Проблема нравственного воспитания в русской педагогический мысли XIX в.
Иркутский государственный педагогический колледж № 1
РЕФЕРАТ
Тема: «Проблема нравственного воспитания в русской педагогический мысли XIX
в.»
Войнова Тимура
II курс
историко-филологическое отделение
Руководитель:
Герасимова Н.Г.
Иркутск 2003
ПЛАН:
Воспитание как общественное явление. 3
Воспитание и развитие личности. 3
Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко. 4
Воспитательный коллектив. 5
Основные принципы организации. 6
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива. 6
Сущность и основные задачи педагогического воздействия. 6
Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века. 9
Православная вера в педагогическом учении Ушинского. 9
Ушинский о воспитании. 10
Литература: 16
Воспитание как общественное явление.
Антон Семенович Макаренко – выдающийся представитель марксистско-
ленинской педагогики. Применение в педагогике его учений позволило
установить специфические особенности воспитания подрастающих поколений, как
общественного явления, сам его «механизм», т.е. позволило понять, как,
каким образом совершается этот процесс.
Воспитание подрастающих поколений общества, как процесс их подготовки
к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими
поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть
необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми
предшествующими поколениями и реализованными как непосредственно в
производстве, так и в обобщенном виде в науке, культуре, в языке, в самих
людях – в их духовных и физических качествах, в формах общественных
отношений, в формах и нормах быта и т.п.
Воспитание подрастающих поколений – это процесс становления детей
людьми, как важнейшим элементом производительных сил общества.
Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-
закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом
производства» и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо
общество без него не может жить и развиваться.
Воспитание и развитие личности.
Ребенок – это человек в возможности. Он заключает в себе – в
организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа
в отдельности – весь исторически пройденный путь развития своих предков,
все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к
поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в
качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом,
человеческой личностью.
Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в
каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни
ребенка объективно и есть действительный процесс его воспитания. Какова
жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых
отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями
характер и содержание его жизнедеятельности – таков и процесс его
воспитания, таков и результат его.
В этом смысле человек как результат воспитания – это продукт своей
жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко
исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно
всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в
результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит
развитие детей.
Закон параллельного педагогического развития А.С. Макаренко.
В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления
или отношения, который, помимо своего непосредственного жизненного
значения, не имели бы значения воспитательного.
«Попробуйте, – говорил А.С. Макаренко, – серьезно, искренне, горячо
задаться целью воспитать мужественного человека. В этом случае уже нельзя
будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя воспитывать
мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он
мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом
слове, в некотором лишении в терпеливости, в смелости.
То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого
качества – и духовного, и физического».
Нельзя воспитывать грамотного человека без упражнения его в грамотном
письме и т.д. А.С. Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной
работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на
ребенка, а в организации семьи, личной и общественной жизни родителей и в
организации жизни ребенка». Антон Семенович всегда и во всем исходил из
того, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной
личности, какими бы качествами эти личности ни обладала. Воспитание есть
процесс социальный в самом широком смысле».
Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы
процесс и результат их воспитания и человек (люди) как результат воспитания
– это продукт своей жизнедеятельности.
«Я сторонник активного воспитания» – говорил Макаренко. Он исходил из
представления о целостности процесса воспитания детей. «Человек не
воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное
средство всегда может быть и положительным, и отрицательным».
Воспитательный коллектив.
Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности.
«Развитие индивида, – писали Маркс и Энгельс, – обусловлено развитием всех
других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».
Ясно, что и детский коллектив есть явление объективно закономерное.
Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в
семье, на улице, во дворах домов, в школе и других детских учреждениях. Но
и не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы
возникают стихийно. Поэтому центральной задачей педагога является
организация детского коллектива, всей его жизни. Процесс воспитания детей
должен быть организован.
Основные принципы организации.
Макаренко говорил: «Мы обязаны прививать детям самые передовые
принципы, отношения, взгляды и привычки, нормы и навыки жизни».
Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком
подчинены воспитательным целям.
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива.
В содержание воспитательного процесса Макаренко включал все основные
элементы человеческой жизни, жизненный опыт человечества, обобщенный в его
духовной и материальной культуре: основные научные положения о жизни и
развитии природы, общества и человека, передовые принципы и нормы поведения
людей – короче говоря, содержание современной жизни общества во всем
разнообразии ее проявлений.
Сущность и основные задачи педагогического воздействия.
Создание правильного коллектива, создание правильного влияния
коллектива на личность – таков, по Макаренко, основной путь нашей
воспитательной работы. Педагогический опыт А.С. Макаренко показывает, что
единственно возможным и правильным решением основной задачи педагогического
воздействия в наших условиях является превращение скучного, нудного,
серого, ничего по существу не дающего уговаривания, распекания, сюсюканья,
чем нередко характеризуется и сегодня воспитательная работа в школе, в
организацию творческой, трудовой, радостной, красивой и целеустремленной
жизни и деятельности детей.
Эстетика воспитания – это сочетание требования и уважения к детям
должно пронизывать всю жизнь воспитательного коллектива, являясь одним из
руководящих принципов методики педагогического воздействия.
Таким образом, эстетика нашей жизни – это естественное следствие
нашего строя, наших общественных отношений, нашей нравственности, наших
гражданских обязанностей.
В педагогическом опыте А.С. Макаренко наиболее полно раскрыто
применение следующих основных методов педагогического воздействия:
. Метода требования;
. Метода детской радости;
. Метода завтрашней радости, или «системы перспективных линий»;
. Метода общественного мнения;
. Методики непосредственного воздействия педагога;
. Метода наказания.
Все эти методы каждый по-своему организует, направляет жизнь детского
коллектива.
Требование.
Исходным методом педагогического воздействия в опыте А.С. Макаренко
является требование. А.С. Макаренко говорит, что сколько-нибудь серьезная
воспитательная работа немыслима без требования к детям. Нельзя ни создать
воспитательный коллектив, ни утвердить дисциплину в нем, если нет
требования к детям – четкого, ясного, определенного и авторитетного.
Первоочередная задача в организации требования – подготовка его. Требование
должно осуществляться настойчиво и последовательно до конца.
Характерным для макаренковского метода требования во всех его формах
является человеческая искренность, глубокое уважение и доверие к человеку.
Общественное мнение коллектива.
Общественное мнение детей – один из главных методов педагогического
воздействия, но далеко не всегда этот метод понимается правильно и,
следовательно, правильно используется. Общественное мнение детей может
стать действенным воспитательным методом только в том случае, если оно
правильно организовано и воспитано, когда в школе создан здоровый
воспитательный коллектив.
Одобрение служит стимулом активности, инициативы, деятельности,
уважения и любви к коллективу, воспитывает чувство гражданской чести и
долга по отношению к коллективу и через него – ко всему обществу.
Неодобрение и наказание исправляет ошибки детей, помогает им в
формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от
произвола, от капризов отдельных «личностей», очищает коллектив от вредного
и нездорового.
Методика непосредственного воздействия педагога.
Педагог — прежде всего организатор. Воспитательная работа, говорит
А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Педагог в системе
А.С. Макаренко – организующая, руководящая и действительно центральная
фигура.
Отношения педагога к ученику должны быть прямыми, искренними, без
всякой натяжки и искусственности.
Исключительно большое значение в методике непосредственного
воздействия имеет личный пример педагога. «Ваше собственное поведение –
самая решающая вещь», — говорил Антон Семенович. Дети могут и должны любить
педагога только за хорошее. Плохого педагога дети, как правило, не любят и
не уважают. Авторитет педагога и всех работников педагогического учреждения
зависит от них самих, от их гражданских и производственных качеств, от их
знания своего дела и отношения к нему.
Нравственное воспитание в русской педагогической мысли 19-го века.
О творческом наследии Ушинского написано много книг, диссертаций,
тысячи статей. Изучение его педагогического учения началось еще в
дореволюционной России. Трудно сказать, как сложилось бы дальнейшее
изучение педагогического наследия Ушинского, но революция 1917 г.
насильственно прервала этот процесс. Война, вернувшая нашему народу
подлинную историю Отечества, возвратила и имя К.Д. Ушинского.
Православная вера в педагогическом учении Ушинского.
Из всего педагогического учения Ушинского наименее изученной остается
та часть его учения, которая посвящена православной вере и ее роли в
воспитании русского человека. Задолго до того, как стали разрушаться храмы,
культура и религия резко разошлись в России. Уже Ушинский видел и хорошо
понимал ужас происходящего. Но то, что происходило во времена Ушинского и
опасность чего с гениальной прозорливостью он видел, - было только прологом
будущей национальной катастрофы, когда большая часть интеллигенции
настолько далеко разошлись друг с другом, что даже голоса величайших людей
России на рубеже XIX-XX вв. о гибельности для страны и каждого человека
разрушение религии не были услышаны. И только Великая Отечественная война
вернула России не только ее прошлую культуру, но и церковь. Ушинский
подчеркивает, что религиозное воспитание должно происходить не только на
уроках Закона Божьего, оно должно войти в жизнь ребенка с ранних лет,
продолжаться в детстве и юности, проводиться церковью, семьей и школой. И
неизменной оставалась, видимо, самая главная идея Ушинского – это
построение образования и воспитания всех сословий русского общества на
основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный
потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической,
педагогической культуры русского народа. Именно это единство по убеждению
Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего
русского поколения.
Ушинский о воспитании.
Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании
человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные
средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами –
свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.
Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему
радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает
положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает
умственные и физические способности.
Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой
«самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность
ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля,
характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить
детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру,
если она вредно действует.
Могущественнейшим органом воспитания Ушинский считал учения, учебный
труд.
Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует
напряжения ума, воли, всех душевных сил. Обучаясь, дитя развивается,
получает «материал для будущей душевной деятельности». Но жизнь ребенка не
может быть ограничена только учением, она должна быть многосторонней и
содержательной. Педагогу необходимо помнить, что силы маленького школьника
не велики, а требования учения при современном состоянии науки огромны.
Поэтому важно призвать в помощь интерес ребенка, давать ему возможность
пользоваться «плодами учения» в жизни.
Ушинский призывает родителей и педагогов воспитывать у ребенка
стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе.
Волю Ушинский рассматривает как «власть души над телом», как желание в
процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого
процесса Ушинский видит «желание», «я желаю». Но стать «волею души, или ее
решимостью» оно может только при определенных условиях. Необходимо
преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым
желанием души в данный момент времени».
Задача чрезвычайно сложная – нравственное воспитание.
Ушинский назвал четыре «деятеля» в нравственном развитии ребенка –
игру, труд, учение и школьную и семейную жизнь ребенка.
Каждый воспитатель (родители, педагоги) стремится к тому, чтобы
ребенок был физически и нравственно здоров, имел полноценное развитие, был
счастлив. Радость, наслаждение, счастье ребенок должен находить в
деятельности. Именно переживания радости, печали, вызванные деятельностью
ребенка, выступают действенным средством его воспитания, развитие
нравственных качеств.
Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывает
его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению
негативных качеств. Одним из таких Ушинский называет детскую лень.
Лень, по определению Ушинского – это бездеятельность. Ее причины
различны. Так ребенок может быть не расположен к той деятельности, к
которой призывает его воспитатель. Надо организовать учение так, чтобы оно
было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по
легкости успеха».
Рекомендовано также организовать учение, школьную и домашнюю жизнь
ребенка так, чтобы он мог включиться в многосторонние отношения и
многообразные виды деятельности. Ребенок обязательно обнаружить склонность
к чему-либо, что его радует, приносит удовлетворение. Воспитательное и
развивающее значение, утверждает Ушинский, имеет только деятельность
свободная.
Упрямство – распространенное явление детской жизни. Эта проблема
остается актуальной и для современной воспитательной практики. Нередко,
отмечает педагог, скрытой причиной упрямства является «врожденное человеку
чувство права». Ребенок «считает себя вправе поступить по своей воле» и
настаивает на своем, хотя то, чего он добивается, уже стало для него
безразлично. Это – своеволие, которое, будучи «истинным в основе», может
развиться в неуступчивость, неуживчивость, придирчивость.
Педагогика, считал Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее
из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное –
природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий
живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека.
Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных
аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются
телесная и душевная природы человека».
Ушинский отмечает, что функциональные особенности нервной системы
индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его
утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, пишет он,
имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека.
Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время
начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка
непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в
определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого
развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает
возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с
ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать
свои мысли.
Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и
сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие
для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.
Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для
ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она
содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать
упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя
вспомнить то или другое.
Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть,
собственно, развитие памяти».
Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием
рассудочной деятельности.
Начиная с первого года обучения Ушинский рекомендовал уделять особое
внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о
развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без
разума – беда», – приводит он народную пословицу.
Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что
«формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок
развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не
что иное, как хорошо организованное знание». Ушинский заостряет особое
внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания
и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться,
а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит
успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны
помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом
себе, пробуждать потребность в познании.
В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский
подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом,
не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю
необходимо воспитывать.
Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя.
Во-первых, Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Во-
вторых, он показал великую роль педагогической литературы в формировании
учителя. В-третьих, Ушинский создал теорию подготовки народного учителя. В-
четвертых, теория и практика женского образования, созданная Ушинским,
предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для
дошкольного воспитания и первоначального обучения.
Ушинский поставил проблему педагогических факультетов при
университетах.
Если иметь все это в виду, то понятно, почему именно Ушинский
считается основоположником педагогического образования в России.
Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более
определенно?
Во-первых, в каждом учителе должно быть органически развито то
качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще
каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет
детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей
культурой олицетворяет подлинную народность.
Второе качество – глубокая христианская вера, потому что «вне
христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных
основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен
руководствоваться при воспитании детей».
В третьих, убеждение воспитателя в высоком предназначении учительской
профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать,
воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы
школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в
высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета,
который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет
воспитать своих воспитанников.
В-четвертых, учитель должен быть подготовлен профессионально.
Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе
высокое личное развитие: народные черты характера в их «благороднейшей
форме», глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю
убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие
профессиональные знания и мастерство.
Наш современник В.А. Караковский, директор 825-й школы г. Москвы,
доктор педагогических наук, народный учитель, с болью говорит о нас, нашем
времени и нашенском образовании: «Под знаком борьбы с проклятым прошлым»
разрушается многое из того, что разрушать нельзя. Государственная школа
медленно, но неотвратимо теряет монополию на образование (не говоря уже о
воспитании). Тревожит силовая ориентация на западные образцы. Эта тенденция
может оказаться убийственной для образования России, ибо любая национальная
политика в образовании должна быть культуросообразной».
Решать глобальную проблему Земли и человечества возможно, если живущие
сегодня серьезно изучат и будут использовать творческое наследие К.Д.
Ушинского, которое составляет целую эпоху не только в российском, но и в
мировом образовании.
Труды Ушинского заложили фундамент развития целого ряда педагогических
наук: детской физиологии, возрастной и педагогической психологии, гигиены,
многочисленных методик.
Все, что сделано Ушинским в образовании и педагогике, имеет эпохальное
значение не только для российского, но и для мирового образования, подобно
деятельности Платона и Аристотеля, Боэция и Алкуина, Каменского, Руссо и
Песталоцци.
Литература:
А.С. Макаренко.
К.Д. Ушинский. |