Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего офицера
СЕРПУХОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАКЕТНЫХ ВОЙСК
Кафедра: Психологии и Педагогики
Курсовая работа по педагогике.
ТЕМА:
«Роль художественной литературы в духовно-нравственном развитии будущего
офицера»
Работу выполнил:
Курсант: 153 уч. гр.
Анохин Е.В.
Научный руководитель:
Доцент Недобитюк И. И.
г. Серпухов 2000 г.
Оглавление.
Духовно-нравственное развитие будущего офицера. 3
Социологическое исследование. 8
Литература. 11
Духовно-нравственное развитие будущего офицера.
Ни один народ не может жить без общенационального эталона, без
образца и идеала. Пушкин – один из наших светочей. В это чудное имя мы
вкладываем целый мир и программу. Если армия народная, она не может не
исповедовать пушкинский идеал. Появиться ли Пушкин и лицейский дух в наших
школах и военных училищах. Как бы это ни звучало неожиданно, но, взвешивая
каждое слово, беру на себя смелость заявить, что сегодня, когда многие
бросились в разоблачения, а иные даже смакуют их, для обновления школы,
армии и общества нет более партийной темы, военной темы, чем пушкинский
идеал. Сейчас все иначе, и не существует ни каких идеалов, ни в школах, ни
в военных училищах.
Ситуация, сложившаяся в Серпуховском Военном Институте, типична для
всей армии в целом. Поэтому я бы хотел поподробнее рассмотреть духовно-
нравственное развитие на примере наших курсантов, как будущих офицеров.
Особого внимания заслуживает вопрос общения курсантов и офицеров –
взаимоотношения между ними, зачастую, напоминает «тюремный базар», а не
общение воспитанных интеллигентных людей, которыми всегда считались офицеры
России.
Самая большая беда, которая мешает нам всем и будет самым большим
злом, мешающим становлению характера, есть всепроникающая в нашу жизнь
фамильярность. Она сравнима с тем незаметным грибком, который разъедает
самые крепкие здания, когда фундаменты и кладки превращаются в труху.
Монолит бывает уже трухляв при внешней прочности. Мы тыкаем друг другу,
переходим на жаргон, скороговорку , сквернословие, в двери уже не входим ,
а протаскиваемся . Мы не умеем уже не встать, ни сесть, ни уступить
.Фамильярничаем с классикой , с прошлым , с властью , с устоями . У нас на
лицах или казенная серьезность , или хихиканье . Иронизируем по поводу
всего высокого и тем ежеминутно разрушаем его . ирония же всегда фамильярна
, она всегда смотрит исподтишка, всегда снизу вверх и всегда разрушительна.
Мы фамильярничаем с Пушкиным, смакуя его озорные мальчишеские безделки,
глумимся над его памятью, когда предлагаем поговорить о ,, странностях
любви,, . Фамильярничаем с родным языком , называя блуд хитрым заемным
словом ,, секс ,, , встречу переиначили в ,, брифинг ,, , многообразие – в
,,плюрализм ,, и т. д. , и т. п.
И как мы здесь можем говорить о воспитании образцовых офицеров, тогда
как сама командирская речь переполнена ненормативной лексикой. В ритуале
общения людей заложены глубокий смысл защиты человеческого достоинства и
самобытные начала уклада. Прежде всего, русская речь плохо развита у наших
офицеров. Какой же пример они подают нам? Их разговоры, их общение мало,
чем отличается от курсантского, хотя среди них есть те, которые следят за
своей речью. В общении между офицерами и курсантами редко увидишь
человеческое отношение, это больше похоже на общение кошки(начальника) и
мышки(подчиненного), когда мышка ничего не может возразить. И после этого
они хотят, чтобы мы продолжили служить в вооруженных силах и выполнять свой
долг – защищать РОССИЮ.
Фамильярность, как и ирония, обладает разрушительной силой в своих
,,мегатоннах,,. Мы в армии фамильярничаем с мундиром, когда перед
увольнением в запас строгий и потому благородный воинский наряд обвешиваем
и обшиваем мещанскими побрякушками, но худшая из фамильярностей – это
потеря дистанции между солдатами и офицерами и холопско-барские
взаимоотношения между офицерами во время приветствия , когда старший по
званию не отвечает на приветствие младшего. Убежден, что офицеры выжгут из
своей среды эти манеры когда поймут, что они незаметно для них заползли в
их жизнь из чуждого мира с его заземленностью, узостью кругозора, культом
импорта и штампами вместо мыслей .
Таким образом, сейчас в армии не дают возможности думать (делай, как
сказали), а думать очень важно и необходимо для развития человека. В то же
время, задача института воспитывать верных и надёжных защитников своей
Родины, поэтому, необходимо развивать в курсантах определённые морально-
деловые качества.
Советская армия – сила не только вооруженная, но, прежде всего,
духовная и культурная, народная школа воспитания патриотов,
интернационалистов.
В то же время, актуальным является вопрос культурного развития
курсантов, поэтому, необходимо заострять их внимание на литературе военно-
патриотического содержания, а также - на произведениях классической
литературы. Во всех этих книгах воспевается русский солдат. Поэтому, эти
произведения способствуют формированию личности курсанта, как офицера
Российской Армии.
Разве вы можете пощупать руками верность, одолжить на время надежду
или купить бескорыстие, доброту, милосердие. А ведь это и есть культура.
Культура есть здравый смысл, ибо она – психическое здоровье. Культура есть
красота, ибо она – физическое здоровье. Культура есть достоинство и
совесть, ибо она нравственное здоровье. А еще культура – это верность отцу
и матери, верность роду и отечеству, это правдивость и нежность, доброта и
бесстрашие, которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души.
Значит, культура – это преданность всем своим истокам, словом, она –
верность. Культуре не учатся по книжке, ибо она вся в поступке, в
действии, в живом слове.
Каждые полгода в армейский строй вливаются тысячи юношей. Их надо в
короткий срок обучить, воспитать и приобщить к суровому мужскому долгу ,
который в нашей Конституции, скупой на прилагательные , единственный
сопрягается со словом ,,священный ,,. Но даже если весь офицерский корпус
будет состоять из богатырей, он не справиться со своей педагогической
задачей, если семья, общество, школа, книги телевиденье , радио не будут
ежедневно атмосферу созидательной любви к тому , что Пушкин называл ,,
воинским повиновением,, , не будут воспитывать добровольное стремление к
самоограничению, прививать умение повелевать и подчиняться.
Когда мы произносим; ,,Военно - патриотическое воспитание,, , мы
вкладываем в эти три слова , ставшие привычными с детства , любовь к родной
армии и обществу . Ибо их противопоставление в любых странах считалось
делом подстрекательским и преступным , а тем более неприемлемо в стране с
народной армией . Пропаганда войны у нас карается законом , это знает
каждый . Когда отрицание войны подменяется отрицанием необходимости и
важности службы в армии , когда борьбу за мир предлагается вести через ,,
антивоенное патриотическое воспитание ,, - это звучит по меньшей мере
двусмысленно .
Если мы в школе, ПТУ, институте, обладая и временем, и всеми
средствами воздействия, не разбудили в душе молодого человека высоких
чувств, называемых патриотизмом, если не воспитали в нем трудолюбия,
стойкости, дисциплинированности, надо иметь мужество спрашивать с себя.
Нельзя думать, что, надев военную форму, парень, будто по волшебству,
освобождается от всего дурного, от накипи бездуховности,
безответственности.
Вина за низкие нравственно-духовные качества курсантов прежде всего
возлагается на командующий состав. Стоит обратить на этот факт особое
внимание.
Ни одна литература в мире не дала такого числа офицеров, как ни одна
армия не породила стольких литераторов. Лучшая русская проза началась с
записок адмирала Головина . В военной шинели мы увидим офицера-волонтера
Гаршина, капитана Куприна , прапорщика литовского полка Сергеева-Ценского,
сапера-поручика и композитора Мясковского , замечательного ученого и
боевого моряка , героя 1812 года и автора ,, Рассуждения о любви к
отечеству ,, адмирала Шишкова . Из этого перечня имен и событий ,
захватывающих самые священные страницы нашей истории, выявляется
естественная и органическая связь армии с народом и его судьбой, армии,
которая и есть сила не только вооруженная, но прежде всего духовная.
Чтобы сформировать из курсанта – юноши истинного офицера , жизнь и
быт военных училищ должны быть облагорожены лучшими традициями
отечественного офицерского корпуса . в наших силах восстановить
,,библиотеку офицера ,, тридцатых и сороковых годов , вернуть офицерскому
собранию забытые демократические нормы и благородные традиции полковых
летописей . Нельзя мириться с тем , чтобы в военной энциклопедии не было
таких офицеров , как генерал-майор Павел Катенин и офицеры пушкинского
лицейского выпуска – генералы Данзас , Владимир Вольховский , адмирал
Федор Матюшкин . Можно ли назвать энциклопедию военной , если молодой
офицер не найдет в ней ни одного слова о выдающемся деятеле 1812 года вице-
адмирале Шишкове , чьи воззвания воспламеняли Россию. Лицейский дух должен
стать воздухом всех наших военных училищ, как это было пушкинской порой.
Воспитание всегда классично, всегда тяготеет к первоосновам. к
патриотизму, к трудолюбию и верности семье. В армейские библиотеки и все
военные училища должны прийти наши замечательные историки Татищев,
Карамзин, Соловьев, Ключевский, Сергеевич, Греков и другие. В военные
училища любого профиля следовало бы ввести курсы отечественной истории и
словесности, мировой культуры и этики и истории воинской культуры. Той
культуры, что придает офицеру неотразимое обаяние и привлекает к нему
солдат. ….так как нет более творческой работы на свете , чем воспитание, и
нет офицера не воспитателя.
Сегодня на вопрос, смогла ли Советская Армия сберечь драгоценные
традиции русского воинства, ответ однозначен; традиции несмотря ни на что,
сохранены и закалены.
Социологическое исследование.
Я провел социологический опрос у курсантов первого, третьего и пятого
курсов.
Проанализировав полученные данные, могу сделать выводы о том, какую
литературу предпочитают наши курсанты. Курсанты первого курса читают очень
мало , 20 % из них художественную литературу не читают вообще , так как
втягиваются в учебу и осваивают учебные дисциплины и им не хватает времени
на постороннюю литературу . Оставшиеся 80% предпочитают чтение современных
детективов ( 55%) , фантастику читают ( 15%) , и только 7% читают книги о
Великой Отечественной Войне и 3%- стихотворения русских классиков.
У курсантов третьего курса появляется гораздо больше свободного
времени и поэтому проценты не читающих книги существенно снижается до 8%,
но в тоже время увеличивается количество людей читающих современные
детективы – 64% (про Российскую коррупцию и мафию, в основном - зто
произведения А. Марининой).
Очень жаль, что практически не читают классическую литературу. Всего
1% курсантов иногда перелистывают сборники бессмертных стихов великих
поэтов. 27% так же уделяют свое свободное время на чтение фантастики а
также газет и журналов.
Из газет пользуется большим интересом ,,Спид-Инфо '', ,,За рулем '' ,
,, Клаксон '' , ,,Мегаполис '' и другие.
На пятом курсе, несмотря на массу свободного времени, художественная
литература популярностью не пользуется. 70% читают современные детективы, а
30% - только популярные журналы.
Проводя анализ чтения такого рода литературы, я могу сделать вывод,
что та литература, которую читают наши курсанты, оказывает отрицательное
воздействие на духовно-нравственное развитие будущего офицера.
Раньше и в школе, и даже в детском саду детям прививали любовь
к Родине, уважение к участникам великой отечественной войны через рассказы
о подвигах Русского народа и простых солдат и даже пионеров – героев.
Поэтому, ребенок рос с чувством гордости за свою страну и восхищался
героическими поступками русских людей, а самое главное он тоже стремился
походить на известных в то время героев. Тогда каждый пионер мог назвать
много фамилий героев Советского Союза. Каждый знал фамилии людей, которые
погибли смертью храбрых за Родину. И всем этим подрастающее поколение было
обязано в первую очередь исторической литературе и патриотическим
рассказам, правильному воспитанию.
Но сейчас такого нет. От части из-за собственных убеждений, а от
части из – за отсутствия пропаганды образцового выполнения своего воинского
долга. Молодые офицеры, выпускавшиеся из стен училища, не желают служить,
халатно относятся к выполнению своих обязанностей, и у них нет никаких
понятий о том, что они должны быть образцом и примером для других во всем
(и в службе и в жизни). Раньше военные пользовались уважением и почётом,
потому что это были действительно Защитники Родины, культурные и
воспитанные люди. Сейчас речь не идет даже о культуре и воспитанности,
потому как культурное воспитание военнослужащих пришло в упадок и все чаще
даже среди офицеров слышны вульгарные ругательства и видны другие формы
проявления бескультурья. На все это не возможно не обращать внимание. И я
считаю, что необходимо принимать какие-то меры по восстановлению престижа
Российского офицера и его культурного развития как патриота и героя своей
страны. Для этого необходимо в стенах училища ( военного института )
уделять больше времени на изучение таких дисциплин как – История,
Педагогика, Русский язык. Необходимо задавать курсантам какие-то минимумы
той художественной литературы , которую им необходимо читать. Чаще
проводить информирование на военно-патриотические темы, рассказывать им о
подвигах русского народа в годы Великой Отечественной Войны, о героях и
полководцах 1812 года. Сегодняшнюю молодежь трудно всем этим заинтересовать
и это нужно делать так чтобы они сами искали интересные исторические
малоизвестные факты, встречались с непосредственными участниками
героических событий, подключали своих знакомых и родственников, которым
есть что рассказать о своей жизни, о своих маленьких подвигах, что будет
очень интересно и поучительно для молодых курсантов. Необходимо
устраивать встречи с ветеранами и героями труда. И конечно все это
необходимо делать для курсантов первых курсов, когда у них существенно
больше прилежания и старания в учебе.
Стоит отметить, что в настоящее время среди учащихся высших учебных
заведений, в кругах так называемой элитарной молодежи распространяется
мода на знание поэзии, культурной литературы, истории. Многие студенты
увлекаются и постоянно читаю наших и зарубежных классиков – Достоевского ,
Лермонтова, Есенина, Дудинцева, Макаренко, Пушкина, Солженицина, Д.
Лондона, Ги Де Мопосана и т. д. Остается надеяться, что эта мода
распространиться и в военных кругах среди курсантов и офицеров, поскольку в
дореволюционной России именно военные чины были в почете, именно они
составляли элиту России.
Литература.
1. Военно-исторический журнал. №№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 1989г. Ст. Карем
Раш «Армия и культура» |