Экспериментальные методики
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО
ИСТОЧНИКОВ
О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН
За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об
участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими
факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них
особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).
По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены,
происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения.
Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для
здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью,
неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность,
агрессивность, депрессия и др.
В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения
становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с
хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным
стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с
решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и
достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН
и вызывающих его причин;
2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3)
создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка
специалистов для работы в таких кабинетах.
Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики
Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины
МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований
ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных
выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования
была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9
лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации,
о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике
потребности населения в психологической помощи.
В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого
населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в
себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была
создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации
здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных
факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС
позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в
получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом
консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и
преодоления стресса).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных
явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН
является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла
происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его
потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным
качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в
ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными
эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций,
как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх,
дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение
нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы
в организме человека и способствовать развитию многих хронических
заболеваний.
Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации
неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и
изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им
как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.
Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются
разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с
неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация,
дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и
т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально-
демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на
работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на
здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.
Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН,
при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него
факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны,
основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога,
уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ
Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека
и измеряет различные его аспекты.
В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним
факторов:
1) самооценка здоровья;
2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера
3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .
4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .
5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .
6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст,
уровень образования, социальная группа, семейное положение).
Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.
Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп-
росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное
обследование нескольких испытуемых.
Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном
исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня
ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при
повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых
показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные
психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его
помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении
психологической поддержки.
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ
Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную
методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических
свойств.
Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были
обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное
обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.
С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по
шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно
высокими.
При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале
1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении
суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1
составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.
Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3
подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67
лет.
Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с
суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по
шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76;
-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому
получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по
шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63;
0,50; 0,57; 0,66; 0.46.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по
шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73;
0.57; 0.54.
Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой
надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки
данные показатели по шкале 1.
Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на
случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве
эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической
беседы с каждым из испытуемых.
Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно-
ве следующих стандартных формул:
1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)
ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.
2) Диагностическая специфичность
(ДС):
ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.
3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-)
результатов:
ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;
ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.
4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):
Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.
5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):
КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
6) Диагностическая эффективность
(ДЭ):
ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП —
ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП —
истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие
показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-
=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности
и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной
прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.
По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449;
ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности
и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и
диагностической эффективности шкалы 2.
По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446;
ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%;
Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности
и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и
диагностической эффективности шкалы 3.
Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на
случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым,
прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по
одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое
консультирование.
В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с
жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие
проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение,
невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и
нарушения социально-психологической адаптации.
Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84
человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р.
Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О
(тревожность) и/илй'фйс<э-ра 04 (психическая напряженность, фрустрация), а
также низкие показатели факторов С (стрессоустойчивость), Р (фон
настроения) и 03 (волевой контроль).
Полученные результаты свидетельствуют о валидности шкал 1, 2 и 3 и о
возможности их применения с целью оценки уровня удовлетворенности жизнью и
выявления лиц с низким уровнем удовлетворенности, нуждающихся в
психологической помощи.
Итак, оценка основных психометрических свойств шкал 1, 2 и 3
(воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности,
прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.)
позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с
целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.
Опросник «Ваше самочувствие''
Регистрационный номер.
Как заполнить опросник:
1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным
набором возможных ответов.
2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует
Вашему мнению.
Обведите кружком номер этого ответа.
ОПРОСНИК
1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?
1 — очень плохое
2 — плохое
3 — удовлетворительное
4 — хорошее
5 — очень хорошее
2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных
ниже утверждений:
|Утверждения |Скоре|Скорее |Не |
|Согласен |е |не |соглас|
| |согла|согласе|е |
| |сен |н | |
|1) Пожалуй, я человек нервный |1 |2 |3 |4 |
|2) Я очень беспокоюсь о своей |1 |2 |3 |4 |
|работе | | | | |
|3) Я часто ощущаю нервное |1 |2 |3 |4 |
|напряжение | | | | |
|4) Моя повседневная | | | | |
|деятельность | | | | |
|вызывает большое напряжение |1 |2 |3 |4 |
|5) Общаясь с людьми, я часто | | | | |
|ощущаю | | | | |
|нервное напряжение |1 |2 |3 |4 |
|6) К концу дня я совершенно | | | | |
|истощен | | | | |
|физически и психически |1 |2 |3 |4 |
|7) В моей семье часто возникают| | | | |
|напряженные отношения |1 |2 |3 |4 |
3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?
Утверждения
| |Согл|Скоре|Скорее|Не |
| |асен|е |не |соглас|
|1) Я доволен тем, как прошел | |согла|соглас|ен |
| | |сен |ен | |
|последний год моей жизни |1 |2 |3 |4 |
|2) Мое душевное состояние, | | | | |
|настроение | | | | |
|стало хуже |1 |2 |3 |4 |
|3) В целом моя жизнь | | | | |
|складывается |1 |2 |3 |4 |
|удачно |1 |2 |3 |4 |
| |1 |2 |3 |4 |
|4) Мое благополучие | | | | |
|расстроилось |1 |2 |3 |4 |
|5) Я чувствую себя счастливым | | | | |
|человеком |1 |2 |3 |4 |
|6) В моей жизни произошли | | | | |
|перемены к худшему |1 |2 |3 |4 |
|7) В моей жизни есть источник |1 |2 |3 |4 |
|радости и поддержки |1 |2 |3 |4 |
|8) У меня есть проблемы, | | | | |
|которые | | | | |
|сильно портят мне настроение | | | | |
| | | | | |
|9) Моя жизнь стала лучше | | | | |
| | | | | |
|10) Многое не удается | | | | |
| | | | | |
4
1 2 3 123 4
1234
123 4
123 4
123 4
4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие.
Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень
плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.
Условия жизни
Оценка в баллах
1) Ваши жилищные условия
2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и
т.п.)
3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы
и т.п.)
4) Условия Вашего труда
5) Деньги, доход
6) Возможности использования денег
7) Медицинское обслуживание
8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)
9) Досуг, спорт, развлечения
10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)
11) Политическая ситуация в регионе проживания
12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)
13) Свобода вероисповедания, политической активности
5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие
людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами
своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не
удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 —
пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.
Стороны жизни
Оценка в баллах
1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.
2) Отношения в семье
3) Дети: их здоровье и благополучие
4) Питание
5) Отдых
6) Материальное благополучие, обеспеченность
7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам
8) Положение в обществе
9) Жизненные перспективы
10) Любовь, сексуальные чувства
11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо
6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.
7. Возраст: _____лет.
8. Образование: 1 — начальное и ниже
2 —неполное среднее
3 — среднее общее
4 — среднее специальное
5 — незаконченное высшее
6 — высшее.
9. К какой общественной группе Вы относитесь?
1-рабочий 6
- домохозяйка
2 - служащий 7-
безработный
3 - пенсионер по возрасту 8 -
предприниматель
4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин
5 - учащийся, студент 10 -
другое
10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),
2 — никогда не был женат (замужем),
3 — разведен(а), живу отдельно,
4 — вдовец (вдова).
11. Место проживания ___________________________
Название населенного пункта, район, область
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!
Регистрационный номер _____________________
обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых
татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-
опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк-
Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7.
Далее
оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4.
здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель
с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального
ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может
жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов.
Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла
собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис-
Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с
высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).
Таблица 1
Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин
|Уровень | |
|стресса |Средний балл |
| |Мужчины |Женщины |
|Высокий |2,00 - |2.18-3.0|
|Средний |3.00 |0 |
|Низкий |1.00-0.9|1.18-2.1|
| |9 |7 |
| |0.00 - |0.00-1.1|
| |0.99 |7 |
Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены
к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.
Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в
целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние
удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом.
Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов,
набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по
подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом
могут варьировать от -15 до+15 баллов.
Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня
удовлетворенности жизнью в целом, т.е. свидетельствует о состоянии
неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в
получении психологической помощи.
Результат от "Л до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне
удовлетворенности жизнью в целом.
Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и
оптимистическом мироощущении.
Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями
жизни.
Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму
баллов по всем 13 подпунктам.
Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности
условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в
получении психологической помощи.
При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются
испытуемым как удовлетворительные.
Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого
качества жизни.
Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1—2 балла, то
представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как
источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым
испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в
наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его
поддержки.
Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных
жизненных потребностей.
При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11
подпунктам шкалы.
При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы
Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените
Ваше отношение к этому факту».
Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените. насколько
Вы удовлетворены своим семейным положением».
Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к
данному факту».
Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы.
Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком
уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о
потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41
балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных
потребностей.
Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.
Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1—2
балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность)
может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса,
переживаемого испытуемым.
Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует
рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие
испытуемого и являющиеся источником его поддержки.
Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-
демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования,
общественной группы, семейного положения, места жительства.
Необходимо обратить внимание на то. что по результатам наших исследований,
проводившихся в Москве и в Брянской области, к числу групп населения с
наиболее высоким уровнем ПЭН и с наиболее выраженной потребностью в
получении психологической помощи относятся: женщины; лица старше 40 лет;
лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
пенсионеры и безработные.
ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНИКА «ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» В ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
С помощью опросника «Ваше самочувствие» были обследованы три случайные
выборки населения (мужчины и женщины в возрасте 25—64 лет) в различных
городах России:
1) Москва — 763 человека;
2) Клинцы Брянской области (уровень радиоактивного загрязнения более 5
ci/кв.км) — 1050 человек;
3) Почеп Брянской области (радиоактивное загрязнение отсутствует) — 491
человек.
При проведении психологического обследования регистрировались также
самооценка здоровья и основные социально-демографические показатели:
пол, возраст, уровень образования, общественная группа, семейное положение.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1, Уровень удовлетворенности жизнью в целом (1 шкала). Сравнение средних
баллов по критерию с2 выявило, что уровень удовлетворенности жизнью в целом
в г. Почеп как у мужчин, так и у женщин значимо выше, чем у жителей г.
Москва и г. Клинцы (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели (в балдах) удовлетворенности жизнью в целом у жителей г.
Клинцы, г. Москва и г. Почеп
|Выборк|Уровень |Садан|
|а |удовлетворенно|и |
| |сти |балл |
| |низ|средний | |
| |кий|(высокий | |
|Клинцы|36.|30,7 32.7|+0,58|
|:муж. |6 | | |
|жен. |33.|34.9 31.8|-1,61|
|всего |3 | | |
| |34.|33.5 32.1|-0,91|
| |4 | | |
|Москва|34,|36.2 29.0|+0,20|
|: муж.|8 | | |
|жен. |33.|39,3 27.1|-1,85|
|всего |6 | | |
| |34,|37.8 28.0|-0,80|
| |2 | | |
|Почеп:|5.9|51.0 43.1|+2.,5|
|муж. |5.4| |1 |
|жен. | |32.3 62.2|+0,.5|
|всего |5.7| |2 |
| | |43.2 51.1|+1,68|
Примечание: р<0,03.
Дисперсионный анализ данных показал, что уровень удовлетворенности жизнью
в целом достоверно связан с такими факторами, как пол, возраст, уровень
образования, семейное положение, социальная группа, самооценка здоровья и
наличие хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
Так, средний уровень удовлетворенности жизнью у женщин (-0,89) достоверно
ниже, чем у мужчин (1,23) (р<0,05).
У лиц старше 40 лет средний уровень удовлетворенности жизнью (-0,10)
ниже, чем у лиц моложе 40 лет (1,62) (р<0,05).
У лиц с начальным и с неполным средним образованием обнаружен наиболее
низкий уровень удовлетворенности жизнью (-2,23), тогда как у лиц со средним
образованием выявлен в целом более высокий уровень удовлетворенности
(0,92). Лица с высшим образованием (-0,58) по уровню удовлетворенности
составили промежуточную группу (р<0,05).
Сравнение групп населения с различным семейным статусом выявило
достоверно (р<0,002) более низкие средние показатели удовлетворенности
жизнью у разведенных (-2,63) и у вдовых (-3,69) по сравнению с лицами,
состоящими в браке (0,38), и лицами, никогда не вступавшими в брак (1.99).
Среди различных социальных групп наиболее низкие показатели
удовлетворенности жизнью (р<0,05) обнаружены у пенсионеров по инвалидности
(-3,83), безработных (-1,55), пенсионеров по возрасту (-1,42) и домохозяек
(-1,16). Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у
предпринимателей (4,87) и учащихся, студентов (2,96). У рабочих (0,62) и
служащих (-0,07) выявлены промежуточные показатели удовлетворенности
жизнью.
Средний балл по шкале удовлетворенности жизнью в целом у лиц, имеющих
ХНИЗ (-1,31), достоверно ниже, чем у здоровых лиц (1,29) (р<0,05).
Выявлена прямо пропорциональная связь между уровнем удовлетворенности
жизнью и самооценкой здоровья.
Наиболее высокие показатели удовлетворенности жизнью в целом обнаружены у
лиц с высокой самооценкой здоровья (4,26 и 4,83 балла). И наоборот,
наиболее низкие показатели удовлетворенности жизнью обнаружены у лиц с
низкой самооценкой здоровья (-3,96 и -5,86).
Таким образом, можно выделить наименее удовлетворенные жизнью в целом
группы населения: женщины;
лица старше 40 лет; лица с начальным и неполным средним образованием;
разведенные и вдовые лица; пенсионеры, безработные и домохозяйки; лица с
низкой самооценкой здоровья и лица с ХНИЗ.
2. Удовлетворенность условиями жизни (2 шкала). В табл. 3 представлены
средние показатели удовлетворенности условиями жизни у жителей г. Клинцы
(1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г. Почеп (491 чел.).
Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических
факторов с удовлетворенностью условиями жизни и самооценкой здоровья.
Обнаружено, что оценка жилищных условий зависит от возраста, семейного
положения, а также связана с самооценкой здоровья. Так, к числу групп
населения, наименее удовлетворенных своими жилищными условиями, относятся:
лица моложе 40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлено, что оценка бытовых условий в районе проживания связана с уровнем
образования, семейным положением и самооценкой здоровья. Так, к числу групп
населения, наименее удовлетворенных своими бытовыми условиями,
относятся:лица с низким уровнем образования; лица, состоящие в браке и
разведенные; лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность экологическими условиями в районе
проживания зависит от влияния.таких факторов, как пол, возраст, семейное
положение и самооценка здоровья. Так, к числу групп населения, наименее
удовлетворенных экологическими условиями, относятся: женщины; лица старше
40 лет; разведенные лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, значимо связанные с удовлетворенностью условиями труда:
пол, возраст, образование, семейное положение, общественная группа и
самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных
своими условиями труда, относятся: мужчины; лица старше 40 лет;
лица с низким образованием; разведенные и состоящие в браке; рабочие, а
также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность доходом связана с такими факторами, как
семейное положение, социальная группа и самооценка здоровья. К наименее
удовлетворенным своим доходом группам населения относятся: разведенные
лица; пенсионеры по инвалидности;
учащиеся и безработные, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью возможностями
использования денег: пол, возраст, образование, семейное положение,
социальная группа, самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее
удовлетворенных возможностями использования денег, относятся: женщины; лица
старше 40 лет; лица с высшим образованием; вдовые и разведенные; служащие и
лица с низкой самооценкой здоровья.
Таблица 3
Средние показатели (в баллах) удовлетворенности условиями жизни
у жителей гг. Клинцы, Москва и Почеп
|Условия жизни |Кливцы |Москва |Почеп |
| |Ср.балл, |Ср.балл, |Ср. балл. |
| |ранг |ранг |ранг |
|1. Жилищные условия |3,47 |3,3 |3.5| |
| |(11) |(9) |2 |(11) |
|2. Бытовые условия в районе | | | | |
|проживания (магазины, | | | | |
|услуги» | | | | |
|транспорт и т.п.) |3,24 |3.50 |3.2| |
| |(8) |(11) |4 |(7) |
|3. Экологические условия в | | | | |
|районе про | | | | |
|живания (чистота воздуха, |2.61 |2,77 |3.2| |
|воды и т.п.) |(1) |(3) |5 |(8) |
|4. Условия труда |3,26 |3.29 |3,2| |
| |(10) |(8) |0 |(6) |
|5. Деньги, доход |2,83 |2,70 |2,8| |
| |(3) |(2) |4 |(1) |
|6. Возможности использования|3,23 |2,90 |3.2| |
|денег |(7) |(4) |5 |(9) |
|7. Медицинское обслуживание |3,19 |3,19 |3.6| |
| |(6) |(7) |2 |(12) |
|8. Возможности получения | | | | |
|информации | | | | |
|(радио, телевидение, печать)|3,92 |4,06 |3.8| |
| |(13) |(13) |3 |(13) |
|9. Досуг, спорт, развлечения|2,99 |3,00 |2.9| |
| |(4) |(5) |3 |(3) |
|10. Возможности общения с | | | | |
|искусством | | | | |
|(кино. музеи, книги и т.п.) |3,14 |3,43 |2.8| |
| |(5) |(10) |7 |(2) |
|11. Политическая ситуация в | | | | |
|регионе | | | | |
|проживания |3,24 |3,01 |3.0| |
| |(9) |(6) |9 |(4) |
|12. Социальная и правовая | | | | |
|защищенность | | | | |
|(чувство безопасности) |2,77 |2,55 |3.1| |
| |(2) |(1) |0 |(5) |
|13. Свобода вероисповедания,| | | | |
|политичес | | | | |
|кой активности |3,65 |3,58 |3,4| |
| |(12) |(12) |8 |(10) |
|СРЕДИ ИИ Б АЛЛ |3,19 |3,18 | |3,25 |
Обнаружены факторы, связанные с удовлетворенностью медицинским
обслуживанием: образование и самооценка здоровья. К числу групп населения,
наименее удовлетворенных медицинским обслуживанием, относятся лица с высшим
и незаконченным высшим образованием. а также лица с низкой самооценкой
здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность возможностями получения информации
зависит от влияния таких факторов, как уровень образования, семейное
положение и самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее
удовлетворенных возможностями получения информации, относятся: лица с
начальным образованием; состоящие в браке и разведейные; лица с низкой
самооценкой здоровья.
Выявлено, что удовлетворенность возможностями проведения досуга связана с
такими факторами, как пол, возраст, семейное положение, самооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим досугом,
относятся: женщины; лица старше 40 лет; состоящие в браке, разведенные и
вдовые лица и лица с низкой самооценкой здоровья.
Получены значимые корреляции оценки возможностей общения с искусством с
такими факторами, как пол, образование, семейное положение и самооценка
здоровья. К числу групп населения. наименее удовлетворенных возможностями
общения с искусством, относятся: женщины; лица с начальным образованием;
лица, состоящие в браке, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлена зависимость оценки политической ситуации в регионе проживания от
таких факторов, как возраст, уровень образования, семейное положение,
социальная группа и самооценка здоровья. Среди различных групп населения
йаименее удовлетворены политической ситуацией лица старше 40 лет; лица с
высшим образованием; вдовые; пенсионеры по возрасту и лица с низкой
самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью социальной и правовой
защищенностью: возраст, образование, семейное положение, социальная группа,
самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных
своей социальной и правовой защищенностью, относятся: лица старше 40 лет;
лица с высшим образованием;
вдовые и разведенные; служащие, а также лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружены факторы, связанные с оценкой свободы вероисповедания,
политической активности: уровень образования и самооценка здоровья. К числу
групп населения, наименее удовлетворенных свободой вероисповедания,
политической активности, относятся лица со средним образованием и лица с
низкой самооценкой здоровья.
3. Удовлетворенность основных жизненных потребностей (3 шкала). В табл. 4
представлены средние показатели удовлетворенности основных жизненных
потребностей у жителей г. Клинцы (1050 чел.), г. Москва (763 чел.) и г.
Почеп (491 чел.).
Был проведен дисперсионный анализ взаимосвязи социально-демографических
факторов с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и самооценкой
здоровья.
Обнаружено, что удовлетворенность работой зависит от таких факторов. как
социальная группа и самооценка здоровья. К числу групп населения. наименее
удовлетворенных своей работой. относятся: безработные, пенсионеры по
инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлена взаимосвязь уровня удовлетворенности семейными отношениями и
таких факторов, как пол, семейное положение, социальная группа и самооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своими
семейными отношениями, относятся: женщины; разведенные; безработные и лица
с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой удовлетворенности- своими детьми:
пол, семейное полсйкеняе и самооценка здоровья. К числу групп населения, в
наибольшей степени озабоченных здоровьем и благополучием своих детей,
относятся: женщины; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Обнаружена связь удовлетвори сти питанием с такими факторами, возраст,
уровень образования. семейное положение, социальная группам мооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных им питанием,
относятсящица старше 40 лет; лица с незаконченным высшим и с высшим
образованием; разведенные;
служащие и учащиеся; лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности отдыхом:
пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальная группа и
самооценка здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных
своим отдыхом, относятся: женщины;
лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные; служащие и
лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим материальным
положением: пол, семейное положение, социальная группа и самооценка
здоровья. К числу групп населения, наименее удовлетворенных своим
материальным положением, относятся:
женщины; разведенные; учащиеся, безработные и лица с низкой самооценкой
здоровья.
Обнаружены факторы, связанные с уровнем удовлетворенности общением:
возраст, уровень образования, семейное положение, самооценка здоровья. К
числу групп населения, наименее удовлетворенных своим общением с друзьями,
с людьми, близкими по интересам, относятся: лица старше 40 лет; лица с
высшим образованием; разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Таблица 4
Средние показатели (в баллах) удовлетворенности основных
жизненных потребностей у жителей гг. Клннцы, Москва и Почеп
|Условия жизни |Клинцы |Москва |Почеп |
| |Ср. балл,|Ср. балл, |Ср. балл. |
| |ранг |ранг |ранг |
|1. Работа (характер труда, | |
|отношения на | |
|работе, возможности и т.п.) |3.59 (9) |
| |3.37 (8) |
| |3.48 (4) |
|2. Отношения в семье |3.74 (10) |
| |3.79 (11) |
| |4.05 (11) |
|3. Дети: их здоровье и |3,52 (7) |
|благополучие |3,48 (9) |
| |3.71 (7) |
|4. Питание |3.48 (6) |
| |3.24 (4) |
| |3.72 (8) |
|5. Отдых |3.24 (3) |
| |3.08 (3) |
| |3.41 (3) |
|6. Доход |3.00 (2) |
| |2.79 (2) |
| |3.13 (1) |
|7. Общение с друзьями, с | |
|людьми. | |
|близкими по интересам |3.80 (11) |
| |3.60 (10) |
| |3,89 (10) |
|8. Положение в обществе |3,55 (8) |
| |3.26 (5) |
| |3.51 (6) |
|9. Жизненные перспективы |2.93 (1) |
| |2.77 (1) |
| |3.20 (2) |
|10. Любовь, сексуальные |3.43 (4) |
|чувства |3.34 (6) |
| |3.87 (9) |
|11. Любимое занятие, | |
|возможность | |
|выразить себя в чем-либо |3.46 (5) |
| |3.34 (7) |
| |3.50 (5) |
|С РЕ ДНИ И БАЛЛ |3.43 |
| |3.28 |
| |3.59 |
Выявлены факторы, связанные с удовлетворенностью своим положением в
обществе: возраст, уровень образования, семейное положение и самооценка
здоровья. К числу групп населения, наиболее неудовлетворенных своим
положением в обществе, относаггся:
лица старше 40 лет; лица с высшим образованием; разведенные и лица с низкой
самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой жизненных перспектив: пол, возраст,
уровень образования, семейное положение, общественная группа, самооценка
здоровья. К числу групп населения, наиболее пессимистично оценивающих свое
будущее, относятся:
женщины; лица старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; инвалиды и безработные. а также лица с низкой самооценкой
здоровья.
Обнаружено, что уровень удовлетворенности потребности в любви зависит от
таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, уровень образования,
социальная группа и самооценка здоровья. К числу лиц с наиболее низким
уровнем удовлетворенности потребности в любви относятся: женщины; лица
старше 40 лет; разведенные и вдовые; лица с неполным средним образованием;
пенсионеры по инвалидности и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные с оценкой возможности самовыражения:
пол, возраст, семейное положение, самооценка здоровья. К числу групп
населения, наиболее низко оценивающих свои возможности самовыражения,
относятся: женщины; лица старше 40 лет;
разведенные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале
удовлетворенности условиями жизни (шкала 2): пол, возраст, уровень
образования, семейное положение и самооценка здоровья. К числу групп
населения, наименее удовлетворенных условиями жизни в целом, относятся:
женщины; лица старше 40 лет; лица с низким уровнем образования; разведенные
и лица с низкой самооценкой здоровья.
Выявлены факторы, связанные со средним суммарным баллом по шкале
удовлетворенности основных жизненных потребностей (шкала 3): пол, возраст,
уровень образования, семейное положение, социальная группа и самооценка
здоровья. К числу групп населения с наиболее низким уровнем
удовлетворенности основных жизненных потребностей относятся: женщины; лица
старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием; разведенные;
инвалиды, безработные и лица с низкой самооценкой здоровья.
Таким образом, опросник «Ваше самочувствие» позволяет выявлять лиц с низким
уровнем удовлетворенности жизнью, нуждающихся в получении психологической
помощи, а также группы населения с наиболее высоким уровнем
психоэмоционального напряжения. Обследование случайных выборок жителей гг.
Москва, Клинцы и Почеп показало, что к числу групп населения с наиболее
высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся: женщины; лица
старше 40 лет; лица с начальным и с высшим образованием;
разведенные; пенсионеры, безработные; лица с низкой самооценкой здоровья.
Представители данных групп имеют повышенную потребность в получении
психологической помощи.
Результаты проверки психометрических свойств данного опросника
(надежность, специфичность, чувствительность и др.) свидетельствуют о том,
что данный инструмент может быть рекомендован для внедрения при проведении
массовых эпидемиологических обследований взрослого населения России.
Кроме того, опросник «Ваше самочувствие» целесообразно использовать в
работе специалистов (психологов, психотерапевтов), проводящих
индивидуальное психологическое консультирование в целях диагностики
уровня психоэмоционального напряжения и его источников у пациентов и
оценки динамики их психологического статуса в процессе психокоррекции и
психотерапии. |