Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
Российский Государственный Социальный Университет
Реферат по педагогике
На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
Выполнил Рачков Михаил Игоревич
Клин 2004
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
План:
1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его
внутренняя структура.
3. Основные виды трудовой деятельности школьников.
4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам.
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по
вопросам трудолюбия.
6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них
трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой
деятельности школьников.
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового
воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование
личности в современной школе может осуществляться только на основе
разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с
практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и
педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая
обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого
человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства
общества, главный критерий социального престижа человека, его священный
долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,
производительном труде, является действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её
физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников
школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает
как весьма существенная педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного
и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах
наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».
Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-
технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются
высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому
овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,
организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в
школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-
воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и
других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9
классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится
производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они
занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,
знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,
некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила
большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой
проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.
Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,
Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.
Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в
развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается
внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают
благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое
исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и
мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы
человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную
работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:
«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда
сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть
одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже
внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и
ночь проводится без сна»
Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния
труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго
поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и
люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от
светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти
бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими
страданиями людей, которым нечего делать»
Труд развивает умственные способности человека, его
сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве
требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро
овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и
совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего
общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового
коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть
исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то
же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.
Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся
товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только
участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет
человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям –
родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и
осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у
воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских
чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают
приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют
работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому
труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти
различные трудовые качества не даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному
самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с
умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно
к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания
школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их
профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях
организацию различных видов общественно полезного труда, дать им
возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах
производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль
играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и
всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают
слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать
разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой
либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.
Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя
структура
Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою
специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования
разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них
добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней
инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя
осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В
этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный
педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами
того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и
навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами
труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности
в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что
понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым
обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя
свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их
осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое
трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении
и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое
характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием
большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения),
умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и
проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в
процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие,
таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые
социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его
нравственно благотворительности (сознание);
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное
совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления
методических основ трудового воспитания.
Основные виды трудовой деятельности школьников
Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения
учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает
вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая
деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого
класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных
пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших
моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают
различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении
природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном
участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые
уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной
труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и
учебно-производительная практика в старших классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по
самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов
и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной
библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно
полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного
сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог
и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно
полезный труд, который организуется в средних и старших классах на
промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с
сознанием материальных ценностей.
Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и
учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое
здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического
коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и
воспитания учащихся.
Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам
Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания
является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт
внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно
относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию
таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера
воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,
что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой
деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,
связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера
трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,
участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в
лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более
20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической
трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему
труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно
осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими
детьми, естественно, легче работать учителям.
Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой
деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты
которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой
деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют
возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием
которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие
трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.
Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии
учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы
их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять
различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера
его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по
оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому
хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться
интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также
возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и
необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также
совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в
процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки
они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут
усовершенствовать.
Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном
отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение
учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного
качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение
труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая
установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и
воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.
Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?
Важнейшим из них являются следующие:
а) создание постоянных или временных ученических звеньев для
выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные
звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по
выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения
эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и
наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,
традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или
праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают
учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей
трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и
т.д.;
в) в последние годы в школах создаются производственные
кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и
получают за денежную оплату;
г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются
индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в
уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и
т.д.
Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия
Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью
существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё
взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие
экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный
материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало
примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на
человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества
основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и
жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных
отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является
человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи
пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение
им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.
Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А
Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и
овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам
роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое
значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и
убеждений.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные
формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной
работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа
раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На
эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты
встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на
производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с
предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и
боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в
этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные
примеры и т.д.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании
трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её
содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей
школьников.
Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного
качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,
Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же
теоретические и методические проблемы здесь возникают?
Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых
умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности
школьников
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,
взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны
трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно
организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие.
а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения
учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным
руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и
тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил
регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую
деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной
работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных
кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе
территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении
учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно,
чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его
организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают
лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех
вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в
школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах
труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.
б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые
должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное
значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на
оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить,
какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед
ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-
хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без
лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и
связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности
хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на
преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
в) В методике трудового воспитания существенно важными являются
определение порядка выполнения намеченного труда, распределение
обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки
работы и определение формы поведения результатов её выполнения.
г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности
учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам
работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт
об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков,
трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.
д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и
оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её
выполнения.
Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто
испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на
соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об
осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.
е) Органической частью организации труда является раскрытие и
осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении
знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном
участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике
применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений,
изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность
сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды
труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в
учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном
труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в
учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий
свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что
рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить
учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым
уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными
химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобное соединение труда с обучением не должно носить
механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть
возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь.
Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и
его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение
учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у
них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые
обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое
значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и
укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём
шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в
стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации
труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные
работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную
форму, например, провести «трудовой десант», создать временную
производственную работу, - и работа пойдёт веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического
труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы
постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические
черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел
учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему
привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с
какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель
подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в
процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее
время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по
секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную
крепость и т.д.
В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».
Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить
оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку
юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе,
четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все
заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое
настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их
потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Таковы основные методические требования, с учётом которых
организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется
их трудолюбие.
Список используемой литературы:
И.Ф Харламов Педагогика гардарики |