Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Американский и японский менеджмент на пороге 21 века

Московская государственная геологоразведочная академия

имени С. Орджоникидзе

Экономический факультет

Учебно-методический Центр высшего и второго высшего

экономического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Американский и японский менеджмент на пороге XXI века

(сравнительная характеристика)»

Выполнил студент

группы ЗЭГт – 2000К

Кафырин Михаил Владимирович

Научный руководитель –

Профессор Е. И. Комаров

Москва – 2001 г.

План

Введение 3

Цель курсовой работы 5

Основная часть

1. Характеристика американской модели 6

2. Особенности японской модели менеджмента 12

3. Сравнительный анализ японской и американской

моделей менеджмента 19

Заключение 22

Словарь основных понятий 23

Список литературы 24

Введение

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента,

так как человек был, и остается основной производительной, творческой

силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.

В условиях современного сложного производства роль человека

возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации

предъявляются все более высокие требования.

Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов

труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления

персоналом, направления на повышение эффективности использования людских

ресурсов.

Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали

целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного

функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной

важности.

В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей

исторического, социально-политического, научно-технического развития этих

стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения

людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны

накопили значительные сведения в области теории и практики управления в

промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих

специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука

управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя

зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей

стране господствовала административно-командная система управления,

направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта

управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат,

зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на

стезю менеджмента.

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны,

изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но

не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой —

использования его лучших достижений в своей деятельности.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский

менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди

стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в

США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее

значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики

наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам

американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи,

безусловно, необходимо.

Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том,

что механическое перенесение моделей управления из одной социокулыпурной

среды в другую практически невозможно.

Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по

следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее

разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо

изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах

западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики,

как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно

отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских

предприятиях (например, темпы роста производительности труда),

свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом

достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание

зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления

персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать

влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного

устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Цель курсовой работы

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных

черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и

американского стилей управления персоналом. Выявление наиболее эффективных

методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их

использование в менеджменте России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются

следующие задачи:

1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.

2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.

3. Провести сравнительный анализ японской и американской моделей

менеджмента.

Характеристика американской модели менеджмента

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,

основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал

Урвик сделали много для популяризации основных положений классической

школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов

управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа

оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в

американской теории управления

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в

настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных

исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это —

традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение

экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного

поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов

через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с

помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является

наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя,

которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и

пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в

условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров

за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую

организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация

(акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга

«Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и

М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их

акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся

пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на

смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала

владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой

отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти.

Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты,

чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за

процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее

правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления

производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время

корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности

стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-

х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство

генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и

ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно

определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты

проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия

формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что

корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как

правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в

разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной

борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе

времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в

текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на

практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном

подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.

Основой стратегического управления является системный и ситуационный

анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные

исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная

культура и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической

структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем

уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ

объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих

однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую

общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше

количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое

значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за

своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт,

формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является

стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и

замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает

стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб

решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на

предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование

позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты

распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое

планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций

по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим

многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций

не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро

меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было

появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих

местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого

предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е.

Внешней по отношению к предприятию среды.

Некоторые американские авторы называют привлечение

непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от

производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности.

Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой

профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление)

стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в

принятии решений, затрагивающих их интересы.

Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов

Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями

осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими.

Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы

контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации,

а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к

управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления

является совершенствование использования всего человеческого потенциала

организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников

к управлению по следующим направлениям:

• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой

информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения

принятого решения, организация работ и т. п.);

•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством

выполненной ими работы;

• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей

организации, так и отдельных ее подразделений;

• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам,

привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в

настоящее время в США получили распространение четыре основные формы

привлечения рабочих к управлению:

1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне

цеха.

2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.

3. Разработка систем участия в прибыли.

4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы

организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых

принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и

Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко

применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили

распространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией —

советах директоров — на Практике встречается крайне редко.

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям,

происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества

трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к

разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации

производства, решению разнообразных внешних и внутренних

проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы

менеджмента. Так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен. авторы известной книги

«Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных

видов менеджмента:

1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию

менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности

правительства).

2. Государственный менеджмент.

3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от

правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной собственности

(специальный вид «бизнес-менеджмента»). Развивая теорию управления,

Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент "как психологический

процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого

удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель

американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного

толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к

предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг.

Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы

его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои

собственные традиции, культуру, историю.

2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен

направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с

целью достижения эффективности работы всего предприятия.

3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на

выполнение общих целей предприятия.

4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей,

потребностей всех работников предприятии и возможностей их

удовлетворения.

5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу.

Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

6. В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим

количеством разнообразных способов и средств.

7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не

внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи

труду любого менеджера:

. определение целей предприятия и путей их достижения;

. организация работы персонала предприятия (определение объема работ и

распределение его между работниками, создание организационной структуры и

т. д.);

. создание системы мотивации и координация деятельности работников;

. анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;

. обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика

подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие

организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский

менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной

дисциплины.

Особенности японской модели менеджмента

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на

мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран

мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения

земного шара.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является

применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.

За весь период исторического развития в Японии сложились определенные

методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам

национального характера.

Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся

традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к

созданию высококачественной продукции.

Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рисосеянием,

требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под

силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось

объединяться в группы, артели.

Отличительными чертами японского характера являются экономия и

бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском

предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с

выпуском высококачественной продукции.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011