Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Совершенствование программы развития туризма Псковской областии

Министерство образования Российской Федерации

Псковский политехнический институт - (филиал)

Санкт-Петербургского государственного политехнического

университета

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ (работе)

Совершенствование программы развития

туризма Псковской области

Допустить к защите

Зав. кафедрой к.т.н., доцент (В.Н. Андреев)

Руководитель проекта (Е.Н. Наумова)

Дипломник, студент гр. 56-01/2 (Н.Н. Самойлова)

Министерство образования Российской Федерации

Псковский политехнический институт - (филиал)

Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Утверждаю Зав.

Кафедрой

« » 2000 г

КАФЕДРА ГМУ

ФАКУЛЬТЕТ Э и М

ЗАДАНИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Фамилия Самойлова имя Наталья отчество Николаевна шифр 0061348

I. ТЕМА РАБОТЫ

|Совершенствование программы развития туризма Псковской области |

| | |

| |II. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ |

|1. |

|2. |

|3. |

|4. |

|5. |

|6. |

|7. |

III. СОДЕРЖАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

6.

1.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5. 10.

IV. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ V. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Руководитель работы 1.

2.

3.

4.

5.

6.

Защита назначена на 200 г.

Руководитель работы

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………….…..5

Глава 1. Отрасль туризма как объект управления и планирования

1. Сущность отрасли туризма и ее роль в экономике…………………….…….8

2. Виды туризма…………………………………………………………………….……15

3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма………………..……22

4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли………………………..24

5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и

развития отрасли туризма………………………….………..30

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………………37

Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской

области

2.1. Анализ потенциала развития туризма…………………………………………..39

2. Анализ туристских потоков………………………………………………………..43

3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности………………….47

4. Анализ туристской инфраструктуры……………………………………………48

5. Сравнительный анализ программ развития туризма и оценка их

эффективности………………………………………………………………………………..58

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………...62

Глава 3. Совершенствование программы развития туризма Псковской

области…………………………………………………………………………………………...71

3.1. Образ Пскова как города, благоприятного для туризма………………..74

3.2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма………………..77

3.3. Разработка туристского продукта города Пскова……………………………..80

3.4. Создание условий развития в рамках туризма государственной поддержки

туризма в Пскове и Псковской области………………………………..83

3.5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

специалистов для всех видов деятельности в туристской

индустрии……………………………………………………………………………………….85

3.6. Научное обеспечение туристской деятельности………………………………..85

3.7. Ресурсное обеспечение туристской деятельности……………………………...86

3.8. Результаты реализации программы………………………………………………..88

Выводы по 3 главе…………………………………………………………………………….90

Заключение……………………………………………………………………………………..91

Список использованной литературы…………………………………………………….96

Приложения…………………………………………………………………………………….99

Введение

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и

методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли

ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени

коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости

государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких

поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими

услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в

норму жизни, стала частью национальной культуры [34;96].

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование

которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих

странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего

продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости

населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное

влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь,

строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного

потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально -

экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов

бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он

использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее

место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает

5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический

эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним

из главных феноменов XX века [35;46].

В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию

туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом

зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на

общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией

продвижения региональных турпродуктов.

Отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития

туризма Псковской области, методических разработок решения проблем развития

туризма, возможности практической реализации мероприятий уже имеющихся

программ придают исследованию актуальность.

Целью исследования является разработка рекомендаций по

совершенствованию программы развития туризма Псковской области на 2002-2006

гг.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

1. изучить аппарат понятий и категорий туризма;

2. рассмотреть экономические функции туризма, выявить роль и место туризма

в системе отраслей народного хозяйства, определить его социально-

экономическое воздействие на общество и окружающую среду;

3. выделить виды туризма;

4. проследить историю формирования отрасли;

5. исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования

туризма в Российской Федерации;

6. проанализировать потенциал развития отрасли туризма Псковской области;

7. проследить туристские потоки Псковской области;

8. проанализировать доходы и расходы от туристской деятельности;

9. дать анализ инфраструктуры туристской деятельности в Псковской области;

10. сравнить программы развития туризма Псковской области и других

областей;

11. предложить рекомендации по совершенствованию программы развития туризма

Псковской области на 2002-2006 гг.

Предметом исследования являются факторы, закономерности и тенденции

развития туризма в России и Псковской области.

Объектом исследования выступает Программа развития туризма Псковской

области на 2002-2006 гг.

Методологической и теоретической базой исследования послужили

фундаментальные положения системного подхода, общей теории экономики и

менеджмента, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в

исследуемой области. В процессе исследования применялись как теоретические,

так и эмпирические методы: методы системного и сравнительного анализа.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ,

статистических и таможенных органов.

Научная новизна работы заключается в предложении рекомендаций по

совершенствованию программы развития туризма Псковской области на 2002-2006

гг. и их теоретическом обосновании.

Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, трех

глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46

наименований, приложений.

Глава 1. Отрасль туризма как объект управления и планирования

1.1. Экономическая сущность отрасли туризма и ее роль в экономике

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о

том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки

зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с

определенной целью [19;12]. На наш взгляд, необходимо рассматривать туризм

и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации

туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими

туристскими ресурсами. Мы предлагаем следующее определение понятия «туризм»

- это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность

туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и

продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека,

возникающих в период его путешествия (поездки) [38;23].

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается

в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода

услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики

[38;24].

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции:

производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Некоторые

ученые [16;134] считают необходимым дополнить список экономических функций

туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является

особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования

отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место

туризма в народно- хозяйственном комплексе страны. Экономические функции

туризма представлены на рис. 1.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к

стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного

государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности

развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов,

обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и

управления состоянием платежного баланса.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА

Производственная Обеспечения Создания

занятости дохода

населения

Сглаживание региональных диспропорций

Нивелирование отклонений

платежного баланса

Рис. 1. Экономические функции туризма

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают

внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты,

распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов

туристской деятельности [5; 68]. Государственное планирование развития

туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение

положительных последствий внешних воздействий [11;39].

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и

интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом

свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового

валового национального дохода [5;24].

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма

приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли

услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12%

мирового валового национального продукта [5; 84].

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем.

Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие

места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются

предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития

сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию

системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств

распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного

потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и

народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие

структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей

среды.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием

глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности

развития, в состоянии качественных и количественных характеристик [27; 68].

С одной стороны, современное состояние туризма в России

расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее

объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы

туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в

туристских услугах. [27; 69]

С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства

туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам,

значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа

туристских организаций по всей территории России [27; 69].

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия

может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.

По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская

Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости

иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост

в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил

5,23%.[19; 54]]

В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год

(в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего

объема), что составляет около 2,5% мирового потока.[42]

Рост туристической активности (по данным ВТО) [43], измеряемый в

численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания

(в процентах), представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Рост туристской активности

|Период |Рост числа прибытий |Рост доходов от |

| |туристов, % |обслуживания туристов, % |

|1990 – 1995 гг. |2,5 |3,0 |

|1995 – 2000 гг. |4,0 |5,0 |

|2000 – 2010 гг. |3,0 |4,0 |

Наглядно рост туристской активности представлен на рис. 2

[pic]

Рис. 2. Рост туристкой активности, %

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому

результату.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства:

строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров

народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам:

небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги,

высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных

отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 %

(Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия [22;

152]).

В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг

приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других

отраслях временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги

и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме

того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест.

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние

индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно

вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном,

отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса,

недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных

кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма

занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового

показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса,

устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в

настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского

потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России

составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от выездного туризма 4 млрд.

долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996

годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется.

Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят Указ

Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации».

Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской

Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация. В рамках

стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества

государств – участников СНГ в области туризма». [18; 83].

Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может

стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального

дохода России.

Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки

представлена на рис. 3 [42]:

Рис. 3. Структура поездок в Россию иностранных граждан

По туристическим визам в Россию из всех стран мира в 1999 г. было

отмечено 4502,1 тыс. чел., что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г.

Прирост составил 100,6 % (рис. 4) [42].

На рис. 5 видно, что из стран дальнего зарубежья в 1999 году прибыло

2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г. [42]

Рис. 4. Количество прибывших в Россию по туристическим визам из всех

стран мира (тыс. чел.).

Рис. 5. Количество прибывших в Россию из стран дальнего зарубежья

(тыс.чел)

Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами турфирм

увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза (рис. 6) [42]

Рис. 6. Количество прибывших в Россию из стран СНГ (тыс.чел)

Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран

дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %. При этом на страны,

вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 % (табл. 1.2) [42].

Таблица 1.2

Основные страны, поставщики в Россию

организованных туристов

|Страна |Число прибытий (тыс. |

| |человек) |

|Украина |2358,8 |

|Польша |977,8 |

|Финляндия |311,9 |

|Китай |135,5 |

|Германия |105,5 |

|Литва |63,3 |

|США |61,2 |

|Франция |54,5 |

|Латвия |48,1 |

|Эстония |39,8 |

|Монголия |38,3 |

|Великобритания |27,9 |

|Таджикистан |24,3 |

|Италия |23,3 |

|Япония |18,8 |

|Швеция |16,7 |

|Израиль |14,0 |

|Нидерланды |11,6 |

|Южная Корея |11,4 |

|Турция |11,2 |

В 1998 году по въездам в Россию лидировала Польша. В 1999 году она

уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при увеличении числа туристов

на 61,8 % (373,7 тыс. чел.). Число прибытий по турвизам из Украины

увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел. [42]

Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2 % (11,5 тыс. прибытий),

Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8 тыс.) [42].

Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из

Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 % (897), Израиля – на 11,5 %

(1457), Южной Корее на 48,4 % (3809) [42].

1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие

туризма

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и

видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая

классификация, классификация видов туризма помогает более досконально

изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм

сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма

в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что

существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой

согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям [19;126]:

1. По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки

больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического

обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько

целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризма:

a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки

людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными

достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и

традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут

совмещаться с целью отдыха.

b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения

служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями

рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного

туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или

отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях,

праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства

и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники

посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других

организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или

посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в

составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на

такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к

познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных

объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы

предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную

разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь

связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время

захватывает крупнейшие компании мира.

c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места

рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для

стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия,

Югославия.

d) Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из

самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к

«святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных

праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с

формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и

туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и

международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю

взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим

тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка,

Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

e) Спортивный. Спортивный туризм - это поездки для участия в

различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две

разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для

непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда

поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях

в качестве зрителя.

f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это

передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для

восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира

этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения

или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения

иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение

с носителями языка.

h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть,

познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни.

Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов,

архитектура, национальные обычаи и др.

i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое

распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем

приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей

среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще

проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер

(например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее

и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы

друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В

международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его

присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы

предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их

здоровью.

2. По способу передвижения.

a) пешеходный туризм;

b) велосипедный туризм;

c) конный туризм;

d) альпинизм;

e) лыжный туризм;

f) мототуризм.

3. По степени использования транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как

внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием

стандартных видов транспорта:

a) воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),

b) водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),

c) сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские

автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)

d) использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога,

фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

4. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие

виды туризма:

a) Туризм в отеле.

b) Туризм в мотеле.

c) Туризм в пансионе.

d) Кемпинговый туризм.

e) Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от

аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине

города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу

по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют

клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и

автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения,

расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для

размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением,

огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих

автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям

различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и

качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются

также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и

сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в

туристский сезон.

5. По сроку поездки.

По сроку пребывания поездки делятся на:

a) продолжительные,

b) краткосрочные

c) туры выходного дня.

6. По сезонности.

a) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних

отпусков и школьных каникул).

b) Зимний (с середина декабря до конца февраля - период

горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников)

c) Межсезон (полусезон). В нашей области - осень и весна,

количество туристов значительно уменьшается в сравнении с

активным сезоном.

7. По уровню организации.

a) Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или

нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим

персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

b) Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому

маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в

одну группу обуславливается общностью интересов и целей

поездки, а также сравнительно более низкими ценами по

сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением

групповых скидок.

Характер организации путешествия может быть организованный и

самодеятельный.

Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно

разработанной туристической фирмой программе называется организованным.

Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом,

который оговаривается в заранее приобретенных турах.

Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в

качестве организатора путешествия выступает не туроператора, а сам турист,

путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных

сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут,

посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он несвязан никакими

обязательствами с туристической фирмой.

8. По демографическому и социальному составу участников поездки.

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или

сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный,

молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и

возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество

путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

9. По направленности туристических потоков.

a) Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в

других станах.

b) Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, в

другую страну.

c) Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней

проживающих.

10. По принципу оплаты.

a) Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая

фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно

получает прибыль.

b) Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия,

субсидируемые из средств, выделяемых государством на

социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов

государство, в порядке, установленном законодательством,

предоставляет льготы социального характера.

c) Интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за

счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за

достижения в труде (например, за повышение общего объема

продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т.

д.).

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и

динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических

факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь

приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными

для использования. Природно-климатические и географические факторы находят

выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности,

подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы

(памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно

отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические,

материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную

оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве.

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние

(экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы

воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений.

К их числу относятся экономические и финансовые факторы:

> улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

> увеличение (снижение) персонального дохода;

> более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от

выделенной на отдых части доходов;

> возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на

покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма,

относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических

потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно

рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой,

условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и

правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной

инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности

путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие

непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-

технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма.

Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта,

предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма,

занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической

деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации

и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных

спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине

тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать

50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным

колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.

3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма

Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его

развития берут свое начало в глубокой древности.

Как известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан

с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали

географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних

территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и

подробных сведений о странах, их населении и обычаях.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия

древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей

– 4 в. до н.э.).

Накопившиеся к началу нашей эры географические даные о различных

странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г.

до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)

Огромная заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит

арабским путешественникам VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман

посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание

нашей страны.

В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического

положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и

Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С

принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви,

переводчики, переписчики книг и купцы. Нельзя также не отметить широкое

распространение крестовых походов того периода, целью которых было

завоевание новых земель.

Период Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным

источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать

Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.

Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5

этапов [20;11]:

1. до 1880 года - этот этап был ознаменован началом

поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее

активными в этом плане были революционно-демократические

слои и интеллигенция России.

2. этот этап начался периодом развития капитализма в России

и прервался в связи с началом первой мировой войны и

февральской революции 1917 года. На этом этапе

отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры:

ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот

период начал формироваться туристский рынок, в котором

можно было проследить два основных сегмента - элитарный

туризм состоятельных слоев и экскурсионный и

рекреационный туризм интеллигенции. В этот период

появились также первые туристические фирмы, бюро,

компании, клубы.

3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе

идеологические функции туризма доминировали над

хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в

этот период начала формироваться самая крупная и самая

дешевая материальная база социального и самодеятельного

туризма.

4. 1969 – 1985 года – характеризуется быстрым темпом

развития социального туризма, и также быстрым

отставанием качества обслуживания от стандартов

индустрии туризма западных стран.

5. современный этап – с 1985 года - может быть назван

переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно

также выделить 4 тенденции:

1) изменение в структуре спроса и в сегментации

туристического рынка;

2) развитие частных, средних и малых предприятий;

3) возникновение частной собственности, в частности на

землю;

4) разработка специального законодательства регулирующего

развитие отрасли туризма.

4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли

Нормативно-правовой базой отрасли туризма служат:

1. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

состоит из Федерального закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности

в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. [2], принимаемых в

соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов

субъектов Российской Федерации.

Принципами государственной политики, направленной на установление

правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации являются:

содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее

развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской

деятельности; формирование представлений о Российской Федерации как

стране, благоприятной для туризма; осуществление поддержки и защиты

российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется

путем: создания нормативных правовых актов, направленных на

совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в

продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации

туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию,

выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской

Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных

ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ

развития туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в

туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования;

предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот

туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на

территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для

занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействия кадровому

обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере

туристской индустрии; содействия участию российских туристов,

туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских

программах; обеспечения картографической продукцией; иными способами,

применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации.

1. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ, #G1одобренная Указом

Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284.

Главная цель концепции - создание в России современного

высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса,

обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения

потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с

другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за

счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в

федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального

использования культурного и природного наследия.

Меры по реализации этой цели предполагают:

> включение туризма в перечень основных направлений структурной

перестройки российской экономики;

> выполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в

Российской Федерации";

> создание нормативно-правовой базы развития туризма,

соответствующей мировому опыту и правовой практике;

> формирование экономических механизмов стимулирования развития

иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту

сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем

предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных

гарантий и иных мер государственной поддержки;

> введение жесткой системы сертификации и лицензирования

туристической деятельности;

> создание благоприятных условий для кооперации туристических,

банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых

компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов

туристического обслуживания и развития материально-технической

базы отрасли.

2. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской

Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года)

В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии

туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности

национального туристического комплекса постановляю:

1) Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и

развития туризма в Российской Федерации.

2) Признать приоритетной задачей государства оказание

всемерной поддержки отечественным туристическим

организациям в реализации федеральной целевой

программы "Развитие туризма в Российской Федерации".

3) Одобрить инициативу Государственного комитета

Российской Федерации по физической культуре и

туризму, Национального фонда спорта, Национальной

туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-

Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и

коммерческого банка развития иностранного туризма

"Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы

- Национальной туристической корпорации.

4) Правительству Российской Федерации после создания и

регистрации в установленном порядке Национальной

туристической корпорации рассмотреть вопрос об

осуществлении в соответствии с законодательством

Российской Федерации мер государственной поддержки

этой корпорации, включая передачу в ее управление

находящихся в федеральной собственности долей и паев

в активах организаций участников корпорации, а также

наделение коммерческого банка развития иностранного

туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому

обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие

туризма в Российской Федерации".

4. Законодательство Псковской области о туристской деятельности

4.1. Закон ''О туристской деятельности в Псковской области'' № 48-ОЗ

от 14 июля 1999 г.[1] разработан на основании Федерального закона "Об

основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24

ноября 1996 г. и других нормативных правовых актов Российской Федерации в

сфере туризма, а также общепризнанных принципах и нормах международного

права и договорах Российской Федерации.

Туризм - одна из приоритетных отраслей экономики. Цель закона -

создание благоприятных условий для развития туризма, для более полной

реализации прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, на отдых и

образование, развития международных и внутригосударственных туристских

связей на основе взаимной выгоды, создание условий для использования

культурного и природного наследия.

Основными целями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются: создание на территории области

развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям;

создание нормативно-правовой базы для регулирования отношений в сфере

туризма; формирование представления об области как территории,

благоприятной для туризма; стимулирование притока туристов из других

регионов России и иностранных государств на территорию области; более

полное обеспечение общепризнанных прав человека, в том числе права на

отдых, свободу передвижения, образование; стимулирование и развитие

социального туризма; рациональное использование природного и культурного

наследия области.

Основными направлениями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются: координация деятельности всех

органов и организаций в сфере туристской индустрии; лицензирование в

туристской индустрии, сертификация туристских услуг и услуг средств

размещения в соответствии с требованиями законодательства; осуществление

налоговой политики в области, стимулирующей развитие туристской индустрии;

создание единой информационной службы по всем объектам развития туристской

индустрии; разработка практических мер по привлечению отечественных и

иностранных инвестиций в туристскую индустрию; разработка практических мер

по поддержанию отечественных производителей туристского продукта;

разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению

охраны туристских ресурсов; создание комплексной системы подготовки

квалифицированных специалистов в сфере туризма по обслуживанию туристов в

соответствии с международными стандартами; развитие санаторно-курортной

сети; разработка областных комплексных целевых программ по развитию

туристской индустрии и обеспечение их реализации; восстановление

традиционных и открытие новых туристских маршрутов; рекламная и

издательская деятельность в сфере туризма.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются поддержка и развитие

внутреннего, въездного и социального туризма.

4.2. Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 гг. [42], принятая в

2001 году.

Главная цель подпрограммы - создание в Псковской области современного

высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,

обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей

российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного

хозяйства области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и

рационального использования историко-культурного и природного потенциала

области, увеличения налоговых поступлений.

Основные задачи:

a) формирование современного туристского рынка на основе развития

конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских

организаций;

b) разработка нормативно-правовой базы развития туризма;

c) создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного и

социального туризма;

d) обеспечение развития социального, лечебно-оздоровительного,

специализированного и индивидуального туризма в Псковской области;

e) расширение международного сотрудничества;

стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций

для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

f) эффективное и рациональное использование существующей материальной

базы и рекреационных земель:

g) формирование современной системы подготовки, переподготовки и

повышения квалификации туристских кадров, осуществление научных

исследований в сфере туризма;

h) разработка системы социально-экономической оценки эффективности

туристской деятельности на территории области;

i) совершенствование системы информационного обеспечения, проведения

активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа

Псковской области, как области, благоприятной для туризма.

4.3. ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова в

сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к распоряжению

Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).

Основные направления деятельности Администрации города Пскова в сфере

туризма разработаны в соответствии с Федеральным Законом "Об основах

туристской деятельности в Российской Федерации" N 132 от 24 ноября 1996

года, Постановлением Правительства Российской Федерации " О федеральной

целевой программе развития туризма в Российской Федерации" N 177 от 25

февраля 1996 года с изменениями от 17 ноября 2000 года, рекомендациями

Департамента туризма Минэкономразвития и торговли Российской Федерации,

Законом Псковской области " О туристской деятельности в Псковской области "

N 48 - 03 от 14 июля 1999 года, рекомендациями Всемирной туристической

организации по вопросам развития туризма, #M12293 0 924001554 1265885411

24576 772336259 232509033 3305756163 77 864525651 3305756136ст. 28 Устава

города Пскова#S.

В период 2001 - 2003 г. г. Администрация города считает необходимым

развивать туризм в г. Пскове по следующим направлениям:

1. Создавать благоприятные условия для деятельности и развития

инфраструктуры туризма, содействовать укреплению материальной базы,

привлечению инвестиций.

2. Создавать и продвигать привлекательный для туристов имидж города

Пскова.

3. Содействовать созданию системы подготовки, переподготовки,

повышения квалификации кадров в сфере туризма, соответствующей современным

требованиям.

4. Содействовать развитию востребованных в настоящее время новых видов

туризма: паломнического, экологического, событийного, образовательного,

культурного, делового, конференц - туризма.

5. Координировать деятельность предприятий инфраструктуры туризма с

целью повышения качества туристических услуг, удовлетворения потребностей

туристов в активном и полноценном отдыхе.

Главная цель, которую ставит Администрация города по дальнейшему

развитию туризма в городе Пскове, - создание современного

высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса,

соответствующего международным требованиям и обеспечивающего, с одной

стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и

зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад

в развитие экономики города.

1.5. Функции органов управления по обеспечению текущего

функционирования и развития отрасли

В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной

власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень

государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и

Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции.

На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а

именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и

законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим

исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен

Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную

функции, и Городской Думой, выполняющей законодательную функцию.

Основными целями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются [1;ст.4]

1) создание на территории области развитой туристской индустрии,

соответствующей международным требованиям;

2) создание нормативно-правовой базы для регулирования отношений в

сфере туризма;

3) формирование представления об области как территории,

благоприятной для туризма;

4) стимулирование притока туристов из других регионов России и

иностранных государств на территорию области;

5) более полное обеспечение общепризнанных прав человека, в том

числе права на отдых, свободу передвижения, образование;

6) стимулирование и развитие социального туризма;

7) рациональное использование природного и культурного наследия

области.

Основными направлениями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются [1;ст.5]:

1) координация деятельности всех органов и организаций в сфере

туристской индустрии;

2) лицензирование в туристской индустрии, сертификация туристских

услуг и услуг средств размещения в соответствии с требованиями

законодательства;

3) осуществление налоговой политики в области, стимулирующей

развитие туристской индустрии;

4) создание единой информационной службы по всем объектам развития

туристской индустрии;

5) разработка практических мер по привлечению отечественных и

иностранных инвестиций в туристскую индустрию;

6) разработка практических мер по поддержанию отечественных

производителей туристского продукта;

7) разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и

обеспечению охраны туристских ресурсов;

8) создание комплексной системы подготовки квалифицированных

специалистов в сфере туризма по обслуживанию туристов в

соответствии с международными стандартами;

9) развитие санаторно-курортной сети;

10) разработка областных комплексных целевых программ по развитию

туристской индустрии и обеспечение их реализации;

11) восстановление традиционных и открытие новых туристских

маршрутов;

12) рекламная и издательская деятельность в сфере туризма.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской

деятельности на территории области являются поддержка и развитие

внутреннего, въездного и социального туризма [1;ст. 6] .

Применительно к сфере туризма был конкретизирован и расширен набор

функций и методов реализации государственной политики регулирования

развития туризма (см. Приложение 1)

Была проведена классификация инструментов регулирования по сферам их

применения [25;58]:

1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы;

развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере

туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и

пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с

преступностью и коррупцией.

2. В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное

финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий

для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.

3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма.

4. В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в

сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение

профессиональных кадров для туристской деятельности.

5. В сфере организации туризма: формирование имиджа России на мировом

рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой

рынки; содействие участию в международных туристских программах; создание

условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры;

координация деятельности и инвестиций государственного и частного секторов

в области развития туризма.

К компетенции областного Собрания депутатов в сфере туризма относится

[1;ст. 7]:

1) принятие законов и иных нормативно-правовых актов области по

вопросам регулирования туристской деятельности;

2) утверждение областных комплексных целевых программ по развитию

туристской деятельности;

3) другие полномочия, установленные законодательством Российской

Федерации и области.

К компетенции Администрации области в сфере туризма относится

[1;ст.8]:

1) осуществление лицензирования туристской деятельности в

соответствии с федеральным законодательством;

2) контроль за сертификацией туристского продукта;

3) координация деятельности органов и организаций сферы туризма;

4) утверждение порядка предоставления туристских услуг

туроператорами и турагентами на объектах государственной

собственности, расположенной на территории области;

5) создание координационного совета по туризму для координации

деятельности органов исполнительной власти области, органов

местного самоуправления, общественных организаций и объединений

в сфере туризма и предприятий туристской индустрии;

6) формирование системы официальных туристских агентов

Администрации области на конкурсной основе;

7) утверждение положения об официальных туристских агентах

Администрации области;

8) осуществление взаимодействия с соответствующими органами

государственной власти субъектов Российской Федерации в целях

координации действий в сфере туризма и продвижения туристского

продукта на российском туристском рынке;

9) разработка и реализация областных комплексных целевых программ

по развитию туристской индустрии;

10) заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о

сотрудничестве и единой политике в сфере туризма;

11) осуществление взаимодействия с соответствующими субъектами

иностранных государств для разработки и реализации общей

стратегии развития туризма и его приоритетных направлений;

12) заключение с заинтересованными субъектами иностранных государств

соглашений по вопросам туризма в порядке, установленном

законодательством;

13) принятие нормативно-правовых актов в пределах компетенции по

вопросам регулирования туристской деятельности;

14) формирование внебюджетных фондов развития туризма;

15) разработка системы сбора и анализа информации о деятельности

организаций в сфере туризма в области;

16) осуществление иных полномочий, вытекающих из положений

федерального и областного законодательства.

К компетенции органов местного самоуправления в сфере туризма

относится [1;ст.9]:

1) создание совета по туризму по вопросам взаимодействия и

координации деятельности общественных организаций и объединений

в сфере туризма и организаций туристской индустрии на территории

муниципальных образований;

2) утверждение положения о муниципальных официальных туристских

агентах;

3) осуществление взаимодействия с муниципальными образованиями

области по вопросам туризма;

4) разработка и реализация муниципальных программ по развитию

туристской деятельности;

5) заключение соглашений о сотрудничестве в сфере туризма;

6) принятие нормативно-правовых актов по вопросам регулирования

туристской деятельности в пределах своей компетенции;

7) формирование целевых муниципальных внебюджетных фондов развития

туризма и утверждение положения о них.

Органы управления туризмом в Псковской области представлены комитетом

по внешним связям и туризму Администрации области. Комитет занимается

управлением туризма на региональном уровне и уделяет большое внимание

въездному международному и внутреннему туризму. Основная роль в процессе

формирования и продвижения псковского регионального туристского продукта

принадлежит также комитету.

Комитет выступил с законодательной инициативой о разработке проекта

закона Псковской области «О туристской деятельности в Псковской области»,

который был принят 8 июля 1999 года Областным Собранием.

Разработана Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 г. Подпрограмма

направлена на создание правовой, организационной экономической базы

современной туристской индустрии в Псковской области. Главная цель

подпрограммы – создание в области современного высокоэффективного и

конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие

туристские возможности для удовлетворения потребностей российских и

иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства

области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального

использования историко-культурного и природного потенциала области,

увеличения налоговых поступлений. Основные направления подпрограммы

включают в себя формирование современного туристского рынка на основе

развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе

туристских организаций; создание условий для приоритетного развития

внутреннего и въездного туризма и социального туризма; расширение

международного сотрудничества; развитие материальной базы путем привлечения

инвестиций; формирование системы подготовки туристских кадров; разработка

системы социально-экономической оценки эффективности туристской

деятельности на территории области; совершенствование системы

информационного обеспечения; проведение активной рекламной деятельности,

направленной на формирование образа Псковской области, как области,

благоприятной для туризма.

Подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской

области и Министерством экономического развития депертаментом туризма. По

предложению комитета в целях улучшения качества экскурсионного обслуживания

российских и иностранных граждан утверждено постановлением Администрации

области положение "О порядке предоставления туристских услуг туроператорами

и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на

территории Псковской области» [42]. Положение вводит обязательную

регистрацию всех экскурсоводов на проведение экскурсий с целью контроля

качества предоставляемых услуг.

Комитету предоставлено право лицензирования международной туристской

деятельности, что является важнейшим рычагом государственного регулирования

в туризме. Проводятся рабочие совещания с туристскими фирмами области.

Выполняются мероприятия по проверке соблюдения условий действия лицензии на

международную туристскую деятельность, а также проверка устранения хода

недостатков, выявленных при проверке. Доходы бюджета от лицензирования

приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Доходы бюджета от лицензирования туристской деятельности

|Показатели |1998 |1999 |2000 |

|Выдано (переоформлено) | | | |

|лицензий, шт. |9 |7 |9 |

|Доход, тыс. руб. |34,4 |5,9 |9,7 |

Одной из важнейших задач комитета является расширение государственного

обеспечения развития туризма. На сегодняшний день в Невельском и Печорском

районах отделы культуры преобразованы в отделы культуры и туризма, что дало

положительный результат. В этих районах разработаны программы развития

туризма. Сегодня ведется работа по реорганизации Пушкиногорского отдела

культуры в отдел по культуре и туризму.

В международной сети «Интернет» создана официальная туристская

страница комитета по внешним связям и туризму Администрации области на

русском и английском языках. Издан туристский рекламно-информационный

справочник по Псковской области. Это в какой-то мере упростит доступ к

информации заинтересованным субъектам.

Комитет организует участие делегаций Администрации области и

туристских фирм в международных туристских выставках.

Меры, принимаемые комитетом настоящее время, оказали положительное

воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма на территории

Псковщины. За последние несколько лет наметились тенденции роста въездного

потока на территорию области. По оценкам северо-западного отделения РАТА

(Российской Ассоциации туристских агентств) г. Псков в 2000 году вошел в

число российских городов наиболее привлекательных для посещения туристов

[42].

Выводы по 1 главе

Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя

деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских

услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей

человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Продуктом сферы туризма как отрасли национальной экономики является

право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги

создаются в других отраслях экономики

В туризме выделяют три экономические функции: производственная,

обеспечения занятости и создания дохода.

Свое начало развитие туризма берет в античном мире. На современной

этапе – с 1985 года, который может быть назван переходным периодом в

развитии туризма, можно выделить четыре тенденции:

1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического

рынка;

2) развитие частных, средних и малых предприятий;

3) возникновение частной собственности, в частности на землю;

4) разработка специального законодательства, регулирующего развитие

отрасли туризма.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли

туризма являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об

основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепция

реорганизации и развития туризма в РФ #G1одобренная Указом Президента

Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284, Указ Президента РФ ''О

реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на

6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в Псковской

области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на 2002-2006

гг., ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова в

сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к распоряжению

Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).

В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной

власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень

государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и

Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции.

На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а

именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и

законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим

исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен

Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную

функции.

Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской

области

2.1. Анализ потенциала развития туризма

Псковская область является очень привлекательной территорией для

туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культурно-

исторического наследия. Псковская область расположена на северо-западе

Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100

кв. км. озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на

восток - 260 км. Площадь Псковской области больше чем территория Дании,

Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области

сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие

нетронутых и экологически чистых мест.

Область административно разделена на 24 района, из них 9 –

приграничных, имеет два относительно больших экономических центра: город

Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге.

Главной особенностью экономического и географического положения

Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область

имеет:

. внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-

западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального

района Российской Федерации. это дает возможность изучать

историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими

достижениями в области развития туризма.

. внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км),

Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие

таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные

контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских

возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Псковскую область пересекают автомобильные и железные дороги,

соединяющие Москву с Ригой и Таллинном, и Санкт-Петербург с Ригой и Киевом.

Аэропорт г. Пскова имеет международный статус.

Областной центр - город Псков расположен примерно на равном расстоянии

от Санкт-Петербурга (250 км), Таллинна (280 км) и Риги (260 км) и в 600-х

км от Москвы.

По ходатайству Администрации Псковской области в городе Пскове открыты

и действуют: Представительство МИД РФ в г. Пскове и консульский пункт в

пункте пропуска “Шумилкино”, Консульство Латвийской Республики; Канцелярия

Эстонского генерального консульства в городе Санкт-Петербурге [42].

Северо-Западный регион обладает уникальным туристским и

оздоровительным потенциалом. На его территории расположено более половины

всех имеющих мировое культурное значение, историческое и архитектурное

значение памятников России, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Особое место

здесь занимает Псковская область.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно

мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды

отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области

оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как

"среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы

области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.

Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными

ресурсами. Для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием

холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием

смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и

большое количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют

развитию спортивного рыболовства и водного туризма, охоты. Область

располагает бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными

водами.

Псковская земля исключительно богата памятниками ее славной истории и

обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории

находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588

памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия.

Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством

подлинного мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков. Псковичи внесли

значительный вклад в культурное наследие человечества. Причем это не

единичные памятники истории и культуры, а школы и направления в развитии

архитектуры, живописи и прикладного искусства. Уже к XII веку в Пскове

появились первые каменные постройки, из которых соборы Спасо-Мирожского и

Иоанно-Предтеченского монастырей сохранились до наших дней.

В таблице 2.1 представлены количественные данные о наиболее популярных

туристских объектах области [42].

Таблица 2.1

Размещение туристских объектов

|Вид |Место |Количество |

|Объекты паломнического туризма (монастыри,|Псков |13 |

|церкви, святые места) | | |

| |Псковская область|36 |

|Объекты экскурсионного туризма (музеи, |Псков |12 |

|архитектурные и исторические памятники) | | |

| |Псковская область|39 |

|Объекты экологического туризма (природные |Псковская область|2 |

|заповедники, национальные парки) | | |

Среди историко-культурных памятников можно выделить:

. Ансамбль Псковского Кремля (Крома) VI - XIX веков, историко-

архитектурный и градостроительный центр Пскова, расположен на

высоком мысу при впадении р. Пскова в р. Великая;

. Ансамбль Довмонтова города X - XVII веков;

. Стены окольного города различной степени сохранности на протяжении

9,5 километров;

. Ансамбль Мирожского монастыря XII - XIX веков с фресковой живописью

XII в. Спасо-Преображенского собора;

. Церкви: Василия на горке (XV век), Николы со Усохи (XVI век),

Анастасии Римлянки (XVI век) и другие;

. Гражданские сооружения XVII века: Палаты Меньшиковых, Солодежня и

другие;

. Гражданские здания XVII - XX веков.

Гордостью Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского

монастыря, датируется 1153г. Этот собор единственный в Пскове монастырский

памятник греко-византийского типа, отличается суровой простотой и

строгостью архитектурной композиции. Интерьер храма расписан сохранившейся

уникальной фресковой живописью середины XII в. Памятник хорошо известен

далеко за пределами нашей страны. Уникальные образцы монументальной

живописи представляют одно из высших достижений духовной культуры Древней

Руси, поражают художественным совершенством, глубиной мысли. Спасо-

Преображенский собор с его фресками включен ЮНЕСКО в число памятников

мирового значения. Мирожский монастырь был одним из культурных и летописных

центров Пскова. Здесь в XIII веке был сделан список “Слова о полку

Игореве”.

Псковский историко-архитектурный и художественный музей ведет свою

историю от небольшого музея открытого по инициативе псковской интеллигенции

в 1876 году. В настоящее время центральный комплекс музея находится на

улице Некрасова, 7 и занимает несколько зданий: Поганкины палаты - памятник

гражданской архитектуры Пскова XVII века, бывшую художественно-промышленную

школу, возведенную в начале XX века, а также современный корпус,

построенный в семидесятых годах нашего столетия, - они составляют сейчас

единое целое.

Высокий уровень изобразительного и прикладного искусства, свойственный

творчеству древних псковских мастеров, характеризует самые различные виды

художественного наследия Пскова: иконопись, фреска, книжную миниатюру,

ювелирные изделия, резьбу по камню и дереву, керамику.

Исключительный интерес для туристов могут представлять древнерусские

памятники города Печоры. Город этот расположен прямо на государственной

границе России и Эстонии.

При въезде в Псков из Прибалтики своеобразной прелюдией к

величественной музыке древнего Пскова наиболее открыто и торжественно

звучит Изборск - “псковский пригород”, расположенный в тридцати километрах

от Пскова. Изборск один из древнейших городов Древней Руси, впервые он

упомянут в русской летописи в 862 году. Под территорию Изборского музея-

заповедника отдано 40 кв. километров окружающей территории, где сохраняются

не только памятники истории и культуры, но и редкие представители фауны и

флоры. Город расположен в Изборско-Мальской долине, которая сама по себе

является памятником и уникальным объектом для исследований: из 1096 видов

растений, произрастающих в районе Изборска, многие не встречаются нигде в

мире.

В Пушкиногорском районе находится уникальный памятник русской культуры

национального значения - государственный мемориальный историко-литературный

и природно-ланшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина. Именно здесь на

Псковской земле расцвел гений величайшего русского поэта. У стен древнего

Успенского собора Святогорского монастыря покоится его прах. Территория

музея-заповедника занимает значительную площадь - 9713 гектаров и включает

в себя усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское, ансамбль Святогорского

монастыря, городище Воронич и другие музейные и ландшафтные реликвии.

Пушкинские Горы – это не просто музей под открытым небом. Этот уголок

занимает одно из самых главных мест в духовной жизни России. Ежегодно 6

июня в день рождения поэта на территории музея-заповедника проходит

всероссийский праздник поэзии, на который съезжаются гости не только со

всей России, но и мира.

Данные обстоятельства создают перспективу для развития в области

практически всех видов туризма: познавательного, событийного,

экологического, лечебного, оздоровительного и спортивного, что сможет

удовлетворить туристов практически любого направления.

Анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма

Псковской области (различных туристских организаций, предприятий гостиниц и

питания, транспортной сети) - позволит выявить положительные и негативные

стороны развития отрасли.

2. Анализ туристских потоков

Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по

октябрь. В 2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего

потока туристов, прибывающих в Псковскую область [44]. Основными месяцами

приема явились май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных

событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры,

празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина). Основными

потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт-

Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной

поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен

туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США,

Германии, Франции, Швеции.

Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими

целями являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило,

школьники на однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от

общего потока. Существенно снизился выездной поток в страны дальнего

зарубежья. Наибольшей популярностью для отдыха у жителей Псковской области

пользовались следующие страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная

часть жителей Псковской области воспользовалась турпутевками

продолжительностью до 3 суток (94%) [44].

По данным пограничной статистики из стран Прибалтики на территорию

области в 2001 г. въехало 553605 иностранных граждан, в т.ч. с целью

туризма - 86049 чел [42]. За девять месяцев 2001 г. Российскую Федерацию

посетило 14194,5 тыс. иностранных граждан. Каждый 34-й иностранный

гражданин въезжает в Российскую Федерацию через Псковскую область.

По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских

стран увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По

Российской Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью

туризма – 15,5%. [42] Наглядно выше приведенные данные можно проследить на

рис 7.

Рис. 7. Схема туристcких потоков Псковской области

В Псковскую область прибыли иностранные граждане из 80 стран мира.

Основную часть въездного потока (71%) традиционно составили граждане

Латвии, Эстонии и Литвы. Значительно возрос въездной поток иностранных

граждан из Эстонии. Только поток иностранных туристов из Эстонии в 2001 г.

увеличился в 4 раза. Каждый второй гражданин Эстонии въезжает в Российскую

Федерацию с туристскими целями через Псковскую область. Статистические

данные о пересечении российско-латвийской границы практически остались на

уровне 2000 г. В 2001 г. в Псковскую область въехало 263195 граждан Латвии.

В 2001 году в Латвию и Эстонию выехало 277039 российских граждан, в т.ч. в

Латвию - 198030 чел. С целью туризма выехало 50514 чел., в т.ч. в Эстонию -

1454 чел., в Латвию - 49060 чел. [43].

Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с

деловыми визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ.

Данная тенденция является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с

деловыми целями из стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время

увеличился въезд граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на

10%). Из Прибалтики увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%),

Польши (на 59,2%). Поток туристов из данных стран имеют положительные темпы

роста и по Российской Федерации.[42]

Основной въездной и выездной поток иностранных граждан следует через

Псковскую область транзитом (въехало через границу 553605 иностранных

граждан, а останавливались в гостиницах граждан СНГ 7376 чел, иностранных

граждан - 6906 чел.).[42]

В 2001 году в Псковской области на предприятиях размещения

останавливалось 165695 чел. По сравнению с 2000г. (103883 чел.) рост

составил 38%, графически это соотношение представлено на рис. 8.

Основная часть проживающих являлась гражданами России (91 %) [42].

По туристским путевкам было обслужено 67328 чел., что составляет на

48% больше, чем в 2000г. (34443 чел.) (рис. 9).

Основная часть туристов воспользовалась путевками для размещения на

туристских базах (48%), гостиницах (33%), санаториях (19 %) [42].

Количество детей составило 20% от общего потока [42]. Основная часть

детей прибывала в Псковскую область с целью отдыха.

Непосредственно туристские фирмы (в количестве 23-х, имеющие лицензию

на международную туристскую деятельность) Псковской области в 2001 г.

приняли 31618 чел, что составило 20% от общего количества человек,

проживающих на предприятиях размещения.

Рис. 8. Количество остановившихся на предприятиях размещения (чел.)

Рис. 9. Количество обслуженных по туристским путевкам (чел)

Характеристика проживающих представлена на рис.10, 11, 12.

Из рис. 10 видно, что по целям пребывания большую долю приезжающих в

Псковскую область, составляют люди, преследующие сугубо деловые и

профессиональные цели, и которые, как видно из рис. 10, не задерживаются в

области на более чем до 3 суток.

Рис. 10. Характеристика проживающих по целям пребывания

Из рис. 11 видно, что на срок до 7 суток в области задерживаются

только 12% туристов.

Рис. 11. Характеристика проживающих по продолжительности проживания

Из рис. 12 можно отметить, что доля прибывающих в Псковскую область

иностранных граждан очень мала, основную массу приезжающих составляют

граждане России.

Рис. 12. Характеристика проживающих по гражданству

2.3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности

Предприятиями туристской индустрии (турфирмами, гостиницами,

санаториями, базами отдыха и учреждениями культуры) в 2001 г. было

реализовано услуг на общую сумму 105884,6 тыс. рублей [44].

В 2001 году учреждения культуры посетило 724841 чел. Выручка от

продажи билетов составила 3948 тыс. рублей [44].

В таблице 2.2 приведены суммы денежных средств, выделяемые областным

бюджетом на развитие туризма. В результате постоянного дефицита бюджета

наблюдается систематическое выделение средств меньше запланированного

объема финансирования. Это обстоятельство создает определенные трудности в

планировании мероприятий по развитию туризма, требующих финансовой

поддержки.

Таблица 2.2

Выделение денежных средств в областном бюджете на развитие туризма,

тыс. рублей

|Показатели |1996 г. |1997 г. |1999 г. |2000 г. |2001 г. |

|Запланировано |550 |300 |500 |1000 |830 |

|Фактически |121.6 |82.6 |195 |847 |987 |

|выделено | | | | | |

Направления расходования бюджетных средств:

. оплата участия в международных туристских выставках;

. подготовка и издание рекламного материала для международных

туристских выставок;

. издание путеводителя, туристской карты, статистическое обследование

туристского рынка;

. организация рекламных туров по Псковской области для ведущих

туроператоров и журналистов;

. членство в РАТА;

. организация и проведение учебно-методических семинаров;

. публикация рекламных статей в СМИ и специализированных туристских

изданиях;

. содержание туристского сайта;

. приобретение технического оборудования и оргтехники

2.4. Анализ туристской инфраструктуры

В настоящее время на территории Псковской области действует 23

туристских фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках,

одна в Печорах и одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение

международной туристской деятельности. Большинство туристских фирм являются

обществами с ограниченной ответственностью, однако, это в основном мелкие

турфирмы. Также есть закрытые акционерные общества, муниципальные и

профсоюзные туристские фирмы.

Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и

туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях

выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы

выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта,

который включает в себя различные программы посещения Псковской области.

Однако некоторые фирмы могут выступать туропероторами и на некоторых

российских направлениях, например, черноморское побережье Кавказа. Кроме

этого турфирмы могут оказывать услуги по содействию в оформлении

въездных/выездных документов, перевода с иностранных языков, бронирование

билетов на транспорт, мест в гостиницах, а также организация экскурсий.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011