Технологии социальной деятельности
Уфимский Технологический Институт Сервиса
Кафедра социально–культурного сервиса и туризма
ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОБРАЗЕЦ)
Выполнил:
студент гр. №_____ Фамилия Имя Отчество
Проверил:
доцент Наймушин Александр Иванович
г. Уфа – 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ____________________________________ с.
Раздел 1.
СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ______ с.
Раздел 2.
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА – ОСНОВА БИЗНЕСА__________ с.
Раздел 3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ______________________ с.
Раздел 4.
МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ОТДЕЛА
ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ И КУЛЬТУРЫ___________ с.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ__________________________ с.
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ________________________ с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____ с.
ВЫВОДЫ______________________________________ с.
ВВЕДЕНИЕ
Данная Курсовая работа существенно отличается от всех ранее написанных
мною работ: оригинальным изложением выбранных мною материалов в
соответствии с требованиями четырех предложенных для проработки разделов,
краткостью изложения информации в виде блок-схем и таблиц в соответствии с
требованиями курса ТСД, а также индивидуальным творческим подходом к
обработке материалов.
Темы каждого из разделов Курсовой работы абсолютно не связаны друг с
другом по смыслу и имеют право на существование в виде самостоятельных и
несвязанных информационных блоков.
Основное внимание в работе сконцентрировано на том, насколько
технологично изложение материала, насколько сконцентрированно и точно
изложена его основная мысль, насколько материал соответствует выбранной
теме и требованиям курса ТСД, насколько он актуален сегодня и готов к
применению в реальной ситуации.
Раздел 1.
СОДЕРЖАНИЕ И СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Управленческое решение – это результат конкретной управленческой
деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Под
управленческим решением понимается мыслительная деятельность субъектов
управления, которая направлена на разрешение определённой проблемы –
управленческой ситуации.
Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности
руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и
возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы;
- выбор и формулирование оптимального решения;
- принятие решения;
- конкретизация решения для его исполнителей;
- контроль за ходом выполнения решения.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как
процесс, состоящий из трёх стадий: подготовка решения, принятие решения,
реализация решения (см. Рис.1.1.).
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический
анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку
информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка
альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе
многовариантных расчётов; отбор критериев выбора оптимального решения;
выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения
и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его
выполнения, вносятся необходимые коррективы и даётся оценка полученного
результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой
конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является
нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы
способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и
обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе
экономического анализа и многовариантного расчёта, и интуитивными, которые
хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и
неопределённость.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и
прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на
решения, с учётом предвидения его возможных последствий.
Рис.1.1. Стадии процесса принятия управленческих решений.
СОДЕРЖАНИЕ:
СТАДИИ:
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую
информацию для подготовки и принятия на её основе управленческих решений,
которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной
иерархической пирамиды управления.
Рис 1.2. Технология принятия управленческого решения.
ИНТУИТИВНЫЙ “ЗДРАВОГО СМЫСЛА” НАУЧНО-
ПРАКТИЧЕСКИЙ
ОБОСНОВАННОСТЬ
КОНКРЕТНОСТЬ
РЕШЕНИЯ
ВО
ВРЕМЕНИ
ОПТИМАЛЬНОСТЬ
АДРЕСНОСТЬ
ВЫБОРА
К ИСПОЛНИТЕЛЯМ
КРАТКОСТЬ
ЯСНОСТЬ
ПРАВОМОЧНОСТЬ
ОПЕРАТИВНОСТЬ
РЕШЕНИЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ
Информация, анализ всех факторов,
учёт и предвидение возможных последствий
Количество информации, которую необходимо переработать для выработки
эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно
превысило человеческие возможности. именно трудности управления современным
крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-
вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления,
что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-
математических методов (Рис.1.2.).
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей,
могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена
наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной
области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное
решение;
2) метод, основанный на понятии “здравого смысла”, когда управляющий,
принимая решения, обосновывает их последовательными
доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им
практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий
выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств
информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод
требует применения современных технических средств и прежде всего
электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем
решения – одна из важнейших в современной науке управления. Она
предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем
конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из
нескольких вариантов возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несёт
ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в
исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому
управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель
управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип
выбора принимаемого решения из определённого набора решений. Чем больше
выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к
нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения;
оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность;
конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность
выполнения.
Раздел 2.
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА – ОСНОВА БИЗНЕСА
Среда функционирования предпринимателя – рынок. Но рынок – это не
просто некоторое множество продавцов и покупателей определённого товара или
услуги. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны
действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и
покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными
нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем
полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и,
наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере
предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными
законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено
дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений:
это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение
управлять подчинёнными и т. д.
Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и
продуктами, не только с различными документами, производственными,
снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми –
руководит подчинёнными, советуется со специалистами, ведёт переговоры с
партнёрами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он
это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех
предпринимательского дела.
Предпринимательство – это профессия, призвание, даже свойство души или
врождённая склонность, но это ещё и особый образ мыслей, поведения, стиль.
Предпринимательство – это культура.
В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком
смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ
“нашей” ситуации и причин её возникновения и многое другое.
В УТИСе готовят будущих специалистов в области управления, менеджмента.
Поэтому цель данной работы – понять и рассмотреть не только проблемы
деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения
области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в
определённой мере стираются, если менеджер придерживается
предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель,
который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется
большого успеха.
Этика рынка: “наша” ситуация.
Логика становления рыночных отношений в России предполагает подключение
нашей экономической системы к мировым хозяйственным процессам. В этой связи
особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально
противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и
России.
Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с
зарубежными партнёрами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены
весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство
наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с
неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность
потенциальных западных партнёров осуществлять инвестиции в экономику
России. Нам предстоит усвоить, что рынок – это не просто место купли-
продажи товаров, не “базар”, а прежде всего особая логика, психология,
этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить
заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые
приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и
конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах,
правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство,
надёжность, порядочность, солидарность.
У нас сложились определённые антирыночные поведенческие установки и
стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания,
которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на
использовании рыночных механизмов. Не вызывает сомнений и то, что пороки
нашего нарождающегося бизнеса – своего рода производные от общего состояния
общественной морали.
У многих фирм во многих странах есть такой принцип: “Прибыль превыше
всего, но превыше прибыли - честь”. А у многих новых российских бизнесменов
другие принципы: “Прибыль любой ценой”,”Деньги не пахнут”,”В коммерции всё
дозволено”,”Не обманешь – не продашь”. А что было раньше? Вошли в легенду
деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки
заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и
гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всём мире рыночные связи
основаны на доверии между партнёрами, на их добропорядочности, повышенной
требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу
деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово
– закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону и
никто не сомневается в их надёжности.
Но что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным?
1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и
традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников
сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные совместные
предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам
является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном
питании, гостиничном хозяйстве.
2.Комплекс “неполноценности”, покорность, боязнь пойти “до конца”,
рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до
начала игры. И вместе с тем – надежда на почти мгновенное, сказочное
улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.
3.Зеркальное отражение предыдущего – рабская агрессивность,
нетерпимость, нездоровое желание “растоптать”, унизить. Иностранцы отмечают
повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.
4.Отчётливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье,
объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой –
неуверенностью в завтрашнем дне.
5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на
“блат”.
6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется
в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания
уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком,
неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Но это не значит, что
обязательно должна быть “тройка” с шикарным галстуком. Хорошее впечатление
можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому – наш миллионер
Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнёры, не обращая внимания на
то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен имидж
вообще.
Нравственные ценности рынка.
Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании
свободой. Свобода – важнейшая предпосылка независимости. В условиях
тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно
свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно
идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной
купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и
покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, - непревзойдённый
механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный,
эгоистический интерес человека в общественное благо.
Существуют определённые нравственные нормы, позволяющие находить эти
компромиссы. Вот некоторые из них:
1)концепция “служения обществу”, которой – благодаря внутрифирменной
политике – привержены все работники компании от президента до наёмного
персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, - вот
краеугольный камень их мировоззрения. “Благополучие производителя, - писал
Генри Форд, - зависит в конечном счёте … от пользы, которую он приносит
народу”.
2)как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для
предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для
достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в
обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство
бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощённым,
даёт возможность идти на разумный риск.
3)логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворённость
достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес –
это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда
кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на
успех, стремление к решению всё более сложных и масштабных задач –
своеобразная “визитная карточка” западного бизнесмена.
4)искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя
– непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее
“пятнышко” на репутации бизнесмена может привести к серьёзным финансовым
потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть
честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство,
но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям – союзы,
гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих
членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной
и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях
существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков,
которые признаются его членами, как неэтичные.
5)гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой
бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий
доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм,
уверенность в собственных возможностях.
6)такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счёт
разрушения окружающей среды.
7)принцип ”в распределении прибыли должны участвовать все те, кто
участвовали в её создании”.
Раздел 3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Под технологией обучения обычно понимают совокупность используемых
методов, форм, средств и режимов обучения. Технология обучения служит
своеобразным передаточным звеном между целью обучения, т.е. желаемым
уровнем специальных знаний, умений и навыков, а также личностным
потенциалом и объектом обучения – человеком. Технология обучения
характеризует в конечном итоге эффективность (См. Рис.3.1).
Рис. 3.1.Технология обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ОБУЧЕНИЯ
Цель проектирования технологического процесса обучения – определить
наиболее эффективные варианты корректировки квалификационно-личностного
потенциала обучаемых для достижения некоторого условно принятого эталона
личности.
Технологический процесс обучения состоит из некоторого множества
элементов-модулей, служащих для своевременной дифференциальной диагностики,
выявления и оценки личностно-квалификационных параметров обучаемого,
последующего выбора необходимых средств воздействия для их коррекции и
развития. Следовательно, от оптимального выбора этих технологических
модулей зависит в конечном итоге эффект обучения.
Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться при
разработке технологического процесса обучения, являются:
- гибкость и управляемость, т.е. возможность широкого маневрирования
набором модулей в рамках технологического процесса обучения, а также
содержанием и действием самих модулей;
- результативность и целенаправленность ориентации модулей на
достижение как локальных целей данного модуля, так и целей всего
технологического процесса обучения в целом;
- современность и опережение. Технология обучения должна отражать
основные традиции образовательных систем и отвечать новым условиям
экономической жизни общества, учитывать достижения науки и
инновационные процессы. Главные требования современности – идея
непрерывного образования, его демократизация, гуманизация,
приоритетность задач формирования личности человека. При этом
необходим также учёт прогрессивных долгосрочных перспектив развития
образовательных систем, в частности использование нетрадиционных
методов и форм интенсификации обучения, средств компьютерной техники
и новейших информационных технологий для контроля усвоения знаний и
уровня развития личностного потенциала, а также регулирования
учебным процессом;
- эффективность, т.е. возможность выбора того или иного варианта
технологического процесса обучения на основе предварительной оценки
и сопоставления ожидаемых результатов и затрат;
- сочетание индивидуального и группового обучения, т.е. необходимость
ориентации технологических модулей как на личность конкретного
человека, так и на взаимодействие в ходе обучения групп и лиц с
учётом их индивидуальных особенностей;
- своевременность и конкретность обучения. Ориентация обучения на
достижение конкретных практических целей, адекватных требованиям
жизни, недопустим отрыв обучения от реальной действительности;
- комплексность, т.е. необходимость охвата всех параметров личности
обучаемого, существенных для достижения цели обучения;
- мотивация. Весь технологический процесс обучения должен быть
ориентирован на мотивацию обучаемых при взаимодействии с
технологическими модулями. В частности, это ориентация на понимание,
использование опыта обучаемых, ориентация на решение практических
задач для получения практической пользы.
Эффективность решения задач обучения менеджеров для рыночной экономики
существенно зависит от системы информационного обеспечения, которая должна
перерасти из пассивного вспомогательного элемента, основанного на
традиционном учёте анкетных характеристик обучаемых на бумажных носителях
информации, в активный инструмент управления, построенный на современных
информационных технологиях, позволяющих оперативно обрабатывать данные в
режиме диалога.
Информационная и вычислительная ёмкость системы информационного
обеспечения последипломного обучения, необходимость проведения комплексной
научной диагностики обучаемых и повышения её объективности, в конечном
итоге позволяющей управлять пополнением знаний, коррекцией личности
обучаемых в соответствии с требованиями рынка, обуславливают широкое
применение современных персональных компьютеров и средств оргтехники в
учебном процессе.
Нужно отметить, что средства вычислительной техники и оргтехники в
настоящее время применяются в учебном процессе как в ВУЗах, так и в системе
повышения квалификации.
Широкое внедрение персональных компьютеров, простота и удобство диалога
с пользователем требуют ускорить разработку типовой автоматизированной
системы учебного центра последипломного обучения (АСПО) путём создания
специализированных рабочих мест.
АСПО предназначается для автоматизации наиболее информационноёмких и
рутинных функций административно-управленческого персонала учебного центра,
преподавателей и слушателей в процессе ежедневного обслуживания и
предоставления пользователем многоаспектной информации в диалоговом режиме
на основе сформированных баз данных.
Рис.3.2. Система АСПО.
ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА
Функционально в АСПО входит 12 подсистем: личностно-квалификационные
модели; входной контроль; учёт, оценка и оплата труда преподавателей;
выходной контроль; методическое обеспечение; составление расписания
занятий; формирование учебных групп; финансирование обучения; статистика
обучения; обучение; хозяйственно-финансовая деятельность; взаимодействие с
другими учебными центрами (См. Рис.3.2.).
В Республике Башкортостан система АСПО может найти применение в любом
из существующих учебных заведений последипломного обучения, например, в
Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте РБ,
которая учреждена Постановлением Совета Министров БССР от 9 августа 1991
года, преобразована Указом Президента РБ от 29 августа 1994 года.
Основными задачами Академии являются:
- подготовка и переподготовка специалистов по программам высшего
профессионального образования для работы в органах государственной
власти и управления;
- повышение квалификации государственных служащих и управленческих
кадров;
- организация и проведение фундаментальных научных исследований по
проблемам социально-экономического развития, кадровой политики и
государственной службы в РБ;
- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов
государственной власти и управления;
- участие в разработке и реализации международных, российских и
республиканских программ и проектов в области государственной службы
и управления;
- координация учебной, методической и научной работы в республике по
программам государственной службы и управления.
Учредителем Академии является Президент РБ, им утверждён Устав Академии
и осуществляется контроль за её деятельностью. В настоящее время Академия
является государственным учебным заведением, осуществляющим свою
деятельность в полном соответствии с законодательными и нормативными актами
РФ и РБ, регулирующими деятельность образовательных учреждений.
На основании лицензии Государственного комитета РФ по высшему
образованию Академия ведёт образовательную деятельность в сфере высшего и
дополнительного профессионального образования по ряду специальностей и
направлений.
Деятельность Академии осуществляется в соответствии с республиканским
государственным заказом на подготовку, переподготовку и повышение
квалификации государственных служащих, а также на основе договоров с
предприятиями, учреждениями и гражданами на выполнение образовательных
услуг.
Высшим органом Академии является Учёный Совет, непосредственное
руководство деятельностью Академии осуществляет ректор, назначаемый
ПрезидентомРБ.
Рис.3.3. Структура Академии.
Раздел 4.
МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ И КУЛЬТУРЫ
Материал предоставлен отделом по делам молодежи и культуры Ленинского
района.
Проблема, которой будет посвящено исследование, - работа с подростками
и молодежью. Безусловно, этот вопрос всегда остро стоял перед обществом и
теми людьми, которым делегированы полномочия по решению проблем, связанных
с трудоустройством, организацией досуга и образования подростков и
молодежи, их внутреннего духовного и физического развития и т.д. Но в |