Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА)
ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Поведение человека и животных в естественных условиях
носит целенаправленный характер, оно служит удовлетворению
какой-либо биологической или социальной потребности.
Возникающие у живых существ желания, побуждения, потреб-
ности, которые предшествуют какому-либо действию и определяют
его, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями.
Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает
движение. Современное же физиологическое определение термина
мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашен-
ное состояние организма, возникающее в связи с определенной
потребностью, которое направляет поведение человека или жи-
вотного на удовлетворение исходной потребности.
Вся наша жизнь с точки зрения физиолога представляется
как непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений (или
неудач). Какие же мотивации могут определять поведение чело-
века Все мотивации, согласно Миллеру, разделяют на т.н. низ-
шие (первичные, биологические) и высшие (вторичные, социаль-
ные). К низшим мотивациям относят висцеральные, направленные
на поддержание гомеостаза (голод,жажда), самосохранение особи
(страх), сохранение вида ( половой инстинкт). Все эти мотива-
ции обусловлены соответствующими инстинктами и закреплены ге-
нетически. Высшие мотивации формируются в течении жизни чело-
века, они зависят от его воспитания, индивидуального опыта.
Высшие мотивации не детерминированы генетически, поэтому у
различных людей они могут быть совершенно разными. К социаль-
ным мотивациям относят, например, стремление получать ту или
иную профессию, добиться признания, успеха, справедливости,
заработать много денег и т.д. У человека социальные мотивации
очень часто оказываются сильнее биологических; порой даже
вступают с ними в борьбу ( например люди даже готовы жертво-
вать своей жизнью во имя различных идей и т.д.)
У человека могут быть также патологические мотивации (
чаще всего при поражении гипоталамуса, например, анорексия
или булимия), а также искусственные мотивации (различные виды
наркоманий).
Каким образом формируется та или иная мотивация! Сущест-
вует ряд теорий, объясняющих возникновение мотиваций и форми-
рование соответствующего поведения.
1.Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кен-
нона, хотя еще Декарт, а вслед за ним и Сеченов полагали, что
в основе мотиваций лежит стремление особи избежать неприятных
физиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержать
приятное чувственное ощущение.Например,при пустом желудке
возникают весьма неприятные ощущения "под ложечкой",и поэто-
му,согласно данной теории,человек или животное прекратить и
наполненного желудка,что и определяет его поведение.Эта тео-
рия содержит определенное рациональное зерно,однако не объяс-
няет сам механизм возникновения мотивации.
2. Дальнейшие поиски привели
к созданию другой группы тео-
рий,в которых основное внимание уделялось _ гуморальным факто-
_рам . в возникновении мотиваций.Так ,голод связывался с соста-
вом т.н. "голодной" крови,жажда - с повышением осмотического
давления крови,половое влечение ставилось в прямую зависи-
мость от уровня половых гормонов.Несомненно,роль гуморальных
факторов в возникновении мотиваций очень важна,однако гумо-
ральные факторы,как выяснилось,на способны самостоятельно
вызвать ту или иную мотивацию.Наблюдения Т.Алексеевой над си-
амскими близнецами ,у которых были раздельные головы и на-
чальные отделы ЖКТ и общая система кровообращения помогли
уточнить роль гуморальных факторов в возникновении мотивации
голода.Оказалось,что кормление одной из девочек,а значит,и
равномерное распределение питательных веществ в кровеносной
системе обоих близнецов,никогда не приводило к насыщению дру-
гой.Напротив,у второй девочки длительное время могла поддер-
живаться потребность в пище.
По-видимому,как возникновение,так и удовлетворение моти-
вации имеет множественный генез,зависящий как от нервных,так
и от гуморальных факторов,влияющих на различные структуры ЦНС.
3. Поиски структур мозга,ответственных за возникновение
мотиваций,привели к созданию _ гипоталамической теории . мотива-
ций Стеллара,который полагал,что гипоталамус является сосре-
доточением "центрального мотивационного состояния".Выводы
Стеллара основывались на следующих фактах.Во-первых,в гипота-
ламусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмоти-
ческое давление крови,содержание глюкозы и др.веществ в кро-
ви,уровень различных гормонов и т.д.Во-вторых,раздражение оп-
ределенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той или
иной мотивации,даже если реальной потребности организм в дан-
ный момент не испытывал.Например,у сытого животного раздраже-
ние центра голода (латеральных ядер гипоталамуса)приводило к
избыточному потреблению пищи,раздражение супраоптического яд-
ра приводило к потреблению воды сверх физиологической потреб-
ности и т.д.В-третьих,разрушение соответствующих структур ги-
поталамуса полностью прекращало возникновение той или иной
мотивации,например,разрушение центра голода приводило к отка-
зу от пищи даже у истощенных животных .Все приведенные факты
свидетельствуют,что гипоталамус является важнейшим цент-
ром,который ,с одной стороны,контролирует состояние внутрен-
ней среды организма,и с другой стороны - формирует жизненно
важные мотивации.Однако гипоталамические структуры на могут
рассматриваться как единственные в ЦНС,ответственные за воз-
никновение мотиваций.Важная роль в этом процессе принадлежит
ЛС и КБП.В формировании социальных мотиваций,по-видимому,ве-
дущая роль принадлежит коре и структурам ЛС.
4. _ Пейсмекерная теория . мотиваций Анохина в определенной
мере объединила данные всех предшествующих теорий.Анохин по-
лагал,что любая мотивация обусловлена соответствующей потреб-
ностью и носит системный характер.Потребность трансформирует-
ся посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждение
гипоталамических центров (пейсмекеров),которые,в свою оче-
редь,активируют другие структуры мозга -РФ,ЛС,и КБП.ЛС форми-
рует эмоциональную оценку ситуации,когда соответствующая пот-
ребность не удовлетворена:в КБП происходит осознание этой
потребности,учет различных обстоятельств реальной обстанов-
ки.В зависимости от факторов окружающей среды кора может как
тормозить,так и дополнительно возбуждать гипоталамические
центры мотиваций.Таким образом,на уровне коры формируется
конкретная программа целенаправленной деятельности для удов-
летворения соответствующей потребности.
_Физиология эмоций.
Под эмоциями понимают субъективные реакции человека и
животных на воздействие внешних или внутренних раздражите-
лей,проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия,стра-
ха,гнева,радости,грусти и т.д.
_Биологическая роль эмоций.
1.Эмоции выполняют _ отражательную . или _ оценочную роль ..Лю-
бой раздражитель,приобретая эмоциональную окраску,становится
индивидуально значимым для особи.Именно эмоциональная оценка
способствует формированию целенаправленной поведенческой ре-
акции на данный раздражитель,мобилизуя,если необходимо,все
силы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-ли-
бо стимул или ситуацию.
2. Эмоции играют _ регулирующую . или _ переключающую роль ..При
конкуренции различных доминант (например,страха и голода,или
чувства долга и страза и т.д.) побеждает наиболее сильно эмо-
ционально окрашенная доминанта.
3.Очень важна и _ подкрепляющая . роль эмоций.Положительное
эмоциональное подкрепление достигнутого результата ("поощре-
ние")способствует закреплению соответствующей формы поведе-
ния,улучшает обучение и становление определенного дейс-
твия.Положительное эмоциональное подкрепление служит своеоб-
разной энергетической "подпиткой" для организма.Человек,по-
лучающий удовольствие от своей деятельности,готов работать
почти круглосуточно,может "горы свернуть".Существует даже та-
кая категория людей - "трудоголики",для который работа явля-
ется высшей ценностью,а материальное вознаграждение играет
второстепенную роль.Напротив,биологический смысл негативного
эмоционального подкрепления ("наказания") состоит в том,что
возникающие отрицательные эмоции тормозят неэффективный для
особи вид деятельности ,заставляя искать другие способы
достижения цели,другие виды деятельности,поведения,или даже -
сменить цель.Таким образом эмоции можно рассматривать как ак-
тивное состояние специализированных структур мозга,побуждаю-
щих изменить поведение в направлении минимизации (отрицатель-
ные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этого
состояния.Если человек не изменяет своего поведения и в тече-
ние длительного времени испытывает отрицательные эмоции,у не-
го существенно снижается энергетический потенциал для любого
вида деятельности,развивается астенизация и невротизация лич-
ности,страдает и соматическое здоровье,появляются типичные
признаки хронического стресса:вегетативные дисфункции,сниже-
ние иммунитета и др.В такой ситуации необходимо либо изменить
соответствующие обстоятельства,порождающие отрицательные эмо-
ции,либо,если это невозможно,изменить свое отношение к данной
ситуации.
4. Эмоции выполняют _компенсаторную .или _замещающую
_роль ..Например,если цель еще не достигнута,то даже небольшой
успех в этом направлении порождает положительные эмоции.Эти
положительные эмоции не столько связаны с конкретным малень-
ким успехом,сколько с чувством надежды,веры.Эти чувства помо-
гают человеку существовать даже в довольно безрадостной
обстановке.Для человека надеяться и верить иногда значительно
важнее,чем добиваться поставленной цели.Древняя японская муд-
рость гласит:"Лучше путешествовать с надежной,чем достичь
пункта назначения".
_Теории эмоций.
1. _Периферическая теория Джеймса-Ланге. .Согласно данной
теории,эмоции являются вторичным явлением,отражением измене-
ний,происходящих во внутренних органах и скелетных мыш-
цах.Джеймс сформулировал свою теорию следующим образом:"Мы
чувствуем печаль,потому что плачем,мы боимся,потому что дро-
жим." Действительно,в определенной степени периферические
процессы влияют на формирование того или иного эмоционального
состояния.НАпример,при ишемии миокарда возникает страх смер-
ти,при перевозбуждении симпато-адреналовой системы развива-
ется паническое состояние и т.д. В последнее время появились
интересные данные о влиянии периферических сигналов от мими-
ческой мускулатуры на эмоциональную сферу. Обнаружено,что
сокращение мимических мышц при улыбке способствует формирова-
нию положительного эмоционального фона,и наоборот,постоянная
"маска" уныния и грусти во многом определяет и усугубляет
депрессивное состояние.Одной из возможных причин такого влия-
ния мимики на психику некоторые исследователи считают замет-
ное увеличение кровотока мозга,в частности структур лимби-
ческой системы,при улыбке.
Однако,несмотря на приведенные данные,необходимо отме-
тить,что теория Джеймса-Ланге сводила эмоции лишь к опреде-
ленным вегетативным или соматическим сдвигам на перифе-
рии.Эксперименты на животных показали,что даже полная деаффе-
рентация внутренних органов не устраняла у таких животных
развития некоторых эмоциональных реакций,таких как страх или
ярость при предъявлении соответствующих раздражителей.
2. Кеннон ,Бард и другие исследователи предложили целый
ряд "центральных" теорий эмоций,доказав,что источником эмоций
является мозг,определенные структуры ЦНС,а не периферические
органы.Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпе-
ца,которая отводила главную роль в возникновении эмоций
структурам лимбической системы и гипоталамуса.Пейпец предпо-
ложил,что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутой
структурой,в которой циркулируют импульсы,приходящие от тала-
муса,гипоталамуса и коры ,приобретая таким образом эмоцио-
нальную окраску.Экспериментальные данные во многом подтверди-
ли эту гипотезу.Так,при двустороннем удалении миндалевидных
тел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризую-
щийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нару-
шением пищевого ,полового и социального поведения животного
.В опытах Олдса,Дельгада и др. электрическое раздражение раз-
личных отделов гипоталамуса и ЛС вызывало такие состояния как
страх,реакцию ложной ярости или ее торможение,чувство удов-
летворения или неудовлетворения.
Теория Пейпеца и другие "центральные теории" эмоций
внесли решающий вклад в определение структурно-функциональной
основы возникновения эмоций.Ответ на вопрос ,почему в целост-
ном организме в определенный момент времени,при той или иной
ситуации возникают различные эмоции,до сих пор до конца не
ясен.
3. Согласно _биологической теории эмоций Анохина .,эмоции
возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки
потребности и степени ее удовлетворения.Как правило,любая не-
удовлетворенная потребность сопровождается отрицательными
эмоциями,тогда как удовлетворение этой потребности вызывает
положительные эмоции.
ЭМОЦИИ:
Неудовлетворенная целенаправленное удовлетворенная
потребность ----------------> потребность
поведение
Положительные эмоции,с точки зрения теории Анохина,воз-
никают не только при удовлетворении той или иной потреб-
ности,но и при достижении кокай-нибудь социальной цели ,если
результат деятельности отвечает планам,запросам и притязаниям
личности.Если же наблюдается "рассогласование" между ожидае-
мым и реальным результатом,то возникающие в такой ситуации
отрицательные эмоции,неудовлетворенность побуждает человека к
поиску более эффективных путей для достижения поставленной
цели.
4. Существует также " _информационная ." теория эмоций Симо-
нова.Она изложена в учебнике под ред.Косицкого.
В заключение необходимо отметить,что ни одна из рассмот-
ренных или существующих теорий эмоций не является исчерпываю-
щей не не может объяснить все многообразие эмоций у человека.
_Особенности ВНД человека.
Основное отличие ВНД человека от животных состоит в на-
личии у человека "чрезвычайной прибавки" эволюции - особой
системы сигнализации,которая связана со словесным обозначени-
ем объектов.И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой.
Первая сигнальная система,общая для человека и живот-
ных,связана с восприятием конкретных сигналов окружающего ми-
ра,которое осуществляется всеми органами чувств.
вторая сигнальная система связана с восприятием речи
(устной,письменной).Развитие речи и связанного с речью сло-
весно-логического мышления и явилось она определенном этапе
эволюции коренным отличием психической и познавательной дея-
тельности человека от других представителей животного мира.
_Речь выполняет следующие функции.
1. Функция обозначения или номинативная функция.Каждое
слово в языке обозначает какой-либо предмет ,действие,понятие
и т.д.
2. Функция обобщения.Слово является не только обозначе-
нием конкретного предмета,но и целой группы предметов ,поня-
тий.Функция обобщения тесно связана с абстрактным мышлением.
3. Функция коммуникации или общения.В понятие коммуника-
ции входит следующие составляющие:
- информационная функция;
- выразительная функция:с помощью слов и интонаций чело-
век может выражать не только мысли,но и чувства.
- функция волеизъявления.
4. Регулирующая функция речи связана со способностью
словесной информации управлять поведением человека, начиная
от простейших форм деятельности, заканчивая самыми сложными.
Слово может также регулировать деятельность внутренних орга-
нов, тонус мышц и т.д. Врачу важно понимать огромную роль
слова в медицине: слово может быть как лечебным фактором
(психотерапия), так и причиной возникновения т.н. ятрогенных
заболеваний.
В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены в
левом полушарии, данное полушарие стали считать доминантным.
Функции правого, субдоминантного полушария, связаны с воспри-
ятием невербальных сигналов, пространственных конструкций и
других сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окру-
жающего мира носит цельный, синтетический характер. Правое
полушарие более эмоциогенно и в большей степени связано с
т.н. бессознательными процессами. Существует также и эмоцио-
нальная межполушарная ассиметрия. Положительные эмоции у че-
ловека связаны в основном с левым, а отрицательные - с правым
полушарием. В связи с этим левая половина лица в большей сте-
пени отражает отрицательные, а правая - положительные эмоции.
В зависимости от относительного преобладания восприятия
сигналов первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов разде-
лил всех людей на 3 типа:
1. Мыслительный тип (левополушарный).
2. Художественный (правополушарный.
3. Смешанный тип.
Лица мыслительного типа тяготеют к теории, имеют большой
словарный запас и активно им пользуются, им присуща довольно
высокая двигательная активность, целеустремлённость, способ-
ность прогнозировать события. Человек художественного типа,
напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он мало-
разговорчив, более медлителен, зато наделён способностью тон-
ко чувствовать, переживать, склонен к созерцанию и воспомина-
ниям.
По классификации Юнга и др. авторов, тип ВНД человека
определяют следующие парные характеристики:
1. Экстраверт-интраверт.
2. Эмоциональная стабильность - невротизм (эмоциональная
неустойчивость).
3. Подвижность нервных процессов - инертность.
Экстраверт - человек общительный, интересующийся людь-
ми, не склонный к самоанализу. Интраверт - не общителен,
замкнут, не проявляет особого интереса к другим людям, скло-
нен к самоанализу.
Существует также классификация темпераментов людей в за-
висимости от типов конституции. Она принадлежит Шелдону. По
Шелдону, выделяют 3 основных типа людей: висцеротонический,
соматотонический и церебротонический. С определёнными оговор-
ками,: эти типы в какой-то степени соответствуют гиперстени-
ческому, нормостеническому и астеническому конституциональным
типам.
Набор признаков из шкалы темпераментов по Шелдону.
Вицеротония Соматотония Церебротония
1. Расслабленность в Уверенность в осанке Заторможенность
и скованность
осанке и движениях и движениях в осанке и дви-
жениях
2. Любовь к комфорту Любовь к приключениям Необщительность,
скрытность,
3. Лёгкость в общении Экстраверсия в поступ- заторможенность
и выражении чувств ках, но скрытность в Интраверсия
чувсвах, эмоциях
4. Жажда похвалы, Эмоциональная чёрст- Эмоциональная
сдержанность
одобрения вость
5. Общительность и Агрессивность и нас- Устойчивость к
действию алко-
мягкость в состоя- тойчивость в состоя- голя, др.де-
прессантов
нии опьянения нии опьянения
6. Тяга к людям в тя- Тяга к действию в Тяга к одино-
честву в
жёлую минуту тяжёлую минуту тяжёлую минуту
7. Ориентация к детст- Ориентация к юношес- Ориентация к
поздним
ву и семейным отно- кой деяфтельности периодам жизни
шениям
Вполне вероятно, что ни одна из многочисленных классифи-
каций типов ВНД не является исчерпывающей, сами типы также не
имеют чаще всего всех чётко выраженных признаков того или
иного типа, преобладают в популяции некие более или менее
средние типы темпераментов. Однако врачу важно учитывать осо-
бенности различных типов ВНД в своей лечебной работе. Хорошо
известно, что выработка врачом адекватного психологического
подхода к конкретному больному значительно улучшает эффект
проводимой терапии. |