Организация коллективного труда в детском саду
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Бурятский Республиканский Педагогический колледж
Кафедра Д.О.
РЕФЕРАТ
Тема: «Организация коллективного
труда в детском саду»
Выполнил: студентка 21 группы
Туманина М.
Проверил: Нимбуева С.
Н.
г. Улан-Удэ
2002 год
План
1. Коллективный труд детей . . . . . . 3 стр.
2. Распределение работы . . . . . . . 3 стр.
3. Труд всех детей группы . . . . . . . 6 стр.
4. Методика руководства трудом детей . . . . 6 стр.
5. Выполнение задания . . . . . . 6 стр.
6. Обсуждение результатов трудовой деятельности . . . 7 стр.
7. Литература . . . . . . . . 9 стр.
1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ
На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства
усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные
умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к
поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е.
к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что
их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно
требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая
самостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого рода
усложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, сколько
выдвижение более сложных воспитательных задач.
Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотреть
особенности форм организации труда с точки зрения объединения детей в
труде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средством
для этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том или
ином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрению
различных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись к
конкретным примерам.
Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить
лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от
2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает
конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и
вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание
от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и
приступает к работе и т. д.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу,
воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает
возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда:
каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее
простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту
задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не
отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая
возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой
объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к
коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками,
а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности,
роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения
выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более
сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал
коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть
затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к
сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В
детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и
труд совместный.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ
При организации коллективного труда воспитатель осуществляет
руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует
подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на
определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению,
которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу,
договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более
того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей
самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки
зрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будет
выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи
формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение
именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть
работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела
он решает несколько задач:
учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка
оказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончили
свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех
видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с
нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с
неумелым — умелый и т. д.;
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к
отдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяет
его с внимательным, спокойным сверстником.
С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Одни
предпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют в
большей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и они
стремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либо
заданий, и они отказываются их выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют
достаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между ними
могут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научить
детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель
обстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогда
ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как
справедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всех
детей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее
договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работу
справедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнять
по очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своему
интересно.
Распределение труда между членами группы может стать по мере
накопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае дети
получают возможность самостоятельно упражняться в поступках,
соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачи
будут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга,
уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг
друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного
вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей
группки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться
перед началом работы и предоставить им возможность осуществить
самостоятельно эту деятельность.
С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса и
какие методические приемы следует использовать воспитателю, чтобы помочь им
справиться с этими трудностями?
Покажем на конкретных примерах.
Детям дано задание вымыть растения в уголке природы.
Вася. Я буду обливать цветы из лейки.
Клава. А я буду приносить их и относить обратно.
Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы.
Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выбирает для себя
дело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в задание
операций, а с другой стороны, учитывая то, что уже выбрали для себя его
товарищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако не всегда
распределение проходит так гладко.
Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так:
Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее.
Леня. И я тоже.
Валя. Я тоже хочу насыпать.
Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я.
Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать.
В данном примере дети выбирают для себя дело, руководствуясь
собственным желанием либо довольствуясь тем, что осталось.
Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобном
распределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельности
некоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то один
ребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работе
Андрюши возникнет остановка.
Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детей
на неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объема
работы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроем
захотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Разве
она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не
поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну.
Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей
сажать овес».
Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми:
как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо.
Именно эта сторона его деятельности имеет непосредственное отношение к
воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.
Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно при
распределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель и
сам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, до
распределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которым
поручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вы
научились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: один
распиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертый
прибивают планки. Оказалось, что первый гораздо дольше пилит доску, чем
второй зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайте
попробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну,
чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мы
поручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитывать
трудоемкость операций.
Умение распределять работу между товарищами по звену формируется у
детей неравномерно: одни дети распределяют работу, другие соглашаются или
не соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболее
интересные дела. Например, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я буду
мыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принесите
горшки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль».
Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако не
всегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-
либо из детей захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? А если
Юра всегда оказывается в роли распределяющего и никогда не уступает
товарищам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить детей? Как
следует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересное
место? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделения
труда на ряд операций у детей еще недостаточно.
Как разрешить возникающий спор между детьми? И воспитатель убеждает:
«Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищ
всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должны
уступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать друг
друга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый из вас
научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».
Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на
конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое
распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников,
согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в
зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать
товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в
качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.
Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямых
указаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит к
иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми,
насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения,
сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбам
товарищей, учитывал их желания и пр.
Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы не
говорит о том, что вся эта деятельность занимает значительное время. Ведь
воспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работы
еще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложное
общее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, прополоть
грядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог может
достичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первые
самые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно,
он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям больше
самостоятельности.
3. ТРУД ВСЕХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада
систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу
всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как
уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор
овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и
др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков,
цветников, огородов и пр.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно
и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть
ряд условий.
Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут
необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть
воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети не
систематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7
участников).
Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, Объединение
внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы
(например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок
террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не
следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится
распределять свое внимание между ними, что представляет известные
трудности.
Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может быть
рекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будет
выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп:
ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол.
Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две
основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение
поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное
выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же
время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует
проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует
взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.
Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательные
задачки и какие методические приемы могут быть применены.
В организации коллективного труда детей выделяются три
последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками,
процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой
деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых
требует своеобразных методов руководства детьми.
4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДЕТЕЙ
Определив примерную последовательность в усложнении форм организации
труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического
руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно
решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на
достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное
окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной)
деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения
между детьми, организует взаимопомощь и т.д.
В организации коллективного труда детей (общего или совместного)
выделяются три последовательных этапа: распределение работы между
участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой
деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых
требует своеобразных методов руководства.
5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как
важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения,
ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель
ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном
характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях
между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества
коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в
другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети.
Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится,
быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая
качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения,
благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в
качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей
и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей
нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей
подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на
подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и
тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая
подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает
нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В
процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые
складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает
к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать
работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили
работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо
звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из
такого положения могут быть различными, но в любом из них следует
подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое
дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно
стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только
пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное
проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще
не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети
не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше,
чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к
тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит
необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он
дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки,
напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают
стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от
участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все
стараются, помогают друг другу».
6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в
том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного
труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели
сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют
выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели
кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и
дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он
приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих
свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может
работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие
поступки, как стремление помочь товарищу.
Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила
помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у
коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук
Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он
правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель
побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать
внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их
из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе
на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля
хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья
протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек».
Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой,
доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои
ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет
большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться
сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои
действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы,
оказать помощь, если потребуется.
Литература
1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение,
1974 г
2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском
саду», М. Просвещение, 1987 г.
3. Ядешко В. И., Сахина В. А. – «Дошкольная педагогика». Раздел:
«Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978
г. |