Лекция (предмет, проблемы)
Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического
развития.
Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая
внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.
Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно
возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне
развертывания.
На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто
неизменное.
Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных
фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей
психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста
к другому.
В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные
психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.
Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:
основательные, качественные и стабильные качественные характеристики
(изменения), которые происходят в двух сферах – как в психике, так и в
поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в
другую.
Они, эти изменения:
1. Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для
младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).
2. Зависят от постоянно действующих факторов:
- биологическое созревание;
- психофизиологического состояния организма;
- место ребенка в системе человеческих социальных отношений;
- достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.
Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с
эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении
индивида.
Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за
сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами
возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных
возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других –
эволюционных изменений психики и поведения.
Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных
преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения
детства на периоды возрастного развития (на возраста).
Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это
такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной
сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).
Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении
ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные
изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют
систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются
навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в
сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и
предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих
упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность
без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения – знания, умения,
навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей
предмета возрастной психологии.
Вторая составляющая предмета возрастной психологии.
В блок изучения входят следующие проблемы:
- специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием
возраст;
- в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для
него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за
приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;
- понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с
особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем
случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида:
паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по
годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках
(вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя
как дети, то есть вести себя инфантильно;
- возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так
как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие,
память, мышление и речь;
- любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях
личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах
поведения;
- понятие возраст, которое психологически верно определено для данного
периода времени – это основа для установления всех возрастных норм в
интеллектуальном и личностном развитии;
- понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими
критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня)
психологического развития ребенка в целом.
Третья (главная) составляющая предмета – движущие силы, условия и законы
психологического и поведенческого развития человека.
Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное
развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические
побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в
нужное русло.
Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние
постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами но
сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что
существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.
Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которых
описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы,
развитием можно управлять.
Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.
Проблема органической (наследственной) и средовой обусловленности
психологического и поведенческого развития человека.
Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическое
поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органов
с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней
среды.
Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и
воспитания на уровне развития детей.
Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленных
целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием
пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся
отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный
характер [Личный пример, события, ситуации].
Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый
специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За
него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные
заведения, ВУЗы).
Конкретная разновидность этой проблемы, это относительного влияния и
взаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.
Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.
Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие
способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные
особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные
психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит
развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые
способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если
он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?
Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений:
эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и
поведении человека.
Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во времени;
революционные изменения слишком кратковременны и встречаются в жизни
человека не так уж часто; ситуационные изменения очень не глубоки и
поверхностны.
Достоинства: эмоциональные изменения необратимы, стабильны; революционные
изменения очень глубоки; ситуационные изменения непрерывны, их поток
постоянен.
Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие:
медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие но
редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые
ситуационные?
Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений в
общем психологическом развитии ребенка.
Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение –
конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может
ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны
ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти
линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в
целом?
Методы исследования в возрастной психологии
Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс
возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им
методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть
методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть
методов – из социальной психологии.
Первая треть методов – это методы, которые используются для изучения
когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с
другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и
направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание,
память, мышление, речь и воображение.
С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая
информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а
также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при
переходе ребенка из одного возраста в другой.
Вторая треть методов – это методы, которые используются для изучения
индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод
«Близнецов» – при помощи которого исследуются сходства и различия между
гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые
позволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, то
есть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведения
ребенка).
Третья треть методов – это методы посредством которых исследуются все
межличностные отношения в различных детских группах, а также
взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно
адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос,
интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.
Особенности применения методов исследования в возрастной психологии
Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии так как обычно
используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-
воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в
совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень
достоверную информацию.
Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по
определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать
наблюдать необходимо установить цель наблюдения (ради чего оно
осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать
предварительный прогноз какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы
получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно
вестись регулярно и систематично (дети растут, меняется их психика и
поведение и если например, пропустить без наблюдения один месяц в
младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый
пробел в истории индивидуального развития ребенка.
Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в
прямой зависимости от их возраста.
1. В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения
необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.
2. 2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.
3. 1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.
4. 3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.
5. 6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.
Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше
должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе
ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.
Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением
систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.
С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к.
ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлении
своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играет
никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.
С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью,
переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того,
чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.
Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытое
наблюдение – оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения не
видел наблюдателя.
Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятся
метод опроса.
Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой из
них эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда не
понимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, что
система понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть до
подросткового возраста существенно отличаются от той системы, которую
используют взрослые.
Тема: Теория детского развития.
Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.
Основной проблемой возрастной психологии на протяжении ряда лет остается
проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики, а
также поведения.
В науке она связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку от
рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его
созревания с другим блоком возможностей – возможность непосредственного
развития, воспитания, обучения, приобретенные знаний умений и навыков, с
развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств
ребенка.
Выяснить решение этой проблемы на научном и практическом уровне всегда
можно решить вопрос о том, чему и как, и насколько можно учить и научить
человека.
Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих
проявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они уже
представлены уже у развитого или у развивающегося человека и сама психика,
и внешнее поведение уже большей частью является продуктом обучения и
воспитания.
Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в другой
процесс – развитие развитая психика уже является продуктом обучения и
воспитания.
Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую
ступень, причем в каждом конкретном случае он может зависеть как от
созревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения.
Первая точка зрения в психологии на эту проблему (доминирование
наследственности)
Созревание психики и поведения человека есть результат эволюционного
преобразования генетически заложенных в организм с рождения возможностей
существующих вначале в виде задатков.
Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) психических
и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалось
бы в онтогенезе, т.е. все то, что появляется далее в процессе развития
всегда изначально имеется в виде задатков. А они преобразовываясь,
развиваясь и развертываясь затем превращаются в способности, причем по
законам биологического созревания организма – эта концепция называется
эволюционная теория развития. Здесь значение термина эволюция –
исключительно развертывание чего либо.
Вторая точка зрения революционная теория развития, оппонируя первой,
противоположна ей, т.к. полностью отвергает значение и роль генетических
наследственных факторов в развитии: « у любого человека, независимо от его
природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые
психологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие до
любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».
Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.
Третья точка зрения вероятностная или стохастическая.
Конечный результат любого развития достигаемый на каждой его ступеньке
изначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным,
совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.
Психологам важно помнить, что данный результат зависит и от влияния
генотипа и от влияния среды.
Это объясняется тем, что изменения, которые происходят на каждой ступени
развития связаны с генотипом и со средой но кроме этого сами по себе они
определяются случайными стеченьями обстоятельств, т.е. вероятностью в жизни
индивида.
То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает на
каждой ступеньке развития всегда на 80% зависит от того уровня, которого
организм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.
Четвертая точка зрения функциональная.
«Формирование и преобразование той или иной психической функции
определяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».
В этой теории в качестве основного принципа выступает положение «О
определяющей роли образа жизни человека, в развитии психики и для него
(развития)».
Сензитивные периоды в развитии
Для большинства психологических свойств и психических функций и
поведенческих особенностей существуют свои особые сензитивные периоды
развития.
Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о том,
какие качества и свойства человека лучше всего формируются у детей и в
каком возрасте это формирование наиболее благоприятно. |