Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Балет С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта"

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того

убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить

человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём

искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому

будущему…”

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева

раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой

непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания

музыки выражающей помыслы народа.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка

на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа

полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на

рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил

хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него

появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему

труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую

консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской

консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе

её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-

Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н.

Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление

Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки.

Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве

принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей

необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос

слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот –

дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью,

мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев

иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.

Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева

рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После

окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где

проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной

С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху

в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто

разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и

балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку

балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М.

Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства,

Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению

реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской

трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения,

характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит

живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические

столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-

стилистические образы подчинены содержанию.

К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –

увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а

также - 14 опер.

“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая

драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких

музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно

показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная

последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии

сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине

(эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют

некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала

у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты

трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими

сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко

звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в

скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме

Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”

является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например

тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у

Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны

образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы.

Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:

1 тема – его зарождение;

2 тема – расцвет;

3 тема – его трагический накал.

Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,

побеждающая смерть.

С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний

Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована

Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину.

В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает

романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и

отвагу бойца.

Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,

нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,

гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и

юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия

слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и

Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в

“Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы,

надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании

темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста,

покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит

враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она

подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять

картин

I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная

сцена вражды и смерти.

III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты

принять снотворное зелье.

Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт

№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной;

знакомство с основными образами:

2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;

3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую

походку юноши).

1 картина

№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с

показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его

романтический облик.

№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада,

секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,

озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных

тональностях.

№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю

сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна,

шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся –

характеризует тип движения.

№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной

злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего

танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук

мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.

№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные

эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и

наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические

контрасты.

№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.

2 картина

В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.

№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и

тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.

№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и

неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:

1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей”

мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается

сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими

трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;

2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ

Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;

3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную

“грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) –

звучит очень прозрачно;

4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает

напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие

разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец

несёт драматическую функцию.

№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В

средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.

№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –

мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется

насмешливой, шуточной серенадой.

№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo,

групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика

семейства Капулетти и Тибальда).

Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой

поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ

жестокий и неумолимый;

1 эпизод – тема вражды;

2 эпизод – танец подруг Джульетты;

3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но

застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2

тема Джульетты-девушки.

№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом –

смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно,

поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту

(из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с

характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).

№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение

полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск,

остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).

№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема

“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное

ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит

живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение.

№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема

рыцарей.

№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.

Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у

балкона”, №19-21, завершающей I акт.

№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты.

1 тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у виолончели

и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у балкона”, №29

“Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому музыкальному

развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё

большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит восторженная,

экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон) – певучая

и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.

II акт

3 картина

II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену

венчания, во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется

трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио.

Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.

4 картина

№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера

Лоренцо – человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального

склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.

№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-

тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная мелодия, полная

говорящих интонаций – близка человеческому голосу, как бы воспроизводит

диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания,

завершает сцену.

5 картина

В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски

перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5 картине

звучит мрачно, зловеще.

№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность

разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр

саксофона.

№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который

бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.

№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной

психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме

страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с

выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием воли

Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в

далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты – возвращения тем

прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды:

после d moll – h и es moll).

№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины –

Ромео убивает Тибальда.

№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры,

однообразный ритм – приближающие к теме вражды.

III акт

III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически

отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая

характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта сцена

введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На

протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,

приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие

мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного

действия.

6 картина

№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.

№38 Комната Джульетты – тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера

тишины, ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит тема

из сцены венчания)

№39 “Прощание” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая

мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой

порыв.

№40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты

– характеризуют дом Капулетти.

№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” – 1 тема Джульетты-

девочки – звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты – звучит скорбно,

застыло, ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.

№42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.

№43 “Интерлюдия “ – тема прощания приобретает характер страстного

призыва, трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.

7 картина

№44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,

когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти –

музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный томный

страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-

автоматически пульсирующее движение ???? передаёт оцепенение, глухо

вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.

№45 “Интерлюдия” – рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты –

звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.

8 картина

№46 “Снова у Джульетты” - продолжение сцены – страх и смятение

Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-

девушки.

№47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема напитка и 3 тема

Джульетты, её роковой судьбы.

№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют

обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры –

“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания

тончайшего драматического контраста.

№50 “У постели Джульетты” – начинается с 4 темы Джульетты

(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва – в

самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема

Джульетты.

IV акт – Эпилог

9 картина

№51 “Похороны Джульетты” – этой сценой открывается Эпилог –

замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок) приобретает

скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео.

№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение

Монтекки и Капулетти.

Финал балета – светлый гимн любви, основанный на постепенно

возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета.

Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении

глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного

спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой

необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже

ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка

Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженным

отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего

явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии,

так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных

философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская

музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.

Список литературы.

1) Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;

2) И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;

3) Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;

4) Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и

Г.С. Скудиной.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011