Шуман, Роберт Александр
Таллиннская Гимназия Юхкентали.
РЕФЕРАТ.
[pic]
ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР
(Schumann, Robert Alexander)
(1810–1856)
Таллинн,
2003 г.
[pic]
Роберт Шуман - немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония)
8 июня 1810.
Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10
лет начал сочинять, в том числе хоровую и оркестровую музыку. Посещал
гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-
Пауля (И.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы
этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном
творчестве Шумана.
В 1828 он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в
университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все
более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль
о карьере концертирующего пианиста. В 1830 он получил у матери разрешение
полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти
подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и
композиции – у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с
фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с
механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец,
и мысль о профессиональной пианистической карьере пришлось оставить. Тогда
Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых
влиятельных музыкальных периодических изданий – «Новый музыкальный журнал»
(«Neue Zeitschrift fr Musik»), который в течение нескольких лет
редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он
зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве
(по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и
мещанства).
В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя – Клару Вик,
выдающуюся пианистку. Молодые люди вступили в брак 12 сентября 1840.
Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них
родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а
она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.
С женитьбой, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной
музыки. В этот период Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо
созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140
песен) из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были
написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен
“Dichterliebe”. В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал
вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же
году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для
фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого
фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной
музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону,
затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для
фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Шуман перешел к новому для него
роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери”, на слова Томаса
Мура., принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же
году Шуман начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от
усидчивого труда помешала дальнейшей работе.
Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело
благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была
исполнена первая симфония Шумана, особого значения, в смысле успеха
композиций, его поездка по России не имела.
В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав
шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он
докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В
1847 — 48 г. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в
Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к
ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за
сочинение музыки в “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете,
написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была
исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую
годовщину дня рождения Гете.
С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Шумана в
Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана,
хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды
его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся:
третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская
невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование
Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,
Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для
фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для
скрипки и оркестра и пр. (1853).
К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге
целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта
“шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех
концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.
Иногда Шумана преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы
являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 г. появились
первые признаки его болезни, скоро достигшей полного развития. В 1854
после обострения душевного заболевания Шуман совершил попытку
самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна,
где он скончался 29 июля 1856.
Как композитор Шуман был всей душой предан романтизму. Литературные
впечатления юности и импульсивный темперамент сочетались с тяготением к
поиску новых выразительных средств. Шуман испробовал свои силы почти во
всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но
главными для него стали сферы чисто фортепианная и камерно-вокальная. Его
концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже
представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чем уступает ряд других
камерных композиций. Фортепианное же наследие Шумана является
беспрецедентным в мировой музыке: можно выделить лирический цикл Бабочки
(Papillons), фантастический Карнавал (Carnaval), прекрасные и полные
открытий Симфонические этюды (tudes symphoniques), могучую, но исполненную
лиризма Фантазию.
Песни Шумана – лаконичные и развернутые, отдельные и объединенные в
циклы – открыли целый мир чувств, выраженных с удивительными силой и
искренностью. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана
справедливо считают наследником Шуберта. Полному раскрытию композиторского
прочтения поэтических строк служит фортепианная партия песен, нередко
содержащая чудесные находки. Шумановские аккомпанементы предъявляют к
исполнителю особые требования, а также требуют особой дисциплины и от
вокалиста. В самом конце песни, после завершения вокальной линии, Шуман
часто дает выразительную фортепианную постлюдию-размышление, как бы
вдохновенную импровизацию на тему, выраженную в стихах (например, в песне
Ты в первый раз наносишь мне удар из цикла Любовь и жизнь женщины). Иногда
фортепианная партия песни кончается на вопросительном незавершенном
кадансе (как в хорошо известной песне В прекрасном месяце мае из цикла
Любовь поэта) или содержит новый материал, развивающий мотивы вокальной
партии. Такие приемы характерны как для отдельных песен, так и для обоих
великолепных песенных циклов – Любовь и жизнь женщины (Frauen Liebe und
Leben) на стихи А. фон Шамиссо и Любовь поэта (Dichterliebe) на стихи
горячо любимого Шуманом Г.Гейне.
Острота его критического чутья, его блестящее и безошибочное
понимание, что хорошо и что плохо в искусстве, подтверждаются, например,
его творческим соревнованием с Паганини (в двух циклах фортепианных этюдов
по скрипичным каприсам Паганини) или его приношением Листу – посвящением
ему Фантазии. Как только Шопен и Брамс, еще начинающие музыканты, попали в
поле зрения Шумана, он оказал им самую горячую поддержку. Гениальность
Шумана проявляется в прямоте и простоте выражения. Эти качества ясно
ощутимы в его лучших сочинениях, но, вероятно, в наибольшей степени в
пьесах для детей и в сочинении, высоко ценимом самим автором, – в Детских
сценах (Kinderszenen), маленьких шедеврах, исполненных неподдельного
обаяния.
[pic]
Использованая литература:
Печатное издание:
Амброс А.В.- Р.Шуман. Жизнь и творчество. М., 1988
Иллюстрации:
Вэб-сайт:
www.xs4all.nl/~androom/dead/schumann.htm
www.klassiekemuziekgids.net/ componisten/schumann1.htm
www.classicalmidi.gothere.uk.com/ schuman.htm
www.robert-schumann-haus.de |