Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива
московский государственный
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
(МГУК)
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
"Прикладные аспекты
музыкальной педагогики"
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
(хоровая педагогика)
Автор: Тараканова Елена Владимировна
Курс: III
Факультет: КНМТ (з/о)
Специальность: Академ. хор
МОСКВА
1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5
Особенности организации самодеятельного хора 6
Материально-техническая база и основные фонды. 6
Реклама и информация 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9
Руководитель хора как генератор традиций 9
Организация занятий и методы разучивания репертуара 9
Педагогическое значение хорового распевания 10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11
"Педагогика сотрудничества" 13
Психолого-педагогические особенности расположения хора 14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19
Виды и особенности концертных выступлений 20
ВЫВОДЫ 21
Использованная литература и источники 23
ВВЕДЕНИЕ
"Идите в хоры и обретёте гармонию"
(Роберт Шоу)
В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено
определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных
составляющих:
. хорового творчества (создание репертуара);
. хорового исполнительство (реализация репертуара);
. хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству
и исполнительству).
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих")
хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого
определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная
работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих.
Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только
радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом,
отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного
музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой
коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно
приведёт к его распаду.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой
педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое
образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное
исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у
Г.А. Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового
самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что
одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов
является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-
педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и
воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов
ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы,
призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько
этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень
хорового коллектива. С другой стороны — недостаточное качество (или вообще
отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание
участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.
Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого
творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального
функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и
хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций,
что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят
друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в
партии — звучание всего хора невозможно считать полноценным…".
Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового
искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз
заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.
Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и
наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-
педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых
коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую
педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования
хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между
собой и подвержены значительному взаимному влиянию.
Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом
хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И.
Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-
консультанта.
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.
Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора
является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом
коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между
его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого
является хоровое пение.
Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система
психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив:
совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха,
диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение
руководителя хора трудно переоценить.
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива
невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к
своему руководителю.
Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику
хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом
помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем.
Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но
и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой
работе всего себя.
В задачу руководителя хора входит:
. подбор репертуара;
. музыкально-педагогическая деятельность;
. организация и проведение репетиционной работы
. концертно-исполнительской деятельности,
. организация творческих встреч с различными самодеятельными и
профессиональными коллективами,
. организация и осуществление гастрольных поездок хора,
. деловые контакты.
В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников
правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и
воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви
к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю
приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного
и культурного уровня.
Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя
самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в
области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической
образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески
активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области
литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ
психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой
воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой
работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и,
естественно, чувства юмора.
Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются,
по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного
хорового коллектива.
Особенности организации самодеятельного хора
Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и
дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.
Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано
с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности
коллектива.
Материально-техническая база и основные фонды.
Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия:
материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные
инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства
на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных
костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.
Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем
хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь
несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами.
Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика
показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для
занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения.
Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и
освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого
внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение
его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении
для улучшения акустики задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть
хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым
стандартом (для первой октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в
репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого
ряда (амфитеатром).
Реклама и информация
Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий
большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой
создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать
различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании
хора по местному радио и в печати и т.д.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его
участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически
фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-
музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и |