Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Патофизиология (Стресс)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

2РЕФЕРАТ

2"СТРЕСС КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИОЛОГИИ"

Руководитель: Выполнила:

зав.кафедрой патофизиологии, ассистент кафедры

профессор А.В.Ефремов патофизиологии

Е.Н.Самсонова

НОВОСИБИРСК 1996

.

- 2 -

Для нашего времени в высокоразвитых странах характерно удли-

нение продолжительности жизни человека, улучшение питания, сниже-

ние доли физического труда в профессиональной деятельности. Од-

новременно с этим возникают новые социальные и медицинские проб-

лемы, связанные с ростом темпа жизни и напряженности умственного

труда, необходимостью усваивать большой объем информации, быстро

решать сложные задачи, овладевать новыми профессиями, осваивать

труднодоступные регионы земного шара и совершать космические по-

леты.

Существенно меняются условия жизни и труда. Дефицит времени,

увеличение умственных и снижение физических нагрузок в профессио-

нальной деятельности, повседневное пользование средствами транс-

порта для передвижения даже на небольшие расстояния - все это

создает условия для снижения силовых нагрузок на мышцы (гиподина-

мии), относительно ограничения общей двигательной активности (ги-

покинезии).

Гипокинезия и гиподинамия (эти понятия часто употребляют как

синонимы или как близкие по содержанию объединяют одним термином)

в свою очередь оказывают отрицательное влияние на кровообращение,

обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, центральную и перифе-

рическую нервную систему, существенно изменяя качество регулятор-

ных процессов и реактивность организма в стрессорных ситуациях.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни

современного человека. И научная, и популярная литература отража-

ет непрерывно возрастающий интерес к проблеме социальных, психо-

логических и физиологических стрессов. Вместе с тем понятие о

стрессе и его содержании не имеет однозначного научного определе-

ния. Возможность вкладывать в понятие "стресс" биологическое,

психологическое, социальное и философское содержание сделала тер-

мин "стресс" одним из наиболее употребляемых в современной науч-

ной литературе, публицистике и разговорной речи.

Первоначально английское слово "стресс" (напряжение) упот-

реблялось в нескольких значениях, преимущественно в физике, пси-

хиатрии и разговорном лексиконе. В психиатрии оно применялось для

обозначения душевного напряжения, в разговорной речи преимущест-

венно для обозначения тягостных состояний. В биологической и ме-

дицинской литературе термин "стресс" получил широкое распростра-

нение благодаря исследованиям Г.Селье, публикация которых нача-

лась в 1936 г. Здесь необходимо отметить, что в действительности

- 3 -

фундаментальные исследования реакций и состояний организма, кото-

рые в настоящее время рассматриваются и обозначаются как стрес-

сорные, начались намного раньше формирования оригинальной концеп-

ции Г.Селье о стрессе.

Вопрос о реакциях организма на действие чрезвычайных "сверх-

сильных" раздражителей, о соотношении специфических и неспецифи-

ческих проявлений этих реакций являлся предметом классических

исследований основоположников современной биологии, физиологии и

экспериментальной медицины. Ч.Дарвин (1872) провел фундаменталь-

ные исследования выражения эмоции и аффектов человека и животных,

в том числе рассматривая такие состояния, как ярость, ужас, отча-

яние. В научных работах великого ученого обращено внимание на

общность и тонкие различия проявлений конкретных эмоций, которые

в настоящее время мы называем стрессами. Ч.Дарвин рассматривал

эти состояния как реакции, включавшие психические, поведенческие,

моторные и вегетативные проявления единого целостного процесса. В

соответствии с методическими возможностями своего времени Ч.Дар-

вин основное внимание уделил объективным проявлениям выражения

эмоций. Непревзойденные по своему значению исследования Ч.Дарвина

определили на многие десятилетия начало экспериментальных, биохи-

мических и нейрофизиологических исследований данной проблемы.

Классические исследования В.Кеннона (1927) показали значение

симпатико-адреналовой системы в механизмах экстренной мобилизации

организма при эмоциях.

В работах И.П.Павлова и его учеников М.К.Петровой (1946),

А.Д.Сперанского (1935), К.М.Быкова (1947, 1960) было установлено,

что в результате чрезвычайных раздражений нервной системы, вызы-

вающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения, "сшиб-

ки" этих процессов, срывов нервной деятельности возникают не

только неврозы, но и генерализованные нарушения трофики, заболе-

вания внутренних органов, предрасположенность к развитию опухо-

лей.

В работах А.Д.Сперанского выяснилось, что в ряде случаев са-

мые разнообразные по характеру чрезвычайные (сверхсильные) разд-

ражения центральной и периферической нервной системы, в том числе

неспецифические раздражения гипоталомо-гипофизарной области, вы-

зывают однотипные изменения самой нервной системы с генерализаци-

ей процесса в виде нарушений трофики, кровоизлияний, изъязвлений

в желудке и кишечнике, изменения надпочечников и других органов.

Это дало А.Д.Сперанскому основания сделать заключение о стандарт-

- 4 -

ных формах реагирования организма на действие чрезвычайных разд-

ражений. В монографии А.Д.Сперанского "Элементы построения теории

медицины", опубликованной в 1935 г. одновременно на русском и

английском зыках, была подчеркнута необходимость рассматривать

болезни организма не только по их различиям, но и по сходству,

определять ведущие звенья в развертывании многозвеньевых реакций.

Одним из основных способов моделирования патологических процессов

в работах А.Д.Сперанского являлось раздражение основания головно-

го мозга в области гипоталамуса и гипофиза. Проводилась хирурги-

ческая операция, открывавшая доступ к гипоталамусу и гипофизу.

Стеклянный шарик или смоченная спиртом горошина помещалась тотчас

позади спинки турецкого седла. В результате раздражения гипотала-

мо-гипофизарной области возникали патологические изменения сли-

зистой полости рта, кровоизлияния в легкие, кровоизлияния или

изъязвления в области слизистой пилорического отдела желудка,

илеоцекальной области кишечника, прямой кишки. Кроме того, у по-

допытных животных наблюдались выраженные нарушения состояния сим-

патической нервной системы и надпочечников. Резкие изменения кле-

ток коркового слоя надпочечников отмечались уже в первые часы

после раздражения головного мозга. Сходные изменения наблюдались

не только при раздражении головного мозга, но и при чрезвычайных

раздражениях периферических структур нервной системы, в частности

симпатических узлов, ветвей тройничного нерва, при травмах седа-

лищного нерва и т.д.

Совокупность этих данных убедительно свидетельствовала об

однотипных ответах ("стандартных" формах дистрофических реакций)

организма на разнообразные сверхсильные, чрезвычайные раздражите-

ли и о ведущей роли нервной системы в реализации этих однотипных

генерализованных ответных реакций. Согласно теории А.Д.Сперанс-

кого, в этих условиях и в развертывании патологических процессов,

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011