Курсовая: Уравнения с параметрами
ПЛАН
Введение
Глава 1.
§1. Теоретические основы решения уравнений с параметрами.
§2. Основные виды уравнений с параметрами.
Глава 2.
§1. Разработка факультативных занятий по теме.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью факультативных занятий по математике являются расширение
и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие
их математических способностей. Процесс обучения строится как
совместная исследовательская деятельность учащихся.
Большую роль в развитии математического мышления учащихся на
факультативных занятиях играет изучение темы "Уравнения с
параметрами". Вместе с тем изучение этой темы в школьной программе
не уделено достаточного внимания. Интерес к теме объясняется тем, что
уравнения с параметрами предлагаются как на школьных выпускных
экзаменах, так и на вступительных экзаменах в вузы.
Целью курсовой работы является ознакомление учащихся с теоретическими
основами решения уравнений с параметрами, основными их видами и
рекомендациями к решению.
ГЛАВА 1
§1. Теоретические основы решения уравнений с параметрами.
Рассмотрим уравнение
F(х, у, ..., z; α,β, ..., γ) =0 (F)
с неизвестными х, у, ..., z и с параметрами α,β, ...,
γ ;при всякой допустимой системе значений параметров α0
,β0, ..., γ0 уравнение (F) обращается в
уравнение
F(х, у, ..., z; α0,β0, ..., γ0) =0 (F0)
с неизвестными х, у,..., z, не содержащее параметров. Уравнение (Fo
) имеет некоторое вполне определенное множество (быть, может, пустое) решений.
Аналогично рассматриваются системы уравнений, содержащих параметры.
Допустимыми системами значений параметров считаются системы, допустимые для
каждого уравнения в отдельности.
Определение. Решить уравнение (или систему), содержащее
параметры, это значит, для каждой допустимой системы значений параметров найти
множество всех решений данного уравнения (системы).
Понятие эквивалентности применительно к уравнению, содержащим параметры,
устанавливается следующим образом.
Определение. Два уравнения (системы)
F(х, у, ..., z; α,β, ..., γ) =0 (F),
Ф (х, у, ..., z; α,β, ..., γ) =0 (Ф)
с неизвестным х, у,..., z и с параметрами α,β, ..., γ
называются эквивалентными, если для обоих уравнений (систем) множество
допустимых систем значений параметров одно и то же и при всякой допустимой
системе значений, параметров оба уравнения (системы уравнений) эквивалентны.
Итак, эквивалентные уравнения при всякой допустимой системе значений
параметров имеют одно и то же множество решений.
Преобразование уравнения, изменяющее множество допустимых систем значений
параметров, приводит к уравнению, не эквивалентному данному уравнению.
Предположим, что каждое из неизвестных, содержащихся в уравнении
F(x, у,,z; α,β, ..., γ)=0 (F)
задано в виде некоторой функции от параметров: х = х(α,β, ...,
γ);
у = у(α,β, ..., γ);..
z=z (α,β, ..., γ). (Х)
Говорят, что система функций (Х), заданных совместно, удовлетворяет
уравнению (F), если при подстановке этих функций вместо неизвестных
х, у,..., z в уравнение (F) левая его часть обращается в нуль тождественно
при всех допустимых значениях параметров:
F (x(α,β, ..., γ), y(α,β, ..., γ),.,z
(α,β, ..., γ)≡0.
При всякой допустимой системе численных значений параметров α =
α0,β=β0, ..., γ= γ0
соответствующие значения функций (Х) образуют решение уравнения
F(х, у, ..., z; α0,β0, ..., γ0) =0
§2. Основные виды уравнений с параметрами .
Линейные и квадратные уравнения.
Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как
уравнение с параметрами : ах = b, где х –
неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или
контрольным значением параметра является то, при котором обращается в
нуль коэффициент при неизвестном.
При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи,
когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.
Особым значением параметра а является значение а = 0.
1. Если а ≠ 0 , то при любой паре параметров а и b оно
имеет единственное решение х =
.
2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b.
В этом случае значение b = 0 является особым значением
параметра b.
2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет.
2.2. При b = 0 уравнение примет вид : 0 х = 0. Решением
данного уравнения является любое действительное число.
П р и м е р . Решим уравнение
2а(а — 2) х=а — 2. (2)
Р е ш е н и е. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых
коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются
а=0 и а=2. При этих значениях а невозможно деление обеих
частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях
параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом,
целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на
подмножества
A1={0}, А2={2} и Аз= {а≠0, а≠2}
и решить уравнение (2) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение
(2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях
параметра:
1) а=0 ; 2) а=2 ; 3) а≠0, а≠2
Рассмотрим эти случаи.
1) При а=0 уравнение (2) принимает вид 0 х= — 2. Это уравнение не имеет корней.
2) При а=2 уравнение (2) принимает вид 0 х=0. Корнем этого
уравнения является любое действительное число.
3) При а≠0, а≠2 из уравнения (2) получаем, х=
откуда х= .
0 т в е т: 1) если а=0, то корней нет; 2) если а=2,
то х — любое действительное число;
3) если а≠0, а
≠2 , то х=
П р и м е р . Решим уравнение
(а — 1) х2+2 (2а+1) х+(4а+3) =0; (3)
Р е ш е н и е. В данном случае контрольным является значение a=1. Дело в
том, что при a=1 уравнение (3) является линейным, а при а≠
1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит,
целесообразно рассмотреть уравнение (3) как семейство уравнений, получающихся
из него при следующих значениях параметра: 1) а=l; 2) а
≠1.
Рассмотрим эти случаи.
1) При a=1 уравнение (3) примет вид бх+7=0. Из этого
уравнения находим х= - .
2) Из множества значений параметра а≠ 1 выделим те значения, при
которых дискриминант уравнения (3) обращается в 0.
Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао, то
при переходе значения D через точку ао дискриминант
может изменить знак (например, при а<ао D< 0, а при
а>ао D>0). Вместе с этим при переходе через точку ао
меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере
при а<ао корней нет, так как D< 0, а при а>а
о D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о
качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых
обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным
значениям.
Составим дискриминант уравнения (3):
=(2а+ l)2 — (а — 1) (4а+3). После упрощений получаем = 5а+4.
Из уравнения =0 находим а= — второе контрольное значение параметра а. При
этом если а < , то D <0; если a≥ , , то D≥0.
a ≠ 1
Таким образом, осталось решить уравнение (3) в случае, когда а<
и в случае, когда { a≥
, a ≠ 1 }.
Если а< , то уравнение (3) не имеет действительных корней; если же
{ a≥ , a ≠ 1 }, то находим
Ответ: 1) если а< , то корней нет ; 2) если а= 1, то х = - ;
3) a ≥ , то
a ≠ 1
Дробно-рациональные уравнения с параметрами, сводящиеся к линейным.
Процесс решения дробных уравнений протекает по обычной схеме: дробное
уравнение заменяется целым путем умножения обеих частей уравнения на общий
знаменатель левой и правой его частей. После чего учащиеся решают известным
им способом целое уравнение, исключая посторонние корни, т. е. числа, которые
обращают общий знаменатель в нуль. В случае уравнений с параметрами эта
задача более сложная. Здесь, чтобы исключить посторонние корни, требуется
находить значение параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, т. е.
решать соответствующие уравнения относительно параметра.
П р и м ер . Решим уравнение
(4)
Р е ш е н и е. Значение а=0 является контрольным. При a=0
уравнение (4) теряет смысл и, следовательно, не имеет корней. Если
а≠0, то после преобразований уравнение (4) примет вид:
х2+2 (1 — а) х +а2 — 2а — 3=0. (5)
Найдем дискриминант уравнения (5)
= (1 — a)2 — (a2 — 2а — 3) = 4.
Находим корни уравнения (5):
х1 =а + 1, х2 = а — 3.
При переходе от уравнения (4) к уравнению (5) расширилась
область определения уравнения (4), что могло привести к появлению посторонних
корней. Поэтому необходима проверка.
П р о в е р к а. Исключим из найденных значений х такие, при которых х
1+1=0, х1+2=0, х2+1=0, х
2+2=0.
Если х1+1=0, т. е. (а+1)+1=0, то а= — 2.
Таким образом, при а= — 2 х1 — посторонний корень уравнения
(4).
Если х1+2=0, т. е. (а+1)+2=0, то а= — 3.
Таким образом, при а= — 3 x1 — посторонний корень
уравнения (4).
Если х2+1 =0, т. е. (а — 3)+1=0, то а=2.
Таким образом, при а=2 х2 — посторонний корень
уравнения (4)'.
Если х2+2=0, т. е. (а — 3)+2=0, то а=1. Таким
образом, при а= 1 х2 — посторонний корень уравнения
(4).
Для облегчения выписывания ответа сведем полученные результаты на рисунке .
только х2 только х2 корней нет только х1 только х1
х1,2 х1,2
х1,2 х1,2 х
1,2 х1,2
-3 -2 0 1 2
а
В соответствии с этой иллюстрацией при а= — 3 получаем х= — 3 — 3= — 6;
при a= — 2 х= — 2 — 3= — 5; при a=1 х= 1+1=2; при a=2 х=2+1=3.
Итак, можно записать
От в ет: 1) если a= — 3, то х= — 6; 2) если a= —
2, то х= — 5; 3) если a=0, то корней нет; 4) если a= l,
то х=2; 5) если а=2, то х=3;
6) если а≠ -3 ;
а≠ -2 ;
а≠ 0 ; то х1 = а + 1,
а≠ 1 ; х2 = а – 3.
а≠ 2,
Иррациональные уравнения с параметрами.
Существует несколько способов решения иррациональных уравнений с
параметрами. Познакомимся с ними, разобрав следующий пример.
П р и м ер . Решить уравнение х - = 1. (6)
Решение:
Возведем в квадрат обе части иррационального уравнения с последующей
проверкой полученных решений.
Перепишем исходное уравнение в виде:
= х – 1 (7)
При возведении в квадрат обеих частей исходного уравнения и
проведения тождественных преобразований получим:
2 х2 – 2х + (1 - а) = 0, D = 2а – 1.
Особое значение : а = 0,5. Отсюда :
1) при а > 0,5 х1,2 = 0,5 ( 1 ± );
2) при а = 0,5 х = 0,5 ;
3) при а <0,5 уравнение не имеет решений.
Проверка:
1) при подстановке х = 0,5 в уравнение (7), равносильное
исходному, получим неверное равенство. Значит, х = 0,5 не является
решением (7) и уравнения (6).
2) при подстановке х1 = 0,5 ( 1 ± ) в (7) получим:
-0,5 ( 1 + ) = – ( 0,5 ( 1 - ))2
Так как левая часть равенства отрицательна, то х1 не
удовлетворяет исходному уравнению.
3) Подставим х2 в уравнение (7):
=
Проведя равносильные преобразования, получим:
Если , то можно возвести полученное равенство в квадрат:
Имеем истинное равенство при условии, что
Это условие выполняется, если а ≥1. Так как равенство истинно при а
≥1, а х2 может быть корнем уравнения (6) при а >
0,5, следовательно, х2 – корень уравнения при а ≥1.
Тригонометрические уравнения.
Большинство тригонометрических уравнений с параметрами сводится к
решению простейших тригонометрических уравнений трех типов. При решении
таких уравнений необходимо учитывать ограниченность тригонометрических
функций у = sin x и y = cos x. Рассмотрим примеры.
Пример . Решить уравнение: cos =2а.
Решение: Так как Е(соs t)=[-1; 1], то имеем два случая.
1. При |a| > 0,5 уравнение не имеет решений.
2. При |a| ≤0,5 имеем:
а)
=arccos2a+2πn. Так как уравнение имеет решение, если arccos2а+2
πn≥0, то n может принимать значения n=0, 1, 2,
3,.... Решением уравнения является х = 1+(2πn+аrссоs2а
)2
б) =-аrссоs2
а+πn. Так как уравнение имеет решение при условии, что
-аrссоs2а+2πn>0, то n=1, 2, 3,..., и
решение уравнения. х=1+(2πn-arccos2a)2 .
Ответ: если |a| > 0,5, решений нет;
если |a| ≤0,5 , х = 1+(2πn+аrссоs2а)
2при n = 0, 1, 2,... и х=1+(2πn-arccos2a
)2 при n
N.
Пример . Решить уравнение: tg ax2 =
Решение:.
ах2 = +πn, n Z
Если коэффициент при неизвестном зависит от параметра, то появляется особое
значение параметра. В данном случае:
1. Если а=0, то уравнение не имеет решений.
2. Если а 0, то х2 = , n Z
Уравнение имеет решение, если ≥0. Выясним, при каких значениях n
и а выполняется это условие:
≥0
откуда n ≥ и а > 0 или n ≤ и а < 0.
Итак, уравнение имеет решение х = ± , если
1) а > 0 и n = 1,2,3,. или
2) а < 0 и n Z.
Ответ: при а = 0 решений нет;
при а > 0 и n = 1,2,3,. или а < 0 и n Z х = ± .
Пример. Решите уравнение: а sin bx = 1
Решение: Особое значение параметра а : а = 0.
1. При а = 0 решений нет.
2. При а 0 sin bx = . Имеем 2 случая:
2.1. Если > 1, то решений нет.
2.2. Если ≤ 1, то особое значение b = 0:
2.2.1. Если b = 0, то решений нет.
2.2.2. Если b 0, то х =
Ответ: при а = 0 или > 1 и а 0 или а 0 b = 0 решений нет;
при а 0 и ≤ 1 и b 0 х =
Показательные уравнения с параметрами.
Многие показательные уравнения с параметрами сводятся к элементарным
показательным уравнениям вида а f (x) =
b φ(х) (*), где а > 0, b
> 0.
Область допустимых значений такого уравнения находится как пересечение
областей допустимых значений функций f(x) и φ (х).
Для решения уравнения (*) нужно рассмотреть следующие случаи:
1) При а = b = 1 решением уравнения (*) является
область его допустимых значений D.
2) При а = 1, b ≠ 1 решением уравнения (*)
служит решение уравнения φ(х) = 0 на области допустимых
значений D.
3) При а ≠ 1, b = 1 решение уравнения (*)
находится как решение уравнения f(х) = 0 на области
D.
4) При а = b (а > 0, а ≠ 1,
b >0, b ≠ 1) уравнение (*) равносильно уравнению
f(х) = φ(х) на области D.
5) При а ≠ b (а > 0, а ≠
1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) тождественно
уравнению
log c a f(x) = log c b φ(x) (c > 0, c ≠ 1) на области D.
Пример. Решите уравнение: а х + 1 = b 3 – х
Решение. ОДЗ уравнения: х R, а > 0, b >0.
1) При а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла.
2) При а = b = 1, х R.
3) При а = 1, b ≠ 1 имеем: b 3 – х = 1 или 3 – х = 0 х = 3.
4) При а ≠ 1, b = 1 получим: а х + 1 = 1 или х + 1 = 0 х = -1.
5) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b
>0, b ≠ 1) имеем: х + 1 =3 – х
х = 1.
6) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1,
b >0, b ≠ 1) прологарифмируем исходное уравнение
по основанию а, получим:
, х + 1 = ( 3 – х ) log a b ,
Ответ: при а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла;
при а = b = 1, х R;
при а = 1, b ≠ 1 х = 3.
при а ≠ 1, b = 1 х = -1
при а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) х = 1
при а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)
Логарифмические уравнения с параметром.
Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению
корней элементарного логарифмического уравнения. Важным моментом решения
уравнений такого типа является проверка принадлежности найденных
корней ОДЗ исходного уравнения.
Пример. Решите уравнение 2 – log (1 + х) = 3 log а - log ( х 2 – 1 )2
Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1.
Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного
уравнения:
log а а2 + log ( х2 - 1) = log а ()3 + log a,
log а ( а2 (х2 - 1)) = log а (()3 ),
а2 (х2 - 1) = (х - 1) ,
а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1)
Так как х ≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части
уравнения на (х - 1)
а2 =
Возведем обе части полученного уравнения в квадрат:
а4 (х + 1) = х – 1 а4 х + а4 = х – 1 х( 1 - а4 ) = а4 + 1
Так как а ≠ -1 и а ≠ 1, то
Для того чтобы значения х являлось решением уравнения, должно
выполняться условие х > 1, то есть
Выясним, при каких значениях параметра а это неравенство истинно:
,
Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 –
а4 > 0, то есть при
а < 1.
Итак, при 0 < a < 1, x > 1, значит при 0 <
a < 1 х является корнем исходного уравнения.
Ответ: при а ≤ 0, а = 1 уравнение не имеет смысла;
при а > 1 решений нет;
при 0 < a < 1
ГЛАВА 2
§1. Разработка факультативных занятий по теме.
В общеобразовательных классах данная тема не берется в явном виде.
Она рассматривается в заданиях более сложного характера. Например, при
изучении темы "Квадратные уравнения", можно встретить следующие
задания:
1) При каком р уравнение х2 – 2х + 1 = р имеет один корень ?
2) При каких значениях параметра р сумма корней квадратного
уравнения
х2 + ( р 2 + 4р – 5 ) х – р = 0 равна нулю ?
В классах с углубленным изучением математики уравнения с параметрами
целенаправленно начинают изучать с 8 класса. Именно в этот период
вводится понятие "параметр". Основная задача – научить учащихся решать
уравнения с одним параметром.
Ученики должны уяснить, что уравнения с параметром – это семейство
уравнений, определяемых параметром. Отсюда и вытекает способ решения: в
зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества множества
допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества
находится соответствующее множество корней уравнения. Нужно обратить
внимание на запись ответа. В нем должно быть указано для каждого
значения параметра (или множества его значений), сколько корней имеет
это уравнение и какого вида.
На факультативных занятиях следует разобрать следующие виды задач:
1) на разрешимость: определить параметры, при которых задача имеет
хотя бы одно решение или не имеет решений вовсе.
2) на разрешимость на множестве: определить все параметры, при
которых задача имеет m решений на множестве М или не имеет решений
на множестве М.
3) на исследование: для каждого параметра найти все решения
заданной задачи.
Разработка факультативных занятий приведена в приложении. Структура
следующая:
Занятие№1. Решение линейных и квадратных уравнений
с параметрами.
Занятие№2. Решение линейных и квадратных уравнений
с параметрами.
Занятие№3. Решение дробно-рациональных и иррациональных
уравнений с параметрами.
Занятие№4. Тест
Занятие№5. Решение тригонометрических уравнений
с параметрами.
Занятие№6. Решение тригонометрических уравнений
с параметрами.
Занятие№7. Решение показательных и логарифмических
уравнений с параметрами.
Занятие№8. Тест
Занятие№1
Занятие№2
Занятие №3
Занятие № 4.
Вариант I.
- Решите уравнение k(x - 4) + 2 ( х + 1) = 1 относительно х.
а) при k=-2 корней нет; при k=-2 ;
б) при k-2 корней нет; при k=-2 ;
в) при k=-2 корней нет; при k=-2 и k=0,25 .
- Решите уравнение 2а( а - 2)х = а2 – 5а+6 относительно х
а) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 ;
б) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 ;
в) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 .
- При каких значениях b уравнение 1+2х – bx = 4+х имеет
отрицательное решение.
а) b<1 ; б) b>1 ; в) b=1
- При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси х?
а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.
- При каких значениях k уравнение (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3
= 0 имеет единственное решение?
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5 ; в) k=5, k= 2 .
- Решите относительно х уравнение
а)при b+1, b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла;
б)при b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла;
в)при b= ; при b=±1 нет смысла.
- При каких значениях параметра а уравнение имеет решение
а) а≥ 3 ; б) а=4 ; в) а≥ 0
- При каких значениях а уравнение имеет 2 корня?
а) –0,25≤а≤ 0 ; б) –0,25<а≤ 0 ; в) –0,25<а< 0
- При каких значениях параметра с уравнение имеет 2 корня?
а) с( - ∞ ;
-1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с
( - ∞ ; -1,5√3)
Вариант II.
- Решите уравнение 2х( а+1)= 3а(х+1)+7 относительно х.
а) при а=-2 корней нет; при а-2 ;
б) при а-2 корней нет; при а=-2 ;
в) при а-2 и а- корней нет; при а=-2 .
- Решите уравнение (а 2 - 81)х = а2 + 7а - 18 относительно х
а) при а=-9 х R ; при а=9 корней нет; при а-9 и а9 ;
б) при а=9 х R ; при а=-9 корней нет; при а-9 и а9 ;
в) при а= -9 х R ; при а=9 корней нет; при а-9 ;
- При каких значениях b уравнение 2+4х-bx=3+х имеет
отрицательное решение?
а) b<3 ; б) b<2 ; в) b>3
- При каких значениях k уравнение kx2 – (k - 7)x + 9 =0
имеет два равных положительных корня?
а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .
- При каких значениях а уравнение ax2 - 6x+а = 0
имеет два различных корня?
а) а( - 3 ; 0)U(0; 3
); б) при а( - 3 ;
3) ; в) с( -
∞ ; - 3)U ( 3 ; +∞)
- Решите относительно х уравнение
а)при а1,а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;
б) при а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;
в) при а1, а-0,4, ; а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла.
- При каких значениях параметра а уравнение имеет решение ?
а) а≥ 2/3 ; б) а≥ 2/3 √6 ; в) а≤ 2/3 √6
- При каких значениях а уравнение имеет 2 корня?
а) а≥ 0 ; б) ни при каких ; в) а≥ 1
- При каких значениях параметра с уравнение имеет 2 корня?
а) с( - ∞ ;
-1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с
( - ∞ ; -1,5√3)
Занятие №5-6
Занятие №7
Занятие №8.
Вариант I.
- Решите уравнение 3 cos x = 4b + 1 для всех значений параметра.
а) при b ( -1; 0,5 ) х = ± arcos ; при b(-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет;
б) при b [ -1; 0,5 ] х = ± arcos ; при b(-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет;
в) b(-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos ; b ( -1; 0,5 ) при реш.нет;
- Найдите все действительные значения параметра а, при
которых уравнение sin2 x – 3sin x + a
=0.
а) a [ -4; 2 ] ; б) а ( -4 ; 2) ; в) а [ - 4; 2 ).
- При каких значениях а уравнение cos4 x
+ sin4 x = a имеет корни?
а) a [ 0,5; 1 ] ; б) а [ -1 ; 0,5 ] ; в) а [ - 0,5; 1 ).
- Решите уравнение
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, а1 х = 2; при а = 1 не имеет смысла.
б) при а > 0 х R ; при а = 1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла.
в) при а = 1 х R ; при а > 0, а1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла.
- При каких значениях параметра уравнение 4х –
а2 х+1 – 3а2 + 4а = 0 имеет
единственное решение?
а) 2; б) 1 ; в) -1.
- Решите уравнение log a x 2 + 2 log a ( x + 2) = 1.
а) при а ≤ 1 х = 0,5( 2+ ) ; при а =100 х = 1.
б) при а > 100 реш. нет; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ); при а =100 х = 1;
при а ≤ 1 не имеет смысла .
в) при а > 100 реш.нет ; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ) ;
при а ≤ 1 не имеет смысла .
7. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение
имеет только один корень 1+ log 2 (ax) = 2 log 2
(1 - x)
а) а > 0, а = 2 ; б) а > 0, а = - 2 ; в) а < 0, а = - 2 .
- Решите уравнение а > 0, а1
а) а ; ; б) а2 ; - ; в ) а2 ;
Вариант II.
- Решите уравнение cos (3x +1 ) = b для всех значений параметра.
а) при |b| ≤ 1 х = ; при |b| > 1 реш.нет;
б) при |b| ≤ 1 и b=0 х = ; при |b| > 1 реш.нет;
в) при |b| > 1 х = ; при |b| < 1 реш.нет;
- Найдите все действительные значения параметра а, при
которых уравнение cos2 x + asin x =2
a -7.
а) a ( 2 ; 6 ) ; б) а ( 2 ; 4 ] ; в) а [ 2 ; 6 ].
- При каких значениях а уравнение cos6 x
+ sin6 x = a имеет корни?
а) a [ 0,25; 0,5 ] ; б) а [ 0,25 ; 1 ] ; в) а [ - 0,25; 1 ].
- Решите уравнение
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, х = 1; при а = 1 не имеет смысла.
б) при а = 1 х
R ; при а > 0, а
1 х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла.
в) при а > 0х R ; при а = 1 , х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла.
- При каких значениях параметра уравнение а( 2
х + 2-х ) = 5 имеет единственное решение?
а) -2,5; 2,5 ; б) 2; 2,5 ;
в) –2,5.
- Решите уравнение 3 lg (x – а) - 10 lg ( x - а)+1 = 0.
а) х = а + 1000, х = а + 3√10 ;
б) х = а - 3√10 , х = а –1000 ;
в) х = а - 3√10 , х = а + 1000 .
7. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение
имеет только один корень
а) 4 ; б) -4 ; в) - 2 .
- Решите уравнение а > 0, а1
а) -1 ; а ; б) 1 ; - а; в ) 1 ; а
Заключение.
При решении приведенных выше задач с параметрами происходит
повторение и, как следствие, более глубокое прочное усвоение
программных вопросов. Ученики расширяют свой математический кругозор,
тренируют мышцы интеллекта, при этом происходит развитие
математического, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и
обобщать. Решение задач с параметрами на факультативных занятиях это
помощь при подготовке к экзаменам. Происходит формирование таких
качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила
воли и точность.
Литература.
- С.И. Новоселов. Специальный курс элементарной алгебры.
Москва-1962. - Е.Ю. Никонов. Параметр. Самара – 1998.
-
Еженедельная учебно-методическая газета "Математика" №36/2001;
№4/2002; №22/2002; №23/2002; №33/2002. |