Экологическое воспитание в этнопедагогике
Московский городской педагогический университет.
Факультет начальных классов.
Кафедра педагогики и психологии.
Реферат по этнопедагогике.
Экологическое воспитание в этнопедагогике.
Исполнитель: студентка 5 курса очно-
заочной формы обучения Ратникова А.
А.
Руководитель: Белозёров Г. Д.
Москва
2004
Оглавление.
Введение. 3
Природа как фактор народного воспитания. 4
Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.
6
Экологическое воспитание бурятского народа. 6
Экологическое воспитание русского народа 7
Экологическое воспитание чувашского народа. 8
Экологическое воспитание в Литве. 8
Экологическое воспитание в Германии. 9
Заключение. 10
Литература……………………………………………………………………….12
Введение.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры
становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше
внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического
сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен
тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также
поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление
настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее
по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому
формирование экологического сознания, экологической культуры и
мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей
экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе
играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны
экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных
традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения
к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику
этих национальных традиций.
Природа как фактор народного воспитания.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет
неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной
педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне
правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества –
экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии
этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о
природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это
согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной
педагогики – с естественностью народностью воспитания.
Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое
космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно
вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный
путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода,
по их расположению находится дорога к одному дому.
Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её
разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого
этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности
человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил
роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность
неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому
учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими
традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как
нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном
отношении к природе?
Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств
и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной
культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.
К таким методическим подходам следовало бы отнести:
. изучение богатства содержания экологических традиций разных
народов;
. систематическое, целенаправленное обращение к содержанию
народных традиций;
. раскрытие содержания нравственных понятий через народные
экологические традиции;
. интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;
. индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.
Приведём пример использования традиций народной педагогики для
воспитания экологической культуры у учащихся.
Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных
народностей.
Экологическое воспитание бурятского народа.
С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой,
тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё
находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше
всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не
может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких
животных, даров природы и т. д. человек обречён.
Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо
дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и
духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),
рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»
определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно.
Благодаря им сохранились многие виды растений и животных
Экологическое воспитание русского народа
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не
требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело
тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.
е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий
Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями
и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И
спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в
клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять
говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины,
родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем
наряде, родник – «журавлиный глаз…»
Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в
жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»:
«Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету
конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ
– одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической
педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из
основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в
воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию
личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на
чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности
обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при
написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной
мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета
«Природоведение».
Экологическое воспитание чувашского народа.
Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний
мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний,
нижний, тёмный.
Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать
лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно
из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве
оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись
предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в
соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,
определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли…
Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны
заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не
стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не
бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано
на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают
основную ставку на традиционную культуру воспитания.
Экологическое воспитание в Литве.
Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем
незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-
разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,
например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.
В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь
мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в
вечном движении!
Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!
Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!
Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!
Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-
родине!
А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».
Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики
народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой.
Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются
близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим
традициям. Без своего – чужого не поймёшь.
Экологическое воспитание в Германии.
В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в
Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова –
посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек
нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень
маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё.
Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина.
Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках
для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли
и голоса веков.
Заключение.
Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее
значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.
Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только
в преподавании природоведения в начальной школе.
Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития
познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания.
Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого
контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и
закономерностями, постигал их сущность.
Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов
в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором
разностороннего развития детей.
Литература.
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 168 с.
2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один
из аспектов формирования эколого-гуманитарной
культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов
международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора
педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации
Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.
3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор
разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика
жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-
летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля
науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП
Джангар, 2001. – С.250-252. |