Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Шпоры

1

Виды организационных структур.

1)Линейная структура – во главе руководитель-единоначальник, единоличное

руководство, все функции управления. Базируется на вертикальном разделении

труда, управление по уровням. 2)Линейно-штабная. Штаб – функциональная

служба в которой работают специалисты., готовят квалифицированные решения.

Рекомендации утверждаются руководителем-единоначальником. К ним относятся

социологическая, юридическая службы, отделы координации и анализа.

Преимущества: более глубокая подготовка решений, освобождение главного

линейного менеджера от глубокого анализа проблемы, возможность привлечения

специалистов и экспертов. Недостатки: нет взаимосвязей на горизонтальном

уровне, недостаточно четкая ответственность, система взаимодействия по

вертикали – тенденция к чрезмерной централизации. 3)Структура ограниченного

функционализма. Штабы имеют право самостоятельно отдавать определенные

распоряжения нижестоящим звеньям. Круг таких распоряжений ограничен.

Повышение компетентности управления наряду с сохранением единства

распорядительства. Усложнение связей в системе управления.

Структура управления с временными органами. 1)Управление по проекту при

частых перестройках аппарата управления в связи с внедрением новой техники

и технологии. На определенный период создаются органы управления которые

организуют и контролируют выполнение всего проекта освоения новых

технологий (модернизация оборудования, подготовка кадров, материально-

техническое оснащение). Обычно потом трансформируется или ликвидируется.

2)Матричная структура управления. На определенный срок для обеспечения

реализации экстраординарных целевых программ. Совмещение линейной и

управление по проекту. Линейная – для регулирующего воздействия по главным

направлениям деятельности предприятия. Вместе с тем ответственный

руководитель обеспечивает комплексную реализацию программы преодолевая

внутриорганизационные барьеры, возможные противоречия в звеньях линейной

структуры. Однако на практике порождает двойное подчинение. Преимущества-

возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и

внешним условиям организации; повышение творческой активности АУП;

рациональное использование кадров за счет специализации различных видов

трудовой деятельности; повышение мотивации деятельности за счет

децентрализации и повышения демократичных принципов руководства; повышение

контроля за решением отдельных задач проекта; повышение личной

ответственности за выполнение программы. Недостатки: сложная структура

соподчинения – проблемы с установлением приоритетов заданий; дух

нездорового соперничества между руководителями программ; трудности в

приобретении навыков необходимых для работы по новому проекту.

2

Методы управления.

Реализация функций управления осуществляется путем использования различных

методов. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия

на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. 3

группы методов. 1)Организационно распорядительные (ОРМУ,

административные)основаны на правах и обязанностях людей на всех уровнях

хозяйствования и управления. Воздействие на субъект на основе силы и

авторитета власти – указы, законы, постановления, приказы, инструкции и др.

они устанавливают ответственность, обязанности, права каждого руководителя

и подчиненного а также каждого звена и уровня управления. Должны

обеспечивать персональную ответственность каждого из работников управления

за исполнение воли вышестоящих органов. 2)ЭМУ. Прямой экономический расчет

основан на централизованном, плановом, директивном распределении и

перераспределении ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного

воспроизводства. Важен для ликвидации последствий ЧС, в ряде др. случаев

принимает форму субсидий субвенций, дотаций. Дотации – денежные средства

убыточным предприятиям для покрытия убытков. Субвенции – денежные пособия

на целевое финансирование определенного мероприятия, при нарушении подлежит

возврату. субсидия в денежном или натуральном выражении для физических и

юридических лиц и других стран. Хозяйственный расчет основан на

использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и

рычагов, соотношение результатов и затрат в производстве и реализации

продукции. 3 вида хозрасчета. Самоокупаемость – безубыточность.

Самофинансирование – прибыль для дальнейшего развития производства и

социального развития коллектива. Полный хозрасчет – самоокупаемость,

самофинансирование и отчисления от прибыли на содержание вышестоящего

органа или государства. Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования:

финансы, кредит, прибыль, фондоотдача, рентабельность, з/п и др.

экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного

влияния. Категория з/п – уровень отдельной личности работника, прибыль,

рентабельность – уровень коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций

экономичность производства – общество. экономические рычаги можно

рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Категория з/п –

уровень отдельной личности работника, прибыль, рентабельность – уровень

коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций экономичность производства

– общество. 3)Социально-психологические методы представляют собой

совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и

связи возникающие в трудовом коллективе а также на социальные процессы

протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к

труду, воздействуют на личность с целью превращения административного

задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят

личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель –

положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное

средство воздействия на коллектив – убеждение. Понимание руководителем

биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать

наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом

руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно

учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы

изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие

решения. 4)Самоуправление – превращение человека, всего трудового

коллектива из объекта управления в субъект. Коллективная материальная и

моральная ответственность побуждает участвовать в обсуждении всех аспектов

хозяйственной деятельности. Обязательное участие в учете и контроле за

мерой труда и потребления, сохранения ТМЦ. Не только самостоятельное

принятие решений, но и их обязательное выполнение всеми членами коллектива.

Личная ответственность за выполнение решений.

3

Мотивация.

Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на

деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей

организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к

деятельности для достижения целей организации.

Содержательные теории. Теория Маслоу. Физиологические потребности (от

материального комфорта). Потребности в безопасности и уверенности в будущем

(от стабильности, надежности, безопасности). Социальные потребности –

потребность в причастности к какому-нибудь человеческому сообществу, группе

людей – сознание, взаимодействие, привязанности, поддержка (от общения,

участия в совместной деятельности). Уважения – самоуважение, личные

достижения, признание со стороны других (от положительной оценки другими

людьми). Потребность в самовыражении – реализация своих потенциальных

возможностей (от содержания труда и его результатов). Человек испытывает

потребности разных уровней, но есть доминирующая. Низшие должны быть

удовлетворены в первую очередь. Он испытывает потребности высших уровней

только когда удовлетворены низшие потребности. Руководитель должен

определить доминирующую потребность и мотивировать ее исполнением.

Удовлетворение низшей потребности не ведет к автоматическому задействованию

высшей. Не учитываются индивидуальные особенности людей.

Теория МаКлелланда делает упор на высшие потребности. Потребность власти –

желание воздействовать на других людей. Потребность успеха – удовлетворение

процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в

причастности – общение, заинтересованность в компании знакомых, налаживание

дружеских отношений.

Двухфакторная теория Герцберга. 2 группы факторов. Гигиенические –

заработок, условия труда, отношения с другими работниками,

информированность о делах на предприятии, стиль руководства, климат на

предприятии, не мотивируют к эффективности труда. Факторы мотивации –

признание и одобрение руководством результатов работы; возможность

продвижения по службе; высокая степень самостоятельности и ответственности;

интересная, сложная требующая творческого подхода работа – мотивируют к

повышению производительности, эффективности труда.

Рекомендации на удовлетворения потребности в общении, принадлежности:

хорошее рабочее окружение; работа, позволяющая общаться; собрания с

подчиненными; старайтесь не разрушать неформальные группы, если они не

вредят организации; условия для неформального общения людей. В признании

уважении: определить формы признания достоинств подчиненных; более

содержательная работа; обучение и переподготовка которая повышает уровень

компетентности; дополнительные полномочия; продвижение вверх; привлечение к

управлению; условия для соревнования групп и сотрудников. В самовыражении:

обучение и развитие для более полного использования потенциала; сложная и

важная работа, требующая полной отдачи; поощрение и развитие у подчиненного

творческих способностей.

Позиционные теории мотивации более современные базируются на том как ведут

себя люди с учетом их восприятия и сознания.

Теория ожиданий Врума. 3 фактора - ожидание (оценка личностью вероятности

определенного события), стимул (побудительная причина, заинтересованность в

совершении чего-нибудь), вознаграждение (компенсация затрат труда,

направленная на удовлетворение человеческих потребностей. Стимул – усилия

приведут к результату; результат повлечет вознаграждение; вознаграждение

достаточно ценное. По отношению мотивации к труду теория ожиданий

рассматривает процесс: «затраты труда -–результаты – вознаграждение –

удовлетворенность им». Руководитель должен: учить подчиненных получать

результаты и создавать для этого необходимые условия; установить

непосредственную связь результат – вознаграждение; изучать потребности

подчиненных чтобы знать какие вознаграждения имеют для них ценность.

Теория справедливости – соизмерение вознаграждения с затраченными усилиями

и соотношение этого вознаграждения к вознаграждению других людей

выполняющих аналогичную работу. Руководитель должен: установить размеры

оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации,

сложности, трудоемкости и результативности труда; разъяснить сотрудникам

принципы оплаты.

Модель Портера-Луренса. Включает элементы теории ожиданий и теории

справедливости. 3 переменные – затраченные усилия; способности и

характерные особенности; осознание своей роли в процессе труда. Уровень

затраченных усилий зависит от ценности вознаграждения и от веры в связь

усилия – вознаграждение. Вознаграждение требуемого уровня – внутреннее

(чувство удовлетворения, самоуважения), внешнее (похвала, премия,

продвижение по службе). Удовлетворение – результат внутренних и внешних

вознаграждений с учетом их справедливости. Это мерило ценности

вознаграждения на самом деле. Это оценка будет влиять на восприятие

человека будущих ситуаций. Результаты также зависят от способностей и

характера работника и от осознания им своей роли в трудовом процессе.

Упрощенный механизм мотивации. Потребности. Ожидания. Мотив. Действия и

результаты. Вознаграждение. Оценка степени удовлетворенности ожиданий и

потребностей.

4

Организационные структуры управления.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная

совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в

устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как

единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между

участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой

позиции организационная структура – это форма разделения и кооперирования

управленческой деятельности, в рамках которой протекает процесс управления

направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления

включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи

между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Элементы

структуры управления. Работник управления – человек, выполняющий

определенную функцию управления. Орган управления – группа работников

связанных определенными отношениями состоящая из первичных групп. Первичная

группа – коллектив работников управления с руководителем, но без

подчиненных. Звенья управления – это структурные подразделения, а также

отдельные специалисты выполняющие соответствующие функции управления или их

часть. Уровень управления – совокупность звеньев управления занимающих

определенную ступень в системе управления организацией. Структура

управления характеризуется наличием связей между ее элементами.

Вертикальные связи – связи подчинения, при наличии нескольких уровней

управления. Линейные – по всем вопросам управления. Функциональные – по

определенной группе проблем функциональному руководителю. Горизонтальные

связи – между отделами, согласование, как правило, одноуровневые. Принципы

формирования организационных структур. Структура управления должна отражать

цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.

Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий

работников управления, которые определяются политикой, процедурами,

правилами и должностными инструкциями и рассматриваются как правило в

направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителя

ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными

ориентациями, принятыми традициями и нормами. Соответствие между функциями

и полномочиями и квалификацией и уровнем культуры. Требования к

организационной структуре. Оптимальность – рациональные связи при

наименьшем числе ступеней управления. Оперативность – без изменений от

принятия до реализации. Надежность – достоверность передачи информации, без

искажений, бесперебойность связи. Экономичность – нужный эффект при

наименьших затратах; критерий – соотношение затрат к результату. Гибкость –

способность изменятся вместе со внешней средой. Устойчивость – неизменность

ее основных свойств при внешнем воздействии, целостность функционирования.

Организационная структура должна. Обеспечивать максимальную свободу и

инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессиональной

подготовкой. Создавать творческую обстановку, стимулировать выдвижение

новых идей, технологий. Система справедливых и щедрых вознаграждений

сотрудников. Учитывать личную ответственность руководителя и характер

вертикальных коммуникаций между руководителем и трудовым коллективом.

Способствовать развитию горизонтальных коммуникаций. Ограничить рост

непроизводительных расходов и управленческого аппарата.

5

Понятие коммуникации и ее виды.

Коммуникация – процесс обмена инф-цией. Нужно довести до исполнителей

вознаграждение, которые их ждут в случае выполнения задания. Многие

руководители считают коммуникации главной причиной недостатков в работе

«П». Эффективно работающие руководители, те которые эффективны в

коммуникациях. Они представляют суть комуникац процесса, и понимают как

коммуникация влияет на обмен инфор-цией. Коммуикации:

1. внутренние – делятся на межуравневые коммуникации, и между СП (по

горизонтали). При межуравневых комуникациях инф-ция может передаваться от

низших уровней к высшим (об изменениях приоритетов, новых задачах и

процедурах). Между СП – обмен инф-цией для координации действий. Выгоды от

коммуникации между СП – идут на формирование равноправных отношений.

2. внешние - «П» используют разные коммуникации для установления контактов

с внешним миром (с имеющимися и потенциальными потребителями). С имеющимися

– коммуникации с помощью переговоров и договоров. Большое значение здесь

имеет репутация.

Особое значение – отношение между рук-лем и подчиненным. На них приходится

2/3 коммуникативной деятельности. Обмен инф-цией здесь связан с прояснением

задач, вовлечением людей в решении задач, с обсуждением проблем

эффективности работы, достижением признания, сов-ние и развитие

способностей подчиненных. Группа может также обсуждать вопросы и без

руководителя. Инф-цию он может получить и виде отчета. Неформальные

комуникации – канал цехов (80%-90%) наиболее точен в отношении не

противоречивой инфор-ции о «П». Менее точны слухи о личностях. Слухи

оказывают как положительное так и отрицательное влияние. Иногда

руководитель сам распределеяет слухи и смотрит какая будет реакция: о

сокращениях, об опозданиях, об изменениях в структуре орг-ции, грядущие

перемещения и повышения.

6

Формальные и неформальные структуры управления. Формальные ст-ры создаются

по воле руководства для организации производственного процесса. Задачей

этих ст-р явл-ся выполнение конкретных работ в соответствии с разделением

труда в данной организации. Неформальные ст-ры создаются по воле самих

работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений. Сила

воздействия неформальных групп достаточно большая в организации и при

определенных условиях она фактически может стать доминирующей и свести на

нет усилия руководства. Неформальный лидер – это специалист, не являющийся

официальным руководителем, но в силу своих личностных качеств, проф навыков

пользуется авторитетом в коллективе и может оказывать существенное влияние

на его поведение.

7

Принципы управления Фойля. Реализ-ция принцип.

Одним из пионеров школы управления был Фойль. Он разделил весь прцесс

управления на 5 осн функций: планирование, подбор и расстановка кадров,

организация и контроль. Американцы его наз отцом мен-та. Его принципы

следует признать результатом управления, »администрирования» Суть разраб-ых

принципов сводится к след-му:

1)разделение труда, единоначалие, равенство, полномочие и ответственность,

централизация и децентралтзация, вознаграждение и наказание,

справедливость, дисциплина, инициатива, корпоративный дух, подчиненность

личных интересам общественным, порядок, комбинация, координация мен-ров

одного уровня, планов, доброта и порядочность, кооперация, авторитет и

ответственность, единство руководства, стандартизация. 5.Классификация

предприятий. 1-по правовому положению: частные (единоличные) и объединение

предпринимателей, в свою очередь последние делятся на: объединение лиц

(командитное товарищество, полное тов-во), объединение капиталов

(акционерное общества, общества с огран ответ-стью, с дополнительной

ответственностью). 2)по характеру собственности: частные, государственные,

кооперативные) 3)по принадлежности капиталла (иностранные, национальные,

смешенные) 4)по характеру хозяйст-х отношений: картели, синдикаты, пу –вся

прибыль в одно) трест, концерн, промышленный холдинг 5)в зависимости от

цели: малые, средние, большие. 6)в зависимости отцелей: комерческие,

некомерческие.

8

Понятие структуры «П», произв структуры и орг стр

Структура с латин языка - строение, единство устойчивых взаимосвязей между

элементами. Каждый материальный объект обладает множеством внешних и

внутренних связей и способностью переходить из одного состоянния в другое

(каждый мат объект может менять свою струк-ру) Структура пред-я определяет

место отдельных работников и подразделений при сложившейся кооперации

труда. Это каркас, на кот строятся и взаимоотношения. Хорошая структура

пред-е способствует выполнению целей, стоящих перед пред-ем, хотя не

гарантируется их достижение. Плохая - гарантирует провалы. ОБЩАЯ ст-ра

делится на: производственную и организационную ст-ру управления. Организ-

ная струк-ра управления - это совокупность работников управления, их

соподчиненность и связь ОСУ - упорядоченная совокупность элементов,

находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их

функционирование и развитие как одного целого. Элементами ст-ры управ-я явл

отдельные работники, службы и др звенья аппарата управления. Отношения

между ними поддерж-ся благодаря связям, которые делятся на: вертикальные и

горизонтальные. Гориз-ные носят характер согласования и явл-ся

одноуровневые (между нач цехов). Вертик - это связи подчинения и

необходимость в них возникает при иерархичности. Связи в орг СУ могут

носить линейный и функциональный характео. Линейные - отражают движением

управл решений и информации между линейными руководителями. Функциональные

- имеют место по линии движения информации и управл решений по отдельным

функциям управления. Функциональные руков-ли дают указания по опред-ным

вопросам. В рамках ОСУ протекает управлен-кий процесс ,процесс принятия

решений и движение информации ОСУ можно рассматривать как форму разделени

труда и кооперации управленческой деятельности в рамках кот происходит

процесс управления. Функция управ-я - это содержание упр-я, ОСУ-его форма.

Деятельность, направленная на достижение цели - это функция, аппарат - это

ОСУ.

9

Характеристика дивизиональных структур управления.

Переход к дивизиональным структурам – позволяют организации уделять

конкретному продукту, потребителю или региону столько же внимания, сколько

и небольшая организация, выпускающая один продукт или ориентированная на 1

потребителя, что позволяет быстрее адаптироваться к меняющейся внешней

среде. Недостатки: увеличение затрат из-за дублирования функций,

недостаточное общение между специалистами разных отделов, слабые связи с

головным предприятиями.

10

Характеристика программно-целевых и матричных структур управления.

Поиски, новых методов обоснования управл решений, оценки достигнутых

результатов, более эффективного использования мат и трудовых ресурсов,

правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении

привели к созданию так называемых программно-целевых структур. Сущность ПЦС

заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей

производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на

отдельную цель. Одной из разновидностей ПЦС является новая форма –

«внедрение нововведений». Она предназначена для тех орг-ций, где пр-во

продукции осущ в широком диапазоне выпускаемой номенклатуры. Сущность ее

заключается в том, что планирование и введение различных новшеств в

технологию разработки принципиально новых видов изделий, а также их

реализации полностью возлагаются на группу нововведений. Такая орг-ция

работы позволяет руководителям функциональных подразделений сосредоточить

внимание на выполнении обязательных текущих дел, менее сложных, но имеющих,

однако, большой удельный вес в годовой производственной программе. Это

обеспечивает определенную гибкость и оперативность в управлении. Тем не

менее, не исключена возможность дублирования функций в нескольких группах.

Внедрение нововведений требует также четкой системы связей между группами и

внешней средой, в противном случае работа организации не достигнет научного

уровня эффективности.

Матричная – это комбинация двух видов структур по функциям и по продукту.

Пример: разрабатывается 4 разных продукта за каждый из которых отвечает

отдельных руководитель. Каждый выполняет цепочку функций от создания нового

продукта до его пр-ва и продажи. Здесь имеется двойное подчинение

руководителю проекта и руководителю функционального отдела. Руководитель

функционального отдела принимает участие в орг-ции, контролирует ход

работы, сроки. Менеджер по продукту отвечает за интеграцию всех видов

деятельности, за стратегию проекта и рез-ты работы.

11

История развития М. И его школы

Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор

сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа

научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,

Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом

производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению

производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-

50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют

“универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в

любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо,

Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и

достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4)

поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис,

Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации

требует максимального использования человеческого потенциала на основе

данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее

время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения

ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей

ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на

практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ

М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М.,

обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует

ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней -

на персонал”

В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к

управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль

организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих

процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.

12

Системность в М.

Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во

взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах

управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования,

контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный

инструмент фирмы.

Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности,

долгосрочные цели.

Система планирования компании в целом. Уровни планирования:

1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ,

разработки, маркетинг.

Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы;

2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость,

устойчивость.

Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом

роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.

Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность,

качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.

Система контроля, система мотивации.

Системы управления - системы, реализующие процесс управления для

достижения целей.

Система управления организацией:

Система управления состоит:

. из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает

управляющие воздействия и подает их на объект;

. объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой

часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.

Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект

и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с

самоуправлением.

13

Сущность организационной и управленческой структуры

В любой фирме существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Причиной этого является специализация - повышается эффективность. Структура

системы управления представляет собой в самом простом виде субъект

управления, воздействующий на объект управления. Субъект управления - это

управляющая часть системы, она вырабатывает управляющие воздействия и

подает их на объект. Это top-менеджмент, а также исполнительные

руководители. Объект управления - управляемая часть системы управления -

это часть системы управления, состояние которой приводится к желаемому

результату. Объект и субъект управления появились по причине разделения

труда: 1)по управленческим функциям; 2)по исполнительным функциям.

Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект

и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с

самоуправлением.

Часть кибернетики, которая изучает процессы управления в экономике,

называется “экономической кибернетикой”, основоположник - американский

ученый Норберт Винер. Кибернетика исходит из единой схемы управления,

характерной для всех форм и видов. Согласно этой схеме субъект управления

вырабатывает управляющее воздействие в виде повеления, команды, сигнала,

которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая

управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с

сигналом о том, что объект выполнил команду, субъект узнает, получая

обратную информацию по каналу обратной связи. В зависимости от этой

информации субъект вырабатывает новые управленческие воздействия. Канал

обратной связи может быть зрительным, слуховым, телефонным, в виде

электрических сигналов, письменных отчетов. Обратная связь гарантирует

контроль. В качестве субъекта выступают хозяйственные руководители, органы

управления. В качестве объекта - трудовые коллективы, отдельные работники,

факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и

информационный потенциал. Управляющие воздействия регулируются законами,

указами, планами, программами, постановлениями, рекомендациями,

инструкциями и финансовыми стимулами, моральным воздействием. Обратные

связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны

субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская

документация.

Организационная структура - форма управления, представляющая собой

механизм и способ разделения труда и кооперации труда.

14

Постановка вопроса о методах управления

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и

подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия

субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка

вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих

взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Существует 3 вида методов управления. 1)командный; 2)экономический;

3)социально-психологический.

Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей

черты, характерные для данного метода.

В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень

важен, потому что эффективность организации определяется 1)системой методов

управления; 2)механизмами управления.

15

Характеристика методов управления

Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект

и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов

управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.

1)Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон,

положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для

выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта

(назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные

сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе,

награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе,

план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

2)Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли,

договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции,

предусмотренные договором.

3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение,

критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и

подчинения. Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли

руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат;

3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая

реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие:

1)подавляется инициатива, творческая работа; 2)отсутствуют действенные

стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3)в крупных организациях:

а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в

дефиците; б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая

система контроля.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта -

договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и

объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется

проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на

основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются

неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального

интереса, что снижает мотивацию.

3.Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и

объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из

сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства

метода: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с

удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются

материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на

материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.

16

Целеполагание в планировании

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется

ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на

структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель -

есть “контур” плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные

базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании

параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля

рынка, гибкость, устойчивость.

При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы

успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор

продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система

показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность,

качество; производительность; инновативность; прибыльность.

Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему.

Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не

совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут

не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней

среды. Поэтому для успеха организации цель должна: 1)соответствовать

системе ценностей, принятых в организации; 2)обеспечиваться адекватными ей

средствами; 3)не противоречить целям более высокого порядка; 4)быть реально

осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с

учетом возможных побочных эффектов; 6)формулироваться доступно, конкретно,

ясно, кратко, однозначно пониматься; 7)сложные цели должны быть

структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям

эффективности.

17

Потребности человека.

Американский Исс-тель ,психолог Абрахам, Маслоу (Пирамида Маслоу или

иерархия потребностей по Маслоу) выделил 5 структурных уровней, в настоящее

время - больше

|Самовыражение |Вторичные |

|Уважения | |

|Социальные | |

|Безопасности и |Первичные |

|защищенности | |

|Физиологические | |

Современная пирамида:

1 уровень - физиологический (явл. необходимыми для выживания, потребность

в еде, воде, отдыхе, и сексуальн. потребности)

2 уровень - безопасности и защищенности (защита от физ. и психол.

опастностей со стороны окружающего мира и уверенность в том ,что физиолог.

потребности будут удовлетв. в будущем - покупка страхов. полиса или поиск

надежной работы с хорош. видами на пенсию)

3 уровень - социальные (потребности общения), это понятие вкл. чувство

принадлежности к чему или кому либо, чувство, что тебя принимают другие,

чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки)

4 уровень - уважения (вкл. личные достижения, уважение со стороны

окружающих, признание)

5 уровень - познавательные

6 уровень - эстетические

7 уровень - самовыражения, самоактуализации (потребность в реализации

своих потенциальных возможностей в росте как личности)

Другие не согласились с пирамидой Маслоу

Потребности не вошедшие в пирамиду Маслоу:

. ощущение собст. значимости

. материальные

. власти (оказывать влияние на др.)

. потребность достижения успеха

. избегания неудач

. уверенность в будущем

. любви

. религиозные потребности

. садистские и т.д

18

Функция контроля в менеджменте

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с

производственным циклом.

1.Контроль очень важен для успешного функционирования организации.

2.Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп

становится невозможно.

3.Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем

раньше сем они станут слишком серьезными.

4.Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.

5.Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней

так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей,

технологии, условий конкуренции и др.

6.Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля

- это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и

скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти

проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать

способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как

они повредят достижению целей организации.

7.Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности

организации.

8.Широта контроля. Контроль должен быть всеобъемлющим.

Виды контроля:

1.Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является

реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный

контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим,

материальным и финансовым ресурсам.

2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Объектом является подчиненные сотрудники.

3.Заключительный контроль основывается на обратной связи. Управляющие

системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть

руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом,

может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее

работы.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011