Как школа должна оказывать помощь неудачникам
Конспект книги У.Глассера «Школа без неудачников»
а) с какими проблемами сталкиваются неудачники
Автор часто проводит продолжительные семинары для педагогов, которые
работают с трудными детьми. Ход семинаров таков:
-изложение теоретических принципов «терапии реальностью»
-возможность их применения на практике.
На каждом семинаре Глассер проводит показательную беседу с подростками
таким образом, чтобы как можно более наглядно проиллюстрировать свои
подходы. Например, он описывает одну из таких встреч в Портленде
«присутствовали привлекательные, опрятные, уравновешенные девочки,
производившие благоприятное впечатление на слушателей спокойствием и
непринужденностью, с каким они держались перед многочисленной аудиторией.
Казалось, девочки совершенно не соответствовали общепринятым представлениям
о подростках-правонарушителях. Однако их рассказы о прежней жизни не
оставляли никаких сомнений: они были твердо уверены, что у них нет шанса на
удачу или счастье в этом мире».[1]
Основными проблемами, с которыми сталкиваются неудачники, являются:
1. отсутствие теплых, доверительных отношений в семье и с учителями
2. отсутствие чувства привязанности друг к другу
3. смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений
4. смирение со школьными неудачами
5. стремление жить сегодняшним днем
6. отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь
7. нежелание думать о будущем
Типичными признаками для неудачников можно считать:
1. наружность
2. принадлежность семьи к низшему классу
3. низкий уровень интеллекта
4. отсутствие любви родителей
5. вялость и апатичность
Неудачники есть в любом месте. Главная причина неуверенности в себе не
материальное положение (хотя материальные трудности— явное препятствие на
жизненном пути), так как большинство детей из бедных кварталов практически
не ощущают своей бедности. Таковой причиной не является и расовая
принадлежность, хотя темнокожему населению приходится тяжелее. Основной
проблемой является неудача в школе.
Проблема неудачников не имела бы столь пагубных последствий для
общества, но беда в том, что их становится все больше и больше. В любом
крупном городе растет число людей, которых объединяет одно - отсутствие
успеха в жизни. Это определение люди дают сами себе. Они знают, что в
обществе, где многим везет, им не повезет никогда. Их представление о том,
как исправить положение весьма туманно- «лучше и больше работать».
«Можно ли избавить их от этого ощущения неудачи? Можно ли путем
социальных мер помочь девочкам: определить их жизненные цели, наладить
отношения с людьми, играющими важную роль в их жизни, дать возможность
познать успех? И наконец, можно ли найти выход для тех, кому действительно
трудно в социальном плане?»[2] Оптимальное решение проблемы неудачников –
приобретение опыта успеха в школе. Общепринятым объяснением причин
существования неудачников является объяснение, что эти молодые люди—продукт
социальной ситуации, исключающей успех в принципе. Нельзя утверждать, что в
их неудачах повинны семья, среда, культурный уровень, расовая
принадлежность, бедность, так как можно зайти в тупик, потому что со счетов
сбрасывается личная ответственность за неудачи и получается, что не все
обладают потенциальной возможностью добиться успеха. Ответственность за
результаты учебы должна лечь на плечи самих учащихся и во всех школах нужно
устранить препятствия на пути к успеху.
Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры,
цвета кожи или уровня материального благосостояния человек никогда не
преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в
чем-то для него важном. Первого реального успеха достаточно нейтрализации
всех неблагоприятных факторов. Если ребенку удается добиться успеха в
школе, у него есть шансы на успех. В случае неудачи на каком-либо этапе
обучения падает вероятность преуспевания в жизни. Общественные институты не
могут решить серьезные семейные проблемы. Школа не вправе махнуть на детей
рукой. Необходимо преодолевать социальные проблемы. Нельзя оставлять
проблему образования и поиск путей для того, чтобы из школы выходили хорошо
образованные люди.
Нужно создавать школы, в которых бы все дети из разных социальных
классов учились успешно. Ответственность за обеспечение такой системы
образования «где успех был бы делом не только возможным, но и реальным, где
бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности»[3], должно
нести общество, иначе не удастся решить серьезные социальные проблемы.
Применение методов терапии реальностью в общеобразовательных школах не
менее эффективно, чем в исправительных учреждениях и психиатрических
лечебницах.
Педагоги лучше всех знакомы с проблемой детских неудач. Все больше
детей не хотят учиться, это вызывает чувство тревоги у педагогов. Школьные
педагоги постоянно пытаются найти новый подход к трудным подросткам и ждут
рекомендаций в плане более эффективных педагогических методов. Основной бич
всех школ – проблема неудачников. Нужно искать пути к достижению успеха у
как можно большего числа учащихся. Необходимо разобраться в причинах
неудачи и сформулировать новые принципы образования (и применять их на
практике), способствующие созданию благоприятной атмосферы.
«Какова бы ни была причина провалов ребенка в учении, рекомендовать
любые изменения можно лишь с учетом существующей школьной системы. Ведь
мало толку предлагать в качестве решения проблемы увеличение штата
учителей, строительство улучшенных зданий, повышение качества
профессиональной педагогической подготовки, привлечение большего числа
специалистов или значительное пополнение школьного бюджета. Классы будут по-
прежнему оставаться переполненными, а специалистов будет по-прежнему не
хватать. Я вовсе не хочу сказать, что увеличение штата, повышение
профессионального уровня преподавателей, меньшая наполняемость классов и
другие позитивные меры бесполезны, напротив, я целиком одобряю подобные
сдвиги»[4].
Любая попытка привлечь в школы специалистов со стороны как для
индивидуальной работы, так и для работы с небольшими группами детей не
решает проблемы неудачников. Даже если бы в каждой школе был свой
психоневролог, который бы вел индивидуальные занятия или занятия с
отдельными группами детей во внеурочное время, ничего бы не изменилось.
Типичный психосоциологический подход оказывается неэффективным, поскольку
основывается на той точке зрения, что школьные проблемы якобы являются
зеркальным отражением личных проблем каждого ребенка: тяжелая обстановка
дома, материальные трудности, расовая дискриминация и т. п. Совершенно
ясно, что, несмотря на объективные жизненные трудности многих детей,
существует целый ряд факторов, присущих самой системе образования, которые
не только порождают собственно школьные «болевые точки», но и усугубляют
те, что ребенок уже несет с собой в школу.
Суть традиционного, широко распространенного в сегодняшнем обществе
взгляда состоит в том, чтобы игнорировать трудности, которые нагромождает
перед ребенком система образования. Трудных детей передают в руки
медицинских, социальных и правоохранительных работников. Данный подход не
приносит пользу ни детям, ни стране. Метод отделения детей от
педагогической системы губителен для школы. Трудные дети должны учиться в
гетерогенных школах. Специалисты, работающие в школах,—психотерапевты,
психологи, преподаватели в группах выравнивания—должны помогать учителям в
решении возникающих в классах проблем, как дисциплинарного, так и учебного
характера. Они должны изучать возможности улучшения образования и на
практике применять свои концептуальные подходы в обычных классах, в тесном
сотрудничестве с учителями.
Образование-мостик к успеху. Нужно с раннего детства приучать к
ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать
полезными членами общества.
Практически система образования имеет одни и те же недостатки в
различных районах, но больше всего от них страдают дети из социально
неблагополучных семей. Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи
составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального
окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений привода к
потере мотивации или даже к антимотивации в учебе.
Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые
принципиально новые подходы. Однако они не всегда вписываются в
традиционную систему взглядов. Единственный выход—эту традицию нарушить. Но
сначала следует выявить причины, которые приводят школьников к неудачам в
самой сфере образования, а уже затем выработать курс, направленный на их
устранение.
б) как школа должна оказывать помощь неудачникам
Задача помощи детям, у которых развит комплекс неполноценности, сложна
и, может быть, неразрешима, поскольку философия современного образования
отводит слишком большое место неудаче как таковой и поэтому затрудняет
процесс воспитания у учащихся чувства самоуважения. Мы учимся всю жизнь.
Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире много. К моменту поступления
в подготовительный класс он располагает набором сведений об окружающем
мире, с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу с
клеймом неудачника только школа навешивает этот ярлык. Большинство детей
интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в
какой семье они растут.
Крушение детского оптимизма – серьезная проблема начального обучения.
В потере интереса к учебе можно винить семью, окружение, но правильнее было
бы искать причину в школе и применяемых в ней методах обучения. Школа
играет чрезвычайную роль в жизни детей. Нельзя перекладывать вину школы на
среду, в которой ребенок растет.
Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 5 до 10 лет, к десятилетнему
возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит
убеждение в неспособности решать проблемы. Шансы на достижение успеха с
каждым годом становятся менее вероятными. Процесс увеличения неудач можно
скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно
помочь на любом этапе обучения, главное – не упустить время в начальной
школе.
Детей необходимо готовить к школе, особенно детей из малообеспеченных
семей. Обычная школа провоцирует неуспеваемость, так как упор идет не на
развитие мышления, а на запоминание и зубрежку.
Дошкольнику сопутствует оптимизм потому, что он самостоятельно
справляется с важными для него проблемами. Никто не считает его
неудачником, у него всегда есть шансы на успех. В школе успех
обеспечивается не умением мыслить, а хорошей памятью. Детям приходится
переходить от мышления к запоминанию. Большая часть фактов, которые им
приходится запоминать, мало связана с детским миром, важные вещи
преподаются плохо, либо не преподаются вообще.
Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от
реальной жизни приводит к неудачам. Важное в школе не совпадает с тем, что
требуется в реальной жизни. Школьное преподавание не должно отрываться от
жизни. Главной задачей школы должно стать обучение усилию размышлять. Детям
необходимо объяснять необходимость и важность образования. Чем сложнее
общество, тем труднее детям уловить связь школы с жизнью. У большинства
детей доверие к учителю пропадает, заменить его нечем; единственный
возможный результат – неудача.
В школе мало простора для проявления интеллектуальных, творческих,
художественных способностей учащихся; не уделяется внимание воспитанию
чувства социальной ответственности. «Мало у кого такие идеи, как
взаимопомощь в решении общих проблем и понимание того, что в трудных
ситуациях они не одиноки, ассоциируется со школой»[5]. Учащимся необходимо
предлагать задумываться над проблемами собственной жизни.
Образование должно реагировать на социальные, экономические и
политические проблемы, это будет способность успешной адаптации молодежи.
-----------------------
[1] У. Глассер «Школы без неудачников», стр.13
[2] У. Глассер «Школы без неудачников», стр.16-17
[3] У. Глассер «Школы без неудачников», стр.18
[4] У. Глассер «Школы без неудачников», стр.20
[5] У. Глассер «Школы без неудачников», стр.45 |