Средства и методы педагогического воздействия на личность
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.
Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить
учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,
необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо
сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно
постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать
этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике
существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства
взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их
следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического
воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств
массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).
1. Убеждение.
Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его
разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо
обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как
внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как
беседа, лекция, диспут.
Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке
событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них
желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и
нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое
изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной
проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,
составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным
отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль
мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить
свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления
для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся
не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая
личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от
начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,
которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает
обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,
стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем
судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои
взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества
отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,
добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,
глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы
вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся
проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр
всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,
чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.
Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит
себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку
зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.
Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать
педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое
руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из
рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью
критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не
носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на
диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны
попеременно молодые капитаны.
Пример.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не
ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно
известно, что слова учат, а примеры влекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,
которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем
богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,
мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и
культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и
литературные герои.
Педагогические требования к применению методов убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда
педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный
опыт воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи
воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с
организацией разнообразной практической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
2. Упражнение и приучение.
Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками
различных действий, практических дел с целью формирования и развития их
личности.
Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа
убеждений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать
привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом.
Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась
воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата,
привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический
эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный
процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении
приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними
требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и
интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах
его деятельности.
Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера,
имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной
работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения,
связанных с внешней культурой.
3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и
практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения,
предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется
характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых
в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять
методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с
литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2
методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует
(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4
и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые
знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает
промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как
усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Репродуктивные методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными
средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту
информацию.
Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему
заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному
воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи,
составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и
умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез,
абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих
способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта
цель достигается продуктивными методами.
Продуктивные методы обучения.
Условием функционирования продуктивных методов является наличие
проблемы.
Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому
необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны
быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее
в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и
последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы
может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это
проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это
исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а
какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.
4. Методы стимулирования.
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству
и действию.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение
свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных
заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача
педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в
стремление к первенству любой ценой.
Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный
воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в
своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и
результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение
острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы
испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не
привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом
особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на
захваленных и обойденных вниманием.
Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его
задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение
наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при
планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз
комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять
воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.
Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:
лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. |