Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Семья и личность

Ч Е Р Е П О В Е Ц К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й

У Н И В Е Р С И Т Е Т

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ»

ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ

.

КУРС I, ГРУППА 413

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«ТЕХНОЛОГИЯ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

РУКОВОДИТЕЛЬ

СМЕТАНИНА Р.В.

1998. - 1999 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЛАН:

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2

II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ

1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3

2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4

3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5

4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10

IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10

- 1 -

Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и

пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему».

Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а,

обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

богаче её собственный духовный мир.

Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение.

Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё

Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально

социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка

в руках ребёнка часто является лишь средством общения со

взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения

помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.

Таким образом, личность формируется в процессе активного

взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом,

общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных

отношений происходит формирование внутренних позиций личности,

индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер,

интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в

системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной

деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других

людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами,

склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства

вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с

момента рождения и до зрелости.

Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества

является – семья, где и происходит закладывание основ личности.

Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают

о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб»,

«вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл.

Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это –

малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и

родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных

демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу

принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные

связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор

П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы

признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при

наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если

между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо

ввести в определение семьи.

Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей:

папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.

Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими

людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью!

Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт

рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная

психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение,

интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в

дальнейшем формировании личности.

- 2

-

Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее

воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос

этот не такой уж

простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему

не один век.

Две формы воспитания.

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и

школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так,

древние римляне считали, что только семья должна и может дать

хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе.

Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное

воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах,

куда надо направлять его с семилетнего возраста.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое

влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или

монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию

воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в

семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал

через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

На противоположных позициях стоял виднейший представитель

утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с

трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных

учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения

подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн

отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить

человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное

воспитание и образование в государственных учреждениях.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о

воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу

«делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен

авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В

качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его

пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки

чаще учились у матери.

Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары,

голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и

оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем

миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым

отдавали детей в ученики. При этом чётко срабатывала народная

педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями

о добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались

кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они

прививали любовь к

родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух»,

переда-

вали вместе с народными песнями и сказками народные представления

о правде и справедливости, о чести и достоинстве.

Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернёрам

и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским

манерам, языкам.

- 3

-

Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл:

нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные

замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать,

подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными

эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и

глубоким уважением.

Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-

демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.

Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и

школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и

культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и

добрых отношений в семьях.

В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания

лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях.

Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях

общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль,

говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм

и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле,

бороться за благо всех.

Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько

месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и

эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый

урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент

всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого

фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое

сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и

сложности.

Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл

семейного воспитания.

Родительское воздействие.

Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для

ребёнка!

Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных

отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и

дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что

такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и

бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает

уважать супружество, женщину, материнство.

Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в

детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в

школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый

приходится на многих детей, и количество внимания и ласки,

достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в

любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так

сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы

обучать и воспитывать ребят.

В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких,

любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла

и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни

говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные

чувства. И он начинает их испытывать.

- 4

-

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к

матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему

совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни

был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры.

Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным

фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов

семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего

безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают

его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями

и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не

адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую

психику. Где же ещё в столь яркой и понятной

ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь,

сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для

другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно

развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие

качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать

трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика

каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не

имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном

покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое

таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, -

сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая

работа, семейное воспитание имеет свои задачи.

Задачи воспитания в семье.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил

и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое

формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей –

всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет

задачи семейного воспитания.

Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей,

который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и

другой стороне.

В первый год жизни ребёнка основная забота родителей

заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического

развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-

гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих

потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-

своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы

научиться различать потребности и капризы, так как потребности

ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом,

ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без

которых у него не может быть выработана система нравственных

привычек и понятий.

На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё

потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда

доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно

строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности,

следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним

играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

- 5

-

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить

ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка

является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и

бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий

его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость

родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как

должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем

самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие

нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие

порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый

нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся

делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи

с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого

являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь

детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения

звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи

родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в

них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их

содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи

является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его

умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут

продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро

переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение

потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому

важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности

выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до

конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти

качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в

коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним

в бытовые или подвижные игры.

Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы

воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом,

подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма

и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают

вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и

привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные

отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества,

взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения

ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о

престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В

общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у

него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно

чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,

резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и

обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и

неискренность родителей.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный

пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,

проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в

семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же

красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство

любви к своим близким – к родителям, к братьям и

- 6

-

сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из

сверстников, при-

вязанность и нежность к младшим.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети

непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя,

выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От

того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы,

зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании.

Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие,

есть хороший показатель их нравственного воспитания.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического

воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со

знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой,

с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного

обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством

эстетического воспитания является природа с её красивыми и

неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй

в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют

неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь.

При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем,

что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит

воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают

воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую

воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются

домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В

воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере

правильно и красиво одеваться.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае,

когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего

развития ребёнка.

Условия семейного воспитания.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно

считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей,

правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и

чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это

. осознание родителями своего долга и чувства

ответственности за воспитание детей, основанного

на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании

к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и

поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении

к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном

проявлении такта;

. организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит

равенство всех членов, привлечение детей к решению

хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к

посильному труду;

. в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и

туристских походах, в совместных прогулках, чтении,

прослушивании музыки, посещении театра и кино;

. взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный

тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность

в семье.

- 7

-

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют

семейные традиции,крепкие устои и принципы. У каждого дома –

собственное лицо. К ним относится проведение общественных и

семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей.

Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом

эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и

счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как

коллектив.

Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей

и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать

достойного члена общества, на этом и основывается их родительская

власть и их авторитет в глазах детей. А.С.Макаренко определяет

авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и

воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя

им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.

Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей,

поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на

них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во

всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся

на взаимном уважении и доверии из друг к другу. Дети видят в

родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с

разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно

поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к

детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении чёткого режима

дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребёнка в

течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на

упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом

учитываются возраст и состояние здоровья ребёнка. Режим дня должен

иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном

привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны

старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением

режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при

возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести

чтению. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки,

которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из

книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, узнаёт о животных,

растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый,

честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и

обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе

героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у

него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С

поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно

закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и

систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна

согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит

ребёнка к чтению и он начнёт считать книги своими спутниками в

приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт

ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои,

которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический

труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов

человека: улучшает все физиологические процессы в организме –

правильное дыхание, кровообращение,

- 8

-

обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд

является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц

занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их

сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную

деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего

развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду,

какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить

о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство

требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также

единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие

единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет

учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться

со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют

применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись

коллективным формам воспитания.

Сочетание семейного и общественного воспитания.

Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к

сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание

такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни

ребёнка семья нужна для формирования определённых областей

человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её

влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие,

например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут

дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья

сыграла предназначенную ей роль.

В умно организованном, слаженном ребячьем общении наши мальчишки

и девчонки получают крепкую, здоровую закваску. Здесь они привыкают

к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя,

приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются

ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь

приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого

целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие

их достойными членами общества.

Пусть растут и совершенствуются общественные формы воспитания! Не

в противовес семье, не взамен её. А как средство, которое,

органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его,

обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не

освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не

зачёркивает того, что выращивание детей является основной социальной

функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно

координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребёнка,

обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он

учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в пестовании

детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и

общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог

верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

- 9

-

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное,

где конечным назначением является формирование идеалов, формирование

личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской

любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей,

семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он

повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий

ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании

личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в

контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную

роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или

конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый

от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех

участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья

создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое

совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области

человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему

формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той

социальной среды, в которой живёт семья.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

I. Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание,

1977.

II. Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ ребёнок – М.: Знание,

1964;

III. Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.:

Просвещение, 1976;

IV. Педагогика: под редакцией П.И.Пидкасистого – М.:

Роспедагентство, 1996;

V. Педагогическая энциклопедия – том 2 – М.: Советская

энциклопедия, 1965. – 659 с.

- 10

-

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011