К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-
педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский
особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды
по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде
статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского
народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально
подготовленных к исполнению своих обязанностей»
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,
поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного
заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали
дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного
общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский
делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную
общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и
сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский
утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом
процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту
воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными
сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного
значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным
ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было
благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,
хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он
чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем
истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из
величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые
пополнения».
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,
серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих
воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если
он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания
есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими
программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в
том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только
преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные
воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются
редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на
умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,
и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о
различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель
должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по
тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.
Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в
учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение
специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель
должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли
ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом
воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны
учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их
активного внимания.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще
овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в
педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же
это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует
сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так,
учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить,
читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1)
разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением
к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3)
распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и
убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны
обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и
семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает
роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-
учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными
учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в
классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы,
например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными
знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к
постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель
учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на
учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и
его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение
учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки.
Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его
понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и
теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою
творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках
нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей
плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога. |