Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А.Н. Островского "Лес" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А. Н. Островского "Лес" В “Лесе”, как и во всяком другом произведении, отражается авторский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного общения между автором и читателем играют ремарки, тем более что пьесы Островского рассчитаны не только на постановку на сцене, но и на простое чтение. Сначала в этих кратких пояснениях мы видим лишь чисто функциональную роль, но ведь большинство из них могут сказать массу интересного о характере персонажа, признать особый оттенок окружающей его обстановки. Многие великие произведения “построены на ремарках”, и пьеса “Лес” не является исключением. По словам одного из критиков: “В ремарках Островского на единицу смысла приходится очень мало слов, а на одно слово - бездна разных смыслов”. Теперь рассмотрим конкретные ремарки в данном произведении и попробуем понять их значение и соответственно роль. В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей, то, что кажется ему в них наиболее важным. В этой комедии список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем “звездная пара” господ Милонова и Бодаева поразительно напоминает, несмотря на все их внешние различия между собой, другую парочку - Бобчинского и Добчинского. И уже здесь в ремарках есть намек на это: они обобщены как “богатые соседи Гурмыж-ской”. После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он - “купец, торгующий лесом”. А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместителем “темных сил”, с другой - он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится. “Петр, его сын”. Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в “Грозе”, он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний интересный для нас здесь персонаж - это Алексей Сергеевич Буланов, “молодой человек, не доучившийся в гимназии”. Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике. Конечно, значение этих персонажей станет понятно лишь потом, по ходу развития действия, но и при первом обзоре о них уже кое-что можно сказать. Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лирический или же бытовой фон. Описывают они в пьесе в основном усадьбу Гурмыжской: дом, природу. Есть также описание перекрестка, на котором встречаются дорога, ведущая к дому Гурмыжской, и путь в город Калинов. Рассмотрим сначала ремарки, относящиеся непосредственно к усадьбе. Вначале нам дается описание внутреннего расположения дома: “.... большая зала. Прямо две двери. Налево от зрителей окно и дверь в сад.... богатая мебель, трельяжи, цветы”. У “скромной распорядительницы своих денег” неплохой домик. Далее в двух местах мы встречаем описание сада: “Старый густой сад: налево от зрителей.... терраса барского дома, уставленная цветами.... ” И другая часть сада: “направо беседка, налево садовая скамейка, вдали, сквозь деревья, видно озеро”. Не случайно столь подробное описание, поскольку это место нам очень важно. Именно здесь раскрываются все тайны. Например, Счастливцев сообщает Несчастливцеву о взаимоотношениях между Гурмыжской и Булановым. Интересно в этой ремарке и упоминание о луне. Луна - это символ трудной, несчастной любви. Под луной встречаются Петр и Аксюша. В лунную ночь происходит встреча Счастливцева с Улитой, во время которой последний, прикинувшись влюбленным, узнает тайну Несчастливцева. И самое главное, при луне Гурмыж-ская открывает свои чувства Буланову. Причем конец этой встречи весьма печален для Буланова. Вот какую роль может “сыграть” одна маленькая ремарка в судьбах стольких персонажей. Второй разновидностью данного типа пояснения является описание перекрестка. На этом месте мы впервые встречаем Счастливцева и Несчастливцева, видим любовное свидание Аксюши и Петра. Вот как оно описывается в пьесе: “Лес, две неширокие дороги идут с противоположных сторон из глубины сцены и сходятся близь авансцены под углом. На углу крашеный столб, на котором, по направлению дорог, прибиты две доски с надписями; на правой: “В город Калинов”, на левой: “В усадьбу “Пеньки” помещицы г-жи Гурмыжской”. У столба низенький пень.... ” Описание этого перекрестка несет в себе определенную символику. Это как бы место пересечения двух жизненных путей, на котором стоит столб с указанием не просто направлений, а событий, соответствующих ему. В особенности это важно для Несчастливцева. Отправиться к Гурмыжской и жить в этом “погибшем мире”, но в роскоши, или же пойти по дороге в Калинов и жить бедно, но честно и свободно. Интересно также, что на пень садится Аксюша, а затем и Несчастливцев, о чем говорится в последующих ремарках. Это как бы указывает на их принадлежность к “Пенькам”. В следующей ремарке идет описание Счастливцева и Несчастливцева. В последнем мы видим лишь резкие, глубокие черты, в то время как в образе второго актера заметна лишь мягкость, сочетание насмешливости и робости. По кратким характеристикам внешности мы можем многое сказать о характерах этих двух персонажей. Теперь перейдем к ремаркам, важным при описании характеров героев. Здесь хотелось бы прежде привести общую мысль о том, что авторские пояснения, по словам одного из критиков, и в “Грозе”, и в “Лесе” показывают человека не в развитии, а его статичное состояние, что делает их для нас еще более ценными. Начнем со сцены разговора Карпа и Аксюши. “Вынув из кармана письмо”, Аксюша просит Карпа передать его Петру. Причем во время разговора она “отворачивается к окну”. Это действие говорит о том, что ей стыдно за тайные отношения. Они очень тяготят ее. Здесь же она “серьезно” заявляет, что не хочет денег, вырученных за лес, то есть денег, полученных столь варварским путем. В следующей сцене через ремарку опять показана восприимчивость, чувствительность и порядочность Аксюши. Отвечая на развязное поведение Буланова, она “почти сквозь слезы” говорит о своем возмущении и обиде. И уже “строго” ставит его на место словами: “А если не ваше, если чужое”. И опять же “тихо”, сознавая свою вину, “отвечает на насмешку Буланова о том, что лучше его ей жениха не найти, словами: “Ошибаетесь. Захочу поискать, так найду, а может, уж и нашла”. И в разговоре с Петром она “сердито” гонит его прочь после слов возлюбленного о том, что ничего особенного в их свиданиях нет и что любить его - это ее женская “обязанность”. Следующий характер, раскрытию которого немало помогают ремарки, - характер Буланова. Уже в сцене с Аксюшей его поведение просто отвратительно. “Увидав Аксюшу, подходит к ней и очень развязно кладет ей на плечо руку”. На гневный возглас возмущения Аксюши отвечает “обидясь”, говоря, что ее поведение удивляет его и что он не видит причин для такой реакции на его действия. А по словам Аксюши о том, что не все покупается за деньги, “презрительно улыбаясь”, отвечает: “Философия! ” Именно ремарки, передавая всю лицемерность поведения Буланова, помогают нам понять идеологию “не доучившегося гимназиста”. Он хороший актер, как практически все другие жители и посетители “Пеньков”, и это видно из ремарок к его диалогу с Гурмыжской: “Увидав Гурмыжскую, помогает ей сойти с террасы и целует руку”, “с участием” спрашивает о здоровье. И затем автор, быть может для того чтобы усилить наше негативное отношение к Буланову, неожиданно вводит перед его репликой такую ремарку: “Злобно улыбаясь”. И вся слащавость его слов сводится на нет. Он до того забавляется все время этой встречи, что позволяет себе неслыханную дерзость: “Обнимает Гурмыжскую и хочет поцеловать”. И лишь после того как она уходит, он осознает свою “ошибку” и “падает на скамейку” с криком: “Пропал, пропал, пропал! ” В своем поведении он доходит до того, что начинает “горячо” спорить с Не-счастливцевым. Будь это трагедия, эти ремарки не только раскрыли бы нам характер героя, но и сыграли бы весьма плачевную роль в его судьбе. Следующей героиней, характеристика которой полно отражается в ремарках, является сама Гурмыжская. Особенно интересны для ее характеристики пояснения, не относящиеся прямо к ней, а характеризующие поведение героев, с которыми она вступает в разговоры. Например, ее диалог с Аксюшей. Во всю его продолжительность девушка отвечает “потупя глаза, тихо”. Сама Гурмыжская во время всей беседы говорит “со смехом”, как бы издеваясь над Аксюшей. Это можно было бы рассматривать как простые функциональные ремарки, характеризующие взаимоотношения между бедной родственницей и ее богатой благодетельницей, если бы самих героинь мы воспринимали так же. Но разве не видим мы в Гурмыжской некую “царицу” в этом ограниченном мирке, ее поместье. Она как какая-то колдунья или Баба-Яга, прикрываясь маской добродетели, творит свои “темные дела”. Например, продает лес, единственное живое место, что в ее имении еще осталось. С этой точки зрения боязнь Аксюши взглянуть ей в глаза чувствуется нами совсем по-иному, возникает какое-то ощущение суеверного страха. Продолжая эту тему, надо сказать и о разговоре Гурмыжской с Улитой, ее верной служанкой. В то время как последняя “таинственно” пересказывает ей новости, Гурмыжская “смотрит ей в глаза”, пытаясь выведать, не скрыла ли та чего. В таком аспекте эти ремарки можно уже отнести и к характеристикам, и к пояснениям, создающим определенное “настроение” произведения. На примере разговора Гурмыжской с Улитой можно показать и еще один любопытный момент, отраженный в ремарках. Как уже было сказано, Гурмыжская только притворяется добродетельной, но ведь не она одна. Все обитатели ее дома, включая Милонова и Бодаева, играют роли, и эта театральность их поведения передана в ремарках. В вышеупомянутой беседе героини постоянно делают поясняющие жесты руками, о чем указано в ремарках, говорят с “жаром”. Для того чтобы подчеркнуть ненатуральность всех этих людей, вводится в произведение и Несчастливцев. В одной из ремарок даже говорится о том, что его высказывание взято из Шиллера. И подобным образом как бы ставится под сомнение правдивость речей всех там присутствующих, тем более что никто из них не догадался о принадлежности этих слов пьесе “Разбойники”. Здесь же интересна по своему оттеночному значению и ремарка, относящаяся к реплике Гурмыжской. После провокационных слов Несчастливцева она произносит: “Комедианты” - и при этом “пожимает плечами”. От этого незначительного на первый взгляд пояснения теряется однозначность заявления. Произнеси она его без единого действия, да еще с пафосом, сразу стало бы ясно, что она истинно или притворно, но хочет высмеять таким образом Несчастливцева и Счастлив-цева. Эта же ремарка “сбивает” все впечатление. То ли она хочет таким образом казаться равнодушной к словам племянника, то ли не уверена в правильности своих слов, а может, и в правильности адресата, к которому они направлены. А может, просто она настолько теряется или даже пугается при словах Несчастливцева, что жест этот выходит произвольно. Последние ремарки, которые мне бы хотелось рассмотреть в своем сочинении, - это пояснения к разговору о купле-продаже леса между Гурмыжской и Восьмибра-товым. Там аж два раза встречается ремарка “молчание”. Зачем она введена здесь? Для усиления пафоса, для привлечения внимания. Но к чему? Обычный разговор, подумаешь, лес. И здесь опять же приходит на ум мысль о единственном живом уголке в этом “мертвом царстве”, от которого спешит избавиться его хозяйка, не умея сберечь. И опять же смысл ремарок приобретает более высокое значение. Это уже не чисто функциональные пояснения, а своеобразный “восклицательный знак”. Можно было бы поговорить и о чисто функциональных ремарках, но это кажется мне скучным и не столь уж необходимым, поэтому позволю себе опустить этот момент. И заканчивая свое сочинение, мне хотелось бы сказать, что меня не перестает удивлять многообразие “детализационной символики”, которое столь многие авторы используют в своих произведениях и к которым, несомненно, относятся ремарки.
|