Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития
Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой
психического развития (подготовительная к школе группа)
Цель программы — подготовить детей с ЗПР к обучению к школе. Решаются
задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной
деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения),
речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об
окружающем мире.
Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния
в последствии продолжить обучение в специальной школе (классы
выравнивания), а при компенсированном состоянии — в первом классе
семилетних детей в массовой школе.
Предлагаемый проект программы рассчитан только для обучения на
занятиях. Воспитание в повседневной жизни осуществляется по программе
подготовительной к школе группы д/сада общего типа.
Содержание программы ориентировано на старший дошкольный возраст (6-
7 лет).
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Первоначальное обучение грамоте
2. Ознакомление с окружающим миром развитие речи
3. Развитие элементарных математических представлений
4. Трудовое воспитание
5. Изобразительное искусство
6. Ритмика
Занятия проводятся в соответствии с представленным ниже учебным
планом.
|№ п/п |Виды занятий |Количество занятий в |
| | |неделю |
|1. |Первоначальное обучение грамоте и |6 занятий |
| |развитие речи | |
|2. |Ознакомление с окружающим миром и |2 занятия |
| |развитие речи | |
|3. |Развитие элементарных |4 занятия |
| |математических представлений | |
|4. |Трудовое воспитание (включая лепку |2 занятия |
| |и аппликацию) | |
|5. |Изобразительное искусство |2 занятия |
| |(рисование карандашами и красками) | |
|6. |Ритмика |2 занятия |
|7. |Физическая культура |2 занятия |
|8. |Музыка |2 занятия |
| |Итого |22 занятия |
По физической культуре (2 занятия) и музыке (2 занятия) используется
программа подготовительной к школе группы д/сада общего типа.
Занятия с детьми проводятся педагогами-дефектологами. Воспитателями и
музыкальными руководителем. Продолжительность занятий в начале года — 25
минут, в конце года — 35 минут.
Первоначально обучение грамоте детей с ЗПР предусматривает:
- уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование
целенаправленности в связности высказываний, точности и
разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности
построения предложений, внятности и выразительности речи;
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для
овладения грамотой;
Перед обучением труду детей с ЗПР в условиях д/сада наряду с общими
задачами трудового обучения и воспитания стоят также специфические,
вытекающие из особенностей развития этих детей и направленные на коррекцию
недостатков их мыслительной и речевой деятельности, на повышение
познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В процессе
обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой
сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность,
целенаправленность, самостоятельность. Специальными задачами должны стать
развитие мелкой моторики рук и совершенствование пространственных
представлений. Большое внимание должно уделяться развитию познавательных
интересов воспитанников в плане трудовой деятельности, ознакомлению их с
трудом взрослых.
Важным также является максимальное привлечение к занятиям по обучению
труду знаний и практических умений детей, приобретаемых на других занятиях,
т.к. дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же
материала в различных аспектах, в неоднократном его закреплении.
Решение поставленных задач осуществляется в процессе практической
деятельности детей, направленной на изготовление общественно полезных
изделий.
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются
воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей
жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений
окружающей действительности, развитие изобразительных навыков, основанных
на использовании различных средств выразительности — цвета, линии, формы.
Композиции. Разнообразных материалов.
При формировании изобразительной деятельности у дошкольников с ЗПР
необходимо учитывать особенности их психики и эмоциональной сферы. В
детских работах появляются недостаточная дифференцированность восприятия,
слабая сформированность сенсорных эталонов. Бедность сферы образов-
представлений, легкие формы двигательных нарушений. В изобразительной
деятельности сказывается характерная для детей с ЗПР неустойчивость
внимания, недостаточная наблюдательность. Наблюдается сниженный интерес, а
у некоторых его отсутствие, к процессу и результатам деятельности. |