Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Теория социального менеджмента

Бабичев Николай Петрович

Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.

3 вида систем:

- технические

- биологические

- социальные

Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие

человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.

Разделение труда – это специализация.

Этапы развития науки управления:

1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд:

изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.

2. Школа чел-ских отношений. Мейо.

3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)

4. Количественная школа.

5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.

Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это

синергический эффект.

6. Ситуационный.

Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.

Содержание, особенности и виды ТСУ.

СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-

я.

Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные на системной

связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и вз\влияния.

В ТСУ исследуются:

- осн понятия

- законы

- принципы

- методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности, создания

новых соц образований на основан целесообразности и совокупного

интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.

Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии сложных соц

систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на

другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом упр-

я.

Наличие устойчивого равновесия м\у С и О упр-ских явлений одной из

важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и

принципы.

Нарушение равновесия м\у С и О упр-я приводит к возникновению кризисных

ситуаций.

Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими

отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.

Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит),

она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка,

социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.

законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.

развитием, кибернетика, теория систем).

Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений

общественной жизни.

Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.

В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения

поставленных целей.

В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.

Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах

гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа

развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.

В любой группе сущ 2 вида разделения труда:

- горизонтальное

- вертикальное

Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В

соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью

поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе

м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.

В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».

Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного

воздействия.

Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания

целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его

организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.

Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в

соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух.,

осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы

посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.

Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески

активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа

упр-я как было ранее.

Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,

поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка

имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели

и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-

й.

Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов,

средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.

В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское

отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,

анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.

Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся

особенностями соц-эк-кой системы.

Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в

которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации,

координации и ответственности.

Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и

неформальные.

В процессе орг-ции отнош-й при вз\действии с людьми имеет место

специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует

кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности

создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б.

соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на

успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-

ть упр-я снижается.

Система упр-я:

V управляемая

V управляющая

Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную

иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные

связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.

Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я

деят-ти).

Функции упр-я по своим предназначением делятся на:

- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн.

уровни ур-ни соц орг-ции).

Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот

будут происходить по мере развития самой системы.

- организационные.

Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее

функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.

Закономерности и принципы СУ.

Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса

упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не

зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных

законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями

реальной жизни.

Законы упр-я:

1. З-н необходимого разнообразия.

Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем

сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.

2. З-н специализации управления.

Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их

проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.

Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.

3. З-н интеграции упр-я.

Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях

и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках

данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи,

интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы

в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.

4. Закон экономии времени

Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.

потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости

реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От

этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.

5. Закон приоритетности соц целей.

Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв.,

не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов

общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е

тенденции:

- формир-е соц-ориенитр-го рынка;

- построение соц гос-ва;

- соц партнерство;

осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва

жизни всех граждан.

6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.

Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку

упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти –

неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-

субъективным явлением.

7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.

Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность

закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит.,

технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют

единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при

доминировании ген. цели над целями подсистемы.

В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач.

стадия формирования закона.

Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной

закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот.

опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае

она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации,

содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц

доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц

политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для

выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает

анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта,

изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в

соц доктрине выделяют:

1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;

2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.

Безопасность, осущ-е независ. развития.

3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения

стратег-х целей.

8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.

Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население

городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-

ций.

В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:

1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами

развития).

2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что

предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.

3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого

этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.

4. Участие разл-х слоев населения в СУ.

Принципы СУ.

Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются

органы упр-я в сложившихся соц усл-х.

Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.

Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих

законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся

общим началом совмест. д-ти.

Вз\связь принципов, законов, закономерностей.

Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц

развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а

те в свою очередь поражают принципы СУ.

Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.

Принципы:

1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его

обсуждении.

2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.

3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.

4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.

5. Научности СУ.

6. Прогнозирования СУ.

7. Мотивации труда.

8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.

9. Экономичности и эффективности упр-я.

10. Системности.

11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).

12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект

упр-я).

13. Обязательности обратной связи.

14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.

15. Делегирования полномочий.

16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.

17. Гласности в принимаемых решениях.

Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или

иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать

принципы.

Методы соц. управления.

Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на упр-й

объект для достижения поставленных целей;

- способ достижения пост. целей.

Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована

на систему (объект упр-я).

Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.

Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие

прямое и косвенное.

В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т

поддерживать систему в динамическом равновесии.

Методы:

- социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);

- экономические (реализ. через экон. стимулы);

- административные;

- самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).

Все методы м. поделить на 2 группы:

V основные;

V вспомогательные;

Сколько целей, столько и методов.

Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов

объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы =

комбинация основных методов.

1. Соц. методы управления связаны со способами достижения соц. целей

общества.

Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:

- соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами,

работниками…);

- соц. регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и

регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора,

взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц

потребностей);

- методы морального стимулирования - для поощрения коллектива, работника,

кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).

2. Соц.-психологические методы применяются для обеспечения растущих соц.

потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение

на этой основе труд. актив. людей.

Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й м\у людьми путем

рац-го подбора и расстан-ки персонала.

К ним относятся:

- методы комплектования малых групп;

- метод гуманизации труда - нацелен на использ-е психол. воздействия

цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов);

- проф. отбор и обучение.

3. Экономические методы – способы достижения эк. целей упр-я на основе

реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк. методов тоже

много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва, кол-ва,

личности через использ-е опред. эк. показателей (налоги, % за кредит,

норма прибыли на влож. капитал…). Из эк. методов чел-ка больше всего

интересует методы эк. стимулир-я.

Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот. опирается на эк. интересы р-ков.

Принципы эк. стимулир-я:

- взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями развития орг-

ции;

- дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых изменений в

стр-ре пр-ва;

- сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,…);

- сочетание эк. стимул-я с др. методами.

4. Принципами орг.-адм. воздействия – базируются на власти, дисциплине,

ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах:

- прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р;

- установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных;

- разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию;

- контроль за деят-тью орг-ции.

В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет…);

- договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).

5. Самоуправление – процесс превращения труд. коллектива, чел-ка из объекта

упр. деят-ти в субъект. В этом смысле соединяются труд и упр-е.

Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом упр-я тех или иных

упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно только в таких

эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя в кач-ве

субъектов собственности. Труд и упр-е соединяются через отнош-я

собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике

корпоративное самоупр-е реализ-ся с большим трудом. Причины этого –

сохранение старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф. подготовка,

различие в понятиях самостоятельность и самоупр-е.

Система СУ.

Сущность, содержание, структурные эл-ты системы.

Система – множество вз\действующих эл-тов, кот. находятся в опред. связях и

отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.

Системы:

- Естественные (природные);

- Искусственные (социальные).

Все, что не входит в систему, но оказывает на нее влияние, на что влияет

система называется внешней средой.

В зависимости от вз\действия с внешней средой различают:

- Открытые;

- Закрытые.

По степени сложности:

- простые;

- сложные (с многоцелевыми задачами).

Системы состоят из подсистем, каждая из кот. м.б. рассмотрена в

отдельности, и во вз\связи, целостности. В соц системах поддержание

целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ. воздействия. Поэтому

они состоят из двух самост-х но вз\связ-х подсистем: управляющей и

управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е непосред-

но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.

К управляющей подсистеме относ. все эл-ты обесп-щие процесс целенаправ.

воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т однородные группы

эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня:

- технические (производственные мощности);

- технологические (основана на делении деят-ти на стадии, процессы. Эл-ты

этой системы: предметы труда, отд. операции, процедуры…);

- организационные (позвол-т с пом. разработки стр-ры упр-я, соотв-х

инструкций , положений рац. использ-ть технич. ср-ва, предметы труда,

инф., ресурсы…);

- экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей);

- социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в рез-те совместной деят-

ти).

Все эти системы вз\связаны. При этом технич., технологич., организац-е

системы образуют организационно-технич. сторону упр-я, а эк-ке и соц. -

соц-экономическую сторону упр-я.

Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом. инф-ции, кот. служит

основой для выработки упр. воздействий и решений, поступающих упр-щей

сист. В упр-мую для исполнения.

Каждая соц. система самоуправляемая, но испытывает воздействие из вне.

Внешн. и внутр. воздействия в любой системе обусловлены. Чем значительнее

одно, тем меньше роль другого.

Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее эл-ты имеют

локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование таких

систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и перевод их

в др. кач-ное состояние.

Хар-ные черты СУ:

- познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я;

- обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия;

- моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-ного и

кач-ного изменений.

ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц процессов,

а также построением соц систем.

При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.

Для процессов самоорганизации необх. такое условие:

- относит-ная открытость систем;

- наличие эл-та случайности;

- определенность диапазона систем. параметров (упр-щих параметров: коэф-т

эф-ти, ВНП,…)

Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.

Подходы к изучению проблем СУ:

1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как процессы, находящиеся в

сост. развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.

2. Комплексный: использ-ся при изучении отношений упр-я с пом. эконом.,

правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.

3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон отношений упр-я или одно

из свойств. Аспектный подход изучается различными науками.

4. Системный: рассматривает упр-мую, упр-щую подсистему как целостный

комплекс вз\связанных общей целью эл-тов.

Целостность соц. системы, ее эф-ть зависит от сбалансированности двух

подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я выступ. обществ. отношения,

общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.

В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения м\у

людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми и неустойчивыми;

- закономерными и случайными.

Когда связи м\у событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к

сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как

общественный процесс.

Именно эти связи явл. главным объектом СУ.

Классификация соц. процессов:

1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ,

личностная…);

2) по обществ. содержанию;

3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность

людей низкая, средняя, высокая);

4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ.

связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);

5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные, внутригрупповые),

внешние (межгрупповые)).

Следующий компонент СУ – ресурсы.

Ресурсы:

- запасы;

- предельное значение какого либо средства.

Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности (соц.,

познавательной, общ-ва в целом).

Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц.

ресурсов. С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич.,

кадровые, орг., научные…).

Особенности соц. ресурсов:

1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);

2) они возобновляемы;

3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают

деградировать;

4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;

5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и

вз\заменяемостью.

В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и

их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение

объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более

сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к

отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.

Отношения внутри упр-щей системы:

- вертикальные, горизонтальные, отношения м\у рук-ми и подчиненными в

каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я

координации);

- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние,

межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные,

постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).

Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью

упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны м\у собой. Упр-е

предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.

Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.

Выводы:

1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и

связях м\у собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м.

рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на

нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом

единстве.

2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:

- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.

- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс

целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.

3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве

субъекта упр-я.

Организация.

Понятие «организация» употребляется в трех значениях

1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,

П…);

2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра

системы);

3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой

системы;

Хар-ка структуры:

По степени сложности

формализации

централизации

Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы

организаций:

- формальная;

- неформальная.

В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:

- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей,

прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции

ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.

Принципы такой орг-ции:

- общая цель деят-ти;

- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл. правила,

сложившаяся орг стр-ра;

- взаимодействие с внешней средой;

- использование ресурсов для достижения цели.

Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью

должностей, порядком использования рес-в.

Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.

Орг отнош-я разделяются на:

- координационные

- контрольные

- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация бывает

линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.

Выводы:

1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг.

отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.

2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная,

неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».

3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не

только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т

стиль упр-я.

Принятие управленческих решений.

Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и

лижерских спос-тей каждого управленца.

Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,

сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение

принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.

Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от

того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение,

различают след-е решения:

V детерминистские (реш-я уверенности);

V вероятностные (реш-я риска);

V стратегические (реш-я неуверенности).

Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е

навыки:

1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);

2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и

старается выбрать из него лучший вариант действий);

3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех

зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.

Пр.: при принятии системного реш-я);

4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно

неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-

новому).

Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают

единоличные и коллегиальные.

В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в

принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:

1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с

сотрудниками и без последующих их информирования ;

2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием

подчиненных;

3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в

коллективе;

4) принимаемое совместно с сотрудниками;

5) полная передача подчиненным функций приема решение.

В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:

. директивный;

. директивно-коллегиальный;

. коллегиальный;

. коллегиально-либеральный;

. либеральный.

Личностные хар-ки рук-ля.:

. концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);

. спос-ть вз\дейст-ть с людьми;

. диагностические спос-ти;

. аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);

. технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.

Психологические условия:

- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение

их с реал. Условиями;

- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие

упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;

- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;

- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю,

кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;

- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в

пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;

- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.

Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой

группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств.

компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и

неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.

Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-

й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.

В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют

типы решений:

1. Импульсивное П > К

Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.

2. Рискованное решение П ? К

Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но

незначительно.

3. Уравновешенное П = К

Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .

4. Осторожное П ? К

Проверка гипотез преобладает над ее построением.

5. Инертное П < К.

Контроль гипотез преобладает над ее построением.

Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:

V информационные;

V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш-

я);

V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в

группе, если принимается групповое реш-е);

V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур,

методов принятия упр-го реш-я).

При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:

- на дело

- на других

- на вышестоящего рук-ля

- на себя

Принципы принятия эффективных реш-й:

1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.

2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к

стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.

3) Принцип опт. информированности.

4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д.

быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.

5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.

6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е

будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не

стоит.

7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин.

реш-я.

8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются

тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена

ответ-ть не имеет прав.

9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5

стадий для творческого решения проблемы:

- изучение проблемы;

- выработка идей;

- отсев примененных идей;

- планирование нововведений;

- обратная связь, анализ.

10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для

прин. реш-я.

11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.

12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно

касается.

Стадии принятия решения:

V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в

них);

V цели;

V критерии оценки;

V информация;

V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);

V действие (практич. работа по реализации плана);

V анализ действий для их улучшения.

Методы прин-я упр реш-я:

1 гр.: общие методы

2 гр.: групповые методы

3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.

Соц. контроль и эффективность упр-я.

Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество

гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть

общественным нормам и ценностям.

Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.

обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.

3 способа осущ-я соц. контроля:

а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд.

групп.

б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,

отд. групп.

в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не

следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.

В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и

«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.

Формы ответственности:

- политич-я;

- юридич-я;

- нравственная;

- финансовая.

Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из

сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.

рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает

за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты

соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-

ва.

Функции соц. контроля:

- диагностическая;

- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);

- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они

как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;

- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского

фактора);

- педагогическая

- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).

Виды контроля:

. предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);

. текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);

. последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).

Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных

задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не

правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В

обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве

кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех

остальных ср-в.

Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор

инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.

Осн. усл-е получение эф-ти:

V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития

соц. системы;

V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством

развития системы).

При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:

1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;

2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;

3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;

4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете

опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез-

ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.

Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с

учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную

жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.

Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии,

показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.

Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:

. статистические;

. социологические.

Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.

Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:

. м/н;

. гос-ный;

. региональный;

. местный (муниципальный).

Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.

производится оценка, классиф-я чего-либо.

Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает

всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.

2 типа эталонов:

1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);

2) гос-е (национальные).

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:

V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);

V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);

V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием

гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно-

хозяйственными делами);

V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из

бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).

Основные субъекты соц системы.

Ос-ти упр-я на рубеже веков.

В наст. время надвигаются негативные тенденции:

1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического

разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового

слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);

2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами и внутри стран, что спос-т

возник-ю локальных и глобальных конфликтов;

3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;

4) противоречие м\у личностью и общ-вом. Это одно из главнейших

противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира,

следовательно возникают соц. конфликты.

Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью

настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют

удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство

неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.

Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая

половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-

в.

Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.

Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы

научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского

фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ

перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех

ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.

Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание

того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и

дух. факторов.

Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые

требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено

делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их

объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы

органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им

сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих

факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт.

мышление снизу до верху.

Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что

многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие м\у

глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).

Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:

1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками

отд. регионов;

2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;

3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в 1992 году в

Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами

мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить

глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности.

Это выражается в том, что насаждаются ложные ценности. Например, вместо

истинной ценности самой жизни – гуманизм, творчество, насаждается

потребительство, стремление к наживе.

Для решения соц. проблем создаются мировые общественные орг-ции (ООН,

ЮНЕСКО, м\нар академия информатизаций –91г….). Гл. усл-е выживания мира –

ускорение темпов соц. прогресса (подключение коллективн. разума, инновац.

рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс выживания чел-ва.

Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит. лидеры,… Однако

их развитие происходит не в едином инф. пространстве.

Необходимо развивать мировое инф. пространство, на основе которого можно

было бы учитывать разл. геополит. факторы (геополитика – наука о методах

воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и внешн. политику гос-

ва). Геополитика дает возм-ть анализировать настоящие и моделировать

будущее и вырабатывать инф-ю.

Глобалистика – наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных

процессов. Глобалистика и геополитика помогают выявить воздействие, кот.

испытывают все страны мира под влиянием революции.

Гос-во – осн. субъект СУ.

Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано право распоряжаться

обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что в нем сосредоточена и

реализуется гос. власть.

Власть – вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц., матер.,

инф.,…) добровольно (осознано) или по принуждению признают верховенство

воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их требованиями

совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи гос. упр-е

хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос. воздействие:

властное, политическое, кот. имеет в основе правовую обусловленность. А в

реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.

Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как субъект упр-я

придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только при помощи

гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности,

координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и

рациональности и эф-ти упр-я.

Гос-во реализует свое полит. воздействие посредством законодательства

устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах

обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но

и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их

роль по мере развития гос-ва повышается.

Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос-

ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит

нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл.

правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во

отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не

создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-

р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение

граждан от власти.

Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить д-ть Гос-ва

под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа,

развитии народного самоупр-я.

Формы реализации власти народа:

1) непосредственно через местное самоупр-е;

2) через органы гос власти.

В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный

хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах

власти.

Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду

власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не

владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя

и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в

труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального

власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет

сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных

полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса,

нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-

аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности

граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на

разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и

больших соц. групп, наций, народностей,.. Достижения такого баланса

интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом

прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются

отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает

гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но

мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая

монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос-

ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и

власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение,

распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей

гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот.

контролирует гос-во.

Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:

1. Законы природы.

2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.

3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой,

нравствен. культурой населения.

4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.

Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:

- важность и значимость для общества обществ. отношений;

- возм-ть саморегуляции.

Мех-мы и аппарат гос-ва.

В гос. аппарат входят:

- законодательные орг.;

- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);

- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);

- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).

В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как

совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком

смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие

функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не

обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).

Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.

1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):

- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)

- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов

граждан…)

- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)

2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):

- разделение властей;

- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности,

сочетание коллегиальности и единоначалия).

Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т

опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.

К гос. органам относятся:

- мин-ва;

- ведомства;

- местное самоуправление;

- суды.

Признаки органа гос-ва:

1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);

2) состоит из гос. служащих;

3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;

4) нах. на бюджетном финансир-и;

5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой

компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для

исполнения.

Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с

учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.

Особенности объекта соц. упр-я.

Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.

О упр-я выступают:

. общественные отношения;

. обществ. процессы;

. соц. организации;

. соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).

Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие

в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре

этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те

кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти

отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы

развития.

Связи м\у событиями и явлениями м.б.:

- устойчивыми;

- неустойчивыми;

- закономерными;

- случайными.

Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к

сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б.

охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).

Классификация общественных процессов:

1. По формам общественной жизни:

- экономическая;

- соц-я;

- политическая;

- духовно-культурная;

- личностная.

2. По общественному содержания.

3. По хар-ру осуществления:

- массовые;

- системные;

- эпизодические.

4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность

граждан):

- низкий;

- средний;

- высокий.

5. По направленности действий:

- конструктивными (на развитие обществен. связей);

- деструктивные антисоц-е).

6. По ур-ню орг-ции общества:

- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);

- внешние (межличностные, межгрупповые).

7. По содержанию и длительности.

Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости.

= предельное значение какого-то средства.

Соц. рес-сы – запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти –

творчество.

Формы творчества – социальная, познавательная, деятельностная, соц. орг-

ции, общество в целом.

В наст. время перед Укр. Стоит задача раскрыть возм-ть проявления

творчества личности. Без этого мы не сможем осущ. преобразовательных

процессов. В наст. время перед управленцами стоит проблема найти мех-мы

более полного исп-я соц. рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:

. мотивационные;

. интеллектуальные;

. информационные;

. социально-психологические;

. демографические;

. соревновательные;

. инновационные;

. стратегические;

. научные…

Особенности соц. рес-в:

- они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);

- целиком возобновляемые рес-сы.

- в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;

- прир-е рес-сы м. хранится долго, то соц. в случае невостребованности

деградируют;

- в отношении соц. рес-в критерий «достаточно» – «недостаточно» явл.

неоднозначным и неразработанным;

- соц. рес-сы обладают не только большим разнообразием, но и

взаимозаменяемостью.

Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их субъектами (пр.: соц.

орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но возникнув оказ-т обратное

влияние на развитие общественных процессов).

Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:

1) НТП;

2) Усиление м\нар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;

3) Процессы демократизации всех сфер обществ. жизни - это приводит к

усложнению внутри стр-ры О упр-я.

Отношения в СУ:

V м\у ступенями (вертик-е связи);

V м\у звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);

V м\у звеньями на разл. ступенях;

V отношения м\у рук-ми и подчиненными в каждом звене упр-я (отнош-я

субординации);

V отношения м\у рук-ми и подчиненными в разных звеньях упр-я (отнош.

координации);

V отраслевые;

V региональные;

V межотраслевые;

V внешние;

V внутренние;

V межсистемные;

V межличностные;

V коллективные;

V индивидуальные;

V линейные;

V функциональные;

V смешанные,…

Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской д-ти. Упр-ские и

орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.

Осн. функции СУ.

Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое конкретное воплощение

в выполняемых функциях.

Функции упр-я бывают:

. общие;

. конкретные.

Общие:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) контроль.

Они присущи всем сферам упр-я.

Конкретные функции упр-я явл-ся специфическими для каждой сферы упр-я.

Пример: эк. упр-е производством складывается из таких конкретных функций

как:

- МА исследования и сбыт продукции;

- Финансовая деят-ть ;

- Метариально-технич-е снабжение.

Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:

1. Изменение в условиях жизни людей:

V функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);

V создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;

V функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и создание

благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;

V охрана труда, его облегчение, улучшение условий;

V обесп-е охраны здоровья граждан;

V обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;

V развитие соц-бытовой инфраструктуры, улучшение матер-бытовых условий

жизни людей;

V создание, совершенствование участия граждан в управлении делами гос-ва

произ-ва.

2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные этим изменения

в их образе жизни.

V обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;

V орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;

V помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;

V обеспечение дисциплины и правопорядка;

V формирование у людей восприимчивости к инновациям;

V развитие трудовой , соц-полит, творческой и др. видов обществ.

активности.

3. Формирование, функционирование и развитие соц. систем как целостных

образований.

V формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;

V формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;

V развитие соц. стр-ры коллектива;

V создание, развитие, изменение содержания деят-ти соц. институтов

(администрации, профсоюзы, совет акционеров…)

Современные технологии СУ.

Понятие и сущность технологий СУ.

Упр-я технология – осуществление систематического упр-я, последовательных

действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них

информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому классу

технология. Ситуаций.

Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц. системы в

желаемое состояние. Упр-я технология выступает средством разрешения

проблемных ситуаций в соц. системах.

Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:

1) реагирование на ситуацию;

2) поиск аналогов состояния;

3) исследование состояния;

4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.

Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее подсистем и

элементов. Непротиворечивость системы зависит от того, насколько в ней

частные функции не противоречат др. другу. В соц. системе степень

упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности, взаимной

непротиворечивости особых интересов с общими. Повышение степени

упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но н понижает способность

к эволюции.

Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функциональной

взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В теории упр-я

нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.

Соц технологии:

1) опред. способ достижения соц. целей;

2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;

3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;

4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;

5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;

6) соц. технологии выступают в 2-х формах:

- как проект, содержащий процедуры и операции;

- как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;

7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.

Соц. технология возникает двумя путями:

- вырастает в культуре, эволюционно;

- строится как искусственное образование.

Как явление соц. практики, соц. технология – комплекс приемов достижения

соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и

крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.

Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.

Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития,

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011