Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Профориентация учащихся

Министерство образования Республики Беларусь

Учереждение образования Гродненский государственный университет им.

Я.Купалы

РЕФЕРАТ

Профориентация учащихся

Выполнил студент физико-

технического факультета 3-го курса 2-

й группы Субко Е.А.

Гродно 2004

Содержание:

История становления профориентации 2

Цели и задачи профориентации 3

Профессиональное просвящение учащихся 4

Профессиональная консультация учащихся 6

Профессиональный подбор учащихся 7

Социально-профессиональная адаптация молодёжи 8

Профессиональное воспитание учащихся 9

Список литературы 10

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия

первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно

другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой

древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого

общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.

Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились

профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека

уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний,

умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем

Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря

обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был

центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля,

делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время

испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а

также знания всех четырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал

систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру,

которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли

биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение

вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили

испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих

способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы

длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел

знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он

основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных

испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал

важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из

каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение

диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал

также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера

смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он

внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел

наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали

свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение

собеседников.

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространенная

должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь

появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно

способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,

осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.

Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество.

Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную

проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного

отбора претендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается

английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий

он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки

медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г,). На выставке

посетители могли проверить свои физические способности, некоторые

физиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17

показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких,

становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение

цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337

человек.

В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые

годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят

ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов

школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии

привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей

идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в

школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы: 1. Куда, на какое место ты

поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место?

3. Кем .бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему

именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия,

класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них

собирались и через учителей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать

в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки

школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:

Сформировать у школьников готовность к общественно полезному,

производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств,

обусловливающих потребность и возможность

успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в

народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие,

сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм,

организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам

наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой

подготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:

1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами,

информация о потребностях в кадрах различих профессий, об

условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым

ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства

массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты,

буклеты, информационные сир вочники и т. п.).

3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в

центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной

территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства

диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.

4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают

помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального

отбора в УПК и на предприятиях.

6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной

и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ,

УПК, предприятий и учреждений

8.Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся

профориентационной работой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового

обучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся

является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о

различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в

кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к

психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения,

оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и

общепроизводственные понятия: что такое культура труда, тру-дзвая

дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому

окладу , оплата труда по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и

т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями,

информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и

в Основных направлениях (реформы общеобразовательной и профессиональной

школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду

и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она

должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя

учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно

избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников

может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим

профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по

профпросвещению, — связь его с жизнью.

Урок— основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в

школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса.

Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному

просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать

познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием

урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы,

рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных

источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим

звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются

практические работы по конструированию, планированию и изготовлению

изделий. Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное

влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим

профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о

профессиях ,о современном производстве, об условиях труда, технологических

процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации

человека, и т. п.

Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в

профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным

внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки,

ученические производственные бригады, школьные лесничества и т. д.

Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди

учащихся во вненеклассной работе.

Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят

классные руководители, учителя-предметники или представители разных

профессий, наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-

то профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного

выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным

особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих

учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по

т а ко м у плану: . /. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется

профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;

основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий

лучших представителей профессии.

2. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее

перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание

и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и

автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной

профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими

специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и

здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень

ответственности, специальные требования к физиологическим и

психологическим особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни

работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда,

система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные

комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной

подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.

Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком

смысле слова профконсульта ция — это система оказания действенной помощи в

трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному

и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода

школьного обучения.

Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в

соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими

способностями ученика. Эту консультацию в VIII и X (XI) классах проводят

специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и

осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на

предприятиях и т. п.

В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-

педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-

информационный.

психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи

учащимся в осознании себя активными участниками общественно-трудавой

деятельности.

Медицинский аспект профконсультации определяет физическую пригодность

школьника к избираемой профессии в соответствии с состоянием его здоровья,

а также физиологическими особенностями организма.

Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение

представлений учащихся о различных видах профессиональной деятельности.

Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретными сведениями о

возможности получения специального образования, трудоустройства (об учебном

заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к

учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационного и

должностного роста).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.

Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации —

профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей

вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные

с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определяют

профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей

физиологических и интеллектуальных различий.

К. X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по

профессиям является одной из составных частей научной организации труда.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально

организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и

определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность

психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов

на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.

Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этая

процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе

выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и

профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых

установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется,

насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является

своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с

молодежью.

Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к

будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах,

техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их

профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в

хозяйстве.

Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается

с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на

приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве

или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении

молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-

профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами

коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и

подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий

работника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно

выделить три стадии:

ознакомление с новой ситуацией;

стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется,

признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила

внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных

многие прежние установки;

стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу,

усвоение его установок.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на

подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности

советского человека. Важнейшими составными частями коммунистического

воспитания являются идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое

и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая

и важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в

процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается

педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой

учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под

профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников

потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание —завершающий этап системы профориентации

школьников. В процессе профессионального становления будущего

квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение

(профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых

объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной

профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение

соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и

навыками, предварительная апробация пра-вильности выбора, развитие

профессиональных способностей):

3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адаптация в период

прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в

школе, профтехучилище,' техникуме, вузе умений И навыков, приобретение

опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной

профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет

сущность процесса профессионального воспитания.

Цель профессионального воспитания в советской системе образования —

формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного

производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственньцш

.и профессиональными качествами.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией

Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.

2.Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,1978,

3.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.

4.Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-

тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.

5.Самсонкина Л.В., Миттельман Р.И. Воспитывать в труде.К.,Рад.школа,1988.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011