Главная » Каталог    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная

рефератыБиология

рефератыБухгалтерский учет и аудит

рефератыВоенная кафедра

рефератыГеография

рефератыГеология

рефератыГрафология

рефератыДеньги и кредит

рефератыЕстествознание

рефератыЗоология

рефератыИнвестиции

рефератыИностранные языки

рефератыИскусство

рефератыИстория

рефератыКартография

рефератыКомпьютерные сети

рефератыКомпьютеры ЭВМ

рефератыКосметология

рефератыКультурология

рефератыЛитература

рефератыМаркетинг

рефератыМатематика

рефератыМашиностроение

рефератыМедицина

рефератыМенеджмент

рефератыМузыка

рефератыНаука и техника

рефератыПедагогика

рефератыПраво

рефератыПромышленность производство

рефератыРадиоэлектроника

рефератыРеклама

рефератыРефераты по геологии

рефератыМедицинские наукам

рефератыУправление

рефератыФизика

рефератыФилософия

рефератыФинансы

рефератыФотография

рефератыХимия

рефератыЭкономика

рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Экспериментальные методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО

ИСТОЧНИКОВ

О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об

участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими

факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них

особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).

По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены,

происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения.

Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для

здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью,

неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность,

агрессивность, депрессия и др.

В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения

становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с

хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным

стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с

решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и

достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН

и вызывающих его причин;

2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3)

создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка

специалистов для работы в таких кабинетах.

Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики

Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины

МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований

ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных

выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования

была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9

лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации,

о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике

потребности населения в психологической помощи.

В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого

населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в

себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была

создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации

здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных

факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС

позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в

получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом

консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и

преодоления стресса).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных

явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН

является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла

происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его

потребностей.

Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным

качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в

ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными

эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций,

как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх,

дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение

нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы

в организме человека и способствовать развитию многих хронических

заболеваний.

Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации

неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и

изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им

как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.

Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются

разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с

неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация,

дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и

т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-

демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на

работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на

здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.

Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН,

при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него

факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны,

основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога,

уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ

Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека

и измеряет различные его аспекты.

В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним

факторов:

1) самооценка здоровья;

2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера

3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .

4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .

5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .

6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст,

уровень образования, социальная группа, семейное положение).

Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.

Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-

росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное

обследование нескольких испытуемых.

Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном

исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня

ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при

повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых

показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные

психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его

помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении

психологической поддержки.

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ

Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную

методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических

свойств.

Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были

обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное

обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.

С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по

шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно

высокими.

При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале

1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении

суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1

составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.

Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3

подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67

лет.

Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с

суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по

шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76;

-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому

получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по

шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63;

0,50; 0,57; 0,66; 0.46.

Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по

шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73;

0.57; 0.54.

Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой

надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки

данные показатели по шкале 1.

Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на

случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве

эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической

беседы с каждым из испытуемых.

Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-

ве следующих стандартных формул:

1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)

ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.

2) Диагностическая специфичность

(ДС):

ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.

3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-)

результатов:

ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;

ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.

4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):

Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.

5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):

КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

6) Диагностическая эффективность

(ДЭ):

ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.

Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП —

ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП —

истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие

показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-

=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной

прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.

По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449;

ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 2.

По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446;

ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%;

Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.

Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности

и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и

диагностической эффективности шкалы 3.

Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на

случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым,

прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по

одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое

консультирование.

В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с

жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие

проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение,

невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и

нарушения социально-психологической адаптации.

Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84

человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р.

Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О

(тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а

также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон

настроения) и 03 (волевой контроль).

Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о

возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и

выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в

психологической помощи.

Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3

(воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности,

прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.)

позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с

целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.

Опросник «Ваше самочувствие''

Регистрационный номер.

Как заполнить опросник:

1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным

набором возможных ответов.

2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует

Вашему мнению.

Обведите кружком номер этого ответа.

ОПРОСНИК

1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?

1 — очень плохое

2 — плохое

3 — удовлетворительное

4 — хорошее

5 — очень хорошее

2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных

ниже утверждений:

|Утверждения |Скоре|Скорее |Не |

|Согласен |е |не |соглас|

| |согла|согласе|е |

| |сен |н | |

|1) Пожалуй, я человек нервный |1 |2 |3 |4 |

|2) Я очень беспокоюсь о своей |1 |2 |3 |4 |

|работе | | | | |

|3) Я часто ощущаю нервное |1 |2 |3 |4 |

|напряжение | | | | |

|4) Моя повседневная | | | | |

|деятельность | | | | |

|вызывает большое напряжение |1 |2 |3 |4 |

|5) Общаясь с людьми, я часто | | | | |

|ощущаю | | | | |

|нервное напряжение |1 |2 |3 |4 |

|6) К концу дня я совершенно | | | | |

|истощен | | | | |

|физически и психически |1 |2 |3 |4 |

|7) В моей семье часто возникают| | | | |

|напряженные отношения |1 |2 |3 |4 |

3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?

Утверждения

| |Согл|Скоре|Скорее|Не |

| |асен|е |не |соглас|

|1) Я доволен тем, как прошел | |согла|соглас|ен |

| | |сен |ен | |

|последний год моей жизни |1 |2 |3 |4 |

|2) Мое душевное состояние, | | | | |

|настроение | | | | |

|стало хуже |1 |2 |3 |4 |

|3) В целом моя жизнь | | | | |

|складывается |1 |2 |3 |4 |

|удачно |1 |2 |3 |4 |

| |1 |2 |3 |4 |

|4) Мое благополучие | | | | |

|расстроилось |1 |2 |3 |4 |

|5) Я чувствую себя счастливым | | | | |

|человеком |1 |2 |3 |4 |

|6) В моей жизни произошли | | | | |

|перемены к худшему |1 |2 |3 |4 |

|7) В моей жизни есть источник |1 |2 |3 |4 |

|радости и поддержки |1 |2 |3 |4 |

|8) У меня есть проблемы, | | | | |

|которые | | | | |

|сильно портят мне настроение | | | | |

| | | | | |

|9) Моя жизнь стала лучше | | | | |

| | | | | |

|10) Многое не удается | | | | |

| | | | | |

4

1 2 3 123 4

1234

123 4

123 4

123 4

4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие.

Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень

плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.

Условия жизни

Оценка в баллах

1) Ваши жилищные условия

2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и

т.п.)

3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы

и т.п.)

4) Условия Вашего труда

5) Деньги, доход

6) Возможности использования денег

7) Медицинское обслуживание

8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)

9) Досуг, спорт, развлечения

10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)

11) Политическая ситуация в регионе проживания

12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)

13) Свобода вероисповедания, политической активности

5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие

людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами

своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не

удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 —

пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.

Стороны жизни

Оценка в баллах

1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.

2) Отношения в семье

3) Дети: их здоровье и благополучие

4) Питание

5) Отдых

6) Материальное благополучие, обеспеченность

7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам

8) Положение в обществе

9) Жизненные перспективы

10) Любовь, сексуальные чувства

11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо

6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.

7. Возраст: _____лет.

8. Образование: 1 — начальное и ниже

2 —неполное среднее

3 — среднее общее

4 — среднее специальное

5 — незаконченное высшее

6 — высшее.

9. К какой общественной группе Вы относитесь?

1-рабочий 6

- домохозяйка

2 - служащий 7-

безработный

3 - пенсионер по возрасту 8 -

предприниматель

4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин

5 - учащийся, студент 10 -

другое

10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),

2 — никогда не был женат (замужем),

3 — разведен(а), живу отдельно,

4 — вдовец (вдова).

11. Место проживания ___________________________

Название населенного пункта, район, область

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!

Регистрационный номер _____________________

обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых

татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-

опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк-

Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7.

Далее

оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4.

здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель

с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального

ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может

жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов.

Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла

собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис-

Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с

высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).

Таблица 1

Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин

|Уровень | |

|стресса |Средний балл |

| |Мужчины |Женщины |

|Высокий |2,00 - |2.18-3.0|

|Средний |3.00 |0 |

|Низкий |1.00-0.9|1.18-2.1|

| |9 |7 |

| |0.00 - |0.00-1.1|

| |0.99 |7 |

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены

к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.

Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в

целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние

удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом.

Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов,

набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по

подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом

могут варьировать от -15 до+15 баллов.

Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня

удовлетворенности жизнью в целом, т.е. свидетельствует о состоянии

неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в

получении психологической помощи.

Результат от "Л до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне

удовлетворенности жизнью в целом.

Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне

удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и

оптимистическом мироощущении.

Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями

жизни.

Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму

баллов по всем 13 подпунктам.

Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности

условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в

получении психологической помощи.

При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются

испытуемым как удовлетворительные.

Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне

удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого

качества жизни.

Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1—2 балла, то

представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как

источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым

испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в

наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его

поддержки.

Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных

жизненных потребностей.

При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11

подпунктам шкалы.

При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы

Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените

Ваше отношение к этому факту».

Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените. насколько

Вы удовлетворены своим семейным положением».

Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к

данному факту».

Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы.

Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком

уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о

потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41

балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных

потребностей.

Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне

удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.

Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1—2

балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность)

может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса,

переживаемого испытуемым.

Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует

рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие

испытуемого и являющиеся источником его поддержки.

Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-

демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования,

общественной группы, семейного положения, места жительства.

Необходимо обратить внимание на то. что по результатам наших исследований,

проводившихся в Москве и в Брянской области, к числу групп населения с

наиболее высоким уровнем ПЭН и с наиболее выраженной потребностью в

получении психологической помощи относятся: женщины; лица старше 40 лет;

лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;

пенсионеры и безработные.

ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» В ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

С помощью опросника «Ваше самочувствие» были обследованы три случайные

выборки населения (мужчины и женщины в возрасте 25—64 лет) в различных

городах России:

1) Москва — 763 человека;

2) Клинцы Брянской области (уровень радиоактивного загрязнения более 5

ci/кв.км) — 1050 человек;

3) Почеп Брянской области (радиоактивное загрязнение отсутствует) — 491

человек.

При проведении психологического обследования регистрировались также

самооценка здоровья и основные социально-демографические показатели:

пол, возраст, уровень образования, общественная группа, семейное положение.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1, Уровень удовлетворенности жизнью в целом (1 шкала). Сравнение средних

баллов по критерию с2 выявило, что уровень удовлетворенности жизнью в целом

в г. Почеп как у мужчин, так и у женщин значимо выше, чем у жителей г.

Москва и г. Клинцы (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели (в балдах) удовлетворенности жизнью в целом у жителей г.

Клинцы, г. Москва и г. Почеп

|Выборк|Уровень |Садан|

|а |удовлетворенно|и |

| |сти |балл |

| |низ|средний | |

| |кий|(высокий | |

|Клинцы|36.|30,7 32.7|+0,58|

|:муж. |6 | | |

|жен. |33.|34.9 31.8|-1,61|

|всего |3 | | |

| |34.|33.5 32.1|-0,91|

| |4 | | |

|Москва|34,|36.2 29.0|+0,20|

|: муж.|8 | | |

|жен. |33.|39,3 27.1|-1,85|

|всего |6 | | |

| |34,|37.8 28.0|-0,80|

| |2 | | |

|Почеп:|5.9|51.0 43.1|+2.,5|

|муж. |5.4| |1 |

|жен. | |32.3 62.2|+0,.5|

|всего |5.7| |2 |

| | |43.2 51.1|+1,68|

Примечание: р<0,03.

Дисперсионный анализ данных показал, что уровень удовлетворенности жизнью

в целом достоверно связан с такими факторами, как пол, возраст, уровень

образования, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья и

наличие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).

Так, средний уровень удовлетворенности жизнью у женщин (-0,89) достоверно

ниже, чем у мужчин (1,23) (р<0,05).

У лиц старше 40 лет средний уровень удовлетворенности жизнью (-0,10)

ниже, чем у лиц моложе 40 лет (1,62) (р<0,05).

У лиц с начальным и с неполным средним образованием обнаружен наиболее

низкий уровень удовлетворенности жизнью (-2,23), тогда как у лиц со средним

образованием выявлен в целом более высокий уровень удовлетворенности

(0,92). Лица с высшим образованием (-0,58) по уровню удовлетворенности

составили промежуточную группу (р<0,05).

Сравнение групп населения с различным семейным статусом выявило

достоверно (р<0,002) более низкие средние показатели удовлетворенности

жизнью у разведенных (-2,63) и у вдовых (-3,69) по сравнению с лицами,

состоящими в браке (0,38), и лицами, никогда не вступавшими в брак (1.99).

Среди различных социальных групп наиболее низкие показатели

удовлетворенности жизнью (р<0,05) обнаружены у пенсионеров по инвалидности

(-3,83), безработных (-1,55), пенсионеров по возрасту (-1,42) и домохозяек

(-1,16). Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у

предпринимателей (4,87) и учащихся, студентов (2,96). У рабочих (0,62) и

служащих (-0,07) выявлены промежуточные показатели удовлетворенности

жизнью.

Средний балл по шкале удовлетворенности жизнью в целом у лиц, имеющих

ХНИЗ (-1,31), достоверно ниже, чем у здоровых лиц (1,29) (р<0,05).

Выявлена прямо пропорциональная связь между уровнем удовлетворенности

жизнью и самооценкой здоровья.

Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью в целом обнаружены у

лиц с высокой самооценкой здоровья (4,26 и 4,83 балла). И наоборот,

наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у лиц с

низкой самооценкой здоровья (-3,96 и -5,86).

Таким образом, можно выделить наименее удовлетворенные жизнью в целом

группы населения: женщины;

лица старше 40 лет; лица с начальным и неполным средним образованием;

разведенные и вдовые лица; пенсионеры, безработные и домохозяйки; лица с

низкой самооценкой здоровья и лица с ХНИЗ.

2. Удовлетворенность условиями жизни (2 шкала). В табл. 3 представлены

средние показатели удовлетворенности условиями жизни у жителей г. Клинцы

(1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.).

Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических

факторов с удовлетворенностью условиями жизни и самооценкой здоровья.

Обнаружено, что оценка жилищных условий зависит от возраста, семейного

положения, а также связана с самооценкой здоровья. Так, к числу групп

населения, наименее удовлетворенных своими жилищными условиями, относятся:

лица моложе 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлено, что оценка бытовых условий в районе проживания связана с уровнем

образования, семейным положением и самооценкой здоровья. Так, к числу групп

населения, наименее удовлетворенных своими бытовыми условиями,

относятся:лица с низким уровнем образования; лица, состоящие в браке и

разведенные; лица с низкой самооценкой здоровья.

Обнаружено, что удовлетворенность экологическими условиями в районе

проживания зависит от влияния.таких факторов, как пол, возраст, семейное

положение и самооценка здоровья. Так, к числу групп населения, наименее

удовлетворенных экологическими условиями, относятся: женщины; лица старше

40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, значимо связанные с удовлетворенностью условиями труда:

пол, возраст, образование, семейное положение, общественная группа и

самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных

своими условиями труда, относятся: мужчины; лица старше 40 лет;

лица с низким образованием; разведенные и состоящие в браке; рабочие, а

также лица с низкой самооценкой здоровья.

Обнаружено, что удовлетворенность доходом связана с такими факторами, как

семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К наименее

удовлетворенным своим доходом группам населения относятся: разведенные

лица; пенсионеры по инвалидности;

учащиеся и безработные, а также лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью возможностями

использования денег: пол, возраст, образование, семейное положение,

социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее

удовлетворенных возможностями использования денег, относятся: женщины; лица

старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие и

лица с низкой самооценкой здоровья.

Таблица 3

Средние показатели (в баллах) удовлетворенности условиями жизни

у жителей гг. Клинцы, Москва и Почеп

|Условия жизни |Кливцы |Москва |Почеп |

| |Ср.балл, |Ср.балл, |Ср. балл. |

| |ранг |ранг |ранг |

|1. Жилищные условия |3,47 |3,3 |3.5| |

| |(11) |(9) |2 |(11) |

|2. Бытовые условия в районе | | | | |

|проживания (магазины, | | | | |

|услуги» | | | | |

|транспорт и т.п.) |3,24 |3.50 |3.2| |

| |(8) |(11) |4 |(7) |

|3. Экологические условия в | | | | |

|районе про | | | | |

|живания (чистота воздуха, |2.61 |2,77 |3.2| |

|воды и т.п.) |(1) |(3) |5 |(8) |

|4. Условия труда |3,26 |3.29 |3,2| |

| |(10) |(8) |0 |(6) |

|5. Деньги, доход |2,83 |2,70 |2,8| |

| |(3) |(2) |4 |(1) |

|6. Возможности использования|3,23 |2,90 |3.2| |

|денег |(7) |(4) |5 |(9) |

|7. Медицинское обслуживание |3,19 |3,19 |3.6| |

| |(6) |(7) |2 |(12) |

|8. Возможности получения | | | | |

|информации | | | | |

|(радио, телевидение, печать)|3,92 |4,06 |3.8| |

| |(13) |(13) |3 |(13) |

|9. Досуг, спорт, развлечения|2,99 |3,00 |2.9| |

| |(4) |(5) |3 |(3) |

|10. Возможности общения с | | | | |

|искусством | | | | |

|(кино. музеи, книги и т.п.) |3,14 |3,43 |2.8| |

| |(5) |(10) |7 |(2) |

|11. Политическая ситуация в | | | | |

|регионе | | | | |

|проживания |3,24 |3,01 |3.0| |

| |(9) |(6) |9 |(4) |

|12. Социальная и правовая | | | | |

|защищенность | | | | |

|(чувство безопасности) |2,77 |2,55 |3.1| |

| |(2) |(1) |0 |(5) |

|13. Свобода вероисповедания,| | | | |

|политичес | | | | |

|кой активности |3,65 |3,58 |3,4| |

| |(12) |(12) |8 |(10) |

|СРЕДИ ИИ Б АЛЛ |3,19 |3,18 | |3,25 |

Обнаружены факторы, связанные с удовлетворенностью медицинским

обслуживанием: образование и самооценка здоровья. К числу групп населения,

наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с высшим

и незаконченным высшим образованием. а также лица с низкой самооценкой

здоровья.

Обнаружено, что удовлетворенность возможностями получения информации

зависит от влияния таких факторов, как уровень образования, семейное

положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее

удовлетворенных возможностями получения информации, относятся: лица с

начальным образованием; состоящие в браке и разведейные; лица с низкой

самооценкой здоровья.

Выявлено, что удовлетворенность возможностями проведения досуга связана с

такими факторами, как пол, возраст, семейное положение, самооценка

здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим досугом,

относятся: женщины; лица старше 40 лет; состоящие в браке, разведенные и

вдовые лица и лица с низкой самооценкой здоровья.

Получены значимые корреляции оценки возможностей общения с искусством с

такими факторами, как пол, образование, семейное положение и самооценка

здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных возможностями

общения с искусством, относятся: женщины; лица с начальным образованием;

лица, состоящие в браке, а также лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлена зависимость оценки политической ситуации в регионе проживания от

таких факторов, как возраст, уровень образования, семейное положение,

социальная группа и самооценка здоровья. Среди различных групп населения

йаименее удовлетворены политической ситуацией лица старше 40 лет; лица с

высшим образованием; вдовые; пенсионеры по возрасту и лица с низкой

самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью социальной и правовой

защищенностью: возраст, образование, семейное положение, социальная группа,

самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных

своей социальной и правовой защищенностью, относятся: лица старше 40 лет;

лица с высшим образованием;

вдовые и разведенные; служащие, а также лица с низкой самооценкой здоровья.

Обнаружены факторы, связанные с оценкой свободы вероисповедания,

политической активности: уровень образования и самооценка здоровья. К числу

групп населения, наименее удовлетворенных свободой вероисповедания,

политической активности, относятся лица со средним образованием и лица с

низкой самооценкой здоровья.

3. Удовлетворенность основных жизненных потребностей (3 шкала). В табл. 4

представлены средние показатели удовлетворенности основных жизненных

потребностей у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г.

Почеп (491 чел.).

Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических

факторов с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и самооценкой

здоровья.

Обнаружено, что удовлетворенность работой зависит от таких факторов. как

социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее

удовлетворенных своей работой. относятся: безработные, пенсионеры по

инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлена взаимосвязь уровня удовлетворенности семейными отношениями и

таких факторов, как пол, семейное положение, социальная группа и самооценка

здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими

семейными отношениями, относятся: женщины; разведенные; безработные и лица

с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с оценкой удовлетворенности- своими детьми:

пол, семейное полсйкеняе и самооценка здоровья. К числу групп населения, в

наибольшей степени озабоченных здоровьем и благополучием своих детей,

относятся: женщины; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.

Обнаружена связь удовлетвори сти питанием с такими факторами, возраст,

уровень образования. семейное положение, социальная группам мооценка

здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных им питанием,

относятсящица старше 40 лет; лица с незаконченным высшим и с высшим

образованием; разведенные;

служащие и учащиеся; лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности отдыхом:

пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и

самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных

своим отдыхом, относятся: женщины;

лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные; служащие и

лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим материальным

положением: пол, семейное положение, социальная группа и самооценка

здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим

материальным положением, относятся:

женщины; разведенные; учащиеся, безработные и лица с низкой самооценкой

здоровья.

Обнаружены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности общением:

возраст, уровень образования, семейное положение, самооценка здоровья. К

числу групп населения, наименее удовлетворенных своим общением с друзьями,

с людьми, близкими по интересам, относятся: лица старше 40 лет; лица с

высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.

Таблица 4

Средние показатели (в баллах) удовлетворенности основных

жизненных потребностей у жителей гг. Клннцы, Москва и Почеп

|Условия жизни |Клинцы |Москва |Почеп |

| |Ср. балл,|Ср. балл, |Ср. балл. |

| |ранг |ранг |ранг |

|1. Работа (характер труда, | |

|отношения на | |

|работе, возможности и т.п.) |3.59 (9) |

| |3.37 (8) |

| |3.48 (4) |

|2. Отношения в семье |3.74 (10) |

| |3.79 (11) |

| |4.05 (11) |

|3. Дети: их здоровье и |3,52 (7) |

|благополучие |3,48 (9) |

| |3.71 (7) |

|4. Питание |3.48 (6) |

| |3.24 (4) |

| |3.72 (8) |

|5. Отдых |3.24 (3) |

| |3.08 (3) |

| |3.41 (3) |

|6. Доход |3.00 (2) |

| |2.79 (2) |

| |3.13 (1) |

|7. Общение с друзьями, с | |

|людьми. | |

|близкими по интересам |3.80 (11) |

| |3.60 (10) |

| |3,89 (10) |

|8. Положение в обществе |3,55 (8) |

| |3.26 (5) |

| |3.51 (6) |

|9. Жизненные перспективы |2.93 (1) |

| |2.77 (1) |

| |3.20 (2) |

|10. Любовь, сексуальные |3.43 (4) |

|чувства |3.34 (6) |

| |3.87 (9) |

|11. Любимое занятие, | |

|возможность | |

|выразить себя в чем-либо |3.46 (5) |

| |3.34 (7) |

| |3.50 (5) |

|С РЕ ДНИ И БАЛЛ |3.43 |

| |3.28 |

| |3.59 |

Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим положением в

обществе: возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка

здоровья. К числу групп населения, наиболее неудовлетворенных своим

положением в обществе, относаггся:

лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой

самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с оценкой жизненных перспектив: пол, возраст,

уровень образования, семейное положение, общественная группа, самооценка

здоровья. К числу групп населения, наиболее пессимистично оценивающих свое

будущее, относятся:

женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;

разведенные; инвалиды и безработные. а также лица с низкой самооценкой

здоровья.

Обнаружено, что уровень удовлетворенности потребности в любви зависит от

таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, уровень образования,

социальная группа и самооценка здоровья. К числу лиц с наиболее низким

уровнем удовлетворенности потребности в любви относятся: женщины; лица

старше 40 лет; разведенные и вдовые; лица с неполным средним образованием;

пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные с оценкой возможности самовыражения:

пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп

населения, наиболее низко оценивающих свои возможности самовыражения,

относятся: женщины; лица старше 40 лет;

разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале

удовлетворенности условиями жизни (шкала 2): пол, возраст, уровень

образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп

населения, наименее удовлетворенных условиями жизни в целом, относятся:

женщины; лица старше 40 лет; лица с низким уровнем образования; разведенные

и лица с низкой самооценкой здоровья.

Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале

удовлетворенности основных жизненных потребностей (шкала 3): пол, возраст,

уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка

здоровья. К числу групп населения с наиболее низким уровнем

удовлетворенности основных жизненных потребностей относятся: женщины; лица

старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;

инвалиды, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.

Таким образом, опросник «Ваше самочувствие» позволяет выявлять лиц с низким

уровнем удовлетворенности жизнью, нуждающихся в получении психологической

помощи, а также группы населения с наиболее высоким уровнем

психоэмоционального напряжения. Обследование случайных выборок жителей гг.

Москва, Клинцы и Почеп показало, что к числу групп населения с наиболее

высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся: женщины; лица

старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;

разведенные; пенсионеры, безработные; лица с низкой самооценкой здоровья.

Представители данных групп имеют повышенную потребность в получении

психологической помощи.

Результаты проверки психометрических свойств данного опросника

(надежность, специфичность, чувствительность и др.) свидетельствуют о том,

что данный инструмент может быть рекомендован для внедрения при проведении

массовых эпидемиологических обследований взрослого населения России.

Кроме того, опросник «Ваше самочувствие» целесообразно использовать в

работе специалистов (психологов, психотерапевтов), проводящих

индивидуальное психологическое консультирование в целях диагностики

уровня психоэмоционального напряжения и его источников у пациентов и

оценки динамики их психологического статуса в процессе психокоррекции и

психотерапии.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011