Воспитание детей в игре
Министерство образования Российской Федерации
Тульский Государственный Педагогический
Университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
«Воспитание детей в игре».
Выполнила:
Студентка 1 курса гр.ФБ
Чикова М.С.
Проверила:
К.п.н. ст. препод. Кафедры педагогики
Зайцева Л.А.
Тула - 1998
План
§1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование
воспитательной работы по руководству игрой…………………………… 3
§2. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада………….
8
§3. Развитие детского творчества и игрового замысла…………………… 18
§4. Игры……………………………………………………………………… 21
п.1. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………… 21
п.2. Дидактические игры…………………………………………………. 22
п.3. Театральные игры…………………………………………………… 23
п.4. Музыкально-дидактические игры…………………………………….. 23
§5. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……… 24
Заключение…………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………..
§ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ
Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации
самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на
полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как
чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы
им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие
между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы
зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В дошкольной педагогике
имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит
от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым
педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр)
обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и
механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого
результата.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если
воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического
развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог
хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных
для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или
несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и
на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной
деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в
определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры
убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить
игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не
мешая друг другу.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с
дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические
игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми
дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки,
игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше,если они будут лежать на
полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять
игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидасми, матрешками,
вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с
небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные
на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки)
целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще
не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования,
лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.
Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и
природный материал (шишки, желуди, каштаныв). Для развития ходьбы, бега и
подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель,
крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить
между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и
пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление
создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий
должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в
сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча
или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие
шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими
совершенными игрушками предметы для игры.
После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки
в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под
стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие
игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и
разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы
продолжить игру после сна или прогулки.
Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие,
побуждающее малыша к самостоятельной игре.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и
формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение,
какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать
в форме равноправного доброжелательного сотруднечества взрослого с детьми.
Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний,
умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в
совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление
активности, инициативы и выдумки детей.
Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит
тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают
обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать
индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная,
невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в
голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение
играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется
стандартными заученными фразами и словами.
Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он
может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы,
обращаясь к одому ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения
остольных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно
подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в
«прятки»,приласкать его; другому – показать как правильно сложить пирамиду;
третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после
поездки в метро.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое
значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он
показывает малышам , как можно вместе играть в дидактические и подвижные
игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника,
помочь ему.
С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со
стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий
разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для
подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его
педагогический успех.Существует хорошее правило; во время занятий не
отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и
проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы
с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования
детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-
методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам
детского сада.
Планироывание системы педагогических мероприятий, с одной стороны,
должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них
явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и
средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей
жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых
задачь, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения
игровых задач зависит формирование самой игры.
Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время
специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом
детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей
учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.
Только духовная общность, - и ничего,что
может расколоть эту общность; только взаимность
сотворчества, сотруднечества, - и ничего, что может
посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная
в тончайших формах педагогического мастерствва,- и
ничего, что может отравить ее; только уважение и
утверждение личностного достоинства,- и ничего,
что может отравить ее; только уважение и утверждение
личностного достоинства,- и ничего, что может ущемить
радость взросления в ребенке; и наконец, только
оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем
облагораживается наше воспитательное поле, на котором
выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы
и счастье людей.
Ш.А. АМОНАШВИЛИ
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве
воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –
важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре
реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности.»
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных
и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства
взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных
игр.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников
(коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия,
гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских
умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в
наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
§ 2 ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
ДЕТСКОГО САДА
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у
него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его
внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,
игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания
мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная
игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное
значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает
А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и
который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игрв, которую психологи считают ведущей деятельностью
дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их
называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятнльности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность
ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью?
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой
условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много
настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но
любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но
чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится
опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не
копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным
опытом.
Детское творчество проявляется в замыслеигры и в поиске средств для
его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое
путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое
подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как
драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой
замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они
играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые
владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в
какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и
мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом колликтива,
справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои
собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить
внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и
действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на
дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств
дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на
поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе
повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают
дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы
помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам,
вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания ,
полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и
развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и
говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более
понятным.
Вопложение жизненых впчатлений в игре – процесс сложный. Творческую
игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются
важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии
со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще подетски
наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в
полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие
представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой
воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует
человек, которому хочется подражать,что он говорит. Воображение проявляется
и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем
отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо
подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так
в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь
детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в
хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться,
станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и
взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей
товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае,
если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные
поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации
детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого
ребенка, его активность.
Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с
трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами
деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее
выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту
мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на
хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость
творчества, чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие
человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных,
иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к
общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение
косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям,
которые необходимы для работы»1 .
Идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко лежат в основе советской
педагогики игрыю
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам
мамы и бабушки, работе воспитателя, врачаб учителя шофера, летчика ,
космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду,
полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем
участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать,
как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном
образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры
оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой
образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он
превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится
дворником.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед
коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование
действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные
вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников –
рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства
отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности
имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по
ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего
развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется
ее место в педагогическом процессе детского сада. В «Программе воспитания в
детском саду» указано, что игра – важнейшая самостоятельная деятельность,
которая имеет большое значение для становления индивидуальности и
формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи
воспитания, которые решаются с помощью игры.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов
методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что
придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что
роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в
играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и
своеобразных приемов управления.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение
завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только
в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним
интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю
ребята охотно расказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и
помощью. Часто
ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?
Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы
дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет
успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием,
когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре
раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные
черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности
дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают
наити правильный подход к каждому ребенку.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор
темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры – это то
явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа,
путешествия, праздники.Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды
в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по
одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает
человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи
(мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.
Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к
выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают
мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в
сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами
ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но
игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр советских детей
разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных
профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его
внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно.
В одной и той же игре часто сочетаются элементы бытаб труда и общественной
жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу;
родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть
преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое
значение. И гра с куклами в дочки-матери
существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые
впечатления об окружающей жизни, родители – самсые близкие, любимые люди,
которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы
привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и
бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем
тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами,
выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей.
Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о
взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры
помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желение
заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают
некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели,
подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.
Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой
деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много
новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и
необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного
театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных
профессий. Во всех детских садах ребята возят самолетах. Повсюду в нашей
стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В
этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к
разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их
увлекательными, насыщенными действиями.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты
игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а
комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И
если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные
образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность,
непосредственность. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная
творческая деятельность детей.
“Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской
инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели…
Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать
им те или иные игры…”1.
“Мы на ребят должы влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать
известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое
слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на
наблюдении окружающего…”2.
А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные
ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются
игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек,
третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают
ребенка возможности самому решить игровую задачу. “У таких родителей
ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь,
в сущности, играют больше родители, чем ребенок”3. В педагогических
исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С.
Макаренко находят свое развитие и подтверждение.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей,
необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают
именно данному герою, изображаютданное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется
силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и
повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к
близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных
впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей
игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь
управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни,
влияние на воображение и чувство детей.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети
только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим,
ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их
труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко
взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели
подражать им.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование
личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый
мир, впервые заставляет задумываться над тем, “что такое хорошо и что такое
плохо”. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь
детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у
ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных
произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение,
которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный
материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских
передач, а также предач о событиях, которыми живет наша страна.
Опираясь на интересы детейб на их представления, педагог руководит
выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они
видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание
– игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное
занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы
подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра
или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее
переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор
Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и
ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни
дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед
началом игры воспитатель спрашивает: “Во что будете играть? Что построите?
Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?” Эти
вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в
дальнейшем может измениться.
Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер,
становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте
больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим
придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь
словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея
новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в
которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих
лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает
естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и
посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе
личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов
педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером
переживаний ивзаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль,
ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не
матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение
командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства –осуждает его,
завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и
глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.
Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и
деятельности людей, способствующих формированию положительных чувст и
побуждений.
При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы:
каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением
товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого
внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей
необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.
В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка,
интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные
способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того
чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
§ 3 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА
Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной
деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Н.К. Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию
(1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо
формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых
работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается
та или другая способность, то мы видим, что решающим является сплошь и
рядом какое-нибудь переживание раннего детства»[1]. Н.К. Крупская не раз
указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское
творчество.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших
детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей
падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по
сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский
характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот
факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно
своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения
замысла, восможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мыли.
Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и
во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые
возникают между мышлением и действиями ребе нка»[2].
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный
характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это
подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее,
т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник
не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный
замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры
или рассказа»[3].
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных
впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле –
выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного,
и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и
непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое
отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать
предстаящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который
реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать
творческие способности ребенка, целенаправленноне воображение, побуждать
его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и
умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности»
ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»1. При
правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого
уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем
более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения,
опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения
к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к
новым достижениям в этой о бласти, дают перспективу для дальнейшего
развития и укрепления творческих способностей ребенка»2.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой
деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу
и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в
искренней передаче своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели
искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру
которых всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что
все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская
одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании
ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в
необыкновенном развитом инстинкте подражания»3.
Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и
развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное
развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно
задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до
передачи его переживаний, чувств.
В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны
им.
Испытывает ли ребенок эти чувсва или только изображает их? Какое
влияние оказывают они на формирование его морального облика?
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след
в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка4.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения
задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики,
употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам
игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюду естественно
возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития
игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это
стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в
этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания
и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений,
от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой
проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие
творческого замысла.
§ 4 ИГРЫ
.В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие
речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам
формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-
ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные
особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности
соответствующие игровые способы и средства.
Полноценного развития игра детей лостигает лишь, когда воспитатель
систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая
все ее основные компоненты. Так , при сюжетно-ролевой игре он выделяет для
ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого
взаимодействия; в дидактических играх помогае им выделить и осознать
правила, определить последовательность действий и конечный результат, во
время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил
и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и
функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников.
Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей,
осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового
пространства и специального подготовительного этапа игры.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у
детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает
ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения,
позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных
предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).
Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность
детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее
различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных
произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей.
Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга,
Буратино и врач.
Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей,
их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий,
которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и
взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает
игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут
реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как
можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он
всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые
ситуации, события и действующих лиц, так как4 это является показателем
свободного владения игровыми спосабами деятельности и творческой активности
ребенка.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование
недостающих предметов в ходе уже развернувшегосясюжета помогает четче
обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее
согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели
используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно
помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и
похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто
символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым
играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевыхъ предлагают
наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у
детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации,
мимики,жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и
авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия
взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные
игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам
выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место
для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является
нелегкой задачей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические
игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании,
различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. М
помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы
как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них
воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются
позновательные способности.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Музыкаль-дидактические игры осваиваются детьми постепенно.
Ознакомление с новой игрой происходит в основном во време музакальных
занятий. Педагог знакомит детей с правилами игрыб ставит перед ними
определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором
проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы.
Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав
ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе
разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно
выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
§ 5 РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное
положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить
его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него
желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть
похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание
общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге,
стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем,
насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в
частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к
учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому,
что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А
между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в
подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к
предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со
взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
В игре формируются такие качества,как самостоятельность, инициативность,
организованность, развиваются творческие способности, умение работать
коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со
школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с
трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений,
целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения
художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других
детских садов.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время
содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и
вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они
испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их
устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то,
что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те,
кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время
внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают
организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют
выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на
возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в
школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление
быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых
знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кню для учителя. – М.: Просвещение,
1987.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.
А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1983.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//
Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
6. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.
7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика,
1971.
8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
9. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
10. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение,
1988.
11. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988.
12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб.
– М.: Просвещение, 1987.
13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
14. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. –
Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение,
1966.
16. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод.
пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы работать с детьми педагог должен иметь свои личные качества.
Я провела тестирование в № 72 школе , какими хотят видеть сегодня ученики
учителя. Среди самых ценных качеств были отмечены: доброта, умение видеть в
ребятах друзей, справедливость , честность, юмор. Но этими качествами
обладают не все преподаватели.
Непростительными качествами для педагога ребята назвали лень,
высокомерие, грубость, выделение любимчиков, несправедливость.
Какие же недостатки ребята склонны простить педагогу?
Отсутствие чувства юмора, замкнутость, несдержанность, неумение
«поставить себя». Хотя я считаю, чтот у педагога не должно быть
недостатков. Видимо, это характернро для тех случаев, когда общение учителя
и учеников ограничивается лишь рамками предмета. Тогда учитель не
становится для учеников понятнее как личность, как человек, которуму ничто
человеческое , в том числе и слабости, не чуждо.
По моему мнению идеальный учитель должен в совершенстве знать свой
предмет, излагать его хорошим языком, использовать учебные пособия, иметь
чувства юмора, способность легко устанавливать контакт с детьми как
старшего, так и младшего возраста, быть честным , справедливым , культурным
человеком.
-----------------------
1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957
1 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.
2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959.
3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957.
[1] Крупская Н.К. Пед. соч. М., 1959
[2] Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
[3] Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М.,
1965
1 Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. –
Дошкольное воспитание, 1965, № 5
2 Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
3 Эстетическое воспитание в семье. М., 1963
4 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953 |