Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни
АННОТАЦИЯ
В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в работе
участковых медсестер при язвенной болезни».
Работа состоит из трех глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи.
В первой главе дается клиническая характеристика язвенной болезни
желудка и двенадцатиперстной кишки.
Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как новый вид
деятельности сестринского персонала и о влиянии сестринского процесса на
качество жизни пациентов.
В третьей главе представлена характеристика обследуемых больных,
описываются методы их исследования и выводы, полученные в результате
работы. Также рассматривается роль медицинских сестер в восстановлении
нарушенных потребностей у больных язвенной болезнью.
В заключении сформулированы практические рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ
«В кругу жертв язвенной болезни все
чаще оказываются люди молодые, и даже
подростки. Результаты профилактики и
лечения этого недуга не удовлетворяют ни
врачей, ни больных. Социальная цена
заболевания все еще слишком высока.
Естественно поэтому изучение причин
болезни и ее обострений, путей
предупреждения, поиски методов лечения
больных относятся к числу актуальных задач
и не только медицинской науки.»
Е.И.Зайцева.
Актуальность темы заключается в том, что среди заболеваний органов
пищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В структуре
госпитализированных гастроэнтерологических больных, а также часто
пользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвенной
болезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология становится не
только медицинской, но и важнейшей социальной проблемой.
Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшая
задача клинической медицины. Согласно данным различных авторов, частота
рецидивов заболевания достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также с
тем, что диагностике и рациональному лечению данной патологии в период
ремиссии уделяется недостаточно внимания.
Многие люди не знают факторов риска язвенной болезни, не могут
распознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не обращаются
вовремя за медицинской помощью, не могут избежать осложнений, не умеют
оказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении.
Внедрение сестринского процесса в деятельность медицинских сестер
амбулаторно-поликлинических учреждений диктуется необходимостью повышения
уровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с современными
требованиями.
Язвенная болезнь – самое частое и распространенное заболевание, с
которым сталкиваются участковые врачи и медицинские сестры нашей
поликлиники в повседневной работе.
Язвенная болезнь занимает не последнее место по обращаемости
пациентов в поликлинику.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки доставляет
страдания многим больным, поэтому считаю, что участковые медсестры под
руководством участкового терапевта могут и должны проводить широкие
профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости,
диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
МППУ «Поликлиника №2» обслуживает население микрорайонов Поповка-
Киселевка в количестве 62 830 человек.
Территориально население поделено на 32 участка, в том числе
приписной участок.
Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения
1934 человека. Одним из аспектов моей работы, как участковой медицинской
сестры, являются профилактические мероприятия, целью которых является
сохранение и укрепление здоровья населения.
Работа по диспансеризации – один из видов профилактической работы.
Ее цель – оздоровление населения, снижение заболеваемости, увеличение
продолжительности жизни.
Всего диспансерная группа составляет 189 человек.
Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе язвенной
болезнью – 29 человек. Из этого следует, что 39% заболеваний среди «Д»
группы составляют заболевания системы пищеварения, и на долю язвенной
болезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
на участке №30 поликлиники №2
Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2.
[pic]
Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники
№2.
[pic]
Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеет
большое социальное и экономическое значение.
Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела,
может и должен быть использован участковыми медицинскими сестрами в своей
трудовой деятельности для своевременного выявления и устранения
фактического риска язвенной болезни, что позволит снизить уровень
заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а, значит повысить
качество жизни пациентов.
Настоящая работа имеет своей целью изучить проблемы пациента с
язвенной болезнью и определить основные направления деятельности
медицинских сестер в амбулаторных условиях.
Задачи:
- изучить современную литературу по язвенной болезни;
- исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке;
- обосновать необходимость профилактики язвенной болезни на
амбулаторно-поликлиническом этапе;
- выявит проблемы пациента посредством анкетирования;
- разработать рекомендации для участковых медицинских сестер по
профилактике язвенной болезни;
- разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.
Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ
ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
Профилактика и лечение болезней в современном обществе представляет
собой комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышения
компенсаторно-адаптационных способностей организма, устранения причин и
условий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес к проблеме
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки обусловлен не только
широким распространением данной патологии органов пищеварения, но и
отсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимуму
возможного рецидива заболевания.
Статистика свидетельствует, что язвенная болезнь - самое
распространенное заболевание органов пищеварения и среди взрослого
населения составляет в среднем 7-10%. Язвы двенадцатиперстной кишки
встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных с дуоденальными
язвами мужчины значительно преобладают над женщинами, тогда как среди
пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается примерно
одинаковым.
Заболевают в основном люди трудоспособного возраста.
По данным медицинской статистики половина взрослого населения страны
страдает гастритами и язвенной болезнью. Ежегодно от осложнений язвенной
болезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000 человек.
При неправильном поведении (курение, злоупотребление алкоголем,
пренебрежительное отношение к режиму питания) язвенная болезнь протекает
тяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности.
Язвенная болезнь – хронически рецидивное заболевание, склонное к
прогрессированию с вовлечением в патологический процесс других органов
системы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Общепринятой классификации язвенной болезни не существует. С точки
зрения нозологической обособленности различают язвенную болезнь и
симптоматические гастродуоденальные язвы, а также язвенную болезнь,
ассоциированную и не ассоциированную с НР.
В зависимости от локализации выделяют:
. Язвы желудка;
. Язвы двенадцатиперстной кишки;
. Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
По числу язвенных поражений различают:
. Одиночные язвы;
. Множественные язвы.
В зависимости от размеров язвенного дефекта:
. Язвы малых размеров;
. Язвы средних размеров;
. Большие язвы;
. Гигантские язвы.
Способствуют развитию болезни и ее обострению:
1. длительное и часто повторяющееся нервно-эмоциональное
перенапряжение (стресс);
2. генетическая предрасположенность, в том числе стойкое
повышение кислотности желудочного сока конституционного
характера;
3. предъязвенное состояние: наличие хронического гастрита,
дуоденита, функциональных нарушений желудка и
двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;
4. нарушение режима питания;
5. курение;
6. употребление крепких алкогольных напитков, некоторых
медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).
За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на
природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.),
которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита и
принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка.
Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язв
двенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствием
Н.Р.
К местным механизмам язвообразования относят снижение защитного
слизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимого
желудка.
При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнота
и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
сопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочной
железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражается
учащением или задержкой стула.
Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождается
похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания и
быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи.
Следует считаться также и с возможностью бессимптномного течения
язвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может достигать
30%.
К осложнениям язвенной болезни относятся:
. кровотечение;
. перфорация и пенетрация язвы;
. развитие перивисцерита (спаечного процесса);
. формирование рубцово-язвенного стеноза привратника;
. малигнизация язвы.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой
медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в
частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего
стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь
становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной
помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании
современных технологий профилактики, в том числе по формированию
медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении
населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового
образа жизни, профилактика заболеваний.
Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми
и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека
такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был
сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике
заболеваний и сохранении общественного здоровья.
В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в
процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в
том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь
ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья,
которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил,
воли и знаний».
Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь
применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения
проблем пациента.
Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна
обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки
профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские
манипуляции, используя современные технологии.
Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения
системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение
потребностей человека, связанных со здоровьем.
Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или)
его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и
не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.
Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или
свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
2. сестринская диагностика (определение потребностей);
3. определение целей и планирование ухода;
4. реализация плана ухода;
5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.
Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к
осуществлению сестринского процесса.
I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять
своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое
требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой
сестринской помощи.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения,
предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных
потребностей человека (см. приложение 1).
Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к
нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у
пациента ощущение дискомфорта.
Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее
пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой
сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей
служит причиной дискомфорта.
Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое
обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет
факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни,
беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную
литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.
Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская
сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская
диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и
направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может
изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются
реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть
физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и
потенциальные.
В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные
проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий
момент.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план
сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может
руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены
мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной
сестринской проблеме.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает
свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю
болезни.
Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно
сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам –
младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако,
ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по
назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по
собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в
самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по
организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и
другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности сестринского
вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если
проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской
истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины
неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В
поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия
сестры.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и
динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и
систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс применим в любой области сестринской
деятельности, в том числе и в профилактической работе.
ГЛАВА 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи
конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими
физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер
определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а
также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в
себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период
реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические
и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к
самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие
медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и
реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что
чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую
доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.
Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится
месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает
зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в
наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а
порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая
работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной
болезни.
Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение –
родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме
пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.
Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить
профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого
человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра
должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом
всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к
собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в
профилактике язвенной болезни.
Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном
учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось
общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных
и данных физического исследования.
Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование
с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека.
Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы
соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В
большинстве опросников таких категорий пять:
- общее субъективное восприятие своего здоровья;
- психическое состояние;
- физическое состояние;
- социальное функционирование;
- ролевое функционирование.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у
больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества
жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого
функционирования и особенно физического состояния.
1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
- боль (100%);
- изжога (90%);
- тошнота (50%);
- рвота (20%);
- запор (80%).
2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
- дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем
заболевании (80%);
- угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о
заболевании (65%);
- беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);
- страх перед диагностическими исследованиями (50%).
Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»
является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим
индивидуализировать лечение и уход.
Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии
собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента,
убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые
могут привести к болезни.
Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна
очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача
медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и
восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так,
чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.
Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по
поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и
непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели.
Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет
зависеть от уровня взаимопонимания во всем.
Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом
учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно
с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели
и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является
улучшение самочувствие пациента.
На I этапе сестринского процесса проводится сестринское
обследование пациента. Для организации и осуществления качественного
индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.
При сборе информации необходимо использовать следующие источники
данных:
- распрос пациента;
- распрос членов семьи и окружающих;
- ознакомление с амбулаторной картой пациента;
- физическое обследование пациента.
Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10
основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание
условий для удовлетворения этих потребностей.
Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют
следующие жалобы:
- боль в животе,
- тошнота,
- рвота,
- изжога,
- отрыжка,
- запоры спастического характера,
- нарушение сна,
- повышенная раздражительность.
Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:
1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит,
дуоденит);
3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер
работы пациента);
4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких
алкогольных напитков);
5. Употребление некоторых медикаментозных средств
(ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);
6. Данные о питании пациента (неправильное питание).
На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка
сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и
потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.
Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра
выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.
У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения
потребностей:
- в адекватном питании;
- в физиологических отправлениях;
- в нормальном сне;
- в поддержании личной гигиены;
- в безопасности.
Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее
частыми являются:
- дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой,
острой пищей, нарушение режима питания);
- неправильное чередование труда и отдыха;
- чрезмерное употребление алкоголя;
- курение (20 сигарет в день);
- неумение преодолевать стресс;
- незнание факторов риска язвенной болезни;
- непонимание необходимости изменить образ жизни;
- беспокойство по поводу исхода заболевания;
- незнание осложнений язвенной болезни;
- дефицит знаний о язвенной болезни;
- непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.
На III этапе сестра приступает к планированию сестринской
деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план
сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и
возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень
важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от
предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он
должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут
делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на
это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в
сестринском документе.
Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент
согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по
порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.
4 этап – реализация сестринских вмешательств.
На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно
вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются
сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы
медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.
На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает
эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной
цели и при необходимости производит корректировку.
В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки:
он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором
состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития
сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию
труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми
технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.
В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса
в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:
- системный подход к организации сестринской профилактики
заболеваний;
- индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей
пациента;
- активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении
профилактики заболеваний;
- возможность использования стандартов в профессиональной
деятельности медицинской сестры;
- эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры,
сосредотачиваемых на основной работе пациента;
- повышение компетентности, независимости, творческой активности
медицинской сестры;
- универсальность метода.
Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и
развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.
Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав
статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной
болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.
Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него
ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем,
должна дать людям успокоение и надежду.
Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой
в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых
медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной
болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 ,
4).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические
принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью»,
Смоленск, 1997г.
2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33
3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30
4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3
5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей
редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.
6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Фундаментальные потребности человека
1. Нормальное дыхание.
2. Адекватное питание и питье.
3. Физиологические отправления.
4. Движение.
5. Сон.
6. Личная гигиена и смена одежды.
7. Поддержание нормальной температуры тела.
8. Безопасность.
9. Общение.
10. Отдых и труд.
Приложение 2.
Пример планирования сестринской деятельности.
Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов
на здоровье пациента.
Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы
с пациентом ежедневно.
2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки.
3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя,
никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).
4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с
пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).
5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвенной
болезни.
6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о
характере питания:
а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно
пережевывая;
б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим
действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая,
соленая, жирная);
в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и
минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.
7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного
наблюдения: 2 раза в год.
8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к
факторам риска язвенной болезни.
Приложение 3.
Пример планирования сестринской деятельности
Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни
Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с
пациентом.
2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о
кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая
кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая
боль в животе).
3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к
врачу.
4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при
язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:
а) правила лекарственной терапии;
б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).
5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения
(употребление соды).
Приложение 4.
Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания
Рекомендуется готовить пищу на пару или варить.
Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом
виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.
Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.
|Рекомендуемые продукты |Нерекомендуемые продукты |
|Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с |Ржаной хлеб, свежий, сдоба |
|вчерашней выпечки, сухари | |
|Мясо нежирное (на пару, вареное) |Жирные и жилистые сорта мяса |
| |(баранина, гусь, утка), в жареном, |
| |тушеном виде |
|Рыба нежирная (окунь, хек, треска, |Жирная рыба (осетрина, лососина, |
|лещ) в вареном и паровом виде |семга), соленые, копченые, жареные, |
| |тушеные консервы |
|Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, |
|(2 яйца в день) |сырой яичный белок |
|Молоко цельное, сливки, однодневный |Молочные продукты с высокой |
|кефир, некислый творог, сметана, |кислотностью, острые, соленые сыры |
|неострый сыр тертый | |
|Сливочное несоленое масло, |Маргарин, жир, нерафинированное |
|рафинированное растительное масло |растительное масло |
|Крупы: манная, рис, гречневая, |Пшено, перловка, ячмень, бобовые, |
|овсяная. Каши полувязкие, макароны |рассыпчатые каши, цельные макароны |
|мелкорубленые отварные | |
|Картофель, морковь, свекла, цветная |Белокочанная капуста, репа, щавель, |
|капуста, сваренные и протертые |лук, огурцы соленые, квашеные и |
| |маринованные овощи, грибы |
|Спелые и сладкие ягоды и фрукты, |Кислые, неспелые фрукты и ягоды, |
|зефир, кисель |шоколад, халва, мороженое |
|Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный |
|фруктов и ягод, отварной шиповник |кофе, соки кислых ягод и фруктов |
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Аннотация………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о сущности и распространенности
язвенной болезни………………………………………………….7
Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10
Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем
при язвенной болезни……………………………………………14
Заключение……………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………27 |