Анкетирование
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Социологический исследовательский проект. 3
2. Опрос. 4
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6
2.1.1.Композиция анкеты. 7
2.2. Интервью. 10
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений
современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание
требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке
социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в
освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача
заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат
современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной
общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление
практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков
и умений социологического исследования ориентирует на необходимость
сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов
процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями
технологии в рамках логической структуры реализации социологического
исследовательского проекта.
1. Социологический исследовательский проект.
Социологическое исследование – это инструмент социологического
изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов,
позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения,
обобщения, анализ социологической информации.
Социологический исследовательский проект – это система научно –
исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных
явлений на основе фактологических данных.
Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы
не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем
к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса
2. Опрос.
При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод
теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического
описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и
получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора
социологических данных, при котором источником информации выступает
словесное сообщение людей.
Приоритетность опроса:
. слабая обеспеченность изучаемого предета исследования
статистической и документальной информацией;
. исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.
Варианты опроса (по формам контакта):
. личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый,
телефонный);
. индивидуальный или групповой;
. свободный или формализированный, фокусированный (направленный);
. устный или письменный;
. сплошной или выборочный;
. по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
Основные элементы опроса:
. социолог, конструирующий инструментарий;
. анкетер или интервьюер;
. анкета или план интервью;
. ситуация опроса;
. респондент;
. социальная реальность.
Основные фазы опроса:
1. Адаптация:
. обращение;
. начало опроса.
2. сбор основной информации.
3. Завершение опроса.
Вопросы различаются:
1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках,
мнениях);
2. По форме (прямые или косвенные);
3. По структуре (открытые или закрытые);
4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные
(контактные)).
Разновидности опроса:
1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;
2. Интервью – непосредственный, устный опрос;
3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;
4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических
проявлений межличностных отношений.
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно
значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому
разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты
предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в
анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит
решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются
трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не
учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при
соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования
можно получить ошибочные результаты.
2.1.1.Композиция анкеты.
1. Титульный лист;
2. Водная часть;
3. Основная (содержательная часть);
4. Социально – демографическая часть.
Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.
В вводной части описывается цель исследования, характер использования
результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть:
1. Наличие и правильность обращения респонденту.
2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат
опроса?
Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные
формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в
чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от
своего участия в опросе.
4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность»
носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью
заполненной анкетой?
6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых
участвовать в опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае
опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос.
Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был
на вечеринке» и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют
собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно
«сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы:
«Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то
вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела
представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с
опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение
уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание
беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена
опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает
психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете
значительно снижается.
В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о
социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка»
об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для
анализа собранных данных, для оценки представительности собранных
результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.
2.2. Интервью.
Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем
непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по
определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в
контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее
заготовленные вопросы по теме и дополнительные.
3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному
вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета –
интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке
постановки вопросов.
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.
1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.
1.1. различия в возрасте.
1.2. различия пола.
1.3.различия национальной принадлежности и профессии.
1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.
1.5.различия образовательного уровня.
1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и
опрашиваемого.
2. Стиль поведения интервьюера.
2.1. демонстрация собственной точки зрения.
2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.
2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым.
3. Неправильный выбор места интервьюера.
4. Неправильный выбор времени для интервьюирования
5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.
6. Чрезмерная длительность интервью.
7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения
опрашиваемого.
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.
|анкетирование |интервьюирование |
|1. анкетный опрос дает |1. интервью позволяет |
|массовую представительную |осуществлять наблюдение за |
|картину об изучаемом |поведением небольшого |
|предмете |числа опрашиваемых |
|2. на респондента не |2. в интервью может быть |
|оказывают «возмущающего» |создана более откровенная |
|влияния личность |неформальная обстановка, |
|интервьюера, его собственные|атмосфера доверия. |
|установки и взгляды. | |
|3. отсутствие интервьюера |3. общение интервьюера с |
|формирует у опрашиваемого |опрашиваемым обеспечивает |
|ощущение большей |более серьезное отношение |
|анонимности, поэтому |респондента к опросу. |
|приводит к | |
|более обоснованным ответам.| |
|4. при заполнении анкет |4. Личный контакт |
|респондент подбирает для |интервьюера с опрашиваемым |
|себя наиболее подходящее |обеспечивает получение |
|время и скорость заполнения |ответов на все вопросы, в|
|анкеты. |то время как при |
| |анкетировании возможны |
| |пропуски вопросов. |
|5. анкетирование может быть |5. интервью может |
|проведено кадрами, не |вестись как по |
|обладающими высокой |заранее разработанным |
|квалификацией. |вопросам, так и |
| |свободно. |
|6. с помощью анкетирования |6. при использовании |
|можно собрать информацию за |интервью существует |
|более короткий срок. |уверенность, что |
| |на вопросы отвечает|
| |именно тот индивид,|
| |который определен |
| |требованиями выборки. |
В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за
время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор
соответствующих людей и обучение особенностям интервью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону:
издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.
2. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных
учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил. |