Теория социального менеджмента
Бабичев Николай Петрович
Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.
3 вида систем:
- технические
- биологические
- социальные
Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие
человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления.
Разделение труда – это специализация.
Этапы развития науки управления:
1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд:
изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности.
2. Школа чел-ских отношений. Мейо.
3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…)
4. Количественная школа.
5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.
Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это
синергический эффект.
6. Ситуационный.
Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.
Содержание, особенности и виды ТСУ.
СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр-
я.
Предмет ТСУ – теория и методология их вз\действия, основанные на системной
связи всех общественных явлений в процессе их вз\действия и вз\влияния.
В ТСУ исследуются:
- осн понятия
- законы
- принципы
- методы вз\действия разных соц систем, сохранения их целостности, создания
новых соц образований на основан целесообразности и совокупного
интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе.
Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вз\действии сложных соц
систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на
другую, о специф отношениях, кот складываются м\у объектом и субъектом упр-
я.
Наличие устойчивого равновесия м\у С и О упр-ских явлений одной из
важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и
принципы.
Нарушение равновесия м\у С и О упр-я приводит к возникновению кризисных
ситуаций.
Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими
отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда.
Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит),
она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка,
социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог.
законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн.
развитием, кибернетика, теория систем).
Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений
общественной жизни.
Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы.
В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения
поставленных целей.
В широком смысле СУ – сфера д-ти людей.
Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах
гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа
развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда.
В любой группе сущ 2 вида разделения труда:
- горизонтальное
- вертикальное
Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В
соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью
поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе
м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти.
В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления».
Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного
воздействия.
Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания
целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его
организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р.
Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в
соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух.,
осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы
посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими.
Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески
активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа
упр-я как было ранее.
Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна,
поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка
имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели
и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш-
й.
Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов,
средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я.
В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское
отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием,
анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения.
Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся
особенностями соц-эк-кой системы.
Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в
которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации,
координации и ответственности.
Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и
неформальные.
В процессе орг-ции отнош-й при вз\действии с людьми имеет место
специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует
кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности
создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б.
соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на
успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф-
ть упр-я снижается.
Система упр-я:
V управляемая
V управляющая
Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную
иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные
связи, кот выступают внутр. источниками самореализации.
Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я
деят-ти).
Функции упр-я по своим предназначением делятся на:
- целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн.
уровни ур-ни соц орг-ции).
Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот
будут происходить по мере развития самой системы.
- организационные.
Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее
функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.
Закономерности и принципы СУ.
Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса
упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не
зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных
законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями
реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия.
Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем
сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления.
Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их
проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.
Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.
Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях
и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках
данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи,
интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы
в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени
Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем.
потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости
реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От
этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.
Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв.,
не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов
общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е
тенденции:
- формир-е соц-ориенитр-го рынка;
- построение соц гос-ва;
- соц партнерство;
осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва
жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку
упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти –
неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-
субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность
закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит.,
технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют
единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при
доминировании ген. цели над целями подсистемы.
В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач.
стадия формирования закона.
Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной
закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот.
опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае
она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации,
содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц
доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц
политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для
выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает
анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта,
изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в
соц доктрине выделяют:
1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.
Безопасность, осущ-е независ. развития.
3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения
стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население
городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-
ций.
В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами
развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что
предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого
этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.
Принципы СУ.
Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются
органы упр-я в сложившихся соц усл-х.
Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю.
Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих
законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся
общим началом совмест. д-ти.
Вз\связь принципов, законов, закономерностей.
Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц
развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а
те в свою очередь поражают принципы СУ.
Отличие м\у принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют.
Принципы:
1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его
обсуждении.
2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе.
3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я.
4. Приоритетности в достижении стратег-х целей.
5. Научности СУ.
6. Прогнозирования СУ.
7. Мотивации труда.
8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров.
9. Экономичности и эффективности упр-я.
10. Системности.
11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая).
12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект
упр-я).
13. Обязательности обратной связи.
14. Сочетания единоначалия и коллегиальности.
15. Делегирования полномочий.
16. Гуманизма и нравственности в упр-ии.
17. Гласности в принимаемых решениях.
Любой принцип позволяет сформулировать систему методов и выбирать тот или
иной метод в соотв-и с требованиями ситуации. Методы не позволяют выбирать
принципы.
Методы соц. управления.
Методы упр-я - совокупность приемов и способов воздействия на упр-й
объект для достижения поставленных целей;
- способ достижения пост. целей.
Через МУ реализ. осн. содержание упр д-ти, направленность МУ ориентирована
на систему (объект упр-я).
Содержание МУ – это специфика приемов и способов воздействия.
Орг. форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию: воздействие
прямое и косвенное.
В упр-й практике исп-ся разл-е методы, их комбинация, кот позв-т
поддерживать систему в динамическом равновесии.
Методы:
- социальные (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
- социально-психологические (с целью повыш-я соц. актив-ти людей);
- экономические (реализ. через экон. стимулы);
- административные;
- самоуправление (как разновидность саморег-я соц системы).
Все методы м. поделить на 2 группы:
V основные;
V вспомогательные;
Сколько целей, столько и методов.
Осн. методы выделяются по содержательному признаку, т.е. соот-я методов
объективным законам (соц, эк-ким, орг-технич.). комплексные методы =
комбинация основных методов.
1. Соц. методы управления связаны со способами достижения соц. целей
общества.
Соц. методы выступают как комплексные. Включают спектр методов:
- соц. нормирование – позволяют упорядочить соц. отношения между группами,
работниками…);
- соц. регулирование – упорядочение соц. отношений путем выявления и
регулирования интересов и целей коллективов, групп, работников: договора,
взаимные обязательства, системы отбора, распределение, удовлетворение соц
потребностей);
- методы морального стимулирования - для поощрения коллектива, работника,
кот. достигли проф. успеха в опред. деят-ти).
2. Соц.-психологические методы применяются для обеспечения растущих соц.
потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение
на этой основе труд. актив. людей.
Психологические методы направлены на регулир-е отнош-й м\у людьми путем
рац-го подбора и расстан-ки персонала.
К ним относятся:
- методы комплектования малых групп;
- метод гуманизации труда - нацелен на использ-е психол. воздействия
цвета, музыки, исключ-е монотонности, расширение творч. процессов);
- проф. отбор и обучение.
3. Экономические методы – способы достижения эк. целей упр-я на основе
реализации требований эк. законов. Эк. законов много – эк. методов тоже
много. Эк. законы позволяют гармонизировать эк. интересы общ-ва, кол-ва,
личности через использ-е опред. эк. показателей (налоги, % за кредит,
норма прибыли на влож. капитал…). Из эк. методов чел-ка больше всего
интересует методы эк. стимулир-я.
Эк. стимулир-е – метод упр-я, кот. опирается на эк. интересы р-ков.
Принципы эк. стимулир-я:
- взаимосвязь и согласованность целей эк. стимул-я с целями развития орг-
ции;
- дифф-я эк. стимул-я, направленная на реализацию необходимых изменений в
стр-ре пр-ва;
- сочетание эк. стимул-я с эк. санкциями (штрафы, пеня,…);
- сочетание эк. стимул-я с др. методами.
4. Принципами орг.-адм. воздействия – базируются на власти, дисциплине,
ответ-ти. Осущ-ся в следующих видах:
- прямое адм. указание, оно имеет обязан. х-р;
- установление правил, кот. регул-т деят-ть подчиненных;
- разработка и внедрение орг-ций по реализации и совершенствованию;
- контроль за деят-тью орг-ции.
В рамках орг-ции возм-ть след. формы проявления орг.-адм. методов:
- обязательное предписание (приказ, запрет…);
- договорные методы (консультация, разрешение, компромисс…);
- рекомендации, пожелания (совет, разъяснения).
5. Самоуправление – процесс превращения труд. коллектива, чел-ка из объекта
упр. деят-ти в субъект. В этом смысле соединяются труд и упр-е.
Предусматривает выбор и самост-е принятие субъектом упр-я тех или иных
упр-ских реш-й каждого члена коллект. Самоупр-е возможно только в таких
эк. условиях, когда каждый р-к и труд коллективы реализуют себя в кач-ве
субъектов собственности. Труд и упр-е соединяются через отнош-я
собственности. Эк форма реализации их связи явл. корпоратизм. На практике
корпоративное самоупр-е реализ-ся с большим трудом. Причины этого –
сохранение старых методов рук-ва, конфликтность, разл. проф. подготовка,
различие в понятиях самостоятельность и самоупр-е.
Система СУ.
Сущность, содержание, структурные эл-ты системы.
Система – множество вз\действующих эл-тов, кот. находятся в опред. связях и
отношениях. Система (греч.) – составленное из частей соединение.
Системы:
- Естественные (природные);
- Искусственные (социальные).
Все, что не входит в систему, но оказывает на нее влияние, на что влияет
система называется внешней средой.
В зависимости от вз\действия с внешней средой различают:
- Открытые;
- Закрытые.
По степени сложности:
- простые;
- сложные (с многоцелевыми задачами).
Системы состоят из подсистем, каждая из кот. м.б. рассмотрена в
отдельности, и во вз\связи, целостности. В соц системах поддержание
целостности осущ. посредством саморег-я и целенаправ. воздействия. Поэтому
они состоят из двух самост-х но вз\связ-х подсистем: управляющей и
управляемой. К управляемой подсистеме относятся все эл-ты, обесп-е непосред-
но процесс создания матер. и дух-х благ и оказание У.
К управляющей подсистеме относ. все эл-ты обесп-щие процесс целенаправ.
воздействия. В соц. системе и в ее осн. подсистемах сущ-т однородные группы
эл-тов, кот. образуют системы меньшего уровня:
- технические (производственные мощности);
- технологические (основана на делении деят-ти на стадии, процессы. Эл-ты
этой системы: предметы труда, отд. операции, процедуры…);
- организационные (позвол-т с пом. разработки стр-ры упр-я, соотв-х
инструкций , положений рац. использ-ть технич. ср-ва, предметы труда,
инф., ресурсы…);
- экон-кая (предст. собой единство хоз. и фин. процессов и связей);
- социальные (совок-ть соц. отношений, образуемых в рез-те совместной деят-
ти).
Все эти системы вз\связаны. При этом технич., технологич., организац-е
системы образуют организационно-технич. сторону упр-я, а эк-ке и соц. -
соц-экономическую сторону упр-я.
Связь между упр-мой и упр-щей системами осущ. с пом. инф-ции, кот. служит
основой для выработки упр. воздействий и решений, поступающих упр-щей
сист. В упр-мую для исполнения.
Каждая соц. система самоуправляемая, но испытывает воздействие из вне.
Внешн. и внутр. воздействия в любой системе обусловлены. Чем значительнее
одно, тем меньше роль другого.
Функционирование любой системы подчинено глобальной цели, а ее эл-ты имеют
локальные задачи, решение кот. подчинено их сущ-нию. Функционирование таких
систем и упр-е ими – это не только процесс их целостности, но и перевод их
в др. кач-ное состояние.
Хар-ные черты СУ:
- познание и использование общественных законов и закономерностей упр-я;
- обеспечение системности и непрерывности процесса упр-я воздействия;
- моделирование упр-х субъектов и объектов в упр-ии с учетом их кол-ного и
кач-ного изменений.
ТСУ устанавливает законы и закономерности, принципы развития соц процессов,
а также построением соц систем.
При построении упр-ских систем необх учит-ть принцип самоорганизации.
Для процессов самоорганизации необх. такое условие:
- относит-ная открытость систем;
- наличие эл-та случайности;
- определенность диапазона систем. параметров (упр-щих параметров: коэф-т
эф-ти, ВНП,…)
Идеи самоорг-ции не противоречит идеи упр-я.
Подходы к изучению проблем СУ:
1. Конкретно-исторический: изучает отношения СУ как процессы, находящиеся в
сост. развития и изменения под влиянием действующих на них факторов.
2. Комплексный: использ-ся при изучении отношений упр-я с пом. эконом.,
правового, соц-психол., др. подходов к анализу отношений упр-я.
3. Аспектный: позволяет исслед-ть одну из сторон отношений упр-я или одно
из свойств. Аспектный подход изучается различными науками.
4. Системный: рассматривает упр-мую, упр-щую подсистему как целостный
комплекс вз\связанных общей целью эл-тов.
Целостность соц. системы, ее эф-ть зависит от сбалансированности двух
подсистем объекта и субъекта. Объектами упр-я выступ. обществ. отношения,
общественные процессы, соц. орг-ции, соц. рес-сы, сам чел-к.
В центре внимания соц. систем явл. не чел-к как таковой, а отношения м\у
людьми, связи м\у событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми и неустойчивыми;
- закономерными и случайными.
Когда связи м\у событиями явл. дост. устойчив. И выражают тенденцию к
сохранению или изменению людей в общ-ве, то такая связь выступает как
общественный процесс.
Именно эти связи явл. главным объектом СУ.
Классификация соц. процессов:
1) по формам общественной жизни (экон, соц., полит, дух-культ,
личностная…);
2) по обществ. содержанию;
3) по ур-ню участия людей в решении обществ. вопросов (соц. активность
людей низкая, средняя, высокая);
4) по направленности на укрепление и прогрессивному развитию обществ.
связей (конструктивные, деструктивные (антисоциальные);
5) по ур-ню орг-ции общ-ва (внутренние (внутриличностные, внутригрупповые),
внешние (межгрупповые)).
Следующий компонент СУ – ресурсы.
Ресурсы:
- запасы;
- предельное значение какого либо средства.
Соц. ресурсы можно опред-ть как запасы творческой энергии личности (соц.,
познавательной, общ-ва в целом).
Перед упр-ем стоит проблема найти способ более эф-го использ-я соц.
ресурсов. С этой целью их необходимо разделить: инновац., стратегич.,
кадровые, орг., научные…).
Особенности соц. ресурсов:
1) они явл. неисчерпаемыми ( в отличие от природных);
2) они возобновляемы;
3) в отличие от природных, соц. ресурсы если не используются, то начинают
деградировать;
4) в отношении соц. ресурсов критерии недостаточности пока нет;
5) соц. ресурсы обладают не только большим многообразием, но и
вз\заменяемостью.
В соц. системе все объекты упр-ских воздействий в той или иной мере явл. и
их субъектами. Общая закономерность соц. системы – непрерывное усложнение
объекта упр-я. Это связано с тем, что обществ. явления становятся более
сложными, динамичными, нелинейными, следовательно высокие требования к
отношениям внутри системы, кот. имеют сложную структуру.
Отношения внутри упр-щей системы:
- вертикальные, горизонтальные, отношения м\у рук-ми и подчиненными в
каждом звене (субординация), в разных звеньях упр-я (отнош-я
координации);
- отраслевые, региональные, территориально-отраслевые, внешние, внутренние,
межличностные, коллективные, индивидуальные, межсистемные, временные,
постоянные, непосредственные, косвенные, функциональные, смешанные…).
Организационные отношения реализуются в упр-ской деят-ти, сост-щей частью
упр-ской деят-ти организационная. Они тесно связаны м\у собой. Упр-е
предполагают орг. усилия, а орг-ция не имеет смысла без упр-я.
Упр-ть тем, что не организовано очень сложно.
Выводы:
1. Система – множество взаимосвязанных элементов, кот. нах. в отнош. и
связях м\у собой. Она разделяется на подсистемы, каждая из кот. м.
рассматриваться изолировано. То, что не входит в систему, но влияет на
нее наз. внешней средой. Внешняя и внутр. среда нах. в диалектическом
единстве.
2. Каждая соц. система имеет две подсистемы:
- управляемая – обществ. отнош-я, процессы, ресурсы, общества.
- управляющая – входят все эл-ты, кот. обеспечивают процесс
целенаправленного воздействия на управляемую подсистемы.
3. Все объекты упр-го воздействия м. выступать в то же время в кач-ве
субъекта упр-я.
Организация.
Понятие «организация» употребляется в трех значениях
1) объект, система, кот. обладает сложной внутренней стр-рой (гос. орг-ция,
П…);
2) состояние упорядоченности (порядок в системе: внутр. форма, стр-ра
системы);
3) деят-ть органа или человека по созданию упорядоченности или целой
системы;
Хар-ка структуры:
По степени сложности
формализации
централизации
Орг. деят-ть не возможна без создания соц организаций. Различают 2 формы
организаций:
- формальная;
- неформальная.
В соответствии с данными формами сущ-т два типа орг-ций:
- основан на адм. принципах (при определении раб. мест, функц-х обяз-тей,
прав и полномочий. Такая орг-ция наз. склярной и вып-т функции
ориентирования, нормирования, внеш. Контроля.
Принципы такой орг-ции:
- общая цель деят-ти;
- устойчивая нормативная связь м\у членами орг-ции, установл. правила,
сложившаяся орг стр-ра;
- взаимодействие с внешней средой;
- использование ресурсов для достижения цели.
Орг стр-ра хар-ся разделением труда, спец. подразделениями, иерархичностью
должностей, порядком использования рес-в.
Ресурсы в формальной орг-ции: труд, оборуд-е, ден. ср-ва, чел-ские рес-сы.
Орг отнош-я разделяются на:
- координационные
- контрольные
- субординационные (связь м\у рук-лем и подчинен.) субординация бывает
линейные (вып-т указания рук-лей) и функциональные.
Выводы:
1. Орг. отношения в системе упр-ских отнош-й играют осн. роль. Орг.
отношения пронизывают все упр-ские отнош-я.
2. Особое место в системе орг. деят-ти занимает соц. орг-ция (формальная,
неформальная). Их создание изучается наукой «Орг. культура».
3. Упр-е явл. опред видом искусства. Орг. деят-ть осущ-ся с учетом не
только проф., но и личностн. кач-в рук-ля, кот. в своем единстве сост-т
стиль упр-я.
Принятие управленческих решений.
Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и
лижерских спос-тей каждого управленца.
Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель,
сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение
принимается в случае выявл. Проблемной ситуации.
Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от
того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение,
различают след-е решения:
V детерминистские (реш-я уверенности);
V вероятностные (реш-я риска);
V стратегические (реш-я неуверенности).
Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е
навыки:
1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически);
2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и
старается выбрать из него лучший вариант действий);
3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех
зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.
Пр.: при принятии системного реш-я);
4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно
неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по-
новому).
Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают
единоличные и коллегиальные.
В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в
принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений:
1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с
сотрудниками и без последующих их информирования ;
2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием
подчиненных;
3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в
коллективе;
4) принимаемое совместно с сотрудниками;
5) полная передача подчиненным функций приема решение.
В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва:
. директивный;
. директивно-коллегиальный;
. коллегиальный;
. коллегиально-либеральный;
. либеральный.
Личностные хар-ки рук-ля.:
. концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции);
. спос-ть вз\дейст-ть с людьми;
. диагностические спос-ти;
. аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить);
. технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой.
Психологические условия:
- прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение
их с реал. Условиями;
- составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие
упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации;
- умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции;
- активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю,
кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения;
- основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в
пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском;
- критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я.
Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой
группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств.
компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и
неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять.
Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш-
й. Критичность – склонность все тщательно анализировать.
В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют
типы решений:
1. Импульсивное П > К
Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой.
2. Рискованное решение П ? К
Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но
незначительно.
3. Уравновешенное П = К
Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой .
4. Осторожное П ? К
Проверка гипотез преобладает над ее построением.
5. Инертное П < К.
Контроль гипотез преобладает над ее построением.
Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я:
V информационные;
V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш-
я);
V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в
группе, если принимается групповое реш-е);
V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур,
методов принятия упр-го реш-я).
При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к:
- на дело
- на других
- на вышестоящего рук-ля
- на себя
Принципы принятия эффективных реш-й:
1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов.
2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к
стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны.
3) Принцип опт. информированности.
4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д.
быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня.
5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я.
6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е
будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не
стоит.
7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин.
реш-я.
8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются
тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена
ответ-ть не имеет прав.
9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5
стадий для творческого решения проблемы:
- изучение проблемы;
- выработка идей;
- отсев примененных идей;
- планирование нововведений;
- обратная связь, анализ.
10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для
прин. реш-я.
11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности.
12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно
касается.
Стадии принятия решения:
V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в
них);
V цели;
V критерии оценки;
V информация;
V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано);
V действие (практич. работа по реализации плана);
V анализ действий для их улучшения.
Методы прин-я упр реш-я:
1 гр.: общие методы
2 гр.: групповые методы
3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.
Соц. контроль и эффективность упр-я.
Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество
гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть
общественным нормам и ценностям.
Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред.
обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.
3 способа осущ-я соц. контроля:
а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд.
групп.
б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества,
отд. групп.
в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не
следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению.
В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и
«ответственность». Свобода не возможна без ответственности.
Формы ответственности:
- политич-я;
- юридич-я;
- нравственная;
- финансовая.
Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из
сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б.
рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает
за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты
соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ-
ва.
Функции соц. контроля:
- диагностическая;
- обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач);
- ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они
как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя;
- стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского
фактора);
- педагогическая
- корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я).
Виды контроля:
. предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я);
. текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я);
. последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я).
Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных
задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не
правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В
обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве
кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех
остальных ср-в.
Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор
инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в.
Осн. усл-е получение эф-ти:
V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития
соц. системы;
V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством
развития системы).
При этом сущ-т особенности расчета эф-ти:
1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах;
2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность;
3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти;
4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете
опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез-
ми, качеством их жизни, возможностью данной страны.
Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с
учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную
жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации.
Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии,
показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений.
Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах:
. статистические;
. социологические.
Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я.
Показатель статистики разделяется на след. ур-ни:
. м/н;
. гос-ный;
. региональный;
. местный (муниципальный).
Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот.
производится оценка, классиф-я чего-либо.
Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает
всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям.
2 типа эталонов:
1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…);
2) гос-е (национальные).
Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни:
V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …);
V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….);
V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием
гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно-
хозяйственными делами);
V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из
бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).
Основные субъекты соц системы.
Ос-ти упр-я на рубеже веков.
В наст. время надвигаются негативные тенденции:
1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического
разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового
слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);
2) резко возрастает соц. дифф-я м\у странами и внутри стран, что спос-т
возник-ю локальных и глобальных конфликтов;
3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;
4) противоречие м\у личностью и общ-вом. Это одно из главнейших
противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира,
следовательно возникают соц. конфликты.
Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью
настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют
удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство
неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.
Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая
половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез-
в.
Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.
Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы
научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского
фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ
перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех
ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.
Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание
того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и
дух. факторов.
Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые
требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено
делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их
объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы
органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им
сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих
факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт.
мышление снизу до верху.
Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что
многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие м\у
глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).
Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:
1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками
отд. регионов;
2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;
3) кризис глобального упр-я (высказано на м\нар конференции в 1992 году в
Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами
мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить
глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности.
Это выражается в том, что насаждаются ложные ценности. Например, вместо
истинной ценности самой жизни – гуманизм, творчество, насаждается
потребительство, стремление к наживе.
Для решения соц. проблем создаются мировые общественные орг-ции (ООН,
ЮНЕСКО, м\нар академия информатизаций –91г….). Гл. усл-е выживания мира –
ускорение темпов соц. прогресса (подключение коллективн. разума, инновац.
рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс выживания чел-ва.
Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит. лидеры,… Однако
их развитие происходит не в едином инф. пространстве.
Необходимо развивать мировое инф. пространство, на основе которого можно
было бы учитывать разл. геополит. факторы (геополитика – наука о методах
воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и внешн. политику гос-
ва). Геополитика дает возм-ть анализировать настоящие и моделировать
будущее и вырабатывать инф-ю.
Глобалистика – наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных
процессов. Глобалистика и геополитика помогают выявить воздействие, кот.
испытывают все страны мира под влиянием революции.
Гос-во – осн. субъект СУ.
Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано право распоряжаться
обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что в нем сосредоточена и
реализуется гос. власть.
Власть – вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц., матер.,
инф.,…) добровольно (осознано) или по принуждению признают верховенство
воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их требованиями
совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи гос. упр-е
хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос. воздействие:
властное, политическое, кот. имеет в основе правовую обусловленность. А в
реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.
Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как субъект упр-я
придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только при помощи
гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности,
координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и
рациональности и эф-ти упр-я.
Гос-во реализует свое полит. воздействие посредством законодательства
устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах
обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но
и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их
роль по мере развития гос-ва повышается.
Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос-
ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит
нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл.
правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во
отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не
создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-
р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение
граждан от власти.
Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом: поставить д-ть Гос-ва
под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа,
развитии народного самоупр-я.
Формы реализации власти народа:
1) непосредственно через местное самоупр-е;
2) через органы гос власти.
В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный
хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах
власти.
Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду
власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не
владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя
и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в
труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального
власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет
сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных
полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса,
нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-
аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности
граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на
разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и
больших соц. групп, наций, народностей,.. Достижения такого баланса
интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом
прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются
отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает
гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но
мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая
монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос-
ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и
власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение,
распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей
гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот.
контролирует гос-во.
Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:
1. Законы природы.
2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.
3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой,
нравствен. культурой населения.
4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.
Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:
- важность и значимость для общества обществ. отношений;
- возм-ть саморегуляции.
Мех-мы и аппарат гос-ва.
В гос. аппарат входят:
- законодательные орг.;
- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);
- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);
- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).
В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как
совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком
смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие
функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не
обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).
Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.
1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):
- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)
- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов
граждан…)
- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)
2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):
- разделение властей;
- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности,
сочетание коллегиальности и единоначалия).
Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т
опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.
К гос. органам относятся:
- мин-ва;
- ведомства;
- местное самоуправление;
- суды.
Признаки органа гос-ва:
1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);
2) состоит из гос. служащих;
3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;
4) нах. на бюджетном финансир-и;
5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой
компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для
исполнения.
Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с
учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.
Особенности объекта соц. упр-я.
Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.
О упр-я выступают:
. общественные отношения;
. обществ. процессы;
. соц. организации;
. соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).
Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие
в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре
этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те
кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти
отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы
развития.
Связи м\у событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми;
- неустойчивыми;
- закономерными;
- случайными.
Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к
сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б.
охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).
Классификация общественных процессов:
1. По формам общественной жизни:
- экономическая;
- соц-я;
- политическая;
- духовно-культурная;
- личностная.
2. По общественному содержания.
3. По хар-ру осуществления:
- массовые;
- системные;
- эпизодические.
4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность
граждан):
- низкий;
- средний;
- высокий.
5. По направленности действий:
- конструктивными (на развитие обществен. связей);
- деструктивные антисоц-е).
6. По ур-ню орг-ции общества:
- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);
- внешние (межличностные, межгрупповые).
7. По содержанию и длительности.
Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости.
= предельное значение какого-то средства.
Соц. рес-сы – запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти –
творчество.
Формы творчества – социальная, познавательная, деятельностная, соц. орг-
ции, общество в целом.
В наст. время перед Укр. Стоит задача раскрыть возм-ть проявления
творчества личности. Без этого мы не сможем осущ. преобразовательных
процессов. В наст. время перед управленцами стоит проблема найти мех-мы
более полного исп-я соц. рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:
. мотивационные;
. интеллектуальные;
. информационные;
. социально-психологические;
. демографические;
. соревновательные;
. инновационные;
. стратегические;
. научные…
Особенности соц. рес-в:
- они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);
- целиком возобновляемые рес-сы.
- в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;
- прир-е рес-сы м. хранится долго, то соц. в случае невостребованности
деградируют;
- в отношении соц. рес-в критерий «достаточно» – «недостаточно» явл.
неоднозначным и неразработанным;
- соц. рес-сы обладают не только большим разнообразием, но и
взаимозаменяемостью.
Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их субъектами (пр.: соц.
орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но возникнув оказ-т обратное
влияние на развитие общественных процессов).
Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:
1) НТП;
2) Усиление м\нар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;
3) Процессы демократизации всех сфер обществ. жизни - это приводит к
усложнению внутри стр-ры О упр-я.
Отношения в СУ:
V м\у ступенями (вертик-е связи);
V м\у звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);
V м\у звеньями на разл. ступенях;
V отношения м\у рук-ми и подчиненными в каждом звене упр-я (отнош-я
субординации);
V отношения м\у рук-ми и подчиненными в разных звеньях упр-я (отнош.
координации);
V отраслевые;
V региональные;
V межотраслевые;
V внешние;
V внутренние;
V межсистемные;
V межличностные;
V коллективные;
V индивидуальные;
V линейные;
V функциональные;
V смешанные,…
Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской д-ти. Упр-ские и
орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.
Осн. функции СУ.
Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое конкретное воплощение
в выполняемых функциях.
Функции упр-я бывают:
. общие;
. конкретные.
Общие:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Они присущи всем сферам упр-я.
Конкретные функции упр-я явл-ся специфическими для каждой сферы упр-я.
Пример: эк. упр-е производством складывается из таких конкретных функций
как:
- МА исследования и сбыт продукции;
- Финансовая деят-ть ;
- Метариально-технич-е снабжение.
Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:
1. Изменение в условиях жизни людей:
V функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);
V создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;
V функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и создание
благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;
V охрана труда, его облегчение, улучшение условий;
V обесп-е охраны здоровья граждан;
V обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;
V развитие соц-бытовой инфраструктуры, улучшение матер-бытовых условий
жизни людей;
V создание, совершенствование участия граждан в управлении делами гос-ва
произ-ва.
2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные этим изменения
в их образе жизни.
V обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;
V орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;
V помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;
V обеспечение дисциплины и правопорядка;
V формирование у людей восприимчивости к инновациям;
V развитие трудовой , соц-полит, творческой и др. видов обществ.
активности.
3. Формирование, функционирование и развитие соц. систем как целостных
образований.
V формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;
V формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;
V развитие соц. стр-ры коллектива;
V создание, развитие, изменение содержания деят-ти соц. институтов
(администрации, профсоюзы, совет акционеров…)
Современные технологии СУ.
Понятие и сущность технологий СУ.
Упр-я технология – осуществление систематического упр-я, последовательных
действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них
информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому классу
технология. Ситуаций.
Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц. системы в
желаемое состояние. Упр-я технология выступает средством разрешения
проблемных ситуаций в соц. системах.
Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:
1) реагирование на ситуацию;
2) поиск аналогов состояния;
3) исследование состояния;
4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.
Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее подсистем и
элементов. Непротиворечивость системы зависит от того, насколько в ней
частные функции не противоречат др. другу. В соц. системе степень
упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности, взаимной
непротиворечивости особых интересов с общими. Повышение степени
упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но н понижает способность
к эволюции.
Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функциональной
взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В теории упр-я
нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.
Соц технологии:
1) опред. способ достижения соц. целей;
2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;
3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;
4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;
5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;
6) соц. технологии выступают в 2-х формах:
- как проект, содержащий процедуры и операции;
- как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;
7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.
Соц. технология возникает двумя путями:
- вырастает в культуре, эволюционно;
- строится как искусственное образование.
Как явление соц. практики, соц. технология – комплекс приемов достижения
соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и
крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.
Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.
Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития, |