Педагогика
Негосударственное образовательное учреждение
Профессионального образования
Тема: ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО.
Преподаватель: Ст. преп. Бачманова Наталья Владимировна
Экономический факультет заочное отделение II курс Законщикова О.С.
Санкт-Петербург
1999г.
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849
г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную
педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с
перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл
в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще
нескольких крестьянских школ . >
В 1860 году Толстой намеревался учредить
просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян ,
подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям
в их работе .
Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой
резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой
подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.
Яснополянская школа, открытая в 1959 году была
реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение
Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи
преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы ,
которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале > , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для
подражания .
Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был
произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста
он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .
В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается
педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым > , в
1875 году , вышли в свет переработанная > и четыре > . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается
методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .
В своей статье 1874 года, > он
резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян,
которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем,
которые открывают земства на средства крестьян.
В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в
Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.
В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив
поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .
Последний период педагогической деятельности Толстого
относится к 90-м и 900-м годам.
Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил
свою > -- признание, что человек носит бога в >, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное
отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое
отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно
но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им
>. Эти взгляды он высказывает в ряде писем и
статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе
своего религиозно-нравственного учения.
ТЕОРИЯ >. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ
АКТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА.
Дав острую критику современной школы, Толстой
противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на
уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.
В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов
Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и
потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть
передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только
обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил
воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в
педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал
не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в
школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и
зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: >.
В статье>Толстой высказывает убеждение
в совершенстве природы ребенка:>.
В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед
его природой, характерные для теории>.
Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей,
большая любовь Толстого к детям.
Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком
детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся
его педагогическая деятельность.
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и
развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко
чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно
искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической
лабораторией.
Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-
1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия
строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались
чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской
истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии,
рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой
сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.
Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об
Отечественной войне 1812 года в статье >. Из описания
видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно
они переживали его.
Определенного учебного плана, программы обучения и
твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, >. Домашних заданий не было . Хотя обязательного
ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и
настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о
том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в
Яснополянской школе отсутствовали.
Яснополянская школа представляла собой, несомненно,
ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана
гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался
незавершенным.
Крупными недостатками Яснополянской школы были:
недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана,
программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка,
приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОЛСТОГО.
Вопрос о содержании обучения в народной школе
Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности
различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным >, имея в виду
обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон
божий.
Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем
учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12
учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на
занятия каждым из них, зависели от желания детей.
Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием,
определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а
взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за
потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда,
что народная школа должна давать только знания русской и славянской
грамоты, учить счету, и закону божьему.
Наконец, в последние годы педагогической деятельности
установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в
обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе
>. Школу, в которой учитель >,
Толстой называл пустячным делом.
В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что
недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к
Булгакову Толстой писал:>.
Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам
совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой,
однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу
воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение
всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.
Толстой высказал много ценных мыслей о методике
обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к
тому или другому методу.>, - писал Толстой.
Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так
как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо
применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть
педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе
должен проявлять самостоятельное творчество.
Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое
место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в
совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие
переживания.
Предавая большое значение развитию творчества детей,
Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например
сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье > Толстой художественно описал процесс написания учениками
коллективного класного сочинения.
Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся
успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к > он
перичисляет условия , при соблюдении которых будет достигнуто успешное
обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять,
а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет
привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а
между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не
боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый
урок посилен ученику.>.
Ученики должны усваивать знания сознательно; правила,
определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного
ими фактического материала.
Предавая большое значение жизненности преподавания,
приучая учащихся к наблюдательности,
Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты,
пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.
Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа
наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так
называемых >.
Толстой относился критически к звуковым методам обучения
грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.
Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.
По предложению Толстого Московским комитетом грамотности
была даже организованна экспериментальная проверка результатов обучения
грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым
возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего
была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата:
степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.
> Л.Н.ТОЛСТОГО И КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими
должны бать книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал
должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги
должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать
материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей
сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими взглядами и
требованиями к учебной книге, Толстой составил >, изданную в 1872
году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции
переиздана в 1875 году под названием>. Им были составлены
также четыре >. Как >, так и книги для
чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах
экземпляров и были наряду с > Ушинского самыми
распространенными учебными в земских учебных школах.
Характерными чертами составленных Толстым книг для
чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота,
полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный
русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из
жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме
художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих
три-четыре строки.
Педагогическая печать по справедливости высоко оценила
эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник
Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги -- >.
Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и
разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для
детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах для чтения
в начальной школе.
Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих
книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами
Толстого.
В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было
много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было
много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его
педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к
личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий
психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важно отметить постоянные педагогические искания
Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный
призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и
составителя учебных книг.
Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как
крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История
педагогики-М., Просвещение, 1982г.
2. Бабский Ю. К. Педагогика-М., Просвещение, 1988г. |