Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Физиология (ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формы поведения.

Мы начинаем изучение нового раздела физиологии,посвящен-

ного основам поведения человека.Что же такое поведение инди-

видуума? Под поведением понимают,во-первых,генетически детер-

минированную программу,характерную для данного биологического

вида,а во-вторых,достаточно лабильную систему конкретных

адаптаций к изменяющимся условиям среды.В эволюционном про-

цессе поведение играет роль одного из важнейших факторов вы-

живания и биологического прогресса вида.В процессе формирова-

ния различных видов жестко закреплялись и наследовались те

программы поведения,которые в наибольшей степени способство-

вали выживанию отдельной особи и росту численности популя-

ции.Такие жестко фиксированные в наследственном коде формы

поведения получили название инстинктов.Однако генетически де-

терминированные формы поведения,отражающие видовой опыт пред-

шествующих поколений,оказываются недостаточными,чтобы обеспе-

чить активное существование особи в быстро изменяющемся ми-

ре.Чем более быстро и качественно изменяются условия сущест-

вования,тем меньше помогает наследственно закрепленный опыт

поколения и тем более ценным становится индивидуальный

опыт.Последний приобретается различными путями,в основе кото-

рых лежит общая способность организмов к обучению.

Таким образом ,на данной лекции мы остановимся на проб-

лемах наследственно детерминированных и приобретенных форм

поведения.По И.П.Павлову ,жестко закрепленные,наследуемые

простые и сложные безусловные рефлексы (инстинкты) составляют

низшую нервную деятельность,а совокупность приобретенных в

процессе индивидуального обучения поведенческих реакций й (в

том числе - условных рефлексов ) - высшую нервную деятель-

ность.

Итак ,важнейшая составляющая поведения человека и живот-

ных - инстинкты.Само слово "инстинкт" в переводе с латинского

означает внутреннее побуждение.Однако наряду с побуждением к

каким-то действиям инстинктом стали называть и сами

действия.Немецкий зоолог Циглер предложил ряд критериев

инстинктивного действия:

1. - побуждение и способность к данному действию явля-

ется наследственным свойством вида;

2. - действие не требует предварительного обучения;

3. - действие выполняется одинаково,стереотипно у всех

нормальных представителей данного вида;

4. - оно соответствует анатомо-физиологическим особен-

ностям и экологическим условиям обитания данного вида.

Для проявления того или иного инстинкта необходим ряд

условий или факторов.К внутренним факторам следует отнести

эндокринные сдвиги в организме.Например,введение половых гор-

монов лабораторным крысам вызывает у них появление гнездост-

роительного инстинкта даже при отсутствии беременности.Однако

в процессе эволюции у высокоорганизованных животных роль гор-

монального компонента в регуляции полового поведения снижа-

ется,а роль нервно-рефлекторных факторов возрастает.В естест-

венных условиях для осуществления инстинкта помимо внутренних

факторов необходимы и внешние пусковые стимулы.Если внешние

стимулы отсутствуют (например,особь противоположного пола

,объект для охоты и тд.),то вначале запускается поисковая

программа,и только в случае ее успешного осуществления реали-

зуется собственно инстинкт.Таким образом,инстинкт развивается

в две фазы.Первая - предварительная,поисковая.Она наиболее

пластична,изменчива,требует учета конкретных условий обста-

новки и некоторого индивидуального опыта.Вторая - завершаю-

щая,наиболее стабильная и жестко фиксированная в генотипе.Не-

обходимо учитывать,что даже при наличии внутренних и внешних

факторов инстинкт у высших животных и,в особенности,у челове-

ка может и не проявляться.Это связано с тем,что нейронные це-

пи подкорковых структур,"запускающие" инстинкты ,находятся

под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры,на-

шего сознания,т.е. ,используя терминологию Фрейда,"запреще-

ны".

Существует ряд классификаций инстинктов животных и чело-

века.Одной из наиболее полных можно считать классифика-

цию,предложенную П.В.Симоновым (1986).Согласно данной класси-

фикации,различают три группы инстинктов или безусловных реф-

лексов:

1. Витальные (жизненные). Инстинкты данной группы

обеспечивают сохранение жизни

индивидуума.Для них характерны следующие признаки:

а) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к

гибели особи;и

б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна

никакая другая особь данного вида.

К витальным инстинктам относят:

- пищевой ,

- питьевой ,

- оборонительный,

- регуляции сна-бодрствования,

- рефлекс экономии сил.

2. Зоосоциальные (ролевые). Рефлексы данной группы воз-

никают только при взаимо-

действии с особями своего вида.К ним относят:

- половой,

- родительский,

- рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания),

- территориальный ,

- иерархический (рефлексы доминирования или подчинения).

3. Рефлексы саморазвития (удовлетворения идеальных пот-

ребностей).

Данные рефлексы не связаны с индивидуальной или видовой

адаптацией к существующей ситуации.Они обращены в будущее.Эти

рефлексы не могут быть выведены из других потреб-

ностей,рассматриваемых в предыдущих группах;это самостоятель-

ные рефлексы.К рефлексам саморазвития относят:

- исследовательский

- имитационный и игровой

- рефлекс преодоления (сопротивления,свободы ). Исследо-

вательский инстинкт формирует постоянный сенсорный,информаци-

онный "голод" (вспомним требование хлеба и зрелищ в Риме),ко-

торый определяет постоянный поиск информации как фактор раз-

вития нервной системы.Большая роль в эволюции принадлежит

рефлексу преодоления или свободы.На существование этого реф-

лекса впервые указал И.П.Павлов.Без рефлекса свободы было бы

невозможно добиваться удовлетворения той или иной потребности

при наличии внешних препятствий .Воля к преодолению пре-

пятствий,стремление к свободному проявлению различных форм

поведения,к достижению поставленной цели,несомненно,явилась

полезной для индивидуума и вида реакцией,и поэтому закрепи-

лась наследственно.

Все рассмотренные инстинкты не только способствуют са-

мосохранению или сохранению вида ,но и являются мотивационной

основой материальных,эмоциональных и информационных потреб-

ностей человека.В этой связи И.П.Павлов писал:"Нет никакого

сомнения,что систематическое изучение фонда прирожденных ре-

акций животного чрезвычайно будет способствовать пониманию

нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправле-

нию."

Рассмотрим теперь закономерности образования индивиду-

ального опыта,т.е. формирования приобретенных форм поведе-

ния.Проследим различные этапы развития различных форм обуче-

ния в онтогенезе животных и человека.Начиная с первых дней

постнатального развития у детенышей животных и человека раз-

вивается так называемое стимулзависимое поведение.Ответная

реакция организма возникает в ответ на какой-либо стимул,ко-

торый никак на связан с целостной деятельностью организма в

данный момент времени.К стимулзависимому обучению у человека

относится,в частности,имитационное (подражательное) обуче-

ние.В результате имитации (подражания) животное или человек

выполняет типичные действия,обучаясь путем непосредственного

наблюдения за поведением других ,взрослых представителей сво-

его вида.Имитация основана на принципе " Делай как я".Имита-

ционное поведение не дает обучаемому никакого ощутимого ре-

зультата - поощрения или наказания,т.е. такая форма обучения

не связана с каким-либо эффектом от ее применения.

Позже ,по мере созревания нервной системы,развиваются

более сложные формы обучения - т.н.эффектзависимое обучение.К

эффектзависимому обучению относят выработку классических

(павловских) условных рефлексов и инструментальных (оперант-

ных) условных рефлексов .Термин "эффектзависимое" показыва-

ет,что в результате обучения приобретается такой опыт,такие

ответные реакции,которые принося индивиду какую-то пользу

(поощрение),либо позволяют избежать вредоносного воздействия

(наказания).Условные рефлексы,таким образам,носят сигнальный

,приспособительный характер,позволяют изменить свое поведение

в зависимости от конкретной обстановки.

Кратко остановимся на методике выработки классических и

оперантных условных рефлексов.

И.П.Павлов вырабатывал у собаки условный слюноотдели-

телльный рефлекс,например,на звук звонка.Подопытную собаку

фиксировали в специальном станке и помещали в эксперименталь-

ную камеру ,тщательно изолированную от посторонних раздражи-

телей.После адаптации животного к условиям камеры подавали

сигнал - звонок.Собака поворачивала голову в сторону звука -

возникал безусловный исследовательский рефлекс "Что та-

кое?".Через короткий промежуток времени ( 5 -15 секунд) соба-

ке давали пищу.После нескольких сочетаний звонка (сигнального

раздражителя) и пищи (безусловного раздражителя) у собаки вы-

рабатывался условный слюноотделительный рефлекс :на звук

звонка:выделялась слюна без какого-либо пищевого подкрепле-

ния.Звонок ,таким образом из простого сигнального раздражите-

ля стал условным раздражителем,вызывающим условный рефлекс.

Методика выработки оперантных условных рефлексов ,кото-

рая была предложена Скиннером и другими исследователя-

ми,несколько отличалась от классической.Заключалась она в

следующем .Животное ,например,крысу помещали в специальный

ящик (скинеровский ящик)с прозрачной передней стенкой для

наблюдения.В ящике находилось много всяческих кнопок ,рычагов

и других устройств.Крыса ,помещенная в столь необычную обста-

новку,тщательно все обнюхивает,пробует взобраться или нажать

на рычаги,кое-что грызет и т.д.,т.е. животное активно иссле-

дует окружающею ее среду.Случайно крыса нажимает на один из

рычагов,вмонтированных в стенку ящика ,и сразу же из специ-

ального отверстия выпадает пища,например ,кусочек сыра или

сала.При повторном нажатии на тот же рычаг крыса вновь полу-

чает еду (вознаграждение).Через довольно короткое время крыса

обучается таким способом добывать себе пищу.В другом опыте

,например,случайное нажатие на один из рычагов или кнопок

приводит к удару током.Как правило,условный рефлекс на боль

вырабатывается в первой,максимум - со второй попытки.В даль-

нейшем крыса тщательнейшим образом избегает данного рыча-

га("наказания") и активно сопротивляется,если экспериментатор

пытается заставить ее нажать на этот рычаг.Скиннеровские

условные рефлексы закрепляются методом "проб и ошибок",позво-

ляя человеку или животному активно исследовать окружающий мир

и вырабатывать полезные для себя поведенческие реакции.

И,наконец.у человека получили наибольшее развитие высшие

формы обучения - когнитивное (познавательное ) обучение.К

когнитивным формам обучения относят в частности,рассудочную

деятельность,позволяющую понимать различные эмпирические за-

коны,связывающие предметы и явления окружающей среды и опери-

ровать этими законами для выработки программы поведения в

конкретных условиях;большое значение имеет и инсайт-обучение

(интуиция,догадка),когда какое-то решение приходит без пред-

варительного обучения в новой для человека ситуации :если та-

кое решение верно ,оно закрепляется.Одна из самых важных форм

познавательного обучения - вероятностное прогнозирование.Че-

ловек способен прогнозировать развитие не зависящих от него

событий,результаты своей деятельности,наиболее вероятные

действия своих партнеров и т.д. Обучение вероятностному прог-

нозированию представляет собой наиболее сложную задачу,кото-

рая требует от обучаемого высокой степени развития интегра-

тивных систем мозга.

В заключение данного раздела можно привести высказывание

одного из выдающихся философов древности Конфуция,который

писал следующее:"Три пути ведут к знанию:путь размышления -

это самый благородный,путь подражания - это самый легкий и

путь опыта - это путь самый тяжелый."

Рассмотрев развитие форм обучения,мы должны отметить,что

условные рефлексы являются частным случаем приобретенной фор-

мы поведения .Тем не менее важно на примере образования

условного рефлекса попытаться понять некоторые механизмы

сложного процесса обучения .Для этого более подробно разберем

закономерности и условия выработки классического условного

рефлекса.

1). Первым,наиболее важным условием является то ,что ин-

дифферентный (сигнальный) раздражитель должен предшествовать

действию безусловного раздражитель (подкрепления).Оптимальная

разница во времени составляет 5 - 15 секунд.

2). Для образования условного рефлекса необходимо неод-

нократное сочетание индифферентного и безусловного раздражи-

телей.

3). Необходимо деятельное (бодрствующее) состояние коры

больших полушарий,здоровое состояние животного.

4). Важное условие - отсутствие других видов активной

деятельности ,других доминант ,посторонних раздражителей.

5). Следующее условие заключается в том,что по своей фи-

зиологической характеристике и биологической значимости ин-

дифферентный (сигнальный) раздражитель должен быть слабее бе-

зусловного подкрепления.Однако сигнальный раздражитель не

должен быть и очень слабым.В лаборатории И.П.Павлова установ-

лено,что в диапазоне средних значений действует так называе-

мый закон силы.Согласно этому закону ,величина и устойчивость

вырабатываемого условного рефлекса пропорциональна силе

условного раздражителя.

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

1. По особенностям безусловного подкрепления или прояв-

ления условного рефлекса:

- по наличию или отсутствию подкрепления условного реф-

лекса:положительные (подкрепляемые),"запускающие" какой-либо

вид деятельности,функцию и отрицательные (неподкрепляе-

мые),тормозящие какую-либо функцию.

- по биологическому значению безусловного рефлекса,на

базе которого выработан условный:витальные,зоосоциальные и

саморазвития.

- по структуре подкрепляющего стимула:условные рефлексы

1-го порядка (вырабатываются на основе уже выработанного

условного рефлекса);2-го порядка (вырабатываются на основе

уже выработанного условного рефлекса 1-го порядка),3-го по-

рядка и т.д.

2. По особенностям условного сигнала:

- экстеро- и интероцептивные (висцеральные) условные

рефлексы

- натуральные (сигнальный раздражитель является естест-

венным признаком безусловного,например,запах - естественный

сигнал для пищи,поэтому условный рефлекс слюноотделения на

запах пищи - натуральный условный рефлекс) и искусственные (

сигнальный раздражитель случайно сочетается с безусловным,по-

этому условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка -

искусственный).

- условный рефлекс на простые и сложные сигнальные разд-

ражители.

3. По соотношению во времени условного и безусловного

раздражителей:

- наличные УР ( при совпадении во времени стимула и

подкрепления

- следовые УР ( стимул и подкрепление разделены опреде-

ленным временным интервалом):а)совпадающие (подкрепление сле-

дует почти сразу за сигналом,интервал менее 5 секунд),б)

отставленные ( интервал между стимулом и подкрепление - 5-30

секунд),в) запаздывающие ( интервал - более 30 секунд)

действует т.н. закон силы.Согласно этому закону,величина

условного рефлекса прямо зависит от силы условного раздражи-

теля (сигнального раздражителя.

Основные свойства условных рефлексов.

1. УР имеют приспособительный характер.

2. УР образуются при участии высших отделов головного

мозга , в частности,коры больших полушарий (КБП).

3. УР приобретаются и исчезают в течение жизни отельной

особи или индивидуума,они не детерминированы генетически и не

передаются по наследству.

4. УР носят сигнальный характер ,т.е. всегда предшеству-

ют проявлению безусловного рефлекса.Они подготавливают орга-

низм к какой-либо биологически важной деятельности,осущест-

вляя опережающую регуляцию функций.

Рассмотрим последовательно образование условного слюно-

отделительного рефлекса на включение лампочки.

При включении лампочки у животного развивается ориенти-

ровочный рефлекс "Что такое?".Биологическое значение этого

рефлекса состоит в повышении возбудимости сенсорных систем

для наилучшего восприятия и оценки действующих на организм

раздражителей.Поэтому основными факторами для возникновения

ориентировочного рефлекса являются новизна,неожиданность и

значимость данного раздражителя для организма.В составе ори-

ентировочной реакции выделяют два процесса:

1) начальная реакция тревоги,"удивления".Она сопровожда-

ется повышением тонуса мышц и фиксированием позы (затаивани-

ем),а также - генерализованным изменением электрической ак-

тивности мозга (реакция активации или десинхронизации на ЭЭГ

- неспецифическая "настройка ");и

2) исследовательская реакция внимания,поворота головы и

глаз в сторону действующего раздражителя.В это время начина-

ется собственно анализ раздражителя.

Итак,если включить лампочку,произойдет активация как ко-

ры в целом,так и подкорковых и корковых структур зрительного

анализатора.Если далее через какое-то время ( 5-15 сек.) со-

баке дать пищу,то произойдет активация пищевого центра на

всех уровнях ЦНС ,начиная от продолговатого мозга,заканчивая

КБП.Под влиянием пищи,действующей на рецепторы языка и сли-

зистой полости рта,возникает безусловный рефлекс - слюноотде-

ление.Таким образом,близкое сочетание во времени сигнального

(впоследствии - условного ) и безусловного раздражителей при-

водит к тому,что на различных уровнях ЦНС формируется очаги

возбуждения -представительства данных раздражителей.Итак,име-

ются два очага возбуждения на всех уровнях ЦНС,в том числе в

коре.В коре данные очаги возбуждения называются корковым

представительством условного раздражителя (КПУР) и корковым

представительством безусловного раздражителя (КПБР).Какой же

из этих очагов возбуждения сильнее? Очевидно ,что центры пи-

щевого рефлекса в данный момент оказываются более важными,бо-

лее "сильными",т.е. можно говорить о том,что пищевой центр

доминирует .Нейроны доминантного очага в ЦНС обладают повы-

шенной возбудимостью,стойкостью возбуждения,способностью к

суммации,могут "притягивать" к себе иррадиирующее возбуждение

от других очагов.В результате взаимодействия доминирующего

очага возбуждения (КПБР) и другого очага ( в данном случае -

КПУР) возбуждение от КПУР распространяется к КПБР.Таким обра-

зом возникает т.н. временная связь.Но возникновение временной

связи еще не означает выработку устойчивого условного реф-

лекса.Для этого необходимо закрепление этой временной свя-

зи,ее консолидация.Чтобы сформировалась устойчивая временная

связь,необходимо многократное сочетание условного и безуслов-

ного раздражителей;это приводит к развитию феномена"проторе-

ния",когда импульсы от КПУР быстрее и легче проходят по "зна-

комому" пути к КПБР,реакция на условный раздражитель облегча-

ется и ускоряется.

Таким образом ,вначале только лишь возникает временная

связь между КПУР и КПБР,затем она закрепляется и формируется

устойчивый условный рефлекс.Рефлекторная дуга этого рефлекса

представлена следующими звеньями:

а) афферентное звено УР - это афферентное звено анализа-

тора,воспринимающего действие условного раздражителя ( в на-

шем примере - это афферентное звено зрительного анализатора);

б) центральное звено - объединенное.Оно включает в себя

подкорковые и корковые центры как зрительного ,так и пищевого

центра,объединенные устойчивой временной связью;

в) эфферентное звено - идущие от слюноотделительного

центра продолговатого мозга нервы к слюнным железам;

г) эффекторы - слюнные железы. Образование самого услов-

ного рефлекса обычно проходит

две стадии:генерализации и специализации.На первой стадии -

генерализации - условнорефлекторное действие приобретает не

только подкрепляемый,условный сигнал,но и сходные с ним разд-

ражители.Например,у собаки выработали условный слюноотдели-

тельный рефлекс на звук с частотой 400 Гц.Подача сигналов 200

или 600 Гц. вначале также будет вызывать выделение слюны -

это и есть генерализация рефлекса.Затем ,если звуки данных

частот не подкреплять пищей, а тон 400 Гц. подкреплять,то

секреция слюны будет происходить только на звук частотой 400

Гц. ,а все остальные,сходные по качеству раздражители стано-

вятся неэффективными.Произошла ,таким образом,дифференцировка

раздражителей,реакция на неподкрепляемые раздражители затор-

мозилась.Специализация условного рефлекса позволяет из широ-

кого спектра сходных по сенсорной модальности раздражителей

выделить один,биологический значимый,который запускает реф-

лекторную реакцию.Обычно стадия специализации совпадает с на-

чалом его автоматизации.

Механизмы замыкания временной связи.

Существует несколько гипотез о механизмах образования

устойчивой временной связи.Одна из наиболее широко распрост-

раненных - синаптическая,согласно которой ,основой формирова-

ния временной связи условного рефлекса является изменение эф-

фективности работы синапсов,участвующих в передаче возбужде-

ния.Рассмотрим наиболее важные механизмы,способные улучшать

синаптическую проводимость .

1. Возможно увеличение количества синапсов,участвующих в

проведении возбуждения между КПУР и КПБР , результате этого

суммарная проводимость нейронной цепи существенно возрастает.

2. Между нейронами могут образовываться дополнительные

аксо-шипиковые контакты,облегчающие проведение возбуждения.

3. Под влиянием многократной длительной стимуляции один

в синапсах происходит увеличение количества рецепторов

постсинаптической мембраны,взаимодействующих с медиатором,в

частности,с АХ.Это приводит к возрастанию количества действу-

ющих ионных каналов на постсинаптической мембране ,и следова-

тельно ,к существенному облегчению, улучшению синаптической

передачи.

4. При длительной стимуляции в нейронах синтезируются

особые белки, ферменты или молекулы РНК, которые также

способны значительно облегчать синаптическую передачу.

5. Определенная роль в консолидации временной связи при-

надлежит и глиальным клеткам,осуществляющим миелинизацию "го-

лых"пресинаптических терминалей аксонов ,что также приводит к

улучшению проведения нервных импульсов.

ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

То обстоятельство,что УР мобильны,непостоянны,могут

исчезать на протяжении жизни индивидуума,свидетельствует о

том,что существуют механизмы их торможения.И.П.Павлов впервые

детально изучил и дал характеристику различных видов торможе-

ния.По Павлову ,различают следующие виды торможения УР.

1.Безусловное торможение

а) внешнее торможение.Под внешним торможением понимают

срочное подавление текущей условно-рефлекторной деятельности

при действии посторонних для нее раздражителей,вызывающих

ориентировочный или кокой-нибудь другой безусловный реф-

лекс.Например,любой неожиданный посторонний раздражитель вы-

зывает ориентировочный рефлекс и одновременно тормозит конку-

рирующие с ним текущие рефлексы.Однако ,если раздражи-

тель,первоначально вызывающий ориентировочный рефлекс,повто-

рять многократно,то эффект его новизны утрачивается,в резуль-

тате - будет тормозиться не текущий УР ,а сам ориентировочный

рефлекс ( развивается реакция "привыкания").Таким обра-

зом,тормозящее действие постороннего раздражителя при его

многократном повторении заметно ослабевает,потому такой разд-

ражитель называется "гаснущим тормозом".

Другой вид внешнего торможения отличается постоянством

своего эффекта,и поэтому называется " постоянным тормо-

зом".Примером "постоянного тормоза" служит безусловный оборо-

нительный рефлекс,возникающий в ответ на действие болевого

раздражителя.Оборонительный рефлекс тормозит любой вид услов-

но-рефлекторной деятельности,и эффективность такого торможе-

ния не уменьшается при его многократном применении.

Биологическое значение внешнего торможения заключается в

том ,что организм при необходимости переключается с одного

вида рефлекторной деятельности на другой,если возникает более

сильная доминанта.

б) Запредельное торможение. Опыты с применением доста-

точно сильных условных раздра-

жителей показали,что,начиная с определенного порога интенсив-

ности,соответствующий условный раздражитель не только не уси-

ливал выработку УР ,но ,наоборот ,тормозил уже выработанные

УР.И.П.Павлов показал,что данный феномен является не резуль-

татом утомления ,а - самостоятельным процессом - запредельным

торможением.Павлов назвал запредельное торможение охранитель-

ным,т.е. оно ограждает клетки мозга от избыточного расходова-

ния энергетических и нейромедиаторных ресурсов.Запредельное

торможение зависит от функционального состояния ЦНС,от темпе-

рамента индивидуума,состояния гормонального баланса и т.д.Си-

ла раздражителя,вызывающая запредельное торможение,для каждо-

го человека индивидуальна.Необходимо подчеркнуть .что запре-

дельное торможение возникает под действием не только

сверхсильных физических ,но чаще - информационных раздражите-

лей.Крайним случаем запредельного торможения является состоя-

ние оцепенения,ступора - полной неподвижности и ареактив-

ности,которое может развиться под влиянием тяжелого эмоцио-

нального потрясения.

Поскольку и внешнее,и запредельное торможение связаны с

наследственными,врожденными свойствами ЦНС ,И.П.Павлов назвал

эти виды торможения безусловным торможением.

2. Условное торможение.

а)Угасательное торможение возникает с случае,когда

условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным.

Неподкрепляемый условный раздражитель с течением времени не

только снижает проявления УР ,но даже мог полностью подавлять

выработанный УР.Таким образам,неподкрепляемый раздражитель

становится самостоятельным тормозным сигналом. Угасательное

торможение избавляет ЦНС от нецелесообразных в данном условии

УР.

б) Дифференцировочное торможение развивается при неподк-

реплении раздражителей,близких по сенсорной модальности к

подкрепляемому.Дифференцировка позволяет точно различать

близкие по характеру раздражители и отвечать лишь на подкреп-

ляемый.Данное торможение играет важную роль в процессах обу-

чения,т.к. закрепляется лишь одна,очень точная реакция на оп-

ределенный стимул.

в) Условный тормоз образуется при неподкреплении комби-

нации из подкрепляемого раздражителя и какого-либо индиффе-

рентного раздражителя.Например ,свет подкрепляется пищей ,и

вызывает УР слюноотделения,а комбинация свет + звонок не

подкрепляется пищей.С течением времени УР слюноотделения в

ответ на действие данной комбинации раздражителей прекраща-

ется,хотя свет сам по себе по-прежнему вызывает УР.Инте-

ресно,сто в дальнейшем звонок может стать самостоятельным

тормозным фактором,способным подавлять и другие различные

УР,Т.о. ,условный тормоз в какой-то степени становится анало-

гом слова " нельзя ", что способствует выработке навыков зап-

рета.

г) Запаздывающее торможение. возникает в том случае,ког-

да подкрепление условного раздражителя постоянно все больше и

больше отодвигается от подачи условного сигнала.УР в этом

случае также начинает запаздывать.Первый период после

действия условного раздражителя называется недеятельной фазой

УР (реакция тормозится).По истечению определенного времени

торможение УР прекращается и сменяется возбуждением: это -

деятельная фаза УР.Адаптивное значение запаздывательного тор-

можения состоит в тонком анализе времени раздражителя;услов-

ный рефлекс точно приурочивается ко времени действия подкреп-

ления.Например ,кошка,поджидающая мышь у норки ,не обнаружи-

вает признаков заметного слюноотделения до тех пор,пока мышь

не окажется у нее в зубах.

Подводя итог ,можно заключить,что значение условного

торможения для высшей нервной деятельности очень велико:оно

позволяет избежать существования множества биологически неце-

лесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей сре-

ды,играет существенную роль в процессах обучения,способствует

оптимальному,а не избыточному проявлению условных реф-

лексов,экономит силы организма.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011