Лирические отступления в романе "Евгений Онегин" - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “. Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому : “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах–дьявольская разница! ” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора. Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет : “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина. Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки: Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии И средь полуденных зыбей, Под небом Африки моей, Вздыхать о сумрачной России…
Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем: Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит?
В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта. Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна–“пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно– и в то же время прекрасно. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”. Известный критик В. Г. Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия–это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода –это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка. Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:
Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех эти слов на русском нет…
Автор ведет полемику с “критиком строгим”, который “повелевает сбросить” поэтам “элегии венок убогий”. “Евгений Онегин” –это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей! ). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях. Образ автора в романе многолик: он –и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие–выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений. Роман , построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь
|