Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Анкетирование

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Социологический исследовательский проект. 3

2. Опрос. 4

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6

2.1.1.Композиция анкеты. 7

2.2. Интервью. 10

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений

современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание

требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке

социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в

освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача

заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат

современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной

общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление

практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков

и умений социологического исследования ориентирует на необходимость

сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов

процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями

технологии в рамках логической структуры реализации социологического

исследовательского проекта.

1. Социологический исследовательский проект.

Социологическое исследование – это инструмент социологического

изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов,

позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения,

обобщения, анализ социологической информации.

Социологический исследовательский проект – это система научно –

исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных

явлений на основе фактологических данных.

Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы

не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем

к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса

2. Опрос.

При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод

теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического

описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и

получения нового теоретического знания.

Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора

социологических данных, при котором источником информации выступает

словесное сообщение людей.

Приоритетность опроса:

. слабая обеспеченность изучаемого предета исследования

статистической и документальной информацией;

. исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

. личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый,

телефонный);

. индивидуальный или групповой;

. свободный или формализированный, фокусированный (направленный);

. устный или письменный;

. сплошной или выборочный;

. по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса:

. социолог, конструирующий инструментарий;

. анкетер или интервьюер;

. анкета или план интервью;

. ситуация опроса;

. респондент;

. социальная реальность.

Основные фазы опроса:

1. Адаптация:

. обращение;

. начало опроса.

2. сбор основной информации.

3. Завершение опроса.

Вопросы различаются:

1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках,

мнениях);

2. По форме (прямые или косвенные);

3. По структуре (открытые или закрытые);

4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные

(контактные)).

Разновидности опроса:

1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;

2. Интервью – непосредственный, устный опрос;

3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;

4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических

проявлений межличностных отношений.

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно

значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому

разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты

предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в

анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит

решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются

трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не

учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при

соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования

можно получить ошибочные результаты.

2.1.1.Композиция анкеты.

1. Титульный лист;

2. Водная часть;

3. Основная (содержательная часть);

4. Социально – демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

В вводной части описывается цель исследования, характер использования

результатов, а также способ заполнения анкеты.

Следует также проанализировать вводную часть:

1. Наличие и правильность обращения респонденту.

2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат

опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные

формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в

чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от

своего участия в опросе.

4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность»

носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью

заполненной анкетой?

6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых

участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае

опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос.

Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был

на вечеринке» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют

собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно

«сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы:

«Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то

вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела

представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с

опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение

уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание

беседы.

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена

опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает

психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете

значительно снижается.

В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о

социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка»

об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для

анализа собранных данных, для оценки представительности собранных

результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

2.2. Интервью.

Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем

непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по

определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в

контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.

2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее

заготовленные вопросы по теме и дополнительные.

3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному

вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета –

интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке

постановки вопросов.

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.

1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.

1.1. различия в возрасте.

1.2. различия пола.

1.3.различия национальной принадлежности и профессии.

1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.

1.5.различия образовательного уровня.

1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и

опрашиваемого.

2. Стиль поведения интервьюера.

2.1. демонстрация собственной точки зрения.

2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.

2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым.

3. Неправильный выбор места интервьюера.

4. Неправильный выбор времени для интервьюирования

5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.

6. Чрезмерная длительность интервью.

7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения

опрашиваемого.

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.

|анкетирование |интервьюирование |

|1. анкетный опрос дает |1. интервью позволяет |

|массовую представительную |осуществлять наблюдение за |

|картину об изучаемом |поведением небольшого |

|предмете |числа опрашиваемых |

|2. на респондента не |2. в интервью может быть |

|оказывают «возмущающего» |создана более откровенная |

|влияния личность |неформальная обстановка, |

|интервьюера, его собственные|атмосфера доверия. |

|установки и взгляды. | |

|3. отсутствие интервьюера |3. общение интервьюера с |

|формирует у опрашиваемого |опрашиваемым обеспечивает |

|ощущение большей |более серьезное отношение |

|анонимности, поэтому |респондента к опросу. |

|приводит к | |

|более обоснованным ответам.| |

|4. при заполнении анкет |4. Личный контакт |

|респондент подбирает для |интервьюера с опрашиваемым |

|себя наиболее подходящее |обеспечивает получение |

|время и скорость заполнения |ответов на все вопросы, в|

|анкеты. |то время как при |

| |анкетировании возможны |

| |пропуски вопросов. |

|5. анкетирование может быть |5. интервью может |

|проведено кадрами, не |вестись как по |

|обладающими высокой |заранее разработанным |

|квалификацией. |вопросам, так и |

| |свободно. |

|6. с помощью анкетирования |6. при использовании |

|можно собрать информацию за |интервью существует |

|более короткий срок. |уверенность, что |

| |на вопросы отвечает|

| |именно тот индивид,|

| |который определен |

| |требованиями выборки. |

В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за

время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор

соответствующих людей и обучение особенностям интервью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону:

издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.

2. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных

учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011