Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Н.В. Ялымова

Ранняя диагностика детских церебральных

параличей

Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются

синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах

онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и

выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи,

парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с

изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками,

расстройствами чувствительности.

ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако

развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может

сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП

составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.

Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в

основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий.

Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период

беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной

системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и

акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения,

соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки,

повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения

предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией

нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18

и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение

женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная

беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при

рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными

лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы,

угроза выкидыша, маточные кровотечения.

К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и

внутричерепная родовая травма.

Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются

на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная

коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств

движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых

формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных

случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо

важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических

симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из

«группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая

имеющиеся нарушения.

«Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:

1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;

2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант

индивидуального развития;

3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или,

наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.

К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при

обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный

тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции

выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.

Таблица 1

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Первый период (до 1 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса|

|мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При |

|тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях |

| | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное |

| | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|

| | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. |

| | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии |

| | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с |

| | |без особого труда. |разогнутыми во всех |

| | | |суставах конечностями |

| | | |(поза лягушки). |

| |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|

| |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за |

| | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При |

| | | |гемипарезе пораженная рука|

| | | |разогнута больше здоровой.|

| |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный |

| | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной |

| | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности |

| | |повернута в сторону |разогнуты. |

| | |(защитный рефлекс). Ноги | |

| | |совершают попеременные | |

| | |альтернирующие движения. | |

|Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в |

|мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз |

|тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное |

| |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей |

| |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова |

| |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной |

| | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и |

| | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. |

| | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, |

| | | |ребенок резко разгибает |

| | | |ноги, иногда запрокидывает|

| | | |голову. Если мышечный |

| | | |тонус снижен, опорная |

| | | |реакция отсутствует или |

| | | |ослаблена. |

|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает |

|лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного |

|рефлексы | |тонуса и позы |

|Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть |

|рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс |

| |Бабкина, хватательный, |Моро. |

| |Моро, автоматической | |

| |ходьбы, защитный, ползания,| |

| |Галанта, Переса — | |

| |вызываются после | |

| |кратковременного латентного| |

| |периода, симметричны. | |

|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |

|и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный |

| |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на |

| |Реакции равновесия еще не |голову. |

| |формируются. | |

|Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или |

| |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный|

| |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса |

| |выразительности. |на лице. |

|Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет |

|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового |

| |3 недели жизни |сосредоточения, выражение |

| | |лица не довольное. |

Таблица 2

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Второй период (1-3 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц |

|мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.|

|тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений |

| | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. |

| | |объем движений в |Мышечная гипотония |

| | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной|

| | |руках. |позой. |

| |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, |

| |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию |

| | |рукам, ноги также слегка |рук усилено при |

| | |сгибаются |спастичности и снижено при|

| | | |гипотонии. |

| | | |Отрицательный защитный |

| | | |рефлекс. При мышечной |

| | | |гипотонии конечности |

| | | |разогнуты. При гемипарезе |

| | | |на стороне поражения рука |

| | | |больше разогнута или |

| | | |согнута в зависимости от |

| | | |тонуса. |

| |На животе |Умеренная флексорная |Выражена флексорная поза, |

| | |поза. Голова поднята над |Руки под грудью, ноги |

| | |поверхностью и активно |согнуты, таз приподнят. |

| | |поворачивается в сторону,|При преобладании |

| | |ноги полусогнуты, |экстензорного тонуса |

| | |совершают альтернирующие |ребенок резко |

| | |движения. |запрокидывает голову, не |

| | | |разгибая рук. При мышечной|

| | | |гипотонии ребенок |

| | | |распластан. |

|Поза и |Горизонталь|На втором месяце ребенок |В горизонтальном положении|

|мышечный |ное и |некоторое время |голова опущена. В |

|тонус |вертикально|удерживает голову в |вертикальном плохой |

| |е |вертикальном положении. |контроль головы (опущена |

| |подвешивани|Устойчивое удержание |вперед или запрокинута |

| |е |головы отмечается к концу|назад). При опоре |

| | |периода. Рефлекс Ландау |перекрест на уровне |

| | |положительный. После |голеней. При мышечной |

| | |1.5-2 месяца поставленный|гипотонии опора |

| | |на опору ребенок, |недостаточна, ребенок |

| | |выпрямляя туловище, |провисает. |

| | |поднимает голову. | |

|Тонические шейные и |В положении на спине |Если мышечный тонус |

|лабиринтный рефлексы |тенденции к |повышен, активируется АШТ |

| |разгибательному тонусу, |– рефлекс и является |

| |на животе — к |асимметричной позы. |

| |сгибательному. Более | |

| |ярким становится АШТ | |

| |рефлекс (поза | |

| |фехтовальщика несколько | |

| |секунд) | |

|Безусловные рефлексы |Реакции опоры и |Не редуцируются. Если при |

| |автоматической ходьбы |рефлексе Моро одна рука |

| |угасают к 1.5-2 месяцам. |хуже отводится, можно |

| |Ребенок опирается на |предположить гемипарез. |

| |наружный край стопы, | |

| |подгибает пальцы. К 3 | |

| |месяцу безусловные | |

| |рефлексы угасают кроме | |

| |реакции Моро. | |

|Реакции выпрямления и|К концу периода ребенок |Лабиринтный установочный |

|равновесия |выдвигает руки вперед и |рефлекс на голову |

| |опирается на предплечья. |отсутствует или развит |

| |При попытке пассивно |недостаточно. |

| |опустить голову ощущается| |

| |отчетливое сопротивление | |

|Голосовые реакции |Начальное гуление. |Отсутствует начальное |

| | |гуление |

|Эмоциональные и |Ребенок реагирует на |Преобладают отрицательные |

|психические реакции |ласку и сердитый голос. |эмоциональные реакции. |

| |На третьем месяце |Ребенок плохо фиксирует |

| |фиксирует взор на |взор на предмете, улыбка |

| |предмете. При общении со |отсутствует. |

| |взрослыми возникает | |

| |улыбка. | |

Таблица 3

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Третий период (3-6 месяцев)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Физиологическая |При формировании спастических |

|мышечный| |гипертония сменяется |форм ДЦП отмечается нарастание |

|тонус | |нормотонией — исчезает|мышечного тонуса. Поза может |

| | |ограничение объема |быть сгибательной, |

| | |движений в |разгибательной или |

| | |конечностях. Захват |асимметричной. Наблюдается |

| | |предмета — это важный |выраженное сопротивление |

| | |показатель развития |пассивным движениям и |

| | |этого периода. |уменьшение их объема. |

| | |Сопротивление |Существуют специальные пробы |

| | |пассивным движениям |для выявления ДЦП. |

| | |выражено незначительно|Проба на разгибание головы и |

| | | |шеи. Врач кладет руку под |

| | | |голову, лежащего на спине |

| | | |ребенка, и пытается согнуть ее.|

| | | |В норме голова сгибается и руки|

| | | |выдвигаются вперед. При ДЦП |

| | | |ощущается сопротивление этому |

| | | |движению. |

| | | |Проба на АШТ рефлекс. Голову |

| | | |ребенка поворачивают в сторону.|

| | | |Лицевая рука разгибается, |

| | | |затылочная сгибается. |

|Поза и |На спине | |Проба на отсутствие шейной |

|мышечный| | |выпрямляющей реакции. В норме |

|тонус | | |при повороте головы в сторону |

| | | |туловище следует за головой. |

| | | |При ДЦП движение вызывает АШТ |

| | | |рефлекс и ребенок не может |

| | | |повернуться на бок. При |

| | | |поражении средней тяжести в |

| | | |движении не участвуют руки. |

| | | |Проба на флексорную |

| | | |спастичность рук. Руки ребенка |

| | | |отводят, перекрещивают или |

| | | |поднимают вверх. Отмечается |

| | | |сопротивление этим движениям. |

| | | |Проба на экстензорную |

| | | |спастичность ног. Врач |

| | | |захватывает ноги ребенка под |

| | | |коленями, поднимает вверх и |

| | | |быстро сгибает к животу. |

| | | |Отмечается сопротивление этому |

| | | |движению. |

| | | |Мышечная гипотания в этот |

| | | |период может перейти в |

| | | |дистоническую и спастическую |

| | | |фазы |

|Поза и |Тракция за|На 5 месяце голова с |Голова запрокидывается назад |

|мышечный|руки |туловищем | |

|тонус | |располагаются по одной| |

| | |линии, ноги с –легка | |

| | |согнуты. К 6 месяцам | |

| | |голова сгибается еще | |

| | |больше, подбородок | |

| | |прикасается к груди, | |

| | |согнутые ноги | |

| | |приводятся к животу. | |

| |На животе |Формируется разгибание|При спастических формах ДЦП |

| | |головы и верхней части|ребенок находится в выраженной |

| | |туловища |флексорной позе. У детей с |

| | | |экстензорным типом мышечной |

| | | |гипертонии опистотоническое |

| | | |положение. |

| | | |Проба для выявления флексорной |

| | | |спастичности. При флексорной |

| | | |спастичности ребенок, лежа на |

| | | |животе повернуть голову в |

| | | |сторону не может. |

| | | |Врач кладет руку под подбородок|

| | | |и пытается поднять голову |

| | | |ребенка. Здоровый ребенок в 4-5|

| | | |месяцев сгибает голову, |

| | | |разгибает руки и ставит кисти |

| | | |на опору. При выраженном |

| | | |флексорном тонусе появляется |

| | | |сопротивление этому движению, |

| | | |руки согнуты под грудной |

| | | |клеткой, опора отсутствует. |

| | | |Проба на защитную экстензию |

| | | |рук. Ребенка поднимают |

| | | |удерживая горизонтально лицом |

| | | |вниз, затем приближают к столу.|

| | | |В норме ребенок в 4-6 месяцев |

| | | |вытягивает руки, пытаясь |

| | | |достичь опоры. При усилении |

| | | |рефлексорного тонуса эта |

| | | |реакция отсутствует. |

| | | |При выраженной мышечной |

| | | |гипотонии отмечается плохой |

| | | |контроль головы, разгибательной|

| | | |положение конечностей, руки |

| | | |отведены назад или |

| | | |располагаются параллельно |

| | | |грудной клетке. |

|Поза и |Горизонтал|При горизонтальном |При горизонтальном удерживании |

|мышечный|ьное и |удерживании ребенок |ребенок сохраняет |

|тонус |вертикальн|разгибает голову и |патологическую флексорную позу,|

| |ое |верхнюю часть |ноги могут быть разогнуты. При |

| |подвешиван|туловища, периодически|мышечной гипотонии голова и |

| |ие |ноги. В вертикальном |ноги свисают — поза «вялого |

| | |положении |ребенка». В вертикальном |

| | |совершенствуется |положении ребенок с ДЦП плохо |

| | |контроль головы. Опора|удерживает голову, с трудом |

| | |на стопы к 6 месяцам |поворачивает ее в сторону. Дети|

| | |становится |с мышечной гипотонией не |

| | |удовлетворительной. |сохраняют позу в вертикальном |

| | | |положении. Опора на стопы |

| | | |плохая. |

|Тонические шейные и|С 4 месяцев |При формирующемся спастическом |

|лабиринтный |заторможены. Только во|ДЦП они выражены отчетливо, что|

|рефлексы |сне поза может быть |затрудняет формирование |

| |асимметричной. |возрастных двигательных |

| | |навыков. |

|Безусловные |Уже не вызываются, |При развитии ДЦП в возрасте 4-6|

|рефлексы |кроме рефлекса Моро |месяцев сохраняются врожденные |

| |(может сохраняться до |автоматизмы. |

| |6 месяцев) | |

|Реакции выпрямления|В возрасте 4-5 месяцев|При ДЦП дети не любят лежать на|

|и равновесия |в положении на животе |животе, не могут повернуться со|

| |ребенок устойчиво |спины на бок, в положении на |

| |удерживает голову по |спине не пытаются согнуть |

| |средней линии, |голову и подтянуться. При |

| |опирается на |гемепарезе на бок всегда |

| |предплечья, согнутые |поворачиваются через пораженную|

| |под прямым углом, |сторону, к игрушке тянутся |

| |открывает кисть. Ноги |здоровой рукой. |

| |принимают | |

| |разгибательное | |

| |положение. В 4 месяца | |

| |ребенок пытается | |

| |повернуться на бок из | |

| |положения на спине. | |

| |При этом он сгибает | |

| |голову, поворачивает | |

| |ее в сторону, за | |

| |головой следует | |

| |туловище. | |

|Голосовые реакции |В конце 3 периода |Бедные, не полноценные без |

| |произносит различные |интонационной выразительности. |

| |звукосочетания «баа», | |

| |«маа», «таа», «лаа». | |

| |Это истинное гуление. | |

|Эмоциональные и |Появляется интерес к |Интерес к игрушкам и окружающим|

|психические реакции|игрушкам, |предметам снижен, недостаточно |

| |совершенствуется |общение с взрослыми. В новой |

| |общение с взрослыми. |обстановке ребенок начинает |

| |Прежде чем вступить в |кричать, беспокоится. |

| |контакт, ребенок |Прослеживание за предметом |

| |внимательно |фрагментарное. Дети |

| |всматривается в лицо |предпочитают свои руки, а не |

| |взрослого. Появляются |игрушки. |

| |новые эмоциональные | |

| |реакции. | |

Таблица 4

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Четвертый период (6-9 месяцев)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Ребенок может |Ребенок не может |

|мышечный | |произвольно менять позу:|самостоятельно изменить |

|тонус | |поворачиваться со спины |позу. Отмечается отчетливое|

| | |на бок и на живот, |сопротивление пассивным |

| | |самостоятельно садиться |движениям. При гемипарезах |

| | |через поворот. |пораженная рука более |

| | |Сопротивление пассивному|согнута и приведена к |

| | |движению умеренное. |туловищу, отмечается |

| | | |тенденция к разгибательному|

| | | |положению ноги. Дети с |

| | | |мышечной гипотонией |

| | | |предпочитают лежать на |

| | | |спине. Снижено |

| | | |сопротивление пассивным |

| | | |движениям. При |

| | | |эмоциональных реакциях, |

| | | |попытке к движению |

| | | |появляются дистонические |

| | | |атаки. |

| |Тракция за |Голова, туловище, ноги |Голова запрокидывается. При|

| |руки |активно подтягиваются к |гемипарезе ощущается |

| | |рукам. К концу периода |сопротивление разгибанию |

| | |при тракции ребенок |паретичной руки |

| | |может встать на ноги. | |

| |На животе |Выражен поясничный |Выявляется значительное |

| | |лардос Из положения лежа|повышение мышечного тонуса.|

| | |на животе, |Не формируется |

| | |поворачивается на спину,|разгибательная поза. |

| | |встает на четвереньки, |Ребенок не любит лежать на |

| | |пытается передвигаться |животе, т.к. не может |

| | |(7-8 месяцев). |произвольно изменить позу. |

|Поза и |Горизонталь|Наряду с верхним |Рефлекс Ландау отсутствует |

|мышечный |ное и |появляется верхний |или выражен только верхний.|

|тонус |вертикально|рефлекс Ландау (образует|Оптическая реакция опоры |

| |е |дугу, открытую к верху).|рук отсутствует или |

| |подвешивани|В вертикальном положении|асимметрична. В |

| |е |контроль головы и |вертикальном положении |

| | |опорная реакция ног |нарушение контроля головы. |

| | |выражена хорошо. |В состоянии вертикального |

| | | |подвешивания при |

| | | |гипертонусе ноги напряжены,|

| | | |разогнуты, приведены, |

| | | |перекрещены. При гемипарезе|

| | | |пораженная нога больше |

| | | |разогнута, опора на носки. |

| | | |При мышечной гипотонии |

| | | |опорная реакция ног |

| | | |нарушена. При формировании |

| | | |атактической формы ДЦП |

| | | |ребенок опирается на широко|

| | | |расставленные ноги, |

| | | |прогибает их в коленных |

| | | |суставах и быстро теряет |

| | | |опору. |

|Тонические шейные и |Полностью заторможены, |Наблюдаются при наличии |

|лабиринтный рефлексы |иногда можно отметить их|мышечной гипертонии |

| |фрагменты. | |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены |

|Реакции выпрямления и|Ребенок поворачивается, |Задержано развитие |

|равновесия |сидит, встает на колени,|произвольных движений на |

| |ползает, разнообразятся |животе ребенок не |

| |движения рук и ног. |удерживает массу тела на |

| |Начинается формироваться|животе на вытянутых руках, |

| |реакции равновесия. К |не может опереться на одну |

| |8-9 месяцам появляются |руку. Посаженный не |

| |попытки принять |сохраняет позу. При |

| |вертикальную позу и |выраженной гипотонии |

| |передвигаться. |складывается, располагая |

| |Совершенствуется функция|туловище между ногами. Не |

| |рук: быстрое хватание в |садится, не передвигается, |

| |различных направлениях, |не встает (не делает |

| |перекладывание предметов|попыток). Не захватывает |

| |из одной руки в другую |игрушку. |

|Голосовые реакции |Появляется лепет. |Лепет отсутствует или |

| |Подражание взрослому и |малоактивный. |

| |самому себе. | |

|Эмоциональные и |Постоянное |Ориентировочная реакция на |

|психические реакции |сосредоточение на |новое лицо недостаточна. |

| |каком-либо виде |Отсутствует стремление к |

| |деятельности. В 8-9 |подражанию, готовность к |

| |–месяцев начинает |игре с взрослыми. В тяжелых|

| |общаться с взрослым с |случаях дети пассивны, не |

| |помощью жестов, |интересуются окружающим. |

| |стремится к подражанию | |

| |(играет «в ладушки», | |

| |нюхает цветок). | |

Таблица 5

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Пятый период (9 -12 месяцев)

|Неврологические |Нормальное |Патологические признаки |

|симптомы |развитие | |

|Поза и |На спине |В период |При двусторонней гемиплегии |

|мышечный | |бодрствования |выражен гипертонус, поза |

|тонус | |находится на |разгибательная с приведением |

| | |спине |конечностей. Снижена двигательная |

| | |незначительное |активность. При гиперкинетической |

| | |время. Мышечный |форме ДЦП дети предпочитают |

| | |тонус нормальный,|разгибательную позу на спине, |

| | |не препятствует |характерна мышечная дистония. При |

| | |активным |тяжелой гипотинической форме дети |

| | |движениям. |также сохраняют разгибательную |

| | | |позу на спине. В легких случаях с |

| | | |пастической диплегии дети могут |

| | | |изменить позу. |

| |Тракция за |Ребенок быстро |Различные степени запрокидывания |

| |руки |садится или |головы и нарушение функции |

| | |встает на ногу. |подтягивания туловища за руками. |

| | |Голова на одной | |

| | |линии с верхней | |

| | |части туловища. | |

| |На животе |Положение на |Развиваются лабиринтный |

| | |животе использует|установочный рефлекс на голову, |

| | |как промежуточный|опора на руки. Эти реакции |

| | |этап для перехода|нормализуют мышечный тонус и |

| | |из одной позы в |уменьшают выраженность |

| | |другую. |патологической позы. При |

| | | |гиперкинетической форме ДЦП детым |

| | | |трудно сохранять позу на животе, |

| | | |т.к. они не опираются на руки, а |

| | | |отводят их назад. При атактической|

| | | |форме дети опираются на руки, но |

| | | |встать на четвереньки не могут |

| | | |из-за нарушения равновесия. При |

| | | |выраженной гипотонии сохраняется |

| | | |разгибательная поза. |

|Поза и |Горизонталь|Рефлекс Ландау |Рефлекс Ландау отсутствует или |

|мышечный |ное и |кратковременный. |выражен частично, быстро угасает. |

|тонус |вертикально|Из этого |В вертикальном положении контроль |

| |е |положения ребенок|головы при легкой диплегии и |

| |подвешивани|пытается сесть |гемиплегии хороший — при других |

| |е |или встать на |формах от удовлетворительного до |

| | |ноги. |полного отсутствия. |

| | |Поставленный на |В состоянии вертикального |

| | |опору стоит |подвешивания при гипертонусе ноги |

| | |самостоятельно |напряжены, разогнуты, приведены, |

| | |или с поддержкой.|перекрещены. При гемипарезе |

| | |Контроль головы |пораженная нога больше разогнута, |

| | |хороший. |опора на носки. При мышечной |

| | | |гипотонии опорная реакция ног |

| | | |нарушена. |

|Тонические шейные и |Не вызываются |Характерны для тяжелых |

|лабиринтный рефлексы | |спастических форм ДЦП. При |

| | |дистонических и гипотонических |

| | |формах возникают периодически. |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены. Их наличие — один из |

| | |признаков ДЦП. |

|Реакции выпрямления и|На 9-10 месяце |При выраженном поражении рук |

|равновесия |закрепляются |ребенок предпочитает позу на |

| |реакции ползания |спине, не может самостоятельно |

| |на четвереньках, |сидеть. Из-за выраженности |

| |вставания. В |тонического шейного симметричного |

| |конце первого |рефлекса дети не стоят на |

| |года ребенок |четвереньках. При спастической |

| |начинает ходить. |диплегии дети долгое время |

| |Берет мелкие |осваивают навыки самостоятельно |

| |предметы двумя |стояния и ходьбы (из-за |

| |пальцами, |недостаточности реакций |

| |манипулирует |равновесия). При атактической |

| |тремя – четырьмя |форме выражены задержка |

| |предметами. |становления реакций выпрямления и |

| | |особенно равновесия. |

| | |Неполноценность движения рук |

| | |варьирует от легких нарушений |

| | |координации пальцев кисти до |

| | |полной невозможности направить |

| | |руку к предмету. |

|Голосовые реакции |Активный лепет. |Синдром гипервозбудимости. У детей|

| |Ребенок повторяет|нарушен сон. Склонность к быстрой |

| |слоги, копирует |смене настроения. Дети произносят |

| |интонацию. К |мало звуковых сочетаний, не |

| |концу первого |подражают звукам и слогам. |

| |года произносит | |

| |5-6 лепетных | |

| |слов. | |

|Эмоциональные и |Все действия |Снижен интерес к игрушкам, реакция|

|психические реакции |эмоционально |на новое, на незнакомого человека |

| |окрашены. После 9|реакция неадекватная. |

| |месяцев адекватно|Познавательные реакции |

| |реагируют на |отсутствуют. Затруднено питье из |

| |речевое общение и|чашки, жевание, дети поперхиваются|

| |интонацию, |во время еды. |

| |понимают | |

| |обращенную речь, | |

| |узнают голоса | |

| |близких. | |

| |Появляется | |

| |интерес к | |

| |рассматриванию | |

| |книг с картинками| |

| |к ритмам простых | |

| |песен. | |

Литература

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.

— К.: Здоровья, 1988.

3. Справочник по неврологии детского возраста/ Б.В. Лебедева, В.И.

Фрейдков, Г.Г. Шанько и др.; Под ред. Б.В. Лебедева. — М.: Медицина,

1995.

4. Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. — М.: Медицина, 1995.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011