Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н. В. Гоголя. Фантастика — это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и “сверхъестественных”, образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Н. В. Гоголь — исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенность повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала. Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его замечательных “Вечерах на хуторе близ Диканьки”. Здесь фольклорная демонология и фантастика предстают то в гротескном виде (“Пропавшая грамота”, “Заколдованное место”, “Ночь перед Рождеством”), то в трагически ужасном (“Страшная месть”). Фольклорное начало прослеживается и в сюжете повестей, и в сути конфликта — это традиционный конфликт, заключающийся в преодолении препятствий, стоящих на пути влюбленных, в нежелании родственников выдать девушку за любимого человека. С помощью “нечистой силы”эти препятствия, как правило, преодолеваются. Так, кузнец Вакула летит на черте в Петербург за царицыными черевичками; Петро с помощью“нечистой силы” добывает клад, который дает ему возможность жениться на Параске; Левко, благодаря покровительству русалочки, находит свое счастье с Ганной. В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии. Его Соло-ха (“Ночь перед Рождеством”) разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие женщины. Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в бытовой, сатирический план. Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он“перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки”. В этом образе нет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный образ, он реален. “Поджаривающий в аду грешников” черт сравнивается с “бабой, поджаривающей на Рождество колбасу”. Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении людских персонажей с“нечистой силой”. Так, черт в “Ночи перед Рождеством” описывается как пародия на чиновника: “.... сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды”. Обращает на себя внимание и такая особенность гоголевских повестей в “Вечерах”: время действия. События изображаются или применительно к прошлому, или применительно к настоящему. В повестях о прошлом (“Пропавшая грамота”, “Вечер накануне Ивана Купала”, “Страшная месть”и др. ) фантастика открыто вмешивается в сюжет, она персонифицирована, это образы, в которых воплощено злое начало: черт или люди, вступившие с ним в сговор. Причем фантастические события сообщаются или автором-повествователем, или персонажем-основным повествователем, делающим ссылку на “очевидцев” (деда, тетки деда и пр. ). В произведениях, относящихся к современности, фантастическое представляется иначе. Здесь прямого указания на нереальность события нет. Наоборот, создается впечатление, что автор старается затушевать эту нереальность, сгладить у читателя ощущение нереальности события. Например, в “Сорочинской ярмарке” о слухах говорят персонажи, а о действительных “странностях” — повествователь. Почти сразу, с началом повествования, среди персонажей возникает ожидание чего-то страшного, какой-то беды. Оказывается, под ярмарку отвели“проклятое место”. Все это сообщается пока в форме слухов. Затем происходит невероятное: в окно выставилась “страшная свиная рожа, у Черевика вместо коня привязана “красная свитка”и т. д. Да и портрет цыгана какой-то необычный: это бродяга, жулик, но в нем есть и черты страшного человека, напоминающего“злую силу”, похожего на колдуна. Двойствен и образ Хиври: описание ее напоминает ведьму, хотя Гоголь ни разу не сказал об этом прямо. Таким же образом построена фантастика и в“Майской ночи”. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах —добра и зла, божеского и дьявольского (как и в народном творчестве), однако собственно доброй фантастики нет, она вся переплетена с“нечистой силой”. Единственное в этом отношении исключение — русалочка в “Майской ночи”. Но и она — существо страдающее, она не может противостоять дьявольской силе. И только с помощью Левко русалка побеждает ведьму-мачеху. Следует отметить, что фантастические элементы в “Вечерах” Н. В. Гоголя —это не случайное явление в творчестве великого русского писателя. На примере почти всех его произведений прослеживается эволюция фантастики, совершенствуются способы ее введения в повествование. И совершенствование это идет по линии завуалирования конкретных носителей сверхъестественной силы. Примером тому может служить реалистическая повесть“Нос”. Тема этой повести — потеря персонажем “части” своего “я” в результате действия “нечистой силы”. Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева —не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет даже в финале. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Неожиданным предстает и финал повести: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”. Таким образом, в повести идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов, о которых автор постоянно упоминает. Это слухи о том, что нос то прогуливается по Невскому проспекту, то по Таврическому саду, то он будто бы находился в магазине и т. п. Для чего введена такая форма сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеивает носителей этих слухов. Многие критики отмечали, что повесть “Нос” — ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы. Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.
|