Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

Российский Государственный Социальный Университет

Реферат по педагогике

На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

Выполнил Рачков Михаил Игоревич

Клин 2004

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

План:

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

ценностей как фактор морального формирования личности. Функции

трудового воспитания.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной

ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его

внутренняя структура.

3. Основные виды трудовой деятельности школьников.

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к

материальным ценностям общества и личным вещам.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по

вопросам трудолюбия.

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них

трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой

деятельности школьников.

Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового

воспитания.

Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование

личности в современной школе может осуществляться только на основе

разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с

практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и

педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая

обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого

человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства

общества, главный критерий социального престижа человека, его священный

долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое

воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,

производительном труде, является действительным фактором гражданского

взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её

физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников

школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает

как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного

и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах

наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям

и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».

Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-

технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются

высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому

овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему

приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,

организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в

школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-

воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и

других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9

классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится

производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они

занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,

знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на

котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,

некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила

большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой

проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.

Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,

Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.

Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в

развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается

внимание на следующие вопросы.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают

благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое

исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и

мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы

человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную

работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда

сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть

одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже

внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и

ночь проводится без сна»

Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.

Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния

труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго

поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и

люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от

светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти

бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими

страданиями людей, которым нечего делать»

Труд развивает умственные способности человека, его

сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве

требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро

овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и

совершенствования трудовых приёмов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании

личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием

гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего

общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового

коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть

исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то

же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело

зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.

Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся

товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только

участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет

человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям –

родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и

осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у

воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских

чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают

приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют

работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому

труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти

различные трудовые качества не даются человеку от природы, они

воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному

самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно

воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с

умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно

к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания

школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их

профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях

организацию различных видов общественно полезного труда, дать им

возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах

производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль

играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и

всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают

слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать

разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём

жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной,

ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой

либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной

ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя

структура

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою

специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования

разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них

добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней

инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя

осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В

этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный

педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами

того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и

навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория

обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами

труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности

в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что

понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым

обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя

свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их

осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое

трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении

и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое

характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием

большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения),

умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и

проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в

процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие,

таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые

социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его

нравственно благотворительности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное

совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления

методических основ трудового воспитания.

Основные виды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения

учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает

вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая

деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого

класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных

пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших

моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают

различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении

природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном

участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые

уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной

труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и

учебно-производительная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по

самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов

и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной

библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно

полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного

сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог

и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно

полезный труд, который организуется в средних и старших классах на

промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с

сознанием материальных ценностей.

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и

учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое

здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического

коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и

воспитания учащихся.

Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к

материальным ценностям общества и личным вещам

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания

является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к

материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт

внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно

относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию

таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера

воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,

что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой

деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,

связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера

трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,

участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в

лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более

20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической

трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему

труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно

осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими

детьми, естественно, легче работать учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой

деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты

которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой

деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют

возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием

которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие

трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.

Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии

учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы

их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять

различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера

его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по

оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому

хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться

интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также

возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и

необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также

совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в

процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки

они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут

усовершенствовать.

Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном

отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение

учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного

качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение

труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая

установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и

воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным

ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.

Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?

Важнейшим из них являются следующие:

а) создание постоянных или временных ученических звеньев для

выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные

звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по

выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения

эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и

наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,

традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или

праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают

учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей

трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и

т.д.;

в) в последние годы в школах создаются производственные

кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и

получают за денежную оплату;

г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются

индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими

организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в

уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и

т.д.

Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам

трудолюбия

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью

существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё

взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие

экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам

трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный

материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало

примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на

человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества

основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и

жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных

отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является

человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи

пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение

им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная

сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.

Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А

Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и

овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам

роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое

значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и

убеждений.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные

формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной

работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа

раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На

эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты

встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на

производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с

предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и

боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в

этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные

примеры и т.д.

Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании

трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её

содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей

школьников.

Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного

качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,

Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же

теоретические и методические проблемы здесь возникают?

Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых

умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности

школьников

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,

взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны

трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно

организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения

учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным

руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и

тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил

регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую

деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной

работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных

кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе

территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении

учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно,

чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его

организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают

лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех

вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в

школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах

труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.

б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые

должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное

значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на

оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить,

какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед

ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-

хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без

лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и

связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности

хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на

преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

в) В методике трудового воспитания существенно важными являются

определение порядка выполнения намеченного труда, распределение

обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки

работы и определение формы поведения результатов её выполнения.

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности

учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам

работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт

об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков,

трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и

оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её

выполнения.

Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто

испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на

соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об

осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

е) Органической частью организации труда является раскрытие и

осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении

знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном

участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике

применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений,

изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность

сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды

труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в

учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном

труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в

учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий

свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что

рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить

учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым

уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными

химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобное соединение труда с обучением не должно носить

механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть

возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь.

Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и

его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение

учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у

них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые

обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях.

ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое

значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и

укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём

шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в

стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации

труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные

работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную

форму, например, провести «трудовой десант», создать временную

производственную работу, - и работа пойдёт веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического

труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы

постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические

черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел

учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему

привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с

какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель

подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в

процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее

время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по

секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную

крепость и т.д.

В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».

Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить

оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку

юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе,

четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все

заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое

настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их

потребностей в новых видах труда и практической деятельности.

Таковы основные методические требования, с учётом которых

организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется

их трудолюбие.

Список используемой литературы:

И.Ф Харламов Педагогика гардарики

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011