Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Изучение эмпатии у родителей младших школьников

| |

|Волгоградский государственный педагогический университет |

| |

|Кафедра педагогики начального образования |

| |

| |

| |

| |

|Курсовая работа на тему: |

|«Изучение эмпатии у родителей |

|младших школьников» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Работу выполнила: |

|студентка 4-го курса факультета ПимМНО и ДВ |

|отделение (ОЗО «Психология») группа Пс-42 |

|Соловьева Светлана Святославна |

| |

|Научный руководитель: |

|доцент кафедры ПНО |

|кандидат психологических наук |

|Севостьянова Людмила Николаевна |

| |

| |

| |

| |

| |

|г. Волгоград |

|2003 г. |

Содержание

Введение с. 3

Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей

младших школьников с. 5

1.1. Социальная характеристика семьи с. 5

1.2. Развитие эмпатических тенденций личности родителей

как основа успешного формирования ребенка с. 11

Выводы по главе 1 с. 18

Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей

младших школьников с. 20

2.1. Методики исследования и их краткая характеристика с. 20

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента с. 22

2.3. Психолого-педагогическая помощь семьи в улучшении

взаимоотношений родителей и детей с. 27

Выводы по главе 2 с. 36

Заключение с. 38

Библиографический список с. 40

Приложения

Введение.

Будущее общества в немалой степени зависит от воспитания подраста-ющих

поколений. Среди различных институтов решающее влияние на становление

человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его

отношение к труду, моральным и материальным ценностям.

Успешность выполнения семьей воспитательных функций зависит от ряда

факторов. Одним из них является психолого-педагогическая культура

родителей. В психолого-педагогической культуре родителей воплощается

накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Это качество,

положительно влияя на уклад семейной жизни, служит основой собственно

педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать

традиционных ошибок и найти верные решения в нетрадиционных, нестандартных

ситуациях.

Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует

действовать, чтобы достичь воспитательных целей, надо обладать и

соответствующими умениями. В быстро меняющемся мире воспитание ребенка в

семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют

творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, т. е. если

материнство и отцовство становится для них творчеством. Кроме того

успешность воспитательной деятельности родителей во многом определяется

тем, как они любят детей и что для них значит родительство.

Важным моментом в воспитании детей и общении с ним является присутствие

взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по разному:

как понимание целей, мотивов, установок детей, или как принятие, разделение

этих целей, мотивов, установок.

Способ понимания другого человека определяется как эмпатия. Для

родителей, в их общении с детьми, развитие этого качества весьма важно, т.

к. в данном случае мы ведем речь не о рациональном осмыслении проблем

ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы.

В связи с этим мы считаем актуальной тему исследования, которую мы

формируем следующим образом: «Изучение эмпатии у родителей младших

школьников».

В соответствии с темой, целью исследования является: изучение уровня

развития эмпатических тенденций, реакций присоединения, сензитивности у

родителей младших школьников.

Гипотеза исследования: высокий уровень развития эмпатии способствует

развитию эмоционально благополучных взаимоотношений родителей и детей; и

наоборот, низкий уровень развития эмпатии у родителей способствует развитию

негативных взаимоотношений между родителями и детьми, формированию

эмоционально неблагополучных взаимоотношений.

Задачи исследования:

- проанализировать теоретический материал по проблеме межпоколенных

взаимоотношений;

- подобрать методы исследования взаимоотношений родителей и детей;

- провести психодиагностическое исследование, проанализировать

результаты и предложить методы коррекции межпоколенных взаимоотношений.

Предмет исследования: социально-перцептивный процесс в детско-

родительских отношениях;

объект исследования: младшие школьники и их родители.

Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей

младших школьников.

1.1. Социальная характеристика семьи.

Формирование личности ребенка, его психолого-педагогической культуры,

как будущего родителя, начинается с самого раннего детства. Это происходит

за счет усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им;

воздействия учителей и воспитателей; общение с другими детьми и т. д.

Существенно влияет на становление психолого-педогогической культуры

самообразование и самовоспитание родителей.

В семье ребенок подсознательно усваивает многие приемы психологичес-

кого, педагогического воздействия и, став взрослым, использует их в

воспитании собственных детей. Однако воспринятая родителями модель

воспитания не может быть полностью реализована в родительской практике из-

за быстроменяющихся условий, что создает определенные трудности.

Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и к детям в

частности во многом определяется тем, насколько «теплой» была его мать,

сколько любви сам он получил в раннем детстве. К сожалению, в нашем

обществе в 70-80-е годы наметилось некоторое снижение престижа

родительства, что повлекло за собой ухудшение отношения к детям. Выросшие в

этот период молодые люди сейчас уже либо сами стали родителями, либо стоят

на пороге родительства. [8]

Образованность и культура при утрате духовных ценностей усугубляют

такое явление, как снижение престижа супружества, материнства, отцовства.

Все больше, по данным социологов, демографов и социальных психологов,

становится женщин, которые бросают рожденных ими детей, которые, соглашаясь

на материнство, избегают супружеских уз, изначально обрекая своих детей на

существование в неполной семье.

На фоне неуклонного снижения рождаемости, которое коснулось даже

сельских жителей из регионов традиционной многодетности, обедняется

внутрисемейное общение, снижается его воспитывающий потенциал. В одно-

детной семье (а таких семей по последним данным свыше 30%), при условии

занятости родителей, ребенок не может естественным путем приобрести опыт

общения с детьми и взрослыми. В данной ситуации компенсаторная функция

принадлежит детскому саду и школе. В настоящее время, несмотря на сложность

экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет

воспитывается дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному

улучшению физического и психического здоровья детей, поступающих из семьи в

детские сады. Однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий

уровень общего развития детей, слабую сформированность у многих из них

доступных возрасту навыков. [8; 21]

Объяснение этого явления кроется в тех фактах, которые зафиксированы

социологом В. И. Переведенцевым: снижение возраста вступающих в первый

брак, возрастающее число так называемых браков «вдогонку», при котором

мотивом регистрации является незапланированная беременность, рост числа

разводов в первой фазе развития семьи, увеличение доли конфликтных семей

и, как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за

ребенка и его будущее.

Злоупотребление алкоголем является не только своеобразным способом

социального протеста, но и результатом нравственной деформации личности,

интеллектуальной отсталости, низкого уровня духовной культуры. Алкоголиза-

ция же закономерно приводит к нарушению внутрисемейных отношений.

Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата

семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Чаще всего из двух

родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм

становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя

злоупотребляют алкоголем. [3]

Установлено, что для алкоголизированных семей характерно недостаточ-

ное внимание к воспитанию ребенка. Отрицательные черты характера родителей

(вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других

вредных привычек чаще всего приводит к распаду семьи. Появление в семье

отчима или мачехи нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а

рождение детей от нового брака в большинстве случаев влечет за собой полное

«социальное» сиротство ребенка.

Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования

к нервно-психической сфере ребенка. У таких детей врачи часто фиксируют

расстройство, такие как склонность к конфликтам, резкие перепады

настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита,

головокружения, обмороки.

Психологические особенности неблагополучной семьи определяют сниженную

сопротивляемость детского организма, которая проявляется частыми

заболеваниями. В таких семьях значительно снижена и социальная

дееспособность детей; родители недостаточно уделяют внимание насущным

проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило,

безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало

читают, не занимаются спортом. [3]

В период, когда ребенок начинает посещать школу, новая социальная

ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье

стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление

инициативы и принуждения, находит в себе оправдание в необходимости

подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физическое наказание

является типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При

этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно

экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе,

невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные-подобие своих

родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со

сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на

принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме

утверждения себя через требования: «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демон-

стрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может

развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное,

что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание

слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми

эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими

людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на

провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания

общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально

овладеть социальным пространством человеческих отношений. [23]

Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является

гиперопека. Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка

самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом

случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной

угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления

компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего

ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в

ребенке, посвящают ему всю жизнь. Добровольное жертвоприношение

невротизирует родителей, они надеются на благодарность своего ребенка в

будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что

растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного

человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно

прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик»,

«горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела ещё

долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение

сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности

общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе

покровителя среди одноклассников. [12]

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответствен-ностью

за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают

любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие

его темы. При этом его не «сажают себе на голову» и предлагают считаться с

другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой

семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и

ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает

самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя

чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

Перечисленные стили общения в семье при всех различиях имеют общее –

родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль

воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения

в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности

ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального

воспитания.

Анализ вертикальных семейных взаимоотношений будет неполным, если не

указать еще один стиль воспитания, который вовсе не направлен на

воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых

к личности ребенка. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка,

или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на

расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованный стиль родителей

развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным.

Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или

агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе,

невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со

сверстниками.

Описанные стили отношений к ребенку в семье показывают, сколь тернист

путь развивающейся детской личности. В реальной жизни все ещё более сложно,

чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно

несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут

конфликтовать друг с другом, отстаивая свой стиль и т. д. Кроме стилей

отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание

оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

[7]

Стиль семейных взаимоотношений, конечно, определяет стиль воспитания

ребенка. Серьезная социально-психологическая проблема – агрессивные

отношения в семье, когда агрессия направлена на каждого её члена. Причин

жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая

неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями, служебным статусом;

отсутствие взаимной любви между супругами, их алкоголизация и наркотизация;

просто бескультурье; измены. Взаимные драки, избиение одного из членов

семьи, ребенка – вот основной фон жизни агрессивной семьи. Внутрисемейная

агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка.

Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью,

кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не

умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться

правилам поведения в общественных местах и в школе. Уже в начальных

классах он провоцирует учителя, не может найти себе места в классе, отстает

в развитии, ему тяжело, непонятно, неинтересно. Он уже понимает, что он

«другой», что он уже отстал и мстит за это. Это действительно запущенный

ребенок в социально-психологическом плане. Ребенок из неблагополучной

семьи имеет право на специальное внимание – ведь порой оказывается, что он

даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть

человеческие отношения. [9]

Таким образом, прикоснувшись к возможным условиям жизни маленького

школьника в семье, мы увидели, как невелика для ребенка вероятность жить в

идеальных условиях семьи, где взрослые понимают особенности его умственного

и личностного развития. Лишь нормальные, здоровые психически, любящие

родители обеспечивают ребенку чувство защищенности, доверия, условия для

нормального существования.

1.2. Развитие эмпотических тенденций личности родителей как

основа успешного воспитания ребенка.

Родительские установки, позиции зарождаются задолго до появления на

свет. Готовясь стать родителями, супруги всерьез задумываются о том, что же

такое – правильное воспитание. Чаще всего превалирует особое чувство,

ощущение, что воспитание ребенка – естественное для каждого человека дело.

И это весьма правильное ощущение. Воспитание ребенка – это творческий

процесс, творчество индивидуально и безгранично. В этой безграничности и

заключено существо любви родителей к своим детям. Уметь любить ребенка –

значит много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих

шаблонов, привычек, предрассудков; быть родителем – значит любить и уважать

самого себя.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Данное утверждение можно

часто услышать, но затруднительно получить объяснение, что же это такое –

хорошие родители. Многие родители считают, что хорошими можно стать, изучив

специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,

педагогические и психологические знания необходимы. Но одних знаний мало.

Я. Корчак подчеркивал, что ни одна книга, ни один специалист не заменят

собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Можно ли назвать

хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в

своей правоте, всегда точно представляют себе, что ребенку должно и что

ему можно, которые в каждые момент времени точно знают, как правильно

поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение собственных

детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? [16]

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в

постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с

чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли его наказать, а если

прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были неправы? Все

неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они

не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их или иных

вредных привычках, часто высказывают беспокойство об их будущем, опасаются

дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы, выражают сомнения в

психическом здоровье детей.

Конечно, ни повышенная родительская уверенность, ни повышенная

тревожность никак не содействуют успешному родительству. При оценке любой

человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимума, нормы,

идеала. В воспитательной деятельности, по –видимому, такой абсолютной нормы

не существует. Действительно, можно ли думать, что за долгие годы

воспитания ребенка родители не сделали ни одной ошибки. Ведь быть

родителями учатся все. И чтобы стать хорошими родителями важны

определенные личностные предпосылки, в частности, эмпатия. Переживание

человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что

взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие,

соучастие) является одной из значимых образующих человека. На базе этой

составляющей личности человека возможно формирование эмпатии как

способности к сопереживанию.

Форма эмпатии зависит от типа и характера межличностных отношений. Если

когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то

поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений.

Эмпатия – социально одобряемое качество личности. Но она может иметь

индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на

переживание не любого человека, а только значимую личность, например,

супруга, ребенка.

Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации.

При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая,

понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.

Высшая форма эмпатии – действенная – характеризует как психологическую,

так и нравственную сущность личности. Личности же родителей играют

существенную роль в жизни каждого человека. Чувства, окрашивающие отношения

ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных

связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,

определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для

поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине

жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа.

Родительская любовь и принятие ребенка – источник и гарантия эмоционального

благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и

подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители.

Родители должны заботиться о сохранении контакта с ребенком. Глубокий

постоянный психологический контакт с ребенком – то универсальное требование

к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем

родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом

возрасте. Основа для сохранения контакта – это не только искренняя

заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, но и эмпатия,

желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе

и сознании растущего человека. Контакт никогда на может возникнуть сам

собой, его нужно строить. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном

контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог,

взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении

диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение

ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное

значение имеет факт направленности, при чем совместной, к разрешению

проблем. [25]

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего

общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его

воспитания. Дети оказывают несомненное воспитывающее действие и на самих

родителей. Но чтобы взрослому принять это воздействие, необходимо обладать

достаточно высокоразвитыми эмпатическими тенденциями. Равенство позиций

отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка,

им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство

позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться

видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует

строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать

своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание,

вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в

происходящие в нем изменение, в особенности душевного строя – все это

создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями и

требует от родителей проявления эмпатии.

Помимо диалога важно принятие ребенка. Под принятием понимается

признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на

других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит

утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми

свойственными ему качествами. Необходимо с особенным вниманием относиться к

тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка или

присущих ему качеств характера. Каждое такое высказывание, каким бы

справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит

серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской

любви. Развивая эмпатические тенденции, родителям следует не оценивать

негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно

осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. [8]

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим

моментом в общении с ним. Уходят шаблонность и стереотипность, оперирование

заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает

созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию

все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь постоянных

открытий.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще

и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство

собственными поведением, поступками, раздражительность, усталость,

возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит

эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир

глубоко личных переживаний детей, появления ростков «соучастия

сердца».[19]

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным

человеческим связям. Но границы этой связи должны быть четко определены.

Многие трудности взаимодействия между детьми и родителями возникают из-за

ошибок в выборе оптимальной дистанция. Устанавливаемая дистанция связана с

общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего со

структурами, в частности эмоциональными, личности родителей. Кроме этого

важную роль играют те мотивы, которыми побуждается их воспитательная

деятельность.

Говоря о взаимоотношениях родителей и детей, следует определить, как

показать свою любовь к детям наиболее деликатным способом.

Большинство неврозов, которые мы приводим с собой во взрослую жизнь,

являются прямым результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя

получения одобрения и любви. В глубине души мы чувствуем себя крайне

порочными существами, не заслуживающими ничьей любви. Когда наши дети

ведут себя в точности также, как мы вели себя в их возрасте, - это сводит

нас с ума.

Каждый родитель, вероятно, слышал выражение: «Ты должен почувствовать

на время себя ребенком». Ребенок, которым был каждый из нас, не исчезает,

когда мы вырастаем. Все, что мы чувствовали, будучи детьми, еще внутри нас

– где то там глубоко, но чем больше мы стараемся осознать наши

воспоминания, тем меньше они будут управлять нами. Это хорошо как для

родителей, так и для детей. Родителям нужно попытаться ощутить те ложные

представления, которые были им навязаны. Они несут саморазрушение.

Существует много способов оживить свои детские ощущения и переживания.

Это одна из задач психологического консультирования и психотерапии.

Воспоминания детства – это не то, что возникает сразу, их взаимосвязь с

поступками детей происходит постепенно, Это умение вырабатывается у

родителей тогда, когда они понимают, как ценны детские воспоминания для

роста и развития. Необходимо выработать у себя умение интерпретировать

поведение. Это естественным образом связано с воспоминанием, но зависит от

того, что родители знают о внутреннем мире ребенка, как понимают его.

Также важно знание о детских страхах, иррациональном характере детского

мышления. И, конечно, само собой разумеется, важно быть более чуткими к их

огорчениям, переживаниям, состоянию здоровья. Э. Ле Шан в своей книге

приводит следующую ситуацию: «Одна мать рассказывала, что, когда она

стояла на кухне, её семилетний ребенок вдруг ударил трехлетнего братишку:

Он стоял посередине кухни со странной улыбкой на лице. Моей первой реакцией

было: что за мерзкий ребенок – ударил и еще улыбается! Потом я увидела в

его глазах страх и растерянность. Он ударил импульсивно, не подумав, и я

услышала, как говорю ему: «Ты не знаешь, что делать так нельзя?» Его глаза

наполнились слезами, и я посоветовала: «Знаешь, ты можешь попросить

прощения и постараться впредь думать, что делаешь!» Он посмотрел на меня с

таким облегчением и благодарностью! Это был пример крайне точной

интерпретации поведения. Маленькие дети, в том числе младшие школьники,

действительно часто действуют импульсивно и затем сразу чувствуют себя

виноватыми. Но приходят в полную растерянность, не зная как искупить вину.

Иногда они ведут себя неадекватно: улыбаются или даже смеются в минуты

напряжения или растерянности. И для родителей важно найти самим и помочь

своим детям в поиске выхода из сложившегося положения. [10]

В практике работы можно часто услышать от родителей такой вопрос: «Но

разве нельзя ошибиться? Например, думать, что тебе понятно поведение

ребенка, а на самом деле ты заблуждаешься?» Когда дети совершают

иррациональные поступки, они чувствуют себя очень одиноко. Они думают, что

никто и никогда себя так не чувствовал. Они никогда не думают, что и их

родители когда–нибудь чувствовали себя так. Даже если объяснение родителя

будет и не совсем точным, ребенком почувствует, что его пытаются понять а

не просто считают плохим.

Сегодня, когда родители воспитывают своих детей в одиночку, матери

работают, а общество, в котором мы живем, порождает столько стрессов, что

они отражаются на детях. Хочется добавить, что любому родителю не удастся

справиться со стрессом, и соответственно, со своим раздражением по поводу

ребенка, если он будет совсем один. Каждый нуждается в поддержке не только

родственников и друзей, но и специалистов, таких, как врачи, учителя,

социальные работники и, конечно, психологи.

Родителям необходима информация по волнующим их вопросам, нужна

возможность поделиться своими чувствами с другими, нужно сочувствие, время,

интересы, привязанности, которые могли бы обогащать родителей, как

личностей, развивать такие качества как терпение, эмпатию, учить выражать

свои чувства адекватно.

Идеальных родителей нет. Также как никто из родителей не может

вырастить идеального ребенка. Но родителям можно получать больше

удовольствие от себя и своих детей, если они попытаются научиться понимать

себя и детей, а также свои и их поступки.

Кроме того родителям необходимо уметь уважать себя и своих детей. Это

помогает ребенку становиться полноценной, развитой личностью, формирует

положительные детско-родительские отношения. Родителям важно понимать

ребенка, его желания и интересы, терпеливо помогая осуществлению одних и

столь же терпеливо отсекая другие.

Вывод по главе 1.

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ, но самая

универсальная, самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то

же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение,

воспитание человека. Отличительной чертой этой работы является то, что

человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род

человеческий, отец и мать повторяют в ребенке самих себя, и от того,

насколько сознательным является это повторение, зависит моральная

ответственность за человека, за его будущее. И в данном случае очень важно

то, умеет ли родитель понимать ребенка, сочувствовать ему. Говоря об

этом, мы имеем в виду эмпатию. Описательно эмпатия определяется как особый

способ понимания другого человека, но речь идет не о рациональном

осмыслении родителями проблем ребенка, а, скорее, о стремлении эмоционально

откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом

смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь

метафорически: эмпатия есть аффективное «понятие». Эмоциональная её природа

проявляется как раз в том, что ситуация партнера по общению, в данном

случае ребенка, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». В

механизме эмпатии присутствует умение поставить себя на место ребенка,

взглянуть на вещи, на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на

вещи с точки зрения ребенка не обязательно означает отождествить себя с

этим человеком. Если родитель отождествляет себя с ребенком, это значит,

что он строит свое поведение так, как строит его ребенок. Если же родитель

проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию

поведения своего малыша (относится к ней сочувственно), но свою собственную

может строить совсем по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет

«принятие в расчет» поведения другого человека, а точнее своего

собственного ребенка, однако результат совместных действий будет

различным: одно дело – понять и встать на позицию ребенка, другое дело –

понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но

действуя по-своему.

Проявление эмпатических тенденций во взаимоотношениях родителей и детей

помогает родителям быть хорошими воспитателями, понимая мотивы поступков

ребенка и активно проводя свою линию воспитания. Воспитывать – не значит

говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего,

самому подавать пример своими поступками. Цель воспитания содействовать

гармоничному развитию человека – реализуется с помощью ряда средств, среди

которых умение родителя понимать своего ребенка, т. е. эмпатия. Вся тайна

семейного воспитания в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться

самому и помогать ему в этом. Родители должны всегда относиться к ребенку,

с первого дня его появления на свет, как к человеку с полным признанием его

личности и неприкосновенности этой личности.

Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей

младших школьников.

2.1. Методики исследования и их краткая характеристика.

В соответствии с поставленной нами гипотезой для проведения экспери-

ментального исследования нами были выбраны следующие методики.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает

богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика.

Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка,

показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является

творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и

позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.

Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также

направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-

своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после

рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для

рисования, карандаш и ластик. В некоторых источниках можно встретить

допущение о том, что испытуемый может пользоваться и цветными карандашами.

Инструкция ребенку может быть приблизительно такой: «Пожалуйста, нарисуй

свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты». На все уточняющие

вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь

рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком

проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В ходе оценке КРС учитываются формальные и содержательные особенности

рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов

рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, за тушевание

отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка

являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и

расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие

аспекты:

1. анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и

нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи

на рисунке);

2. анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в

стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов

семьи);

3. анализ процесса восприятия рисования (последовательность

рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время

рисования).

Анализ рисования дает богатую информацию о семейных отношениях

ребенка.

Для родителей нами был предложен опросник по изучению эмпатии.

Способность к сопереживанию-эмпатия – является отчасти воспитанной,

социально обусловленной чертой характера, отчасти генетически

предопределена как своеобразная эмоциональная особенность темперамента.

Рассматриваемый опросник был создан первоначально для исследования проблем

деперсонализации, позволяя выделить и количественно измерить три различные

и сравнительно не зависимые друг от друга компонента эмпатии.

Опросник состоит из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом –

утверждением оценивается испытуемым в регистрационном бланке по 9-бальной

шкале (от-4 до +4 с шагом в 1 балл). Опросник позволяет измерить следующие

компоненты эмпатии:

Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию,

впечатлительность;

П – тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла,

дружелюбия, поддержки;

СО – сензитивность к отвержению, соответственно способность к

возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой

адрес.

Утверждения, диагностирующие каждую из этих трех компонент, разбиваются

на два ряда. Вопросы первого ряда (баллы их ответов) суммируются со знаком

плюс, так как носят характер согласия с диагностируемой чертой. Вопросы

второго ряда, их баллы, прибавляются к первой сумме со знаком минус (то

есть их сумма вычитается из первой суммы), т. к. их содержание носит

характер отрицания диагностируемой черты. Чтобы найти окончательный балл

каждой шкалы, из алгебраической суммы баллов по её первому ключу вычитается

алгебраическая сумма по второму ключу. В соответствии с нормативами

делается вывод об уровне развития эмпатии.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие 13

родителей и соответственное количество детей. Данные респонденты были

выбраны нами на основании обращений родителей за консультацией к школьному

психологу. Для проведения диагностики была проведена предварительная

работа, включающая в себя просветительскую деятельность в сфере детско-

родительских взаимоотношений. В рамках просветительской деятельности мы

приняли участие в ряде тематических родительских собраний, посвященных

воспитанию младшего школьника. В ходе проведения родительских собраний,

родителям было предложено обращаться за консультацией к педагогу –

психологу, предполагающей диагностику и разработку рекомендаций.

Таким образом, нами проводилась работа с тринадцатью семьями. Обратимся

к анализу полученных данных. Согласно полученным результатам, мы можем

сделать вывод о том, что большинство родителей обращались к психологу с

жалобами на непослушание ребенка. Причем, причину негативного поведения

родители видели в ребенке, не учитывая недостатков своей воспитательной

деятельности, не умея понять, «почувствовать» своего ребенка. Данное

предложение было подтверждено нами с помощью психодиагностического

исследования. Количественно проанализировав полученные данные, мы можем

сделать вывод о том, что у большинства испытуемых обнаружился средний и

низкий уровень развития эмпатии. Так как проводимый нами тест предполагает

измерение эмпатических качеств по трем шкалам, мы можем констатировать, что

лишь у 30,2% респондентов можно наблюдать высокий уровень сенситивности к

отвержению, т. е. способности к возникновению адекватного чувства вины,

способности воспринимать критику в свой адрес, что в общем немаловажно для

восприятия в социальной перцепции, тем более в детско – родительских

отношениях.

Обратимся к количественному анализу полученных данных, которые можно

представить в таблицах.

Таблица 1. Исследование эмпатической тенденции

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |- |- |

|2 |Средний |5 |38,5 |

|3 |Низкий |8 |61,5 |

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что собственно эмпатия в

данной выборке родителей развита слабо. Собственно поэтому родителям трудно

сопереживать своему ребенку, понять мотивы его поступков, они

преимущественно ориентированы на внешние проявления, нежели на внутреннее

содержание.

Следующая таблица отражает тенденцию к присоединению, точнее уровень

развития данного качества.

Таблица 2. Исследование тенденции к присоединению

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |- |- |

|2 |Средний |5 |38,5 |

|3 |Низкий |8 |61,5 |

Мы видим, что результаты по шкалам совпадают. Таким образом, низкий

уровень понимания чувств другого, впечатлительности, обусловливает низкие

результаты по второй шкале. То есть не умея сочувствовать, родители не

умеют проявлять, выражать тепло, дружелюбие, поддержку. Большинство

родителей, общаясь с детьми, выражают свое одобрение или неодобрение

оценочно, например: «Молодец!». Достаточно редко можно встретить такое

выражение чувств, как «Я огорчен(а), потому что…», «Мне радостно из-за

того, что ты поступил так-то» и т.п.

И как мы уже отмечали, у родителей достаточно неплохо развита тенденция

сенситивности к отвержению.

Таблица 3. Изучение сенситивности к отвержению

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |4 |30,8 |

|2 |Средний |3 |23 |

|3 |Низкий |6 |45,2 |

Т. е. мы можем убедиться в том, что родители открыты к критике в свой

адрес, восприимчивы к рекомендациям, что открывает возможности для

коррекции и развития взаимоотношений родителей и детей.

Но, памятуя о жалобах родителей на непослушание, взаимонепонимание, мы

сочли необходимым провести психодиагностическое обследование детей.

Обратимся к качественному анализу результатов данного обследования.

В большинстве рисунков мы можем наблюдать средний уровень

эмоциональной стабильности, т. е. дети рисуют полный состав семьи, нет

деформированных фигур, явных признаков агрессии в семейной ситуации. Но

при более детальном рассмотрении, мы можем констатировать, что не все так

уж благополучно. Во-первых, практически на всех рисунках изображена «просто

семья». Отсутствует совместная деятельность, объединение членов семьи, т.

е. дети просто перечисляют тех, кто живет вместе с ними, иногда «забывая»

включить себя в эту семью. Лишь в двух случаях мы услышали, что «мы всей

семьей гуляем». Но из этих рисунков также ни один нельзя назвать абсолютно

благополучным. В первом случае девочка говорит, что они гуляют в парке, но

«папа с мамой отстали и идут сами по себе», во втором – девочку от

остальных членов семьи отделяет дорога.

Можно встретить такие рисунки, в которых члены семьи перечислены, но

ребенок находится в некотором отдалении от родителей или ближе, например, к

бабушке.

В одном из рисунков мы встретили косвенное указание на то, что ребенок

не привык высказывать свое мнение, его считают «неспособным», не

прислушиваются к тому, что он говорит, что, в свою очередь, вызывает

тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

Следующий рисунок указывает на гиперопеку в семье: ребенок инфантилен

и в наших наблюдениях и в манере рисования. Действительно, мама, воспитывая

одна единственного, соматически ослабленного ребенка, видит его малышом, не

хочет, чтобы он взрослел, что отражается на психологическом здоровье

ребенка. Мы предполагаем, что данный случай наиболее труден для коррекции,

учитывая, что у мамы обнаруживается низкий уровень сенситивности к

отвержению.

Следующий респондент (папа мальчика) высказывал жалобы на то, что его

сын «мямля, маменькин сынок». Что же мы видим на рисунке? Ребенок

вытесняет отца с рисунка, мотивируя это тем, что «папа на работе». Причем в

рисунке явно прослеживается тревожность.

Три ребенка, изображая семью, перечислили всех членов семьи, но

некоторые признаки указывают на нехватку эмоционального тепла, потребность

в ласке.

Особенную тревогу вызывают два рисунка. На одном из них ребенок просто

отказался рисовать свою семью, сказав, что хочет рисовать чужого дядю.

Почему он так поступает, ребенок наотрез отказался объяснять, отметил лишь,

что ему «противно рисовать их всех». В данном случае, у мамы мальчика мы

констатировали очень низкий уровень эмпатии по всем трем шкалам.

Второй рисунок показывает нам несуществующего члена семьи – маму.

Причем мама располагается между девочкой и папой, который прикладывает все

усилия для воспитания дочки. Но, не понимая её переживаний, папа очень

сильно акцентирует внимание на отсутствии матери у девочки, создавая у нее

чувство неполноценности в семейной ситуации.

Необходимо отметить, что в ходе беседы выяснились следующие

особенности. Возможно, ограждая детей от трудностей, родители не посвящают

их в такие вещи, например, где и кем работают родители. Практически все

дети с трудом отвечали на этот вопрос, несмотря на то, что им уже по восемь

лет. В лучшем случае дети могли ответить на одну часть вопроса, например,

«работает на заводе», «мой папа – начальник», и т. д.

Не менее тревожен тот факт, что из тринадцати детей на вопрос: «Кто

на рисунке самый счастливый?», дети отвечали: «Папа», «Мама», «Брат» и т.

п. Лишь в двух ответах мы услышали: «Мы все счастливы». На вопрос: «Кто

самый несчастный?», дети отвечали по-разному: «Я», «Мама», «Дедушка». Но

самое любопытное, что на вопрос: «Почему?», они не смогли дать ответ. Дети

либо говорили, что не знают почему, либо отвечали: «Потому, что это так».

Ответа же, выражающего чувства, нам не удалось получить. Возможно это

происходит потому, что большинство родителей сами не умеют вербально, или

не вербально, выразить свои чувства, а также не учат этому детей.

Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к

эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности в семейной

ситуации, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может

привести к повышению агрессивности, негативным подростковым реакциям,

неумению в дальнейшем строить взаимоотношения в своей семье.

Для того ,чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция

детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с

семьей, как с родителями, так и с детьми.

2.3. Психолого–педагогическая помощь семье в улучшении

взаимоотношений родителей и детей.

Мы предлагаем проблемно-ориентированную модель, направленную на решение

конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в

центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие

помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и

над которой она готова работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на

природу, причину самой проблемы. На наш взгляд, родители, обратившиеся за

помощью, не вполне осознавали истинную проблему. Но после психодиагностики

и бесед с ними по её результатам, родители по другому взглянули на

ситуацию.

Проблемно – ориентированная модель основывается на том, что в

определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы

уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача психолога – создать

условия, направить на путь решения. Внимание сосредотачивается на ситуации,

формулируются конкретные достижимые цели. Работа протекает в духе

сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов

семьи в решении их собственных трудностей.

Приведем модель беседы с родителями по поводу раз вития эмпатических

тенденций во взаимоотношениях с детьми.

Часто мы сталкиваемся с тем, что родители, утверждая, что знают, что

нужно их ребенку, строят его жизнь по своему образцу, а затем удивляются,

что не удается наладить взаимоотношения с сыном или дочкой. Да и у ребенка

появляется много проблем: в поведении, в учебе, во взаимоотношениях. Беда в

том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился давно и

крепко утвердился в сознании родителей. Они считают себя всепонимающими и

всезнающими властителями жизни ребенка. Очень часто они программируют

систему взглядов, профессию, уклад жизни своих детей, тем самым подавляя в

них личность и возможность более полно реализовать свои способности. Как

только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А

почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой

ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать.

Родители, к сожалению, не сочувствуя своему ребенку, видят свою задачу в

другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! У родителей нет

уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой жизненный путь. Как

правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в

детях и делают это неосознанно. А когда жизнь у сына и дочки не получается,

родители не думают, что виноваты они сами.

Родительское чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной

тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога, влекущая часто за

собой гиперопеку, где нет места эмпатии. Чаще всего мама пытается создать

фасад внешнего психологического благополучия, пытается оградить ребенка от

проблем жизни, дескать маленький ещё, не поймет. Это приводит не только к

негативным последствиям для ребенка. Для родителей это не менее губительно.

В таком роде необходимо проводить беседы с родителями на занятиях,

дополняя их ролевыми или тренинговыми играми. Приведем примеры используемых

нами упражнений, которые направлены на разрешение следующих задач:

- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать

и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека;

- осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых

теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания;

- формирование и развитие способности прогнозировать поведение

другого, предвидеть свое воздействие на него.

Упражнение 1.

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга: «Сейчас

у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в

центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-

либо общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть

дочери». При этом, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять

место, а тот кто останется без места, продолжает игру. Кроме того, каждый.

кто оказывается в центре, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного

из участников наблюдателем, называя его имя. Когда все поменяются местами,

именно наблюдатель перечислит тех, у кого есть дочери. Все остальные будут

внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут

затруднения».

Упражнения 2.

Участникам предлагается встать и подходить друг к другу в любом

порядке. Надо подойти к каждому. Подойдя к другому участнику группы, надо

постараться заметить, что нового появилось в его облике, состоянии,

поведении по сравнению со вчерашним днем и сказать ему о том, что замечено.

При этом в сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать:

«Ты выглядишь утомленным», но не стоит говорить: «Ты выглядишь утомленным,

наверное, ты не выспался». В ходе обсуждения участникам можно задать

вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим

собственным впечатлениям, переживаниям, реальности?»

Упражнение 3.

Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки,

на которых написаны имена участников группы. Инструкция: «Сейчас я дам

каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы.

Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней

написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет «раз» вы

начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей

карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от

времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее

движения. Когда я скажу: «два», а это произойдет через три минуты, вам надо

быть готовыми к ответу на два вопроса: «Кто наблюдал за вами?», «Какие два

движения делал человек, за которым вы наблюдали?»

Через три минуты тренер обращается к одному из участников с вопросами.

Если на первый вопрос получен правильный ответ, то следует второй вопрос,

уже наблюдателю.

Упражнение 4.

Тренер раздает участникам карточки, на которых обозначены те или иные

эмоциональные состояния. Получившие карточки читают, что на них написано,

но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди

изображают это состояние. Все смотрят и стараются понять, какое состояние

изображено, высказываются, а затем тренер называет это состояние. После

этого тренер интересуется, на какие признаки ориентировались участники,

называя состояние.

Упражнение 5.

Участникам предлагается подумав некоторое время сказать, какого он

(или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об

отражении в цвете вашего состояния. Участники должны охарактеризовать то

состояние, в котором они находятся сейчас и пояснить, почему они выбрали

для его обозначения именно тот цвет, который назвали.

Упражнение 6.

Участники группы сидят по кругу. Каждому предлагается по очереди

сделать движение, отражающее его внутреннее состояние, а все остальные

будут повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние

человека, понять это состояние.

Упражнение 7.

Группа делится на пары. Инструкция: «Сядьте так, чтобы каждая пара

могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему

партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать

действительности, а часть – нет. Те, кто сначала будут слушать, после

каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по

их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат,

поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые

ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

Мы достаточно подробно привели варианты игр, направленных на развитие

эмпатии. Но работа с родительскими группами не ограничивается тренингом

сенситивности. Рассмотрим, как целесообразно строить занятия с родителями.

На занятиях, кроме психогимнастических упражнений, направленных на

коррекцию выделенной нами проблемы, важно обсуждение следующих тем:

- Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и

конфликтов.

- Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и

породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?

(примерное начало беседы было представлено нами ранее).

- Нравственные основы родительства.

- Как ребенок «мешает нам жить?»

- Наши конфликты с детьми (с элементом проигрывания ролей).

- Стереотипы во взаимоотношениях с детьми.

- Привнесение неадекватного эффекта в общение с детьми.

Эмоциональные «счета» ребенку.

- Какими дети видят нас и свою семью. (в данном случае, если группа

готова, можно провести обсуждение рисунков детей).

Итак, в родительских группах практикуются разнообразные методы

психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий

детей и родителей, психогимнастические упражнения, тренинговые занятия.

В конце работы группы можно провести упражнение «Восприятие чувств

ребенка».

Инструкция: Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это

выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Родителям представляется

20 типичных высказываний ребенка. Например: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не

могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать её решать?»

Родителям предлагается записать, какие чувства или чувство испытывает

ребенок, говоря ту или иную фразу. Допустим: «Чувствует себя глупым»,

«Обескуражен», «Испытывает желание бросить решение».

Закончив работу, родители сравнивают список с ключом, оценивая свой

результат в соответствии с инструкцией по подсчету баллов. Таким образом,

можно увидеть эффективность проводимых коррекционно-развивающих занятий.

Но проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только

благодаря психокоррекции родителей. Параллельная работа позволяет увеличить

эффективность занятий родительской группы. Рассмотрим фрагменты

психокоррекционных занятий в детской группе. Данная программа состоит из

серии специально подобранных упражнений, подобранных с учетом уровня

развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа

состоит из шести занятий, в каждом из которых по 3-4 упражнения. Занятия

проводятся по типу тренинговых. Дети разбиваются на две группы, в одной из

которых шесть человек, а в другой – семь.

Цель каждого занятия – коррекция таких эмоциональных нарушений,

вызванных семейной ситуацией, как агрессивность, тревожность, замкнутость.

Занятие 1.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение».

Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжетов

совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и

отрицательные. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по

данной проблеме; остальные оценивают искренность и высказывают свое мнение.

Упражнение 2. «Изобрази животное».

Вызываются 2 участника, которые загадывают любое животное. Один из них

показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются

отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено

животное, как он себе его представлял и соответствует ли оно его

ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.

Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».

По окончании занятия каждый член группы высказывает свое мнение об

увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.

Занятие 2.

Приветствие.

Упражнение 1. «Ты – родитель».

Упражнение 2. «Интонация».

На листочках бумаги дети пишут название любого чувства, эмоции. Затем

листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа

решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших

действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с

интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке

бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была

произнесена эта фраза.

Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по

его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся

рядом и договариваются, кто и за кого сейчас будет отвечать. Упражнение

состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает

другой, стремясь угадать, как бы на вопросы отвечал его напарник.

Обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание подумать над

темой или записать свои мысли в виде сочинения: «Что может не устраивать

меня в общении с другими и что других не устраивает в общении со мной».

Занятие 3.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение домашнего задания».

Упражнение 2. «Подарок».

Упражнение 3. «Рисунок Я».

Участникам предлагается нарисовать свой образ в аллегорической форме.

Дети 8 лет часто затрудняются в этом упражнении. Поэтому важна

предварительная работа.

Занятие заканчивается обсуждением.

Занятие 4.

Приветствие.

Упражнение 1. «Выход из ситуации».

Упражнение 2. «Робот».

Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными

спичками. Участники разбиваются на пары – «робот» и «оператор». Задача

«оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек.

Для этого он подает словесные команды, стремясь детально и точно управлять

движениями его ног, рук, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно

выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» закрыты.

Упражнение 3. «Гомеостат».

Обсуждение занятия.

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение «Критик».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Анабиоз».

В парах распределяются роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу

«замороженный» застывает с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача

«реаниматора» за 1 минуту не прикасаясь к «замороженному», не обращаясь к

нему со словами, с помощью жестов, мимики, вызволить партнера из

замороженного состояния.

Занятие 6.

Приветствие.

Упражнение 1. «Киногерои». («Герои любимых произведений»).

Упражнение 2. «Дискуссия».

Упражнение 3. «Сценка» (работа с мимикой и пантомимикой).

В заключение обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие

сравнивается участниками с первым. Дается возможность проанализировать

полученные изменения.

Выводы по главе 2.

В данной главе нами были приведены методы исследования эмпатии

родителей младших школьников, а также изучения семейных взаимоотношений с

помощью проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Как мы отмечали, психодиагностическая работа была начата с проведения

бесед о семейных взаимоотношениях в ходе проведения тематических

родительских собраний. После этого, для более детальной психологической

консультации, обратились тринадцать родителей. Все родители жаловались на

непослушание, негативизм детей, отсутствие взаимопонимания. Диагностика

была продолжена с помощью «Опросника изучения эмпатии Меграбяна».

Выяснилось, что большинство родителей обнаруживают средний или низкий

уровни развития эмпатических тенденций и тенденции к присоединению: средний

уровень – 38,5%, низкий – 61,5%. Лишь сенситивность к отвержению развита

более высоко: 30,8% - высокий уровень, 23% - средний. Таким образом, мы

видим, что у родителей преобладает низкий уровень эмпатии. Но, несмотря на

это, достаточно высокий уровень сенситивности к отвержению позволяет

предположить эффективность намеченных нами коррекционно-развивающих

мероприятий.

Параллельно велась диагностическая работа с детьми. Выяснилось, что

уровень эмпатии отражается на эмоциональном благополучии детей в семейной

ситуации. Так мы обнаружили, что у детей присутствует чувство

неполноценности, «оторванности» в эмоциональном плане от родителей,

увеличение или уменьшение количественного состава семьи и т. д. Анализируя

рисунки, мы пришли к выводу, что у большинства детей наблюдается

тревожность, замкнутость, в некоторых рисунках прослеживаются признаки

агрессивности.

Основываясь на полученных данных, мы сочли целесообразным проведение

коррекционно-развивающих занятий как с детьми, так и с родителями. С детьми

нами был проведен полный курс занятий, включающих элементы тренинга,

психогимнастики, игр, и направленных на коррекцию эмоциональных

неблагополучий и развитие коммуникативных навыков, формирование

эмпатических тенденций.

Занятия с родителями продолжаются. В данной главе мы привели пример

упражнений, которые мы используем в работе с родителями. Данные занятия

строятся по типу тренинга. Так называемые практические занятия перемещаются

с лекционными занятиями. Хотя лекции, как таковые, родителям не читаются, а

работа ведется в форме семинаров, бесед, с использованием методов активного

обучения.

И хотя мы не можем подвести количественный итог, на наш взгляд

целесообразно привести отзывы родителей и детей. Например, родители

считают, что «кажется, я стала смотреть на своего сына с другой точки

зрения», «я понял, что дочка не старается делать что-то мне назло»,

«оказывается мой ребенок добрый, а я считал его маленьким монстром». На наш

взгляд, результаты уже появились, теперь важно их закрепить. Но большую

роль в полученных результатах сыграли занятия с детьми. Дети считают, что

«мы с мамой еще больше подружились и мне не страшно отвечать у доски», «у

нас дома стали меньше ссориться и меня не ставят в угол», «я не боюсь

теперь говорить папе о плохих оценках – меня больше не бьют». Учителя также

отмечают изменения в детях: они стали более спокойными, уверенными в себе,

у некоторых улучшились взаимоотношения со сверстниками.

Но работу необходимо продолжать и мы надеемся на успешное

сотрудничество с родителями и детьми и в дальнейшем.

Заключение.

Будущее общество, как мы уже отмечали, зависит от воспитания

подрастающих поколений. И в данной работе мы рассмотрели зависимость

воспитания детей от психолого-педагогической культуры родителей, в

частности такого его компонента, как эмпатия.

Эмпатию определяют как внерациональное познание человеком внутреннего

мира других людей, вчувствование. В психолого-педагогической литературе

можно также встретить следующее определение эмпатии: эмоциональная

отзывчивость человека на переживание другого. [ ] Как эмоциональный

отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных

формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального

отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии

чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, в том числе в

младшем школьном возрасте. Несмотря на то, что кризис семи лет уже миновал,

родителям важно учиться взрослеть вместе с ребенком, учиться понимать его.

Иначе в подростковом возрасте в детско – родительских отношениях могут

появляться весьма серьезные проблемы.

Судя по результатам психодиагностического исследования, можно заявить,

что эти проблемы уже возникают. Низкий уровень эмпатии родителей

провоцирует отчуждение в семейных отношениях, рост тревожности и

агрессивности у детей, иные эмоционально – личностные проблемы. В этом мы

убедились анализируя теоретические материалы по данной проблеме и проведя

психологическое обследование родителей и детей.

Низкий уровень эмпатии родителей мешает эффективности воспитанию,

проявлению творчества в воспитательном процессе. Поэтому задачей психолога

является повышение психолого-педагогической культуры родителей, в частности

развитие эмпатических тенденций у родителей. Параллельно с этим

необходимо вести работу с детьми по коррекции таких негативных личностных

проявлений, как агрессивность, замкнутость, страхи, тревожность. Проводимая

нами в рамках исследования коррекционно-развивающая работа была направлена

именно на это. Данная деятельность носила характер тренинговых,

психогимнастических занятий, ролевых игр. И, опираясь на отзывы родителей,

детей, педагогов, мы можем констатировать, что эффективность данной работы

налицо.

Таким образом, опираясь на теоретический анализ материала, данные

психолого-педагогического исследования, мы можем констатировать, что вторая

часть выдвинутой нами гипотезы практически подтвердилась. То есть у всех

испытуемых родителей обнаружился низкий уровень развития эмпатии и,

соответственно, в рисунках всех детей мы наблюдали эмоциональное

неблагополучие. Но, мы также продолжаем предполагать, что высокий уровень

эмпатии обусловливает эмоциональное благополучие в детско – родительских

отношениях.

Подводя итог, мы можем сказать, что задачи, стоявшие перед нами, были

разрешены с помощью теоретического и практического анализа проблемы эмпатии

у родителей младших школьников. С помощью психодиагностичес-кого

исследования мы нашли практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, мы можем констатировать, что цель психолого-

педагогического исследования была достигнута.

Библиографический список.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика. – М.,

1991

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988

4. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене общения. – М.,

19987

5. Гребенщиков И. В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и

психология семейной жизни. – М., 1987

6. Закатова Н. И. Социальная педагогика в школе. – М., 1996

7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1987

8. Ковинько Л. В. Воспитание младших школьников. – М., 2000

9. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983

10. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990

11. Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском

воспитании. – М., 1989

12. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. – М., 1995 кн. 1, 2.

13. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996

14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996

15. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.., 2000

16. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С.

Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М., 1998

17. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. –СПб., 2001

18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992

19. Семейное воспитание. /Сост. И. В. Гребенщиков, Л. В. Ковинько – М.,

1990

20. Социальная психология. /Под ред. А. В. Петровского – М. , 1987

21. Социальная педагогика. /Под ред. М. А. Галагузовой – М., 2000

22. Фромм А. Азбука для родителей – Л., 1991

23. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании – М., 1995

24. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития, методы

исследования. – Киев, 1992

25. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского

возраста. – СПб., 1999

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011