Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Экономическая теория налогообложения. Налоговая политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы экономической теории»

на тему: «Экономическая теория наллогооблажения. Налоговая политика.»

Исполнитель,

студент ______________________

(подпись, дата)

Группа, домашний адрес:

Руководитель роботы ______________________

(подпись, дата)

Донецк – 2003

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по дисциплине «Основы экономической теории»

Студенту

Тема работы: «Экономическая теория наллогооблажения. Налоговая политика.»

Исполнитель,

студент ______________________

(подпись, дата)

Группа, домашний адрес :

Руководитель роботы _____________________

(подпись, дата)

Донецк – 2003

«Экономическая теория наллогооблажения. Налоговая политика.»

СОДЕРЖАНИЕ

|Введение …………………………………………………………………….. |4 |

|1.Налоги: эволюция, определение и виды………………….……………… |5 |

|2. Принципы налогооблажения и функции налогов………………….…... |8 |

| 2.1. Кривая Лаффера ……………………….…………………………… |13 |

|3. Налоговая политика и налоговая система Украины, пути их | |

|совершенствования ………………………………………………………… |20 |

|Заключение ……………………………………………………………….…. |27 |

|Список использованных источников……………………………………… |31 |

|Приложение А ………………………………………………………………. |31 |

|Таблица А.5 «Система налогообложения Украины» ……………………. |33 |

| | |

ВВЕДЕНИЕ

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в

библейские времена и было не плохо организовано. Одним из самых известных

тогда налогов была «десятина», десятую часть урожая крестьянин отдавал за

пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого

столетия.

В государствах классического древнего мира (Рим, Афины, Спарта)

налоги, как правило, не взимались, потому что не было постоянных ведомств.

Оказывая государству услуги. Граждане расходовали собственные средства.

Однако сборы и пошлины с торговцев в портах, на рынках, у городских ворот

существовали и тогда.

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в

народе, хотя они лишь выполняли волю правительства. Поскольку сбор налогов

– дело хлопотное, требует содержание специального аппарата, в некоторых

странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги

выставлялось на тогах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он

становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы

покрыть затраты и получить прибыль, ответственно относился к выполнению

своих обязанностей.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов,

философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-

1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-

1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение

той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им. А один

из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о

том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а

свободы.

В настоящее время налоги и налоговая система – это не только

источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы

экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной

налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и

позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны

полноценные преобразования экономики Украины.

1.Налоги: эволюция, определение и виды

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в

доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации,

граждане.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их

уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только

обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с

помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе

экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные

виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей

промышленности, воздействовать на экономическую активность

предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение,

регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают

возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни

правительство существовать не могут.

Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение

длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с

перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия

изъятия части их доходов в пользу государства.

Принципы налогообложения должны строятся на основе четырех функций:

- равномерность;

- определенность;

- удобство;

- дешевизна.

Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы,

которая адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не

последовательно и медленно. Украина в этом случае не исключение.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две –

«фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги

нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и

техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде

налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы,

высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и

стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья

матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же

источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог,

защиту окружающей среды.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на

общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а

также социально - экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции

могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и

контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые

льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы,

государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не

облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность,

государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать

бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие

налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и

услуги.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в

бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную

возможность для осуществления экономической роли государства т.е. это

экономическая функция налогов. В тоже время достигнутое в результате

экономического регулирования ускорение развития и роста доходности

производства позволяет государству получать больше средств. Это означает,

что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной,

укрепляет ее.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей

(сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод

законов , регулирующих порядок и правила налогообложения , а также

структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система

базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые

устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е.

определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора

и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Определим основные понятия элементов налоговой системы :

Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся

плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения

налогового бремени на других лиц, поэтому специально выделяется такое

понятие, как носитель налога. Носитель налога – лицо, которое фактически

уплачивает налог.

Объект налогообложения – доход (прибыль) , имущество (материальные

ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые

начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых

систем является материально – денежный , а не личностный характер объектов

налогообложения . Использование в качестве объекта налогообложения

физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот

вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда

совпадает с источником взимания налога, т.е. доходом из которого

выплачивается налог.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на

единицу обложения (доход, имущество и т.д.). Различают предельную ставку,

ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднею,

соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет

вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая

ставка, устанавливаемая в % к доходу, называется налоговой квотой.

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение

от налога.

Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый

режим.

Система налогообложения в Украине строится на принципах

обязательности, равнозначности и пропорциональности, равенства и

недопущения налоговой дискриминации; стабильности, экономической

обоснованности, равномерности уплаты и единства подхода. В целом система

налогов должна обеспечить оптимизацию структуры распределения и

перераспределения национального дохода с целью стимулирования материального

производства, повышения его эффективности и на этой основе наиболее полного

удовлетворения государственных и социальных потребностей.

Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и

обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения,

порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки

уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства

устанавливаются Законом Украины «О системе налогообложения».

В Украине существует общегосударственные и местные налоги. Система

налогообложения показана в таблице А.5

Законодательством могут устанавливаться и другие общегосударственные

налоги и сборы. Законом Украины «О системе налогообложения» [1] определен

перечень местных налогов и сборов, которые могут устанавливаться местными

органами власти, т. е. местными Советами, но лишь в соответствии с

приведенным перечнем и в рамках предельных размеров ставок, устанавливаемых

Законами Украины.

2. Принципы налогооблажения и функции налогов.

Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые

государством на основе государственного законодательства, подразделяются на

части. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу

налогообложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере

роста дохода. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых сильнее

давит лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере

роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной

суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые

налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны

платежеспособности. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и

специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и

капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за

каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое

назначение (отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные

фонды).

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа

налогообложения, желательных в любой экономической системе.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании

правительства соответственно доходу, каким они пользуются под

покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога,

должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма

платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и

как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы

он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того,

что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия

налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или

тройного обложения.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. кадастровый - (от слова кадастр- таблица, справочник) когда объект

налога дифференцирован на группы по определенному признаку.

Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные

справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка

налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит

от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных

средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного

средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или

простаивает.

2. на основе декларации. Декларация- документ, в котором плательщик

налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой

такого метода является то, что выплата налога производится после

получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3. у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход.

Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем

получатель дохода получает его уменьшенным, на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается

предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до

выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и

перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существует два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый

налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей

облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены

различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических

лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчёт налогов и упрощает

планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных

государствах.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем

стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя

предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков

будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,

проведённой сделки, финансовой операции и т. п. Неопределенность – враг

предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с

риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к

неустойчивости рыночной конъектуры прибавляется неустойчивость налоговой

системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в

условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов

налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в

предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой

прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,

ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших»

систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения

отражает характер общественного строя, состояние экономики страны,

устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к

правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере

изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать

предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными

условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему

в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся

необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы

(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет.

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют

довольно разветвленную совокупность.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.

Они классифицируются:

- по характеру налогового изъятия(прямые и косвенные);

- по уровням управления (федеральные, региональные, местные,

муниципальные);

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических

лиц);

- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на

доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на

недвижимость и имущество и т.д.);

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011