Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива

московский государственный

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ

(МГУК)

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

"Прикладные аспекты

музыкальной педагогики"

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

(хоровая педагогика)

Автор: Тараканова Елена Владимировна

Курс: III

Факультет: КНМТ (з/о)

Специальность: Академ. хор

МОСКВА

1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5

Особенности организации самодеятельного хора 6

Материально-техническая база и основные фонды. 6

Реклама и информация 7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9

Руководитель хора как генератор традиций 9

Организация занятий и методы разучивания репертуара 9

Педагогическое значение хорового распевания 10

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11

"Педагогика сотрудничества" 13

Психолого-педагогические особенности расположения хора 14

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16

"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19

Виды и особенности концертных выступлений 20

ВЫВОДЫ 21

Использованная литература и источники 23

ВВЕДЕНИЕ

"Идите в хоры и обретёте гармонию"

(Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено

определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных

составляющих:

. хорового творчества (создание репертуара);

. хорового исполнительство (реализация репертуара);

. хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству

и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих")

хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого

определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная

работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих.

Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только

радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом,

отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного

музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой

коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно

приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой

педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое

образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное

исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у

Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового

самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что

одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов

является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-

педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и

воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов

ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы,

призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько

этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень

хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество (или вообще

отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание

участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого

творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального

функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и

хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций,

что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят

друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в

партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".

Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового

искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз

заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и

наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-

педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых

коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую

педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования

хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между

собой и подвержены значительному взаимному влиянию.

Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом

хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И.

Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-

консультанта.

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.

Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора

является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом

коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между

его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого

является хоровое пение.

Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система

психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив:

совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха,

диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение

руководителя хора трудно переоценить.

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива

невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к

своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику

хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом

помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем.

Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но

и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой

работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

. подбор репертуара;

. музыкально-педагогическая деятельность;

. организация и проведение репетиционной работы

. концертно-исполнительской деятельности,

. организация творческих встреч с различными самодеятельными и

профессиональными коллективами,

. организация и осуществление гастрольных поездок хора,

. деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников

правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и

воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви

к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю

приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного

и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя

самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в

области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической

образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески

активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области

литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ

психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой

воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой

работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и,

естественно, чувства юмора.

Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются,

по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного

хорового коллектива.

Особенности организации самодеятельного хора

Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и

дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано

с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности

коллектива.

Материально-техническая база и основные фонды.

Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия:

материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные

инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства

на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных

костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.

Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем

хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь

несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами.

Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика

показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для

занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения.

Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и

освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого

внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение

его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении

для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть

хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым

стандартом (для первой октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в

репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого

ряда (амфитеатром).

Реклама и информация

Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий

большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой

создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать

различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании

хора по местному радио и в печати и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА

Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его

участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически

фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-

музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011