Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С.Т. Шацкому)
Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина
Факультет педагогики и психологии
Р Е Ф Е Р А Т
Т Е М А: Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка.
ВЫПОЛНЕН:
студенткой V КУРСА,
5
ГРУППЫ
Климкиной Н.Н
МОСКВА, 1998 год
ПЛАН
Введение
1. Организация жизнедеятельности ребенка.
2. Заключение
4. Список литературы
Введение
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский
советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический
опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, начавшаяся в
1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном в
области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И.
Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество
"Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь").
Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми,
основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание
детей в духе коллективизма.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции
представилась С.Т.Шацкому возможность широко развернуть с большим
коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой
политехнической школы, по организации педагогических исследований и
подготовке педагогов.
Блестящий педагог-экспериментатор. Педагогические сочинения С.Т.
Шацкого отличаются ясностью мысли, простотой изложения и постоянной опорой
на живой опыт, идет ли речь о работе новаторского коллектива первой опытной
станции, которым много лет руководил Шацкий, или о практике работы школ
страны. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал
психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе
педагогов.
2. Организация жизнедеятельности ребенка
Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905
году, а материалом своей работы они выбрали детей. Лозунг, под которым
началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники
будущего".
Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где
Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а
в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и
программах.
"Вся наша работа носила социальный характер, т.к. была связана с
изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной
работы, необычной для того времени по своей организации (детское
самоуправление)".
Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую
"систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы и
организацию.
"Когда мы говорим о цели педагогической работы, то надо различать
общие цели и цели ближайшие, которые себе ставит данная работа. Постановка
общих целей не зависит от педагогов. Эти цели ставит сама жизнь, то ее
направление, которое характерно для каждой исторической эпохи.
Мы себе ставим ближайшую цель.
Ближайшая цель – организация детской жизни сейчас, в каждый данный
момент. Эта реальная цель ставит перед педагогами важнейшие вопросы, над
которыми педагогика обязана работать. Это то, что недоработано, не
продумано педагогикой протекшего времени, то, что осталось нам в
наследство".
Что же значит организовывать детскую жизнь? Что понимал под этим
Шацкий?
Воспитание – есть организация детской жизни, объект воспитания –
ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий
организм. "Единственное назначение школы и учителя – организовывать
разнообразные деятельности детей, все время их изучая".
Итак, как уже прозвучало выше, организовывать жизнь детей, – значит,
организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраны
здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и
социальную).
Организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным
периодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и
жизненно необходимой для них. Как можно строить программу для осуществления
этой цели? Ее следует строить не по предметам и не по комплексам их (как
искусно бы мы это не делали), а по деятельности.
Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы – язык,
математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельности
детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное
выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности.
Разумеется, такая программа очень сильно отличается от обычных, где
центр тяжести лежит в комплексе более или менее связанном – а чаще в
совершенно разрозненном – знаний, которые ребенок должен усвоить в
определенный период времени. Программа Шацкого заставляет вглядываться и
изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении, она социальна и
педологична от начала до конца. Ее учет и контроль лежат в достижениях,
отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды
материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она
действительно связывает школу с жизнью.
Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния
среды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромном
педагогическом процессе, протекающем в широком обществе, в стране,
процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основных
сил, направляющих жизнь страны.
В чем же заключается основной метод Шацкого?
4 элемента того метода, который считается основным в работе Шацкого.
"Он (метод) опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка,
который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании
того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его
деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он
получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в
соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все
время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы
присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки". Итак, основная
методическая задача – связать в единый процесс, поставить в обдуманную нами
зависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный,
организованный, и готовый опыт.
Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким,
связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога
работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу.
Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого метода
стоит и самая организация педагогической работы. Ясно, что школа, изучающая
среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого
делать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой. Щацкий
говорил о школьной организации, протекающей в широких рамках, о сети школ,
своеобразно объединенных друг с другом педагогическими курсами для всех
практических работников-педагогов, организации, имеющей в центре научно-
педагогическую деятельность, изучающую среду, ее быт, экономику, ее
материальные способности и физические условия ее развития.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КЛУБ, по Шацкому?
Ребенок хочет быть активным, ему надо разрядить свои силы, но
условий, благоприятных для этого, окружающая его жизнь часто не дает. Не
нужно ли употребить все усилия для того, чтобы создать для проявления
детской жизни подходящие условия?
Основная идея Шацкого – создать центр, который удовлетворял бы
детским требованиям, строя все на изучение детей, нужна большая работа,
чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела.
В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться
жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Клуб
должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым,
беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью
ориентировки. Т.о., в основу нашей работы должно быть положено изучение у
детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта
выявления себя и инстинкта подражательности. Самая важная работа должна
быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях.
Методы работы в клубе:
1. работа должна быть постепенной,
2. должна соответствовать возрасту,
3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам),
4. должна соответствовать детской природе
5. никогда не должна переходить в механическую работу.
Игра ребенка – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту
атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для
человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. В
правильно организованной мастерской должен быть элемент игры. Игру нельзя
изолировать от других занятий.
Физический труд – играет большую роль в воспитании характера и
развитии умственных способностей. "При напряжении мускулов получается
организованное усилие, которое имеет большое значение для образования
умственных усилий. Организованное усилие при помощи физического труда будет
направлять умственную деятельность детей, раздувая ее как уголек". Труд
имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают
его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как
частицу общего труда. Соединение обучения с трудом и общественно-полезной
работой придает всему обучению жизненный характер, делает процесс учения
более осмысленным, а знания сознательными и действенными.
Искусство – его цель – развить вкус у детей, вытекающий из детских
потребностей.
Библиотека – должна стоять в центре детской организации.
Руководитель – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и
поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей
и взрослых.
Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты
своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она
является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим
воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными
организациями.
Основная педагогическая ценность – практический материал,
суммируемый, анализируемый и отвечающий на целый ряд поставленных
педагогических задач, превращаемый постоянно в материал теоретический.
"Все идеи могут быть осуществлены только массовой организацией и в
реальной среде" – так говорил С.Т. Шацкий.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В анализе педагогических явлений у Шацкого органически сочетались
глубина подхода, проникновения в суть явлений с постоянным поиском нового,
что могло продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким является обучение
и воспитание детей и молодежи. Всякий, кто, так или иначе, связан с
проблемами педагогики, будь то научный работник, общественный деятель или
учитель, читая Шацкого, несомненно, обогатит свои представления о славном
пути становления и развития советской педагогической мысли и получит новые
возможности для лучшего понимания современных вопросов школы и
педагогической науки.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малинин В.И., Фрадкин Ф.А. Шацкий С.Т.: Работа для будущего., -
М., "Просвещение", 1989, 223 с.
2. Скаткин Л.Н. О С.Т. Шацком– М, 1961.
3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т.1-4 - М.,
1958.
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т.1,2. – М.,
"Педагогика", 1980. |