«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Институт Государственного Администрирования
Педагогический факультет
На тему: «Великая дидактика»
Я.А.Каменского
Реферат по социальной психологии
Мухиной Марины Васильевны
Студентки III курса.
с. Намцы
2002 год.
П Л А Н:
1. Введение.
2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.
3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.
4. Заключение.
Введение
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от
всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования.
Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов.
Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось
только христианское образование священников в монастырских и церковных
школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и
заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление
развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было
теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах
организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов,
горожан. Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви,
разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее
время.
Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке
появились первые европейские университеты. Система университетского высшего
образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты
организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге
появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом развитии открывается
удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно
смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным
решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика
«отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с
собственным предметом исследования, научной аргументацией,
исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-
терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого
философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей
мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения
человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая
дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени.
Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, -
сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,
католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и
естественнонаучного.
Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ,
должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого
гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения
человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и
религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к
выполнению его сословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал
демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого
воспитания, которая на протяжении не одного века была и ниже остается
«путеводной» в отставании всеобщего образования как неотьемлемого права
каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на
общечеловеческих началах.
В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью
над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая
практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –
это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об
окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.
Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых
и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и
страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно
человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи
нравственного воспитания.
Духовная опора человека в его внутреннем само строительстве и в его
деятельности в мире – стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить
перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться
к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена
нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в
педагогической системе Каменского, обусловила гуманистический характер всей
системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-
нравственная направленность развития личности. Педагогическая система
Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к
воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях
и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как
сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в
возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного
«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных,
великодушных людей».
Педагогический оптимизм Каменского не только на его
христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный
принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе
исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке
Каменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и
законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе
знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,
психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального
научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого
процесса теоретик подходил от темологических представлений в науке его
времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное
движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность
стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает –
развивать, то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри,
ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,
следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в
делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и
благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям,
Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и
некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития
воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого
процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к
личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,
самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.
И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это
«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных
сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления
учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.
В последующие века рациональное научное знание отказалось от
темологических обьяснений развития природных процессов, а в социо-
ориентированной образовательной практике утвердились принципиально иная
педагогическая парадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с
целью формирования определенных качеств личности. Однако идея о
природосообразном (естественном, свободном) воспитании с постоянством
закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать
возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски
адекватных технологических решений.
Столь высоким идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же
педагогическая деятельность, педагогический процесс) традиционная практика
воспитания, семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий
теоретик создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания
человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Каменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на
рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, первый в истории образования
носитель идеи возрастной и педагогической психологии представил время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для
каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны образовывания
человека – матерью ли в семье, учителем ли в школе, профессором ли в
академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а
школа для ребенка, способная учесть и реализовать его возрастные
возможности и особенности.
В плане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии»
(всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания
на своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяет
примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской
школы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы
энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний – связи с
живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый
склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия
предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила
природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим
любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной
и благочестивой жизни.
Обосновывая идею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой
дидактики»), педагог постоянно имеет в виду природосообразность развития
ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека
аргументирует Каменский необходимость в школе родного языка начал
родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци через
полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школе наличие
«класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его
свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,
знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная
библейская история, история естествознания, история изобретений, история
морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но
преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти
традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский
дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования
обращает к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его
стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
Широкая философско-гуманистическая трактовка природосообразности
воспитания детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в
поисках ответа на вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое
оказалось далеко не освоенным теорией содержания общего образования и
практикой школьного обучения последующих веков. Было утрачено
гуманистическое, от растущего человека видение проблемы, возобладал подход
к ее решениям от социальных запросов «времени и мести». В наши рубежные
годы, годы осознания кризиса духовности и нравственности и его опасных
последствий в планетарных масштабах, предстоит очевидно, заново оценить
гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к общему
образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».
Не менее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте
Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного
(природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность
ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на
«живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой
ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого.
Известные гносеологии его времени закономерности познания Каменский
интерпретировал в индуктивный путь формирования понятий. Дедукция
используется как частные выводы из общих, уже известных ученику положений.
Проблемные ситуации (в современной терминологии) «включают» мышление.
Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное наблюдение, и
самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность обучения
усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так, в
латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей
последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,
верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут
вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,
ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса
и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу
истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом
одна и та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как
пройденного, и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К
выводу дидакта нельзя не добавить, что учебная работа такого плана (не
часто встретишь и в современной школе), вызывая мыслительную активность,
создавая позитивный эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности
как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.
В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения
Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного
способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского,
апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и
продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной
активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия
разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной
системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику
для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и
таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их
труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С
определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия
связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и
наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного
неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках
представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений
Каменского).
В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с
непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его
духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный
процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на
деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной
трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени
вводятся этические и теологические представления и правила, нормы
поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика
ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,
необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные
добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками
уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество,
справедливость.
В искусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-
гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования
нравственности и благочестия – это непрестанная духовная жизнь и
практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно
осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой
внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать
нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины
растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева
и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим
людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами
возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и
«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как
нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких
человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев
и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский
ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной
сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается
преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных
чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и
четко обозначены и «предьявлены» требования к человеку как духовно-
нравственному существу. Для гуманиста Каменского это отнюдь не проявление
авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической
концепции за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право
свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано
максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить
молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить
«преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять
строгость», доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание
в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной
бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились.
Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности,
дефицит человечности - следствие доминирующих в общественном сознании
прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок
духовного развития человека, противопоставления науки и религии,
непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление
с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее
для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский усматривали в
воспитании духовности человека главное назначение образования, главное
направление педагогической деятельности.
Педагогическую систему Каменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-
направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего
человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субьектов педагогического процесса, в нарастающей
субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического
процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в
самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый
воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая
самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему
саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности
воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется
в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при
жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие
его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько
обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина
его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-
педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает
гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского
средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии
гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.
Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации
органически связана с гуманистической традицией западной культуры.
Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития
европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою
очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от
поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном
сознании.
Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению
«человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней
жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она сыграла свою
историческую роль в признании европейским человечеством в качестве высших
духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на
свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности
Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,
вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической
морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе
европейского культурного развития (от средневековья до конца ХХ в)
происходил на базе антропологических концепций (принцип
природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления
культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного
саморазвития человека (выявлялись условия, возможности, средства
педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его духовно-нравственном,
личностном становлении и развитии). В том, что именно в гуманизации
воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической науки,
убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев
Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.
ХХ век продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических
условиях гуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена.
Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальных
противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах
человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной
сфере.
Философия и история образования, обращение к многовековому духовному
опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить
бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления
бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и
реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им,
целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности
гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.
Использованная литература:
1. История педагогики.
А.И.Пискунова
2. История образования и педагогической мысли.
В.Г.Праникова
З.И.Равкин
3. Философия и история образования.
Л.А.Степашко. |