Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Педагоги-новаторы

Казанский государственный педагогический университет

Педагоги-новаторы

(новые подходы к

воспитанию личности)

Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 3

II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4

Педагоги-новаторы и их концепции 5

Бондаревская Е.В. 6

Газман О.С. 7

Таланчук Н.М. 8

Воспитательные подходы 8

III. Заключение 12

ЛИТЕРАТУРА 13

ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,

концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться

на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во

всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

. Идеи гуманизации;

. Осуществление воспитания в контексте культуры;

. Создания открытых воспитательных систем;

. Возврата воспитания в семью;

. Поддержки и развития индивидуальности;

. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития

культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую

необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности

учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не

средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного

индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное

достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и

интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии.

Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к

будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого

возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с

психическими особенностями развивающейся личности.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также

приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который

достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в

воспитании в том числе.

«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием :

в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке,

Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на

себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями

общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе

и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).

Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране

ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения

высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения,

доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная

действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с

миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого

было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание

моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте

экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного

здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными

рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная

преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую

понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения

целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности,

справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой

жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый

переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу

порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности.

В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным

и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед

подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в

трудный период самоопределения» (1, с. 7).

И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя

задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать

профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

«Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о

всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие

возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения

мог максимально развивать свои умственные и художественные способности,

технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой

(а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая

наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого

потенциала, - их пока нет» (3, с.21).

Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания,

некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для

занятий детей той или иной деятельностью.

Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и

готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот

фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного

воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия

общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями,

если не веками.

Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей

стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной

психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а

зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

Педагоги-новаторы и их концепции

В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:

Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский -

один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности:

Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение,

отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества,

края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний,

ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность

человека - все в мире направлено на человека.

Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие

полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности

ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект

воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности

(знания, усвоенные без радости - плохо).

Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения

культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели

культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень

сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир

культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность

человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой -

гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств.

Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом,

применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе

полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то,

умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства,

умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием

культуры.

Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям

обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в

концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

Бондаревская Е.В.

«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание

как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для

реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые

включают:

. Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,

сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между

различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни,

осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

. Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного

человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;

художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье;

охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями;

совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и

другое;

. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных

и воспроизводство в творческих видах деятельности;

. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах,

проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие

аморальным явлениям и другое;

. Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения:

организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких,

уважение прав и достоинства других людей и другое;

. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности:

принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них,

выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности,

овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41,

с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы

гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией

образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования

должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к

педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к

индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение

педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,

гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной

среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту

подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное

содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура.

Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача

общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая

система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и

личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития

личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир

культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении

базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как

человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

. человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его

индивидуальности, творческого потенциала;

. духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских

теориях и способах мышления;

. практические: способы практической деятельности, проверенные практикой

образовательно-воспитательной системы;

. личностные: способности, индивидуальные особенности личности,

собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет

мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества;

философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности,

обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура

поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения

учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная

номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Газман О.С.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции

руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и

культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи

педагогической работы направлены на формирование способности личности к

культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные

направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье»;

«Учение»;

«Общение»;

«Досуг»;

«Семья».

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов

самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые

выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся

основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).

Таланчук Н.М.

«Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная

концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции

положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи

воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего

поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,

геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-

материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование

супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и

ответственности перед родителями;

в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-

управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование

профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и

организаторских способностей;

в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную,

политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания –

формирование основных компонентов этих культур;

в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей,

учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания

выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и

самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные

цели, саморегуляции» (19, с.5-6).

Воспитательные подходы

Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи

все шире проникают в педагогику.

Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы

отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим

людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его

жизнедеятельность.

Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны

первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному

человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и

привилегий, завоевания политического или другого господства.

Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный

этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого,

человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения

политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и

межличностных проблем и конфликтов.

«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования

общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального

момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-

этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).

В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с

позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н.

Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы

бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки.

Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить

любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения,

неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом

отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду»

(61, с. 279).

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась

и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую

известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-

Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода».

Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной

педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных

педагогических течениях по-разному.

Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из

основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению,

свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать

этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий

своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного

представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а

средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция

поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые

исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В

качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции

состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным

проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность

ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому

подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться,

если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен,

разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее

запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).

Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого

понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав

ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей.

Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу

сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает

принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В

качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и

представление ему всех положительных данных для развития его

индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе

воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом

освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в

нем духа искания, исследования творчества.

Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные

теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о

свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это

достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть

самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на

мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и

принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то,

что кажется кому-то необходимым.

На современном этапе в отечественной теории и практики такое

понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили,

И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их

работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и

воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если

максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного

выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал,

что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях

науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и

отражает исходные концепции авторов.

Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия,

что включает в свою очередь три направления:

ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение

ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные

конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания,

взаимодействие взрослых и детей:

гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях

различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;

разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности,

построенных на основе идей ненасилия;

реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших

учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и

специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей

в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с.

6).

Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка

сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама

педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях.

Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс,

начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели

педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас

же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из

участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой

личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную

модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).

С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в

серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических

аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции

ненасилия.

В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных

программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных

программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем

необходимыми методическими материалами.

Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе

культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями

М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать

те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены

исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы

З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской,

И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой,

Е.И.Шимбаревой и других.

Заключение

Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования,

способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт

привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к

многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит

прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных

функций педагогического образования, что предполагает приоритет

образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного

предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий

для творческой самореализации личности.

Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при

переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии

педагогического образования, в основе которой предположительно лежит

целостный образ человека - выпускника педагогического университета,

интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству

жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются

свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.

«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств,

привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций,

творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с

общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и

индивидуальное своеобразие своей личности.

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты,

новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования

социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую,

гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал,

к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд

сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности –

можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность –

нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе

как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей

ценности.

В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым

понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для

здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды,

условия их гармоничного развития.

Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную

определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием,

обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер

самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.

Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты

человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека

с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом,

природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова

веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА

Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный

подход. М., 1992.

Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н.,

Университетское,1990.

Ангеловски К. Учителя и инновации.

http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html

Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной

школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122

Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования

школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4

Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности

человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.

Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного

воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия

образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура

личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под

ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150

http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.

Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры.

Педагогика, 1995, №2 с.55

Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое

насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11

Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного

образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42

Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия.

http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html

Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская

энциклопедия, 1987, с.1600

Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.

http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011