Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским церебральным параличом
3.3. Оценка эффективности коррекционной работы
Используя результаты констатирующего эксперимента и сравнивая их с
результатами обучающего этапа исследования можно судить о значимости
коррекционных мер проводимых в экспериментальной группе детей.
Таблица 4
Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших
школьников с ДЦП (общая моторика), в баллах
| |Констатирующий этап | |
|Ученики | |Формирующий этап |
|1- й |2 |2 |
|2 – й |2 |2 |
|3 – й |1 |2 |
|4 – й |1 |2 |
|5 – й |2 |2 |
|6 - й |2 |3 |
|7 – й |1 |1 |
|8 – й |2 |3 |
|9 – й |2 |3 |
|10 –й |2 |2 |
|11 – й |2 |3 |
|12 – й |2 |2 |
В таблице 5 приведены количественные данные развития двигательных навыков
детей с ДЦП.
Таблица № 5
Количественные данные развития двигательных навыков младших школьников с
ДЦП (количество человек).
| |Число испытуемых |
|Уровни | |
| |до обучения |после обучения |
|1 |3 (25%) |1 (8.3%) |
|2 |9 (75%) |7 (58%) |
|3 |- |4 (33%) |
Данные показывают, что на 33 % увеличилось количество учащихся,
добившихся третьего уровня, 42 % учащихся остались на втором уровне, 17 %
улучшили показатели перешли с первого уровня на второй уровень и 33 %
учащихся перешли со второго уровня на третий уровень и один ученик остался
на первом уровне.
Таким образом, зарегистрированные показатели свидетельствуют о
положительном результате занятий формирующего этапа. Проведенные уроки
физкультуры и ЛФК позволили детям улучшить показатели двигательных навыков,
в качественном и количественном отношении.
Таблица 6
Динамика изменения уровня сформированности двигательных навыков младших
школьников с ДЦП (мелкая моторика), в баллах
| |Констатирующий этап | |
|Ученики | |Формирующий этап |
|1- й |2 |2 |
|2 – й |1 |2 |
|3 – й |1 |2 |
|4 – й |2 |2 |
|5 – й |2 |2 |
|6 - й |1 |2 |
|7 – й |1 |1 |
|8 – й |2 |3 |
|9 – й |1 |2 |
|10 –й |2 |2 |
|11 – й |2 |3 |
|12 – й |2 |2 |
Зарегистрированные изменения (см. таб. 6) показателей
сформированности двигательных навыков мелкой моторики свидетельствуют об
улучшении двигательной сферы детей. На это указывают следующие данные: до
эксперимента низкий уровень отмечается у пяти человек, после эксперимента у
одного ученика. Перешли с первого уровня на второй – четыре человека, со
второго уровня на третий – два ученика, пять испытуемых остались на втором
уровне.
Сравнивая полученные результаты приходим к выводу, что проведенные
занятия положительно влияют на двигательную активность детей.
3.4. Анализ динамики развития двигательных навыков у детей с различными
формами ДЦП
С целью выявления динамики развития двигательных навыков у младших
школьников с ДЦП и эффективности предложенной методики, нами было проведено
сравнение двигательных умений группы детей не обучающихся по предложенной
нами методике с экспериментальной группой.
Контрольная группа состояла из двенадцати человек, возраст детей
соответствовал возрасту детей экспериментальной группы. В состав группы
вошли дети с различными формами ДЦП и различной степенью тяжести.
Для проведения контрольного эксперимента воспользовались
упражнениями, которые предлагались экспериментальной группе для проведения
констатирующего эксперимента. У этих детей проводилось обследование общей
моторики, движений рук, мелкой моторики.
Данные полученные во время контрольного эксперимента вынесли в
следующую таблицу.
Таблица 7
Уровень сформированности двигательных навыков младших школьников с ДЦП
(контрольная группа)
| |Количество баллов |Количество баллов |
|Ученики |полученных во время |полученных во время |
| |эксперимента (об. м.) |эксперимента (мел. м.) |
|1- й |2 |2 |
|2 – й |1 |1 |
|3 – й |2 |2 |
|4 – й |1 |1 |
|5 – й |1 |1 |
|6 - й |2 |2 |
|7 – й |1 |1 |
|8 – й |2 |1 |
|9 – й |1 |1 |
|10 –й |2 |2 |
|11 – й |2 |3 |
|12 – й |2 |1 |
Как видно из таблицы, что у детей данной группы преобладает средний
уровень развития двигательных навыков общей моторики (семь человек) и
низкий уровень развития движений тонкой моторики ( семь человек). У этих
детей низкая переключаемость с одного движения на другое, движения не
координированы, трудно удерживать равновесие, требовалась помощь учителя.
Сравнительная характеристика двигательных нарушений у детей с ДЦП
экспериментальной и контрольной группы (в баллах), показана в таблице 8.
Таблица 8
|Ученики |Экспериментальная |Контрольная |Экспериментальна|Контрольная |
| |группа |группа |я группа |группа |
| |(об. м.) |(об. м.) |(мелкая м.) |(мелкая м.) |
|1 |2 |2 |2 |2 |
|2 |2 |1 |2 |1 |
|3 |2 |2 |2 |2 |
|4 |2 |1 |2 |1 |
|5 |2 |1 |2 |1 |
|6 |3 |2 |2 |2 |
|7 |1 |1 |1 |1 |
|8 |3 |2 |3 |1 |
|9 |3 |1 |2 |1 |
|10 |2 |2 |2 |2 |
|11 |3 |2 |3 |2 |
|12 |3 |2 |2 |1 |
Зарегистрированные показатели свидетельствуют о эффективности
предложенных упражнений. У учащихся экспериментальной группы после
проведенных занятий изменились двигательные качества. Движения стали более
точными, более плавными. Увеличился объем движений в парализованных
конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук. |