Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка
Министерство образования РФ
Самарский государственный университет
Факультет Социальной Педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету Моделирование социально-педагогической поддержки развития
личности в микросреде
На тему: «Социально-педагогический комплекс как условие минимизации
личностной тревожности ребенка».
Студентки V курса 1-й группы
Ильжеевой М. Ю.
Преподаватель к.п.н. Родина Л. И.
САМАРА 2001
Тема: Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с
нарушением речи.
Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать — без
речи нет человека. Заикание относится к одному из самых распространенных
расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии
необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при
выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание
часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь:
робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории
развития учения о расстройствах речи . различное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых ученые подходили и
подходят к изучению этого речевого расстройства.
В связи с вышесказанным , можно определить актуальность курсовой работы .
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и разработать
тематический план образовательного учреждения с родителями, имеющими
ребёнка с нарушением речи.
Объект – процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Предмет – взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей
ребёнка с нарушением речи.
База исследования- начальная школа –детский сад № 36 г.Новокуйбышевска .
Гипотетическое предположение – эффективность взаимодействия ДОУ с семьей
, имеющей ребенка с нарушением речи . Эффективно , если выяснены причины
заикания , выявлена симптоматика заикания , организовано психолого-
педагогическое просвещение родителей , имеющих детей с заиканием .
Задачи :
1.Изучить литературу по данной проблеме.
2.Выделить ключевые понятия.
3.Выделить причины, симптоматику, классификацию заикания.
4.Определить содержание тематического плана по взаимодействию дошкольного
учреждения с семьёй ,имеющей ребёнка с нарушением речи.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации peчи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь,
связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или
неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель).
Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого
аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие
несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини
считал, что заикание возникает при отверстии в твердом нёбе, через которое
якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер объяснял это
ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой прячется кончик языка
при своем движении; Эрве-де-Шегуан — неправильным соотношением между длиной
языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой
уздечкой.
Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании
речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс);
чрезмерно быстрый выдох (Бек-керель); спазматическое сокращение мышц,
удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность
процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека,
воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) .
Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании
психических процессов. Например, Блюме считал, что заикание возникает от
того, что человек или мыслит быстро, так что речевые органы не поспевают и
потому спотыкаются, или же, наоборот, речевые движения «опережают процесс
мышления». И тогда из-за напряженного стремления выровнять это
несоответствие мышцы речевого аппарата приходят в «судорого-подобное
состояние».
В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание,
объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и
центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (182-1) механизм
заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную
систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы.
Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения
звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического
поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он
первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей
речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц
вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации.
В России большинство исследователей рассматривали заикание как.
функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А.
Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрее, 1894, и др.), или
определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными
движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д. Неткачев, 1909, 1913),
как психоз (Гр. Каменка, 1900). [4,с.123]
К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно
свести к трем теоретическим направлениям: 1) Заикание как
спастический невроз координации, происходящий от раздражительной
слабости речевых цемтров(аппарата слоговых координации). Это было четко
сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах
И. А. Сикор-ского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение
непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из
отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой
теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость
аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они
объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные
спазмы.
2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это
направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были
А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к
пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.
3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве
психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.
Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шней-дер, которые считали, что
в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать
всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой —
возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного
страдания.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. все определеннее становится
мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению
одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а
психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А.
Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали
психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие
этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр.
Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать
заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности,
навязчивый невроз .К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. механизм
заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей
нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом
одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А.
Флоренская, Ю. А. Пово-ринский и др.), другие — как особую его форму (В. А.
Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С.
Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в
обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания
идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие
неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение
процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного
рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной
нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).[19,c.38]
В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные
взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в
коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий
может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее
готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может
быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых
в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва
является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей
нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации
речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой
деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных
отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условнорефлекторных
механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу
создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается,
имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.
Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта
система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц.
Заикание возникает не при органических изменениях стри-опаллидума, а при
динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание
механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-
подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р.
Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер).
Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций павловского
учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии —
М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии
— Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митримович-
Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер .
У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания
целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития
(В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое
нарушение высшей нервной деятельности. При неврозе развития образование
патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных
условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание
развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического
косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно
является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р.
Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание
заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с
оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего
выражения фразы».[4,c.132]
Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом
на другой язык, случаями патологического раз вития личности с недоразвитием
эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.
Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит
сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.
Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития
ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития,
соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание
усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон,
Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от
различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой — от
разговорной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания
характеризуются аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную
умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И.
Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен
заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых
элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение
авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при
появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у
олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях
звукопроизношения и при задержке развития речи; органическое (В. М.
Аристов, А. В, Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937;
Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я.
Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960 и др.). Так, Е. Пишон
выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии,
когда нарушаются системы ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу
дизартрии и связана с поражением подкорковых образований. Проблема
органического заикания до настоящего времени остается нерешенной. Одни
исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию
органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового
субстрата прямо затрагивают речевые области мозга или связанные с ними
системы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие
рассматривают заикание как преимущественно невротическое расстройство,
расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной
деятельности и речевой функции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М.
Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е, Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В.
П. Баранова, 1963).
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся
различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84%
заикающихся имеется вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100
заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные
нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазо-мевротиками. Gerdner
объективно показал изменение нейровегетативмой реакции у заикающихся во
время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков
(мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не
меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).[15,c.20]
В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно
заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога,
мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости,
покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна:
вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны,
ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все
эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве
приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным
самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и
постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое
время. На занятиях у заикающихся часто от сутствует целеустремленность и
настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как
улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.
В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для
разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась
тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную
формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова
).[16,c.3]
До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются
рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с
нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.
Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при
организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970).
Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное
(левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по
отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко
выраженной доминантностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.
Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с
соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой
и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие
недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в
межполушарных отношениях.
Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для
раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе
коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей.
Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало,
что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция.
Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня
автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но
различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как
только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение
составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные
акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют
произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную
задачу, требующую произвольного контроля.[16,c.33]
Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей
инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны
явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью
клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-
психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный
характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность,
замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и
оборонительно-агрессивные реакции на дефект.
Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций
психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на
какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи
заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение; 2) рождение
замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания. В разных структурах речевой
деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и
не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит
сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что
заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего
коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения
говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает
включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь
произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и
энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой,
завершающей фазе.
Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной
вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство,
которое является результатом сшибки нервных процессов в коре головного
мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия,
расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса,
дыхания, артикуляции).
В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся
результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально
возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.
В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство
речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и
дисгармоничного развития личности.
В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических
изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в
любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и
психологического характера, составляющие единство.[12,c.71]
Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг,
гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной
речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание
свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено.
Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и
биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь
толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов.
Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах
воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное
воспитание.
Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания
выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию
организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910);
косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при
переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и
эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И.
Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман).
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие
(«почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические
факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно
вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы); невропатические особенности самого
заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность,
эмоциональная напряженность);
конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной
системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая
подверженность психическим травмам);
наследственная отягченность (заикание развивается на почве врожденной
слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в
качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать
роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с
неблагоприятными воздействиями окружающей среды;
поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической
и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым
расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
физическая ослабленность детей;
возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного
мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту
оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и
поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;
ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение
слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и степенью его осознания;
недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и
ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне
разрешается заиканием;
недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий
достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы
вызвать нервный срыв и заикание.[15,c.142]
В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические,
психические и социальные.
Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с
энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые,
нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при
которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и
других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф,
рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного
аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная —
психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая
травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:
избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание
«примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные
отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или
неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая
психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие
острую аффективную реакцию; состояние ужаса, чрезмерной радости;
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение,
нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка
детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту
усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная
конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте
разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции:
пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь
заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание
леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать
высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и
психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное
отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение
расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.[5,c.17]
Симптоматика заикания
Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических
позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины
заикания физиологические и психические моменты,первичными считают
расстройства физиологического характера.
На основе физиологических расстройств формируются психологические
особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание.
Психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе
И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные
возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А.
Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С, С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее
время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной
взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные
(психологические).
К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и
физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевые
запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на
дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.[10,c.3]
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого
акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд
до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются
по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации
(дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.
Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со
всхлипыванием и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом
слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно
разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая
или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или
толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкательная(голосовая щель
остаётся открытой , при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная
речь);вокальная,свойственная детям(впервые выделена Сикорским И.А.).Дети
протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате различаются судороги губные,язычные и мягкого
нёба.Чаще и резче они проявляюся при произношении согласных взрывных
звуков(к,г,п,б,т,д); реже и менее напяжённо щелевых.На звонких,как более
координационно сложных, судороги проявляются чаще,чем на глухих,особенно
при их сочетании с гласными,а также в начале слова ,возглавляющего
фразу,синтагму или абзац.Следовательно, помимо затруднений ,обусловленных
фонетической природой самих трудных звуков ,большую роль играют
грамматические факторы: положение слова во фразе , структура текста. При
этом надо учитывать содержание высказывания,так как известно ,что заикание
усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения
произносимого:заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных
вещах,чем при трудных рассуждениях и спорах.Ученики меньше при перессказе
хорошо подготовленного учебного материала.Известное значение в отношении
частоты заикания имеет ритм речи.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические,
лексико-грамматические нарушения.Распространённость фонетико-фонематических
нарушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%.Среди заикающихся
дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34% случаев отмечаются
отклонения в развитии речи , в сроках проявления слов , формирования
фразовой речи
Нарушаются словесное ударение,интонация,ритм.Речь прерывиста,с
необоснованными паузами , повторениями, изменяется громкость и темп
произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерениеи,
эмоциональным состоянием заикающегося.
Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать
понятие о сохранённых участках правильной речи, об определени уровня
сохранной речи в зависимости от разной степени сложности речевой
деятельности и речевых ситуаций.Выявление уровня сохранной речи имеет
определяющее значение для основных коррекционных задач на каждом этапе
последовательной логопедической работы.
В проявлении заикания характерными являются также различные речевой и общей
моторики,которые могут быть насильственными (речевые судороги,тики,
миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками.К уловкам относятся
вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы облегчить
свою трудную речь.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или
двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость,
переключаемость.Некоторые исследователи указывают на связь заикания с
леворукостью.[4,c.160]
Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что«специфической
основой заикания» является то психическое состояние на основании которого
возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А.
Флоренская, М И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, II
И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного
внимания заикающихся на своем дефекте;
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое
расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше
фиксируется больным внимание на своём болезненном симптоме, тем более
упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого
больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его
фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом ещё
усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин,
рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает,
что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере
произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая
саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в
патологический условный рефлекс и возникнет все чаще, теперь уже перед
началом речи. Процесс стано-вится циркулярным, так как дефект на приеме
усиливает дефект на выходе.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают
разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое,застревающее,
навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем,
разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,
боязливость, страх).
Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы
системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н.
Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В.
Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую
модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции
интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и
действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими
выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в
специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального
реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое
отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в
волевых усилиях (действиях и поступках) и самостоятельной и безуспешной
борьбе с заиканием.[8,c.3]
Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так:
это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых
судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это
результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях
(или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в
психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся
в его взаимодействии с окружающей социальной средой.[12,c.71]
Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных
уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия
могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к
своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и
3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и
перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано
введение рабочего термина «болезненная фиксация » для выделения
соответственно трех групп заикающихся:
1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от
сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы
стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к
преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки
переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным
уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании,
испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой
недостаток.
3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по
поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство
неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму
речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание
на речевых» неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в
болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми,
ситуациями и пр.[9,c.27]
Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило
установить следующее:
1. Фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих
структуру дефекта и эффективность его преодоления,
2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа
заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей
среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в
связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и
эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.
3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.
Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка
заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у
заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.
4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в
зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше
фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.
Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя
бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические
особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость,
внушаемость и многое другое.
В настоящее время делаются попытки не только глубже Изучать
индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и
комплектовать по этому признаку группы для обоснованной
психотерапевтической направленности логопедической работы с ними.
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в
которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных
особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно
проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические
состояния и свойства личности, определяя в целом уже
психологическиеособенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые
Трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки,
которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом,
головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка,
нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование
звуков). Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в
возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае
задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего
дефекта; средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят
легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное
заикание; тяжелая— заикаются в течение всей речи, постоянно, с
сопутствующими движениями.
Выделяются следующие типы течения заикания: постоянный — заикание,
возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи,
ситуациях ; в о л н о о б р а з н ы й — заикание то усиливается, то
ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий— исчезнув, заикание
появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно
длительных периодов свободной, без запинки речи.
Классификация заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие
закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста.
Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году. A. Allister
(1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с
учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание,
сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в
речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся
эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями,
чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали
заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендес (1963).
По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.
Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с
паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность,
скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети
становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным
синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические
нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко
вступают в контакт.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.
С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958).
Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность
поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное
поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их
личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и
появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной
возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия
внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые
и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные
расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись
признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.
В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,
учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая),
некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень
успешности логопедического воздействия.
Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А.
Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне
задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии
общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности, нередко осложненное
«косноязычием», у невротиков.
В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых,
показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и
особенностями заикания.[20,c.43]
М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов
(строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип),
у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными
компонентами.
М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание
при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим
развитием личности; при различных органических поражениях центральной
нервной системы.
Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих
исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими
выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения
центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства;
психопатии; вялопрогредиентмая шизофрения.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных
позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное
обоснование.
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом
деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно
возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития
речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем
склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4
до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые
три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает
при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено
сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением
требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками,
взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно и в период полового
созревания.
Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2%
(по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку).
Среди взрослых заикающихся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву).
Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у
городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических
условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М.
Зееман).[20,c.46]
2.Практическая часть исследования
2.1Обследование заикающихся
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,
невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других
специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и
др.
Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,
педагогической, психологической и медицинской документации и исследование
самого заикающегося.
Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события,
происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего,
моторного и речевого развития ребенка.
Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст
матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое
здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье
отца и матери
до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его
соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных
факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние
на последующее речевое развитие ребенка.
Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-
тального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и
оцениваются специалистами с целью наиболее полного
изучения этиологии и патогенеза заикания.
В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка:
когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким
темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты
речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка
(не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку
люди).
Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к
нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот,
неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания);
помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в
заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля
за развитием его правильного произношения, грамматически правильного
речевого общения и т. д.
Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно
выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как
развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание
родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,
постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи
(лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?
Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от
разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими
игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок
относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает,
безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить )?
Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было
рекомендовано, какие результаты?
Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном
случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие
сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных
упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.
Особенности психологических проявлений у заикающегося
требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь
от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к
своей речи, научить его слышать свою правильную речь.
После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей
протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и
внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую
деятельность.
В логопедическом заключении учитывается:
форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог
(дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания
(легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,
скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,
стертая форма дизартрии.общее недоразвитие речи, состояние моторной
функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи
(логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля
речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.
Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние
сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические
особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к
учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во
всех, в большинстве, в некоторых).
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную
диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии,
дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить
разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения
заикающегося позволяют установить его природу.
Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и
поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,
приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого
заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей
группой.
2.2Обоснования выбора методики исследования
Одна из центральных задач воспитания состоит в том ,чтобы сформировать у
растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит ,что
в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения ,мотивы
социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами.
Другая важнейшая задача воспитания растущих детей – это формирование
их устойчивых учебно-познавательных интересов.Полноценное воспитание
предполагает развитие у детей познавательной потребости ,которая направлена
не только на содержание учебных предметов ,но и на всю окружающую их
действительность. Ребенок должен насвоем личном опыте убедиться ,что мир
познаваем , что человек , т.е. он сам может открывать законы , управляющие
окружающим миром , предсказывать события и проверять ,произойдут ли они на
самом деле ,находить единую скрытую основу , казалось бы разнородных
явлений. Эта радость познания , радость собственного творчества превращает
первоначальное любопытство в любознательность , присущую ребенку ,делает ее
более устойчивой. Познавательная потребность находится в непосредственной
зависимости от развития речи ребенка.
В нашем исследовании применялись следующие методики :
1. Тест -опросник родительского отношения (А.Я.Варга , В.В.Столин
2. Составлена карта демографического среза семьи.
3. Анкета «Речевое развитие детей в ДОУ».
4. При изучении взаимодействия ребенок-взрослый использовался тест. «Моя
семья» .
2.2. Результаты исследования Диагностическое
исследование проводилось
на базе Начальной школы –детского сада №36 г. Новокуйбышевска.
Испытуемые – родители детей старшей логопедической группы с диагнозом
«заикание» в возрасте 5-6 лет.
Тест- опросник родительского отношения
| |Тип отношения |Отношение |
| | |ребенка к |
|Инициалы | |родителям |
|родителей | | |
| | | | | | | | |
| |Принятие |Кооперация|Симбио|Авторитарная |Маленьки|Эмоцион|Негат|
| |отвержения | |з |гиперсоциализа|й |ально.б|ив-но|
| | | | |ция |неудачни|лагопол|е |
| | | | | |к |учное |отнош|
| | | | | | | |ение |
| | | | | | | | |
|Ч.С. |+ |- |+ |+ |- |+ |- |
| | | | | | | | |
|Р.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|С.А. |+ |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|Л.Д. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|П.Д. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|А.А. |- |- |+ |+ |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|Л.В. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
| | | | | | | | |
|М.Ю. |- |- |+ |- |+ |+ |- |
Карта демографичского среза семьи
|№ п\п|Показатели |Количество | |
|1. |Общее количество семей |8 | |
| |из них: | | |
| |семья с одним ребёнком |3 | |
| |семья с двумя детьми |4 | |
| |семья с тремя детьми |1 | |
| | | | |
|2. |Типы семей: | | |
| |полные |4 | |
| |воспитывает одна мать |0 | |
| |потеря кормильца |0 | |
| |в разводе |2 | |
| |мать одиночка |2 | |
| |воспитывает один отец |0 | |
| |мать и отчим |0 | |
| |отец и неродная мать |0 | |
| |ребёнок в семье опекуна |0 | |
| | | | |
|3. |Уровень образования родителей | | |
| |количество семей , где: | | |
| |оба родителя имеют высшее образование |0 | |
| |высшее только у мамы |1 | |
| |высшее только у папы |0 | |
| |оба имеют средне-специальное |3 | |
| |образование | | |
| |средне-специальное образование имеет |1 | |
| |мать | | |
| |средне-специальное образование имеет |1 | |
| |отец | | |
| |среднее образование у обоих родителей |2 | |
| | | | |
|4. |Режим работы: | | |
| |родители работают оба |4 | |
| |работает одна мать |3 | |
| |работает один отец |1 | |
| |родители пенсионеры оба |0 | |
| |мать на пенсии |0 | |
| |отец на пенсии |0 | |
| | | | |
|5. |Малообеспеченные семьи |6 | |
| |Обеспеченные семьи |1 | |
| |Имеющие средний доход |1 | |
| | | | |
| | | | |
2.4.Выводы по диагностической части
Проведенное диагностическое исследование \по опроснику родительского
отношения Д.А.Варга , В.В Столина\ позволяет увидеть следующие результаты:
В семьях Ч.С. ,Р.А. , С.А. ребенок нравится таким ,какой он есть.
Родители уважают его индивидуальность , симпатизируют ему , стремятся
проводить с ребенком много времени , одобряют его интересы и планы. Однако
не позволяют ребенку проявлять самостоятельность , стремятся удовлетворить
все его потребности , оградить от трудностей и неприятностей жизни .
Постоянно ощущают тревогу за ребенка.
В семьях Л.Д. , П.Д. , А.А. ,Л.В. ,М.Ю. родители стремятся к симбиотическим
отношениям с ребенком . Они ощущают себя с ребенком единым целым ,
стремятся удовлетворить все его потребности , оградить от трудностей и
неприятностей жизни . Постоянно ощущают тревогу за ребенка . Он кажется
родителям маленьким и беззащитным . Они не позволяют ребенку проявлять
самостоятельность . В этих семьях преобладает также стремление приписать
ребенку личную и социальную несостоятельность . Ребенок воспринимается
неприспособленным , открытым для дурных влияний .
Во всех семьях , кроме П. Д. , Л. В. , .М. Ю. Просматривается авторитаризм
по отношению к детям . Родители хорошо знают своего ребенка , его привычки
, мысли и чувства .
Таким образом тип отношений родителей к детям – смешанный .
Исследуя детей старшей логопедической группы на взаимоотношения «родитель-
ребенок» \рисуночный тест «Моя семья» \ ,прослеживается ,что во всех
представленных рисунках , дети изображены рядом со взрослыми .
В основном дети использовали для рисования ЖЕЛТЫЙ , ЗЕЛЕНЫЙ , КРАСНЫЙ цвет
.Рисунки детей радостные , веселые , Это говорит об эмоционально-
благополучных связях детей с родителями .
Также в нашу задачу входило выявление условий для речевого воспитания в
семье. В результате опроса и обработки полученной информации установленно,
что у 75% семей созданы условия для речевого развития ребенка ,но этот
показатель не является основополагающим ,даже несмотря на то, что 54% семей
читают художественную литературу детям , 20% семей проводят беседы по
содержанию произведений,30% принимают участие в разучивании стихов с детьми
и 79% родителей прислушиваются к рекомендациям специалистов.
Домашние задания с детьми выполняют только 75% родителей.
Результатом такого подхода и является тот факт, что только 20% семей
приобретают специальную литературу по речевому развитию.
Таким образом напрашивается вывод- специалистам необходимо дать
рекомендации родителям по приобретению специальной литературы для речевого
развития детей.
Тематический план работы образовательного учреждения Начальной школы
–детского сада №36 с
родителями , имеющего ребёнка с нарушением речи
|Наименование мероприятий |Цель |
|Сентябрь |Дать представление о видах |
|Тема: «Речевые нарушения и |речевых нарушений |
|причины их возникновения» . | |
|\лекция\ | |
|Октябрь |Обучить родителей приемам работы|
|Практический семинар на тему: |с рукой по методике |
|«Обучение родителей речи с |Л.З.Андроновой |
|руукой».\методика | |
|Л.З.Андроновой\ | |
|Ноябрь |Познакомить родителей с работой |
|День открытых дверей |образовательного учреждения |
|Декабрь |Познакомить родителей с |
|Тема: «Психологические |особенностями развития личности |
|особенности детей с |заикающегося ребенка |
|заиканием».\круглый стол с | |
|участием социального педагога | |
|психолога ,учителя-логопеда | |
|врача-невропатолога\ | |
|Январь |Рекомендовать родителям |
|Тема: «Как мы встречаем |соблюдать речевой режим в период|
|праздники».\лекция\ |праздников |
|Февраль |Научить использовать |
|Тема: «Нетрадиционные формы |разнообразные обучающие игровые |
|работы с ребенком в процессе |упражнения и задания в процессе |
|домашних заданий и игоровой |общения с ребенком |
|деятельности» .\клубный час\ | |
|Март |Познакомить родителей с видами |
|Тема: «Подвижные игры в системе |коррекционных игр , привлечь |
|коррекционной работы».\открытое |родителей к участию |
|мероприятие\ | |
|Апрель |Дать представление о ключевых |
|Тема: «Психологическое здоровье |звеньях , входящих в термин |
|ребенка» \конференция\ |«здоровье» . Познакомить со |
| |статистикой уровня здоровья |
| |воспитанников образовательного |
| |учреждения .Организация вопросов|
| |и ответов по данной теме . |
|Май |Рекомендовать родителям наиболее|
|Тема: «Психологическая |приемлемую организацию летнего |
|готовность ребенка к обучению в |отдыха с использованием заданий |
|школе.\встреча родителей со |для подготовки к школе. |
|специалистами и учителями\ | |
Заключение:
На основе курсовой работы можно с уверенностью сказать , что родители
играют очень важную роль в воспитании и становлении личности ребенка. Их
активная заинтересованность, участие в общественной жизни, помогают
вырастить ребенка.
Применение либеральных, демократических методов и стилей семейных
взаимоотношений приводят к результатам, которые удовлетворяют моральным и
нравственным стандартам общества, в котором предстоит жить уже взрослому
человеку.
Несомненно, что помочь правильно воспитать ребенка сегодня, когда
вокруг столь много отрицательных тенденций может именно ДОУ, как
образовательное учреждение, в задачу которого также входит воспитание. В
ДОУ опытный воспитатель может обратить внимание на проблемы, а точнее на их
симптомы, проявляющиеся в характерных чертах поведения ребенка, возникающие
в семье. Воспитатель, педагог и наставник могут помочь справиться с ними.
Конечно, это в идеале, но при правильной постановке вопроса, можно многого
добиться, и особенно избежать проявлений психологических затруднений в
отношениях между родителями и детьми. Ранняя диагностика, а точнее ее
своевременное осуществление помогает предотвратить массу проблем ребенка.
Гипотеза курсовой работы подтвердилась, но необходим более
продолжительный срок для работы с родителями. Однако я считаю, что мне
удалось цели и решить задачи, которые я поставила перед собой в начале
курсовой работы.
Мне было очень интересно работать над этой темой поскольку, как мне
кажется, ее актуальность в наше время не представляет сомнений.
Работа не является законченной, так как в дальнейшем я хотела бы
продолжить теоретическое и практическое изучение данной темы.
Список литературы:
Абелева И.Ю. В помощь взрослым заикающимся.- М.,1969
1. Андронова Л.З. Способ лечения заикания. Авт. Свидетельство №1337085
2. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.-М.,1959
3. Волкова Л.С. и др. Логопедия .Книга1.-М.Просвещение .,1995
4. Власова Н.А., БеккерК.П. Заикание.-М.,1983
5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников.- М.,1984
6. Жинкин Н.И. механизм заикания./тезисы докладов конференциипо речевым
расстройствам/.- М.,1957
7. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических
расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у
детей/.- Л.,1976
8. Кальчин В. Если ребенок заикается.СПб:Питер Ком.1998
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-М.,1968
10. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969
11. Поварова И.А. Практикум для заикающихся.-СПб.: Союз,1998
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
13. Родина Л.И .,Воронова Л.И. и др. социальный педагог в
образовании//Учебно-методическое пособие/.Самара,2001-202 стр.
14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.,1979
15. Тяпугин И.П. Заикание.М.,Просвещение.1966
16. Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1969
17. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.-М.,1965
18. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения
логоневрозов.// руководство по психотерапии /М.,1974
19. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся в общеобразовательной
школе.- М.,1980.
Опросник родительского отношения
С помощью этого теста вы можете определить характер своего отношения к
ребенку, те способы поведения, которые предпочитаете в общении с ним,
особенности своего восприятия и понимания его личности и поступков.
Обработка результатов
Авторы теста (Я. А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения к
своему ребенку: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная
гиперсоциализация, маленький неудачник. Степень выраженности каждого из
типов зависит от количества положительных ответов, данных вами на
соответствующие вопросы. Ниже приведены номера вопросов для каждого из
типов отношения.
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,
27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51. 52, 53, 55,
56,60.
2. Кооперация: б, 9, 21. 25, 31. 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11,13, 17, 22, 28, 54. 61.
Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и
обратитесь
к следующим описаниям.
1. Принятие-отвержение
Если вы получили высокое значение (11 баллов и выше) по этому
показателю, можно 'сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он
есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь
проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю,
то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за
низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете
к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не
уважаете его.
2. Кооперация
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно
предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы
стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете
интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство
гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка,
стараетесь быть .с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на
его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности
такого типа отношения.
3. Симбиоз
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать,
что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что
вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его
потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно
ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким беззащитным. По своей
воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.
Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии
межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима
в любом взаимоотношении между людьми.
4. Авторитарная гиперсоциализация
При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем
отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители
обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в
состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему
свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за
социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой
сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и
чувства.
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия
авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем
родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать
ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его
инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы,
увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными.
Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний.
Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В
связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к
минимуму.
Обратите внимание на то, что приведенные описания касаются крайних
случаев. Чаще всего вы можете обнаружить у себя только склонность вести
себя тем или иным образом, например контролировать ребенка, считать его
неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы
постараться по-новому осмыслить свои с ним отношения, осознать, что причина
конфликтов или непонимания не только и не столько в ребенке, сколько в
принятом вами стереотипе поведения, который, может быть, уже не актуален,
поскольку дети обладают способностью расти, развиваться и становиться
вполне самостоятельными личностями.
Вопросы:
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от
нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему
реальную пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения,
ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит
хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что
мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне
взрослее и по и по суждению.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время-
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью
вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось
в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать
этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство,
все остальное - приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка-
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и
сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от
него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся
его родителям.
Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию анкету на тему: "Речевое
развитие детей вне ОУ". Заранее благодарны!
|Вопросы |часто |иногда |редко |
|Чтение художественной литературы | | | |
|Беседы по содержанию рассказа или | | | |
|картинки. | | | |
|Рассматривание книг | | | |
|иллюстраций, сюжетных картинок. | | | |
|Заучивание стихов. | | | |
|Беседы во время прогулки. | | | |
| | | | |
|Просмотр познавательных развивающих| | | |
|телепередач | | | |
|Развитие воображения /придумывание | | | |
|сказок-рассказов и т.д./ | | | |
|Выполнение домашних заданий | | | |
|Прислушиваетесь ли Вы к | | | |
|рекомендациям специалистов | | | |
| | | | |
| | | | |
|Приобретение специальной литературы| | | |
|по развитию речи и психических | | | |
|процессов. | | | | |