Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Шуман, Роберт Александр

Таллиннская Гимназия Юхкентали.

РЕФЕРАТ.

[pic]

ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР

(Schumann, Robert Alexander)

(1810–1856)

Таллинн,

2003 г.

[pic]

Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония)

8 июня 1810.

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10

лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал

гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-

Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы

этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном

творчестве Шумана.

В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в

университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все

более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль

о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение

полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти

подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и

композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с

фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с

механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец,

и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда

Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых

влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»

(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет

редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он

зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве

(по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и

мещанства).

В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик,

выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.

Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них

родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а

она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.

С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной

музыки. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо

созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140

песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были

написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен

“Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал

вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же

году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для

фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого

фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной

музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону,

затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для

фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него

роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса

Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же

году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от

усидчивого труда помешала дальнейшей работе.

Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело

благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была

исполнена первая симфония Шумана, особого значения, в смысле успеха

композиций, его поездка по России не имела.

В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав

шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он

докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В

1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в

Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к

ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за

сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете,

написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была

исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую

годовщину дня рождения Гете.

С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в

Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана,

хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды

его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся:

третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская

невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование

Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,

Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для

фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для

скрипки и оркестра и пр. (1853).

К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге

целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта

“шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех

концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.

Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы

являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились

первые признаки его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854

после обострения душевного заболевания Шуман совершил попытку

самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна,

где он скончался 29 июля 1856.

Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные

впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к

поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во

всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но

главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его

концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже

представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других

камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является

беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки

(Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные

открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную

лиризма Фантазию.

Песни Шумана – лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в

циклы – открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и

искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана

справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского

прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко

содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к

исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от

вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман

часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы

вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне

Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины). Иногда

фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном

кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла

Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной

партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих

великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und

Leben) на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи

горячо любимого Шуманом Г.Гейне.

Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное

понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например,

его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов

по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением

ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в

поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность

Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно

ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в

пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских

сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного

обаяния.

[pic]

Использованая литература:

Печатное издание:

Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988

Иллюстрации:

Вэб-сайт:

www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm

www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm

www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm

www.robert-schumann-haus.de

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011