Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Дидактика

Дидактика как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с

термином «педагогика» в том же значении использовался и термин

«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование

немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий

отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем

предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «

всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог

И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть

педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их

закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,

достигаемые результаты.

Функции дидактики :

1- Теоретическая

2 – практическая .

Основные категории дидактики :

Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а

также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства

, результаты (продукты ) обучения.

(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и

образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации ,

достигаемых результатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации

цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования ,

воспитания , осознания и практического применения знаний .

Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе

познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые

формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками ,

направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их

совместной деятельности. Обучение – это специально организованная

познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются

научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально-

ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В

обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными

элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3)

методы , 4)организационные формы , 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний ,

умений , навыков , способов мышления.

Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение

предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в

виде понятий , схем , конкретных образов.

Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение

усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени

совершенства.

Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится

обучение , будущее , на которое направлены его усилия.

Содержание – ( обучения , образования ) – система научных

знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления

, которыми ученики овладевают в процессе обучения .

Организация – упорядочение дидактического процесса по

определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей

реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для

его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна

с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его

осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами

являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное

оборудование и т.д.

Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие

учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики :

термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий .

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль

научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и

обучения .

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная

наука.

Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и

обучения .

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в

ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,

осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему

культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.

Дидактика отвечает на вопросы :

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных формах

Основные понятия дидактики :

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Содержание образования

Формы организации учебной работы и др.

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами

прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему

научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

. На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта

работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая

Дидактика » (1657).

[pic] [pic] [pic]

| Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл |

|Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности ; |

|1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило |

| |вещей в картинках |дидактики» |

| |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике |

| |языков и всех наук |принципы сознательности , |

| | |систематичности , последовательности|

| | |и прочности усвоения знаний. |

| | |-Стремился сильнее развивать |

| | |познавательные способности уч-ся, |

| | |«воспламенять жажду знаний и пылкое |

| | |усердие к учению» |

| | |-Разработал классно-урочную систему |

| | |обучения |

| | |-Выдвинул идею всеобщего образования|

| | |: «учить всех всему» |

|Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику |

| |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка : |

|1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет |

| | |от 2 до 12 «сон разума» |

| | |от 12 до 15 умственное вос-ние |

| | |от 15 до совершеннолетия «период |

| | |бурь и страстей» |

| | |-Предложил учебные занятия |

| | |проблемного , поискового характера |

| | |-Дал характеристику методам обучения|

| | | |

| | |-Выдвинул идею связи обучения с |

| | |жизнью , с наблюдениями явлений |

| | |природы |

|Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного |

|Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования ;Считал что в основе |

|1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента : |

| |3.Азбука наглядности |форма , число , слово |

| |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности , |

| |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до |

| | |абсурда |

|Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является |

|Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей |

|1790-1866 |учителей |детей |

| | |-Создал дидактику развивающего |

| | |обучения (изложил её в виде 33 |

| | |законов и правил обучения ) |

| | |-Много внимания уделял закреплению |

| | |материала |

| | |-Утверждал : « плохой учитель |

| | |сообщает истину , а хороший учит её |

| | |находить » |

|Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания |

|Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов |

|Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с |

| |воспитания |жизнью , с трудом |

|1824-1870 | |-Разработал принципы обучения , |

|Основоположни| |основы содержания начального |

|к начального | |образования |

|обучения в | |-Раскрыл психологические основы |

|России | |обучения |

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и

психологические работы П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-

педагогические исследования В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных

возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова = о путях формирования

общего уровня развития младших школьников , П.Я.Гальперина = о

формировании умственных способностей .

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит , раду ,

Никола , Банташ , и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили

С.Н.Лысенкова

М.Шаталов

Н.Ильин

С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых

качеств личности

2. Формирование познавательной активности и

самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт

учащихся

9. Програмирование и компьютеризация обучения

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая

культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои

закономерности , требует своих особых методов и организационных форм

обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики

преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами ,

основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются

в общей дидактике.

Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для

всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве .

Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность ,

направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека

.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании

, основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство

обучением .

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX

в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний

, личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в.

), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний -

основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная

. В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени ,

личностного развития и творчества .

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011