referat.ru
|